«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в классе комплекте

урок предназначен для учителей начальных классов, работающих в классах комплектах. Тема: "Части речи. Закрепление" 2,4 класс.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка во 2,4 классах (класс – комплект)

Подготовила и провела учитель начальных классов ОШ имени Мичурина Аккольского района Аккольского лесхоза

Акмолинской области Республика Казахстан

Ратегова Дайнеп Шаеховна учитель высшей категории

Тема: «Части речи. Закрепление»

I.Организационный момент.

1) Психологический настрой

Настроение у нас отличное

А улыбки – дело привычное

Пожелаем друг другу добра

Ведь урок нам начинать пора


*Оформление работы в тетеради

II.Загадка:Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идёт на поле, на реку,

И по стежку, и по цветку. (Весна)

III.Сообщение темы урока.

Сегодня мы поговорим о весне.

*Что в вашем понимании весна? (время года).

*Любите ли вы весну? А за что? (ярче светит солнце, стало намного теплее, почти растаял снег, воздух стал свежее, прозрачнее, легко дышится, можно побродить по лужам…)

IV.Минутка чистописания.

Письмо по образцу: ве сн кап рель на ель

весна капель апрель

V. О весне написано много стихов, рассказов, сложено песен, написано музыки, картин. И мы на уроке постараемся описать весну, а в этом нам помогут… Как вы думаете что? (слова).

*А что такое слова? (это части речи).

*Какой раздел науки русского языка изучает части речи? (морфология ). *Какие части речи нам в этом могут помочь?( имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлоги, союзы, наречия).

*На какие группы делятся части речи? ( самостоятельные и служебные).

*Что мы знаем об имени существительном?


1) Мозговой штурм. ).

*Что мы знаем об имени существительном?

*Имя существительное – это…часть речи

*Отвечает на вопросы…кто? что?

*Обозначает…предмет

*Бывает …собственным и нарицательным

*Изменяется по….числам, по….родам

*Склоняется по…падежам

* Имеет …три склонения

*В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством

*Подчеркивается _________, ---------------, -.-.-.-.-.



2)Подберите к слову ВЕСНА однокоренные слова.

Весна, весенний, веснянка, веснушки, весной, вёсны.


2кл. – разбор слов весна, весенний, веснянка, веснушки, весной, вёсны.

по составу;

4 кл – фонетический разбор слов


ВЕСНА- существительное, 2 слога(вес – на), 5 букв, 5 звуков

В-(в*)- согл; звон, мяг, парн

Е-(и) – глас, безудар,

С –(с) – согл, глух, твёрд, парн,

Н- (н)-согл, звон, твёрд, непарн,

А –(а)- глас, ударн.

_________________________________________

5 букв, 5 звуков


3)*Какая часть речи поможет нам с вами описать весну? (имя прилагательное)

* Что мы знаем об имени прилагательном?

* Имя прилагательное …часть речи

*Отвечает на вопросы какая?, какое?, какой? какие?

*Обозначает - признак предмета

*Как изменяется имя прилагательное?(изменяется по числам, по родам , по падежам, в зависимости от им сущ ,с которым оно связано)

* В предложении - второстепенный член – определение

* Подчеркивается

*А каким образом оно нам поможет?( имя прилагательное украшает нашу речь, делает её красивой, красочной, выразительной, более понятной и точной).

* Теперь выясним, какая весна пришла в наши края?


( холодная, теплая, запоздалая, красивая, ласковая, поздняя, нарядная, нерешительная, заботливая, задумчивая, неутомимая, быстрая, весёлая, приветливая, игривая, улыбчивая, нежная, ранняя, солнечная, цветущая, пасмурная, ясная, прекрасная…)


-Вот, оказывается, сколько имён прилагательных можно подобрать, чтобы описать весну.


2кл – выбрать из слов имена прилагательные, составить пары синонимов, антонимов.

Карточка: со словами Холодная – тёплая ласковая - нежная

пасмурный – ясная красивая - прекрасная

поздний - ранний


4кл-разбор имени прилагательного как части речи..

Ласковая –1. им прилагательное – часть речи

2. связано с сушеств Весна

3. отвеч на вопрос (какая?)

4. ж.р.

5. ед.ч.

6.окончание –ая


Сегодня мы проведём минутку отдыха в хороводе:

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло

И повсюду золото

Разлило, разлило.


Ручейки на улице

Все журчат, все журчат.

Журавли курлыкают

И летят, и летят…


Расцвели подснежники

Да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке

Быть в венке, быть в венке.


Ой, солнышко- батюшко,

Угоди, угоди.

А землица-матушка,

Уроди, уроди.


4)Что же делает, сделает или уже сделала весна?

( пришла, наступила, хлюпает, улыбается, просится, приступила, рисует, шагает, выглянула, светится, придумала, распустит, пахнет, смеётся, тает, разослала, …)

*К какой части речи относятся эти слова? Это глаголы.

*Что мы знаем о глаголе, как о части речи?

*Что такое глагол?

*На какие вопросы отвечает глагол?(что делает? что делают?)

* Что обозначает? ( действие предмета)

*Глагол бывает … (неопределённой формы)

* Суффиксы глаголов н.ф.?

* Имеет два спряжения …

*Как изменяется глагол? (по числам, по родам, по лицам, по временам )

*Каким членом предложения является глагол? (главным – сказуемым)

*Как подчёркивается?

2 кл : выбрать глаголы, определить число глагола, подчеркнуть их, образовать от них глаголы единственного и множественного числа.

Карточка: По небу плывёт пушистое облачко. Солнышко светит ярко. На ветке сидят и поют скворцы.

Плывёт – плывут светит – светят

Сидят – сидит поют – поёт


4кл :выписать глаголы и разобрать их по составу, определить вид, спряжение глаголов.

Карточка: Весна щедро рассыпала цветы по всей земле. Под ногами хлюпает снег с водой. Ярко светит апрельское солнышко.

Рассыпала – соверш. вид; I спр

Хлюпает – несоверш. вид, I спр

Светит – несоверш вид ,II спр


5) Рассматривание книжной выставки « Мы весну встречаем» - эти книжки принесли дети.

Ребята, мы много читали рассказов, учили стихов о весне .

Расскажите то, что вам особенно понравилось. Дети рассказывают стихи, отрывки из рассказов о весне.

И. Антов « Весна»

И. Токмакова «Весна»

А. Сопыбеков «Сосулька»

С. Сейфуллин «Жаворонок»

А Плещеев «Весна»

В Жуковский «Жаворонок»

А. П. Чехов «Весной»


6) Предлагаю вам, ребята, посмотреть презентацию о весне в родном краю.

Обмен впечатлениями: вам понравилось?


7) А теперь мы с вами составим пятистишие о весне , но с условием

2 кл – составляют пятистишие об апрельской весне, которая у нас за окном, а 4 кл – о мартовской весне.


Весна Весна

Шагает, улыбается Идёт, запоздала

Тёплая, ласковая, приветливая Холодная, нерешительная, задумчивая

К нам весна шагает быстрыми шагами И для всех весна-красна придумала

важное дело

Радость Ожидание

2кл: 4кл – синтаксический разбор предложения

К нам весна шагает быстрыми шагами.

И для всех весна-красна придумала важное дело

8) Прошу вас, ребята, покажите свою весну в рисунке.

Звучит музыка П. И. Чайковского « Времена года . Апрель»

9)Вывешивание рисунков на доске. Обозрение рисунков.

10. Подведение итогов урока:

-Чем занимались на уроке?

-Было ли вам на уроке интересно?

-Что вы считаете нужным запомнить?

-Что показалось вам необычным?

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

11. Оценивание.

12. Д\з




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее