Урок русского языка во 2,4 классах (класс – комплект)
Подготовила и провела учитель начальных классов ОШ имени Мичурина Аккольского района Аккольского лесхоза
Акмолинской области Республика Казахстан
Ратегова Дайнеп Шаеховна учитель высшей категории
Тема: «Части речи. Закрепление»
I.Организационный момент.
1) Психологический настрой
Настроение у нас отличное
А улыбки – дело привычное
Пожелаем друг другу добра
Ведь урок нам начинать пора
*Оформление работы в тетеради
II.Загадка:Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по стежку, и по цветку. (Весна)
III.Сообщение темы урока.
Сегодня мы поговорим о весне.
*Что в вашем понимании весна? (время года).
*Любите ли вы весну? А за что? (ярче светит солнце, стало намного теплее, почти растаял снег, воздух стал свежее, прозрачнее, легко дышится, можно побродить по лужам…)
IV.Минутка чистописания.
Письмо по образцу: ве сн кап рель на ель
весна капель апрель
V. О весне написано много стихов, рассказов, сложено песен, написано музыки, картин. И мы на уроке постараемся описать весну, а в этом нам помогут… Как вы думаете что? (слова).
*А что такое слова? (это части речи).
*Какой раздел науки русского языка изучает части речи? (морфология ). *Какие части речи нам в этом могут помочь?( имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлоги, союзы, наречия).
*На какие группы делятся части речи? ( самостоятельные и служебные).
*Что мы знаем об имени существительном?
1) Мозговой штурм. ).
*Что мы знаем об имени существительном?
*Имя существительное – это…часть речи
*Отвечает на вопросы…кто? что?
*Обозначает…предмет
*Бывает …собственным и нарицательным
*Изменяется по….числам, по….родам
*Склоняется по…падежам
* Имеет …три склонения
*В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством
*Подчеркивается _________, ---------------, -.-.-.-.-.
2)Подберите к слову ВЕСНА однокоренные слова.
Весна, весенний, веснянка, веснушки, весной, вёсны.
2кл. – разбор слов весна, весенний, веснянка, веснушки, весной, вёсны.
по составу;
4 кл – фонетический разбор слов
ВЕСНА- существительное, 2 слога(вес – на), 5 букв, 5 звуков
В-(в*)- согл; звон, мяг, парн
Е-(и) – глас, безудар,
С –(с) – согл, глух, твёрд, парн,
Н- (н)-согл, звон, твёрд, непарн,
А –(а)- глас, ударн.
_________________________________________
5 букв, 5 звуков
3)*Какая часть речи поможет нам с вами описать весну? (имя прилагательное)
* Что мы знаем об имени прилагательном?
* Имя прилагательное …часть речи
*Отвечает на вопросы какая?, какое?, какой? какие?
*Обозначает - признак предмета
*Как изменяется имя прилагательное?(изменяется по числам, по родам , по падежам, в зависимости от им сущ ,с которым оно связано)
* В предложении - второстепенный член – определение
* Подчеркивается
*А каким образом оно нам поможет?( имя прилагательное украшает нашу речь, делает её красивой, красочной, выразительной, более понятной и точной).
* Теперь выясним, какая весна пришла в наши края?
( холодная, теплая, запоздалая, красивая, ласковая, поздняя, нарядная, нерешительная, заботливая, задумчивая, неутомимая, быстрая, весёлая, приветливая, игривая, улыбчивая, нежная, ранняя, солнечная, цветущая, пасмурная, ясная, прекрасная…)
-Вот, оказывается, сколько имён прилагательных можно подобрать, чтобы описать весну.
2кл – выбрать из слов имена прилагательные, составить пары синонимов, антонимов.
Карточка: со словами Холодная – тёплая ласковая - нежная
пасмурный – ясная красивая - прекрасная
поздний - ранний
4кл-разбор имени прилагательного как части речи..
Ласковая –1. им прилагательное – часть речи
2. связано с сушеств Весна
3. отвеч на вопрос (какая?)
4. ж.р.
5. ед.ч.
6.окончание –ая
Сегодня мы проведём минутку отдыха в хороводе:
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки на улице
Все журчат, все журчат.
Журавли курлыкают
И летят, и летят…
Расцвели подснежники
Да в леске, да в леске.
Скоро всей земелюшке
Быть в венке, быть в венке.
Ой, солнышко- батюшко,
Угоди, угоди.
А землица-матушка,
Уроди, уроди.
4)Что же делает, сделает или уже сделала весна?
( пришла, наступила, хлюпает, улыбается, просится, приступила, рисует, шагает, выглянула, светится, придумала, распустит, пахнет, смеётся, тает, разослала, …)
*К какой части речи относятся эти слова? Это глаголы.
*Что мы знаем о глаголе, как о части речи?
*Что такое глагол?
*На какие вопросы отвечает глагол?(что делает? что делают?)
* Что обозначает? ( действие предмета)
*Глагол бывает … (неопределённой формы)
* Суффиксы глаголов н.ф.?
* Имеет два спряжения …
*Как изменяется глагол? (по числам, по родам, по лицам, по временам )
*Каким членом предложения является глагол? (главным – сказуемым)
*Как подчёркивается?
2 кл : выбрать глаголы, определить число глагола, подчеркнуть их, образовать от них глаголы единственного и множественного числа.
Карточка: По небу плывёт пушистое облачко. Солнышко светит ярко. На ветке сидят и поют скворцы.
Плывёт – плывут светит – светят
Сидят – сидит поют – поёт
4кл :выписать глаголы и разобрать их по составу, определить вид, спряжение глаголов.
Карточка: Весна щедро рассыпала цветы по всей земле. Под ногами хлюпает снег с водой. Ярко светит апрельское солнышко.
Рассыпала – соверш. вид; I спр
Хлюпает – несоверш. вид, I спр
Светит – несоверш вид ,II спр
5) Рассматривание книжной выставки « Мы весну встречаем» - эти книжки принесли дети.
Ребята, мы много читали рассказов, учили стихов о весне .
Расскажите то, что вам особенно понравилось. Дети рассказывают стихи, отрывки из рассказов о весне.
И. Антов « Весна»
И. Токмакова «Весна»
А. Сопыбеков «Сосулька»
С. Сейфуллин «Жаворонок»
А Плещеев «Весна»
В Жуковский «Жаворонок»
А. П. Чехов «Весной»
6) Предлагаю вам, ребята, посмотреть презентацию о весне в родном краю.
Обмен впечатлениями: вам понравилось?
7) А теперь мы с вами составим пятистишие о весне , но с условием
2 кл – составляют пятистишие об апрельской весне, которая у нас за окном, а 4 кл – о мартовской весне.
Весна Весна
Шагает, улыбается Идёт, запоздала
Тёплая, ласковая, приветливая Холодная, нерешительная, задумчивая
К нам весна шагает быстрыми шагами И для всех весна-красна придумала
важное дело
Радость Ожидание
2кл: 4кл – синтаксический разбор предложения
К нам весна шагает быстрыми шагами.
И для всех весна-красна придумала важное дело
8) Прошу вас, ребята, покажите свою весну в рисунке.
Звучит музыка П. И. Чайковского « Времена года . Апрель»
9)Вывешивание рисунков на доске. Обозрение рисунков.
10. Подведение итогов урока:
-Чем занимались на уроке?
-Было ли вам на уроке интересно?
-Что вы считаете нужным запомнить?
-Что показалось вам необычным?
-Довольны ли вы своей работой на уроке?
11. Оценивание.
12. Д\з