«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок русского языка в 6 классе «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик».

Цели и задачи урока:

Познавательные:

  • Познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик;
  • Учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик;
  • Различать суффиксы -чик, -щик, -ик, -ек.

Развивающие:

  • Развивать мыслительную и речевую деятельность обучающихся, умения сравнивать и анализировать.

Воспитательные:

  • воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
  • совершенствование навыков межличностного общения.

Тип урока: изучение нового материала.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 6 классе «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик».

Цели и задачи урока:

Познавательные:

  • Познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик;

  • Учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик;

  • Различать суффиксы -чик, -щик, -ик, -ек.

Развивающие:

  • Развивать мыслительную и речевую деятельность обучающихся, умения сравнивать и анализировать.

Воспитательные:

  • воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;

  • совершенствование навыков межличностного общения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: Поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

  • Презентация урока;

  • фрагмент мультфильма Виктора Перестукина «В стране невыученных уроков»;

  • рабочие тетради;

  • учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова;

  • записи на доске.















Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Мотивация.

Цель: включение учащихся в деятельность.

Обучающиеся записывают число, классную работу, оставляя место для записи темы урока.

  1. Актуализация знаний по теме «Существительное».

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

1.Фронтальный опрос по теме «Имя существительное». (слайд № 2)

  • Учащимся нужно выписать в тетрадь варианты правильных ответов.

Задание: Укажите верные рассуждения. (слайд № 3-4)

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

3. Имена существительные изменяются по родам.

4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.

5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь.

6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж.

  • Взаимопроверка. (слайд № 5)

Правильные варианты ответов: 2,5,7,9,10.

  • Анализ ошибок. Выявляется уровень знаний.

2.Закрепление знаний по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК».

  • Творческий диктант.

  • Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)

  • Солдат, служащий в ракетных войсках.(ракетчик)

  • Ученик, прогуливающий урок. (прогульщик)

  • Человек, занимающийся переводами. (переводчик)

  • Специалист по бетонным работам. (бетонщик)



  • Проверка написания слов. (слайд № 6)



  1. Проблемное объяснение нового материала.

-Послушайте отрывок из сказки К.И.Чуковского и определите, в написании каких слов учащиеся могут допустить ошибки:

А кузнечик, а кузнечик-

Ну совсем, как человечек.

Сформулируйте тему урока.

У нас есть 2 пути: посмотреть орфограмму в учебнике или попробовать самим докопаться до истины. Каким путем пойдем мы?

Опираясь на формулировку темы, сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова:

1.Познакомиться с….

2. Учиться…

4.Изучение нового материала.

-проблемные задачи:

Как вы понимаете значение слова беглый? Найдите беглую гласную в словах:

Пень –пня;

День- дня;

Огонь-огня;

Сон –сна.

Вывод: в русском языке 2 беглых гласных, остальные ведут себя хорошо и никуда не бегают.

-эксперимент:

Давайте понаблюдаем за словами кузнечик, человечек. Почему они пишутся так, а не иначе.

Кузнечик - человечек

Кузнечика – человечка

Кузнечику- человечку

Кузнечика - человечка

Кузнечиком - человечком

О кузнечике- о человечке

Запись вывода и обозначение орфограммы в тетради. Составьте алгоритм.

    1. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-



Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков», где известный двоечник Виктор Перестукин решает задачку, какую гласную нужно писать в суффиксах существительных –Е или -И в словах КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК, и попробуем сформулировать правило.

Учащиеся после просмотра мультфильма формулируют правило «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради. (слайд № 9)

  1. Первичное закрепление.

  • Работа в парах.

Спишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы.

-ек

-ик

орешек

листик

замочек

ключик

платочек

блокнотик

горошек

дождик


зонтик


карандашик



-фотодиктант (назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:-чик,ик, -ек, -ик)





- Какие суффиксы будете использовать? Каких животных можно назвать по-

чик

ик

ек

Жирафчик

Слоник

Слоненочек

Крокодильчик

Котик

Львеночек

Попугайчик

бегемотик

Котеночек



Тигреночек

Составить предложение с однородными членами, используя слова из таблицы.

    1. - тренировочное упражнение. Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов.

Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.

    1. 6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.

    2. - вопросы самоконтроля:

  1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

  2. Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?

  3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

    1. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

1.В суффиксе какого существительного пишется И:

1.Клубоч…к.

2. Человеч…к.

3. Луч…к.

4. Дружоч…к.

2. В суффиксе какого слова пишется Е:

1. Бант…к.

2. Ореш…к.

3. Нол…к.

3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:

1. Петушоч…к, молоточ…к, платоч…к, носоч…к.

2. Винт…к, зонт…к, дружоч…к.

3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, нос…к.

4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:

1. Кулеч…к, носоч…к, дом…к, подароч…к.

2. Мешоч…к, пирожоч…к, дружжч…к, звоноч…к.

3. Творожоч…к, порошоч…к, комоч…к, слон…к.

5. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

В мастерской кругом валялись опилки, стружки, обрезки дощечек.

Код ответов: 3, 2, 3, 2, опилки.

- самопроверка, консультация.

- рефлексия:

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • У меня получилось…



  1. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности каждого ученика и всего класса. (слайд № 23)

  • Для меня на уроке самым трудным было…

  • Для меня на уроке самым интересным было…

  • Из урока я узнал(а) новое…

  • На уроке мне понравилось…



  1. Домашнее задание.

Индивидуальные задания: кроссворды, ребусы, загадки-презентации по теме «Суффиксы имен существительных».



    1. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

1.В суффиксе какого существительного пишется И:

1.Клубоч…к.

2. Человеч…к.

3. Луч…к.

4. Дружоч…к.

2. В суффиксе какого слова пишется Е:

1. Бант…к.

2. Ореш…к.

3. Нол…к.

3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:

1. Петушоч…к, молоточ…к, платоч…к, носоч…к.

2. Винт…к, зонт…к, дружоч…к.

3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, нос…к.

4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:

1. Кулеч…к, носоч…к, дом…к, подароч…к.

2. Мешоч…к, пирожоч…к, дружжч…к, звоноч…к.

3. Творожоч…к, порошоч…к, комоч…к, слон…к.

5. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

В мастерской кругом валялись опилки, стружки, обрезки дощечек.

    1. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

1.В суффиксе какого существительного пишется И:

1.Клубоч…к.

2. Человеч…к.

3. Луч…к.

4. Дружоч…к.

2. В суффиксе какого слова пишется Е:

1. Бант…к.

2. Ореш…к.

3. Нол…к.

3. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:

1. Петушоч…к, молоточ…к, платоч…к, носоч…к.

2. Винт…к, зонт…к, дружоч…к.

3. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, нос…к.

4. Укажите ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:

1. Кулеч…к, носоч…к, дом…к, подароч…к.

2. Мешоч…к, пирожоч…к, дружжч…к, звоноч…к.

3. Творожоч…к, порошоч…к, комоч…к, слон…к.

5. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

В мастерской кругом валялись опилки, стружки, обрезки дощечек.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее