«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 8 классе по теме Обращение вчера, сегодня, завтра

Конспект урока русского языка в 6 классе с использованием Сингупурских структур

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Обращение вчера, сегодня, завтра

Урок русского языка в 8 классе

Цели урока:

- углубить и систематизировать знания об обращении;

- развивать умение видеть обращения в текстах (нетипичные обращения);

- правильно выделять их в письменной и устной речи;

- чувствовать стилистические особенности в художественной и разговорной речи;

- воспитывать уважительное обращение к родному языку.

Оборудование: бланки для ответов

Структуры, используемые на уроке:

  1. ТИК-ТЭК-ТОУ

  2. КОНЕРС (группы-углы)

  3. ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (выбор ответа с объяснением)

  4. ФИНК - РАЙТ-РАУНД РОБИН ( пересмотреть свои утверждения и указать ответы в столбце ПОСЛЕ )

  5. ЭЙ АР ГАЙД ( установить цели для чтения, раскрыть предыдущие знания, помочь ученикам при необходимости пересмотреть их мнение)

  6. МИКС– ПЭА- ШЭА (учитель задает вопрос и дает 3-5 секунд на размышление)

  7. ФИНК - РАЙТ- РАУНД РОБИН ( думать, записать, обсудить в группе)

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о такой единице языка, как обращение. В 80-е годы в «Литературной газете» была напечатана юмореска. В. Резниченко «Несуществующее существительное», в которой автор рассказывал о том, какие мытарства он перенес, покупая в магазине зубную щетку. Спросите, почему? Дело в том, что продавщица не откликалась ни на одно обращение. Он называл ее «девушка», «женщина», «мадам», «сударыня», «хозяйка», «гражданка», «товарищ продавец», «мамаша», но она так и не откликнулась. Вот какой случай произошел с рассказчиком. Вот поэтому наш урок сегодня будет посвящен такой единице языка, как обращение.

Учитель. - Как чаще всего к вам обращаются окружающие вас люди? Родители, подруги и друзья, учителя?

Ученик. – Сынок или доченька, сынуля, дочь.

Ученик. – Дорогой мой, золотой мой.

Учитель. - Что такое обращение? Попробуйте ответить на этот вопрос, используя разложенные перед вами листочки.

2. Актуализация

Ученики на листочках, разделенных на 16 кластеров, вписывают слова-ответы, в которых дают определение слова «обращение».

ТИК-ТЭК-ТОУ - «крестики-нолики» - обучающая структур, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом порядке по вертикали, горизонтали, диагонали, чтобы сформулировать определение (способствует созданию связей между обычно не связанными идеями, для создания новой идеи.

Ученики зачитывают свои ответы, используя три слова в своих ответах (по вертикали, диагонали, горизонтали)

Учитель. - Все ли вы знаете об обращении?

КОНЕРС – «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими вариант ответа.

Процедурный вопрос ( вопрос для управления работой классом) Этот вопрос должен разделить на группы учащихся:

А- все знают; Б - может быть, не все; В - скорее всего, что не знают)

Учитель. - Итак, я прошу вас разделиться на группы а,б,в. ( после того, как ученики разделились на группы, каждая группа занимает свой стол, после этого можно начать проверку через тестовое задание)

Ученики комментируют свой ответ и возвращаются на свои места.

Репродуктивные вопросы (вопросы для повторения материала и воспроизведения информации) ФИНК- РАЙТ-РАУНД РОБИН (пересмотреть свои утверждения и указать ответы в столбце «ДО» )

Бланк ответов (ученики заполняют колонку « ДО» )

1. Вопросы:

  1. Чем могут быть выражены обращения?

  2. Какова основная интонация обращений?

  3. Какова синтаксическая функция обращений?

  4. Какие знаки препинания ставятся при обращении?

2.Укажите неверное суждение

  1. Обращения - это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью

  2. Обращение произносятся с особой , звательной интонацией

  3. Обращения в предложении могут быть главными членами предложения

  4. Обращения имеют форму именительного падежа

  5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

  6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными

  7. Обращение может находиться в любой части предложения

  8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком

  9. Обращение может быть выражено только именем существительным

Правильный ответ: 3,6,9

Таймд-Пэа-Шэа - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыим ответами в течение определенного количества времени (выбор ответа с объяснением) Ученик в группе объясняет свой выбор партнеру. Группы обсуждают 20-30 секунд. Затем учитель спрашивает

1-а, 2-б, 3-в группы.

3.Новый материал.

Учитель. - Тема нашего урока « Обращение вчера, сегодня, завтра» заставляет нас вспомнить о традиционных обращениях, используемых в России, Польше, Италии, Франции, Англии. Об этом вам расскажет ваш одноклассник..

Ученик. – В России до революции использовали в качестве обращения такие слов, как Сударь и Сударыня, Госпожа и Господин. Были употребительны формы «Ваше высокопревосходительство», «ваша светлость» по отношению к высокому сословию. После революции часто говорили Товарищ. В европейских странах применялись обращения Мистер, Мисс, миссис, Сэр, Пани, Пан. В большинстве стран формы обращений традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков.

Учитель. - Есть ли традиционные обращения в нашей стране?

Ученик. - Да, например, доктор, сестра, молодой человек.

2. Новый материал. Перейдем к следующему этапу нашего урока

Учитель. - Итак, вы утверждаете, что

Обращение произносится с особой, звательной интонацией.

Поделитесь ответами на следующий вопрос в команде. Тайм- Пэа- Шэа

Ученики. – Да. Нет.

Генеративные вопросы (вопросы для вовлечения в процесс познания)

Учитель. - Вы считаете, что обращения всегда произносятся только со звательной интонацией?

Ученик. - Индивидуальное задание ( Сообщение заранее подготовленного ученика о том, что обращение может иметь интонацию нейтральную)

Учитель. - Вы изменили свое мнение?

Ученик. - Да: Интонация обращений может быть не только звательной.

Финк- Райт- Раунд Робин - ( пересмотреть свои утверждения и указать свой ответ в столбце ПОСЛЕ)

Учитель. - Вы поменяли совой ответ? Если да, то почему?

Ученик. - Да: Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и также выражать отношение к собеседнику.

Учитель. - Итак, вы утверждаете, что обращение имеют форму именительного падежа. Поделитесь ответами на следующий вопрос в команде. Тайм- Пэа- Шеа

Ученики. - Да, нет.

Генеративные вопросы ( вопросы для вовлечения в процесс познания)

Учитель. - Вы считаете , что обращение всегда может иметь только форму именительного падежа?

Пример учителя:

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Вы поменяли свой ответ? Финк-Райт-Раунд Робин (пересмотреть свои утверждения и указать ответ в столбце ПОСЛЕ)

-Существительное СТАРЧЕ употреблено в звательном падеже, который в современном языке отсутствует.

Учитель. – Рассмотрим примеры:

1.Эй, в гимнастерочке, подойди-ка сюда. (нежно)

2.Там, в шляпе, вы оплатили проезд? (Официально)

3.Вы потерявшие совесть, прекратите шуметь! (грубо)

Финк-Райт-Раунд Робин (пересмотреть свои утверждения и указать ответ в столбце ПОСЛЕ)

Учитель. - Вы поменяли свой ответ?

-Обращение может стоять не только в Именительном падеже, иногда - что возможно только в разговорной речи - обращение может употребляться в другой падежной форме, когда обращаются к человеку не по имени или какому-нибудь социальному званию, а описательно, подмечая в нем яркую, отличительную деталь. Они, как правило, имеют оттенок грубости или фамильярности. Эти обращения употребляются в разговорной речи.

4.Закрепление

Учитель. - Обращение может быть выражено не только именем существительным. Докажите, что вы правы.

Эй Ар Гайд - обучающая структура, в которой сравниваются задания и точки зрения учеников по теме До и После выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления ( установить цели для чтения, раскрыть предыдущее знания, помочь ученикам при необходимости пересмотреть их мнение)

Ученик. - Например: «Э.кучерявый!»

Ученик. - «Провожающие, просим вас покинуть вагон!»

Учитель озвучивает ответы на задание 2 : 3,6,9.

Учитель. - Дано 7 предложений. Запишите их, определите, какой частью речи выражены обращения, и внесите в таблицу соответствующие номера.

Проверь себя

1.Живите и радуйтесь, молодые!

2.Приветствуем, первая!

3.Провожающие, просим вас разойтись!

4.Разве ты, голубушка, не знала?

5.Дорогие, как я скучаю.

6.Эй, стонущий, работай и не плачь, для мнительных работа - лучший врач.(Пословица)

7.Спящий во гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В.Жуковский)

Ответы:

Обращение выражено:

Имя существительное

Имя прилагательное

Причастие

Числительное

Учитель. - К какому выводу мы пришли?

Ученик. - Обращение может быть выражено не только именем существительным, но и разными частями речи.

МИКС-ПЭА-ШЭА - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТС под музыку, ОБРАЗОВЫВЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) И ТАЙМД_ПЭА_ШЭА (для развернутых ответов)

Учитель задает вопрос и дает 3-5 секунд на размышление (конструктивные вопросы для построения новых знаний)

Учитель. - В этом году мы познакомились с романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Как это произведение связано с нашей республикой? (межпредметные связи). В этой книге очень много обращений, причем достаточно разных, подчас контрастных и неожиданных. Ваша задача -вспомнить как можно больше из них.

Ученики записывают ответы, обсуждают в команде.

Учитель. - Итак, подведем итог нашему разговору. Какова роль обращений в пушкинском тексте?

Ученик. - Обращения помогают создать образ героя, увидеть уровень его развития.

Ученик. - Оно используется с целью создания определенного эффекта, например, комического.

Ученик. - Вводит в обстановку повествования, создает исторический фон.

Ученик. - Оно помогает увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность.

Ученик. - Обращение помогает выразить отношение друг к другу.

5.Творческое задание.

Учитель. - А теперь порешаем задачки, да, да, задачки.

Финк-Райт-Раунд Робин (думать, записать, обсудить в группе)

Фасилитирующие (вопросы для развития собственного мышления и осознания учениками)

Задача 1.

Мальчика зовут Ярослав Голубев. Ему 12 лет. Он учится в 5 школе в 5 классе. Занимается хоккеем, посещает Детскую художественную школу. Как его называют родители, старшая сестра, друзья, одноклассники, родственники, соседи, ребята из спортивной секции?

Задача 2.

Этого непоседливого и добродушного человека зовут Иванов Евгений Васильевич . Ему около 50 лет. Работает охранником в ювелирном магазине. Как его называют жена, родители, друзья, дети, сослуживцы, начальник, посетители магазина ?

6.Заключение.

Учитель. - Что нового вы узнали об обращении?

Ученик. - Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью.

Ученик. - Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.

Ученик. – Обращение может произноситься не только со звательной интонацией.

Ученик. - Обращение могут быть распространенными и нераспространенными.

Рефлексия.

ФИНК - РАЙТ-РАУНД РОБИН ( пересмотреть свои утверждения и указать ответы в столбце «ПОСЛЕ». Ученики отвечают на вопросы в Бланке ответов в колонке «ПОСЛЕ» и сдают на выходе учителю

Учитель. - Кто был сегодня самым активным?

Ребята называют самых активных учеников и оценивают работу на уроке.

Итоги урока. Оценки.

Домашнее задание:

Выписать самые невероятные обращения - примеры из художественной литературы.







Бланк ответов

Ф.И.О. ученика

(разделено на 2 колонки: ответы «ДО» (заполняется в начале урока) и ответы «ПОСЛЕ» (заполняется в конце урока)

1.Ответьте на вопросы

  1. Чем могут быть выражены обращения?

  2. Какова основная интонация обращения?

  3. Какова синтаксическая функция обращений?

  4. Какие знаки препинания ставятся при обращении?

2.Укажите неверное суждение:

1.Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью.

2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией.

3. Обращения в предложении могут быть главными членами предложения.

4. Обращение имеет форму именительного падежа.

5. Обращение могут быть распространенными и нераспространенными.

6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными.

7. Обращение может находиться в любой части предложения.

8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.

9. Обращение может быть выражено только существительным.

ОТВЕТ (укажите цифры)

3.Итак, вы утверждаете, что

Обращение произносится с особой, звательной интонацией.

4. Обращение может быть выражено не только именем существительным.

1.Живите и радуйтесь, молодые!

2.Приветствуем, первая!

3.Провожающие, просим вас разойтись!



4.Разве ты, голубушка, не знала?

5.Дорогие, как я скучаю.

6.Эй, стонущий, работай и не плачь, для мнительных работа - лучший врач.(Пословица)

7.Спящий во гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В.Жуковский)

Ответы:

5.Творческое задание.

Решите задачи.

Задача 1.

Мальчика зовут Ярослав Голубев. Ему 12 лет. Он учится в 5 школе в 5 классе. Занимается хоккеем, посещает Детскую художественную школу. Как его называют родители, старшая сестра, друзья, одноклассники, родственники, соседи, ребята из спортивной секции?

Задача 2.

Этого непоседливого и добродушного человека зовут Иванов Евгений Васильевич. Ему около 50 лет. Работает охранником в ювелирном магазине. Как его называют жена, родители, друзья, дети, сослуживцы, начальник, посетители магазина ?













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее