Урок русского языка в 6-м классе на тему « Количественные числительные, их значение, особенность употребления в речи».
Цель урока: Познакомить ребят с разрядом количественных числительных, учить находить количественные числительные в тексте, уметь их согласовывать с существительными.
Задачи:
* Уметь находить количественные числительные в тексте, вспомнить разряды числительных;
*Правильно писать и употреблять числительные в речи;
* Развивать память, логическое мышление, орфографическую зоркость, коммуникативные навыки;
* Формировать интерес к изучаемому предмету, воспитывать уважение к родному языку и его истории.
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя:
(ЭКРАН)
Порядок и количество!
Всегда, везде, во всем;
Без номера
Не встретите
На улице вы дом.
Понятно всем, что без меня
Никто б не мог считать,
И пальму первенства, друзья, вы мне должны отдать.
П. Чесноков
Везде и во всем человека окружают числа. Без них невозможна наука и сама жизнь. От чисел первого десятка фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счет. Название “числительное” является производным от слова
“число”.
Итак, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
Мы знакомы уже с этой частью речи?
Значит, мы будем изучать или обобщать полученные
знания?
Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.
(ЭКРАН)
Согласны вы с моей формулировкой темы?
Запишите тему в свою тетрадь и приступим к основной работе.
Итак, мы определили тему занятия, а с чем еще нужно определиться, чтобы урок был
результативным?
Правильно, нужно наметить цель и задачи своей работы.
Сформулируйте, пожалуйста, цель и задачи, которые вы ставите перед собой на этом занятии. (Выслушать и обсудить мнения детей).
(ЭКРАН)
А вот какие цель и задачи для нашего урока определила я.
Вы согласны с ними?
3. Теоретическая пятиминутка.
Так что же мы знаем по теме нашего сегодняшнего и всех предыдущих уроков? (Что такое числительное, как найти в тексте, на какие разряды делятся по строению, по значению, как изменяются, какие морфологические признаки у числительных мы определяем?)
А что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?
4. Отработка навыков правописания и нахождения числительных в тексте.
(ЭКРАН)
На доске записаны слова. Прочитайте их и определите, к каким частям речи они
относятся:
Сотый, утроить, пятерка, двойня, пятикратный, трехместный, пятьсот, столетний, дважды,
двузначный, тридцать, один, втроем, десятилетие, двести, тысячный.
(ЭКРАН)
На доске записаны цифры, запишите их словами, распределив по разрядам:
8, 75, 359, 15, 45, 11, 48,7, 41, 123, 600.
Простые:
Сложные:
Составные:
При изучении темы мы с вами много говорили о правописании числительных. Посмотрите на доску и определите, какое орфографическое правило я зашифровала:
(ЭКРАН)
5-20,30-Ь
50-80
500-900 –Ь
Молодцы, правило вы знаете, а как вы умеете применять его на практике?
Предлагаю вам записать следующие слова в Р.п., Д.п., Т.п., выделив окончания: 6, 11, 16, 23 ( по вариантам)
Следующее задание: согласуйте числительные с существительными и запишите полученные словосочетания в Р.п. и Т.п.:
(ЭКРАН)
8 (директор), 11 (год), 12 (месяц), 19 (тренер),
25 (инженер).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Продолжаем нашу работу. Напомните, пожалуйста, тему и цели урока.
Мы с вами научились находить числительные в тексте, определились с их правописанием, а умеем ли мы образовывать новые слова, в состав которых входит какое-либо число и правильно произносить и изменять числительные?
Итак, следующее задание: образуйте сложные прилагательные.
(ЭКРАН)
3 дюйма, 22 метра, 5 копеек, 50 рублей, 15 долларов, 5
фунтов, 9 этажей, 3 листа, 2 года, 4 дня, 6 струн.
Образуйте сложные существительные:
(ЭКРАН)
1000 лет, 3 угла, 4 угла, 11 класс.
5. Задания на формирование норм произношения и употребления числительных.
Одним из достоинств культурного, грамотного человека является правильная речь, с соблюдением языковых норм языка. Давайте попробуем прочитать тексты, в которых употреблены числительные, сделав при этом минимальное количество речевых
ошибок. Задания будут разноуровневые : 1 уровень самый простой, а 3-самый сложный. Выберете себе карточку любого уровня.
КАРТОЧКА №1
Испанский художник Гойя за свою жизнь создал более 700 картин, свыше 500 рисунков, около 250 офортов и 15 литографий.
П.М.Третьяков в 1892 году передал в дар Москве 1927 произведений искусства.
В 1918 году в Третьяковской галерее хранилось около 4060 произведений.
КАРТОЧКА №2
С тех пор собрание галереи увеличилось в 10 раз и сейчас составляет 45 000 экспонатов.
В китайском языке более 50 000 букв-иероглифов. Но, к большой радости школьников, им надо выучить всего 5000 значков.
Существует более 100 сортов макарон разных размеров и форм.
КАРТОЧКА №3
Вес китовой акулы равен весу 40 легковых автомобилей. Длина акулы 15 метров. Это самая крупная рыба в мире.
Самое большое животное в мире – синий кит. В длину он достигает 30 метров, а вес – до 150 тонн.
Преследуя добычу, голодный гепард может мчаться со скоростью больше 100 километров в час.
6. Задания на смекалку: (устно)
— Сколько окончаний у слова семьсот?
— Назовите числительные, в которых пишется два
«ь» (пятьюдесятью, шестьюдесятью,
семьюдесятью), а в каком даже три «ь» (восьмьюдесятью).
— Прочитайте слова по горизонтали:
(ЭКРАН)
100л
100лб
100ляр
100лица
100рожка
100летник
3о
3ко
3умф
3буна
3котаж
— Прочитайте зашифрованное предложение:
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3
клеенку.
Вот какая интересная это часть речи- имя числительное!
7. Наше занятие подходит к концу. Думаю, вам было некогда скучать, а полученная
информация была не только интересной, но и полезной. Давайте вместе подведем итог урока, так что же нового вы узнали и чему научились?
Составьте короткое предложение, в котором вы выразите свое отношение к уроку. (Было
интересно. Было трудно. Я узнал много нового…)
8. Домашнее задание:
Нужно написать небольшое сочинение на тему “На
уроке физкультуры”, употребив в нем несколько
числительных.
Всем спасибо за работу! Все свободны.