«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 4 классе

Открытый урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России".

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Части речи. Что такое части речи?

Цели.

1. Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.

2. Доказать значимость служебных частей речи.

3. Совершенствовать устную и письменную речь.

4. Воспитание коммуникативности, умения работать в паре.

Задачи:

обучающая – познакомить учащихся с различными частями речи,как со словами, имеющими одинаковое общее грамматическое значение;

развивающая – продолжить формирование орфографических и

пунктуационных навыков, развитие познавательной активности учащихся;

воспитывающая – использовать воспитательные возможности данной

темы для повышения культуры учащихся, воспитания чувства любви и уважения к русскому языку, показать богатство и красоту русского языка

Ресурсы: проектор, презентация «Части речи», учебник «Русский Язык» 4 класс.Доска, мел тетрадь.



Ход урока

  1. Организационной момент

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

- Прозвенел звонок

Начинается урок.

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поздороваемся нашими гостями.

А теперь тихонечко все сели

Друг на друга посмотрели

улыбнулись, раз и два

Начинать урок нам пора

  1. Актуализация знаний

-Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, чтобы узнать о чём пойдёт речь . Вам придётся поработать с карточками. Посмотрите на листочки, которые лежат у Вас на партах. Найдите карточку №1 и посмотрите. как вы думаете, что надо сделать?

- Правильно нужно составить предложения из данных слов.

Бабушка,любить,внуки, свои

Она, рассказывать, русские, они, сказки.

- Прочитайте получившиеся предложения

-Из каких частей речи состоят данные предложения?

-Над каждым словом предложений напишите названия частей речи

-А теперь ознакомьтесь с заданием№2 . Я вам предлагаю то же самое, попробуйте составить предложения из данных слов.

В,и,от,про,с,к,по,за,у,из,о,как

- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

- Кто догадался. О чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему.

(о частях речи)

-Что части речи бывают самостоятельными и служебными?

Мы познакомимся… …………………………….

Мы узнаем………………………………………..

Мы вспомним……………………………………….

Мы будем уметь…………………………………….

Значит какую цель мы ставим сегодня на уроке? (уметь отличать группы частей речи)

Ещё добавлю: Узнать чем отличаются служебные части и самостоятельные части речи? Можно ли обойтись без служебных частей речи? Какие части речи важнее?

Сможем ли мы дать ответы на все эти вопросы на одном уроке? Нет конечно.

  1. Объяснение нового материала:

Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте и готовьтесь отвечать на вопросы.

– В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными. Другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении и части предложения, вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

– Вспомните, по какому принципу противопоставляются самостоятельные и служебные части речи. Для этого ответьте на вопросы: есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение?

Отв:У самостоятельных частей речи есть лексическое значение, оно зафиксировано в словаре, у служебных нет.



Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части речи грамматически?

Отв: Самостоятельные частей речи преимущественно изменяются (у наречий и слов категории состояния это степени сравнения); служебные части речи не изменяются

Какие функции выполняют самостоятельные и служебные части речи?

Отв. Самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения

- Однажды в королевстве был парад, и Части речи должны были построиться в две колонны: Самостоятельные и Служебные. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но части речи очень волновались: правильно ли они встали в колонны?

– Давайте поможем частям речи разделиться на две колоны: самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Розы, играть, весело,
красивый, они

На, а, у, без, но, и, по, к

  1. Работа в тетради

- Открыли тетради записали сегодняшнее число и классная работа

Прежде чем написать букву, внимательно посмотрели на доску. Какие эти слова? Выявите закономерность, с помощью который подобраны слова:

Большой-маленький

Сухой-мокрый

Глубокий-мелкий

Старый- молодой

Твёрдый- мягкий

( Эти слова антонимы, противоположные по смыслу слова)

-Обратите внимание слова которые записаны в правом столбике начинаются с какой буквы? (М)

-Запишите заглавную и строчную букву , чередуя их до конца строки.

-На второй строке запишите различные соединения строчных букв: мло,мол, лмо,лом,олм,омл).



ФИЗМИНУТКА

  1. Работа по учебнику

Открыли учебники стр 67 прочитали то, что нам предлагают вспомнит авторы нашего учебника.

Нашли упражнение 111, что нужно делать прочитайте

– Прочитайте. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.)

– Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является.

– Найдите и подчеркните служебные слова. Скажите, какую роль они выполняют в предложении?

Объясните значение устаревших слов: Ветхий –старый

Землянка – жильё, вырытое в земле.

Проверка выполенной работы

  1. Первичное закрепление знаний.

– Прочитайте загадку. Какие слова пропущены?

(Союзы и предлоги.)

– Какую роль выполняют предлоги в русском языке?

(В предложении нужны для связи слов)

– Какую роль выполняют союзы?

(для связи однородных членов предложения)


– Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги и союзы. Запишите отгадку к загадке

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «дуб».

Дуб (дуп) – 3 буквы, 3 звука,1 слог,

Д (д) – согл., звон парн., тв парн.

У (у) – гл. ударн.

Б (п) – согл., гл. парн, тв.парн.

  1. Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Открыли страницу 68, нашли упражнение 113.

– Вспомните по таблице «Самостоятельные части речи», что обозначают изученные части речи и на какие вопросы отвечают. Приведите свои примеры данных частей речи.

– На какие еще вопросы могут отвечать имена существительные?

– На какие еще вопросы могут отвечать имена прилагательные?

– На какие еще вопросы могут отвечать глаголы?( на вопросы падежей)

– Выпишите из толкового словаря учебника любое имя существительное и толкование этого слова.

  1. Итог урока. Рефлексия.

-Что узнали сегодня на уроке?

- Чему новому научились?

-( Узнали, в чем отличие служебных частей речи от самостоятельных: они не имеют обобщенного грамматического значения, морфологических признаков, самостоятельной синтаксической роли. Научились находить в тексте служебные части речи и определять их функции)

- какие виды работ мы выполнили на уроке?

(письменная работа, устный опрос, работа с карточками,)

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Изобразите свое настроение в улыбке солнышка, которое мне хотелось бы вам подарить за хорошую работу.

– Сегодня вы узнали много нового и очень порадовали меня. Спасибо вам за работу!

  1. Домашнее задание:

Стр.68 упражнение 114. ( написать вопрос каждой части речи)





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее