Обращение вчера, сегодня, завтра
Урок русского языка в 8 классе
Цели урока:
- углубить и систематизировать знания об обращении;
- развивать умение видеть обращения в текстах (нетипичные обращения);
- правильно выделять их в письменной и устной речи;
- чувствовать стилистические особенности в художественной и разговорной речи;
- воспитывать уважительное обращение к родному языку.
Оборудование: бланки для ответов
Структуры, используемые на уроке:
ТИК-ТЭК-ТОУ
КОНЕРС (группы-углы)
ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (выбор ответа с объяснением)
ФИНК - РАЙТ-РАУНД РОБИН ( пересмотреть свои утверждения и указать ответы в столбце ПОСЛЕ )
ЭЙ АР ГАЙД ( установить цели для чтения, раскрыть предыдущие знания, помочь ученикам при необходимости пересмотреть их мнение)
МИКС– ПЭА- ШЭА (учитель задает вопрос и дает 3-5 секунд на размышление)
ФИНК - РАЙТ- РАУНД РОБИН ( думать, записать, обсудить в группе)
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем говорить о такой единице языка, как обращение. В 80-е годы в «Литературной газете» была напечатана юмореска. В. Резниченко «Несуществующее существительное», в которой автор рассказывал о том, какие мытарства он перенес, покупая в магазине зубную щетку. Спросите, почему? Дело в том, что продавщица не откликалась ни на одно обращение. Он называл ее «девушка», «женщина», «мадам», «сударыня», «хозяйка», «гражданка», «товарищ продавец», «мамаша», но она так и не откликнулась. Вот какой случай произошел с рассказчиком. Вот поэтому наш урок сегодня будет посвящен такой единице языка, как обращение.
Учитель. - Как чаще всего к вам обращаются окружающие вас люди? Родители, подруги и друзья, учителя?
Ученик. – Сынок или доченька, сынуля, дочь.
Ученик. – Дорогой мой, золотой мой.
Учитель. - Что такое обращение? Попробуйте ответить на этот вопрос, используя разложенные перед вами листочки.
2. Актуализация
Ученики на листочках, разделенных на 16 кластеров, вписывают слова-ответы, в которых дают определение слова «обращение».
ТИК-ТЭК-ТОУ - «крестики-нолики» - обучающая структур, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом порядке по вертикали, горизонтали, диагонали, чтобы сформулировать определение (способствует созданию связей между обычно не связанными идеями, для создания новой идеи.
Ученики зачитывают свои ответы, используя три слова в своих ответах (по вертикали, диагонали, горизонтали)
Учитель. - Все ли вы знаете об обращении?
КОНЕРС – «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими вариант ответа.
Процедурный вопрос ( вопрос для управления работой классом) Этот вопрос должен разделить на группы учащихся:
А- все знают; Б - может быть, не все; В - скорее всего, что не знают)
Учитель. - Итак, я прошу вас разделиться на группы а,б,в. ( после того, как ученики разделились на группы, каждая группа занимает свой стол, после этого можно начать проверку через тестовое задание)
Ученики комментируют свой ответ и возвращаются на свои места.
Репродуктивные вопросы (вопросы для повторения материала и воспроизведения информации) ФИНК- РАЙТ-РАУНД РОБИН (пересмотреть свои утверждения и указать ответы в столбце «ДО» )
Бланк ответов (ученики заполняют колонку « ДО» )
1. Вопросы:
Чем могут быть выражены обращения?
Какова основная интонация обращений?
Какова синтаксическая функция обращений?
Какие знаки препинания ставятся при обращении?
2.Укажите неверное суждение
Обращения - это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью
Обращение произносятся с особой , звательной интонацией
Обращения в предложении могут быть главными членами предложения
Обращения имеют форму именительного падежа
Обращения могут быть распространенными и нераспространенными
Обращения могут быть только одушевленными именами существительными
Обращение может находиться в любой части предложения
Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком
Обращение может быть выражено только именем существительным
Правильный ответ: 3,6,9
Таймд-Пэа-Шэа - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыим ответами в течение определенного количества времени (выбор ответа с объяснением) Ученик в группе объясняет свой выбор партнеру. Группы обсуждают 20-30 секунд. Затем учитель спрашивает
1-а, 2-б, 3-в группы.
3.Новый материал.
Учитель. - Тема нашего урока « Обращение вчера, сегодня, завтра» заставляет нас вспомнить о традиционных обращениях, используемых в России, Польше, Италии, Франции, Англии. Об этом вам расскажет ваш одноклассник..
Ученик. – В России до революции использовали в качестве обращения такие слов, как Сударь и Сударыня, Госпожа и Господин. Были употребительны формы «Ваше высокопревосходительство», «ваша светлость» по отношению к высокому сословию. После революции часто говорили Товарищ. В европейских странах применялись обращения Мистер, Мисс, миссис, Сэр, Пани, Пан. В большинстве стран формы обращений традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков.
Учитель. - Есть ли традиционные обращения в нашей стране?
Ученик. - Да, например, доктор, сестра, молодой человек.
2. Новый материал. Перейдем к следующему этапу нашего урока
Учитель. - Итак, вы утверждаете, что
Обращение произносится с особой, звательной интонацией.
Поделитесь ответами на следующий вопрос в команде. Тайм- Пэа- Шэа
Ученики. – Да. Нет.
Генеративные вопросы (вопросы для вовлечения в процесс познания)
Учитель. - Вы считаете, что обращения всегда произносятся только со звательной интонацией?
Ученик. - Индивидуальное задание ( Сообщение заранее подготовленного ученика о том, что обращение может иметь интонацию нейтральную)
Учитель. - Вы изменили свое мнение?
Ученик. - Да: Интонация обращений может быть не только звательной.
Финк- Райт- Раунд Робин - ( пересмотреть свои утверждения и указать свой ответ в столбце ПОСЛЕ)
Учитель. - Вы поменяли совой ответ? Если да, то почему?
Ученик. - Да: Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и также выражать отношение к собеседнику.
Учитель. - Итак, вы утверждаете, что обращение имеют форму именительного падежа. Поделитесь ответами на следующий вопрос в команде. Тайм- Пэа- Шеа
Ученики. - Да, нет.
Генеративные вопросы ( вопросы для вовлечения в процесс познания)
Учитель. - Вы считаете , что обращение всегда может иметь только форму именительного падежа?
Пример учителя:
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Вы поменяли свой ответ? Финк-Райт-Раунд Робин (пересмотреть свои утверждения и указать ответ в столбце ПОСЛЕ)
-Существительное СТАРЧЕ употреблено в звательном падеже, который в современном языке отсутствует.
Учитель. – Рассмотрим примеры:
1.Эй, в гимнастерочке, подойди-ка сюда. (нежно)
2.Там, в шляпе, вы оплатили проезд? (Официально)
3.Вы потерявшие совесть, прекратите шуметь! (грубо)
Финк-Райт-Раунд Робин (пересмотреть свои утверждения и указать ответ в столбце ПОСЛЕ)
Учитель. - Вы поменяли свой ответ?
-Обращение может стоять не только в Именительном падеже, иногда - что возможно только в разговорной речи - обращение может употребляться в другой падежной форме, когда обращаются к человеку не по имени или какому-нибудь социальному званию, а описательно, подмечая в нем яркую, отличительную деталь. Они, как правило, имеют оттенок грубости или фамильярности. Эти обращения употребляются в разговорной речи.
4.Закрепление
Учитель. - Обращение может быть выражено не только именем существительным. Докажите, что вы правы.
Эй Ар Гайд - обучающая структура, в которой сравниваются задания и точки зрения учеников по теме До и После выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления ( установить цели для чтения, раскрыть предыдущее знания, помочь ученикам при необходимости пересмотреть их мнение)
Ученик. - Например: «Э.кучерявый!»
Ученик. - «Провожающие, просим вас покинуть вагон!»
Учитель озвучивает ответы на задание 2 : 3,6,9.
Учитель. - Дано 7 предложений. Запишите их, определите, какой частью речи выражены обращения, и внесите в таблицу соответствующие номера.
Проверь себя
1.Живите и радуйтесь, молодые!
2.Приветствуем, первая!
3.Провожающие, просим вас разойтись!
4.Разве ты, голубушка, не знала?
5.Дорогие, как я скучаю.
6.Эй, стонущий, работай и не плачь, для мнительных работа - лучший врач.(Пословица)
7.Спящий во гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В.Жуковский)
Ответы:
Обращение выражено:
Имя существительное
Имя прилагательное
Причастие
Числительное
Учитель. - К какому выводу мы пришли?
Ученик. - Обращение может быть выражено не только именем существительным, но и разными частями речи.
МИКС-ПЭА-ШЭА - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТС под музыку, ОБРАЗОВЫВЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) И ТАЙМД_ПЭА_ШЭА (для развернутых ответов)
Учитель задает вопрос и дает 3-5 секунд на размышление (конструктивные вопросы для построения новых знаний)
Учитель. - В этом году мы познакомились с романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Как это произведение связано с нашей республикой? (межпредметные связи). В этой книге очень много обращений, причем достаточно разных, подчас контрастных и неожиданных. Ваша задача -вспомнить как можно больше из них.
Ученики записывают ответы, обсуждают в команде.
Учитель. - Итак, подведем итог нашему разговору. Какова роль обращений в пушкинском тексте?
Ученик. - Обращения помогают создать образ героя, увидеть уровень его развития.
Ученик. - Оно используется с целью создания определенного эффекта, например, комического.
Ученик. - Вводит в обстановку повествования, создает исторический фон.
Ученик. - Оно помогает увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность.
Ученик. - Обращение помогает выразить отношение друг к другу.
5.Творческое задание.
Учитель. - А теперь порешаем задачки, да, да, задачки.
Финк-Райт-Раунд Робин (думать, записать, обсудить в группе)
Фасилитирующие (вопросы для развития собственного мышления и осознания учениками)
Задача 1.
Мальчика зовут Ярослав Голубев. Ему 12 лет. Он учится в 5 школе в 5 классе. Занимается хоккеем, посещает Детскую художественную школу. Как его называют родители, старшая сестра, друзья, одноклассники, родственники, соседи, ребята из спортивной секции?
Задача 2.
Этого непоседливого и добродушного человека зовут Иванов Евгений Васильевич . Ему около 50 лет. Работает охранником в ювелирном магазине. Как его называют жена, родители, друзья, дети, сослуживцы, начальник, посетители магазина ?
6.Заключение.
Учитель. - Что нового вы узнали об обращении?
Ученик. - Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью.
Ученик. - Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.
Ученик. – Обращение может произноситься не только со звательной интонацией.
Ученик. - Обращение могут быть распространенными и нераспространенными.
Рефлексия.
ФИНК - РАЙТ-РАУНД РОБИН ( пересмотреть свои утверждения и указать ответы в столбце «ПОСЛЕ». Ученики отвечают на вопросы в Бланке ответов в колонке «ПОСЛЕ» и сдают на выходе учителю
Учитель. - Кто был сегодня самым активным?
Ребята называют самых активных учеников и оценивают работу на уроке.
Итоги урока. Оценки.
Домашнее задание:
Выписать самые невероятные обращения - примеры из художественной литературы.
Бланк ответов
Ф.И.О. ученика
(разделено на 2 колонки: ответы «ДО» (заполняется в начале урока) и ответы «ПОСЛЕ» (заполняется в конце урока)
1.Ответьте на вопросы
Чем могут быть выражены обращения?
Какова основная интонация обращения?
Какова синтаксическая функция обращений?
Какие знаки препинания ставятся при обращении?
2.Укажите неверное суждение:
1.Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью.
2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией.
3. Обращения в предложении могут быть главными членами предложения.
4. Обращение имеет форму именительного падежа.
5. Обращение могут быть распространенными и нераспространенными.
6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными.
7. Обращение может находиться в любой части предложения.
8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.
9. Обращение может быть выражено только существительным.
ОТВЕТ (укажите цифры)
3.Итак, вы утверждаете, что
Обращение произносится с особой, звательной интонацией.
4. Обращение может быть выражено не только именем существительным.
1.Живите и радуйтесь, молодые!
2.Приветствуем, первая!
3.Провожающие, просим вас разойтись!
4.Разве ты, голубушка, не знала?
5.Дорогие, как я скучаю.
6.Эй, стонущий, работай и не плачь, для мнительных работа - лучший врач.(Пословица)
7.Спящий во гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В.Жуковский)
Ответы:
5.Творческое задание.
Решите задачи.
Задача 1.
Мальчика зовут Ярослав Голубев. Ему 12 лет. Он учится в 5 школе в 5 классе. Занимается хоккеем, посещает Детскую художественную школу. Как его называют родители, старшая сестра, друзья, одноклассники, родственники, соседи, ребята из спортивной секции?
Задача 2.
Этого непоседливого и добродушного человека зовут Иванов Евгений Васильевич. Ему около 50 лет. Работает охранником в ювелирном магазине. Как его называют жена, родители, друзья, дети, сослуживцы, начальник, посетители магазина ?