«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 4 классе на тему: "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"

Урок русского языка в 4 классе на тему: "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное образовательное учреждение

Ново-Харитоновская средняя общеобразовательная школа № 10

с углублённым изучением отдельных предметов

















Конспект урока русского языка в 4-г классе

по теме «Разделительные твердый и мягкий знаки»

УМК «Школа России»















Пушкина Валентина Никитична,

учитель начальных классов





2021 г

Урок русского языка в 4 «Г»классе

Тема. Разделительные твердый и мягкий знаки

Цели:

  1. Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.

  2. Создать условия для развития познавательной активности , развитие умения работать в паре, развитие логического мышления, культуры речи, развитие каллиграфических навыков.

  3. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, внимательность.

Оборудование: компьютер,  проектор, презентация, рабочая карта для индивидуальной работы.







































Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний


а) Открыли тетради . Записали число. Классная работа

Фронтальная работа

б) Объясни орфограммы:

Ука…ка – ______________________________________________________

Чес…ный – _____________________________________________________ Друз…я – ______________________________________________________

Лё…кий – ______________________________________________________

Звёз…ный – _____________________________________________________

б) Лишнее слово: _________________________________________________

в)-- Ребята, кто догадался , какая тема нашего урока?

Тема урока Разделительные ъ и ь знаки



г)-- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

(Цели: -повторить правила употребления ъ и ь знаков;

- научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.)

  1. Самоопределение к деятельности

Переходим к минутке чистописания. Какие буквы будем писать узнаем, когда загадки отгадаем

Загадки: 1.Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает.

Перед и, е, ё, ю, я

Я в корнях стою , друзья?

2. Было сели - стало съели,

догадаться вы сумели?

Почему случилось так?

Кто виновник? ( Слайд 3)

Это буквы Ъ и Ь знаки ( образцы на доску)



Итак, минутка чистописания

ььь ъъъ ььь ъъъ ььь ъъъ

Запишите красиво. Внимание на осанку!





  1. Работа по теме.

Вставьте пропущенные буквы:

Вороб…и

Под…езд

Корабл…

Доч…

Какую работу может выполнять в слове Ь и Ъ знаки?

Работа с учебником

Первая цель - повторить правила употребления Ъ и Ь знаков. Скажите, где можно получить информацию об этих орфограммах? (в учебнике, в справочной литературе, спросить у взрослых)

Верно. Сегодня мы информацию будем искать в учебнике. Откройте учебник на стр. 64, найдите нужную информацию, прочитайте



Рассмотрите таблицу (с.64)



Работа в парах

а) Задание. Внимательно прочитайте правила, когда пишется разделительныйЪ знак, когда разделительный Ь. Проанализируйте их, выделите в каких частях слова каждый знак ставится, сравните.

Вставьте пропущенные буквы:

Вороб…и

Под…езд

Корабл…

Доч…



б) Задание. Используя знания докажите какой знак нужно поставить, и какую работу выполняют знаки в каждом слове!



Хорошо поработали. Надо отдохнуть.

  1. Гимнастика для глаз.

Внимание на экран. Следим глазками.

  1. Закрепление. Разноуровневые задания

а) Сейчас мы закрепим полученные знания в самостоятельной работе рабочим картам.

Карточки жёлтого цвета.

Запишите слова в тетрадь в 2 столбика. В один—слова с ь знаком, в другой – с ъ.

Варен…е, об…ясни, от…езд, л…ёт, ноч…ю, с…ел, вороб…и, об…явление, под…ехал

ь

ъ















Карточки зеленого цвета

Составьте словосочетания, соединяя подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Запиши словосочетания через запятую. Вставленные буквы подчеркнуть.

Вкусное

с..едобный

под…ёмный

вз…ерошенный

дружная

варен…е

воробей

сем..я

гриб

кран

б) Проверка.

Поднимите руку у кого все правильно.



  1. Физминутка



  1. Продолжение работы по теме:

Карта желтого цвета

Игра «Наоборот»

- если сущ. употреблено в ед.ч, вы записываете его во мн.ч, и наоборот, когда сущ. употреблено во мн.ч, вы записываете его в ед.ч

Ручей – _________________________________________

Лист – __________________________________________

Дни – __________________________________________

Воробей – ________________________________________

Соловей - __________________________________________

Пни – _________________________________________

Перо – ___________________________________

Подчеркни словах Ь.

Карта зеленого цвета

«Доскажи словечко»

Дополните пословицы словами с Ъ или с Ь.


1. Не разгрызёшь орешка – не ____________и ядрышка.

2. Дружба крепка не лестью, а правдой и ____________ .

3. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу __________.

4. Когда ____________ воду, помни о тех, кто вырыл колодец.

Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.

Подчеркни словах Ъ и Ь.

Работа по учебнику.

С. 65 упр. 108

6. «Дополни утверждения»

а) Разделительный твердый знак пишется только после___________________, которые оканчиваются ___________________, перед буквами_____________.

б) Разделительный мягкий знак пишется только после___________________

в _______________или после ____________перед буквами________________.

10.Итог урока. Рефлексия

Над какой темой работали? Какие цели ставили? Достигли ли их?

Какие задания выполняли? Какое было самым сложным? Какое было самым интересным?

11 Дом. задание - повторить правило, с.64; упр. 109 с. 66

12.Рефлексия

Оцените свою работу на уроке!

Молодцы! Всем спасибо за работу!













Рабочая карта урока русского языка 4 «Г» класс (для учителя)

ФИ__________________________________________________________

  1. Определим тему.

Работа в паре.

а) Объясни орфограммы:

Ука…ка – ______________________________________________________

Чес…ный – _____________________________________________________ Друз…я – ______________________________________________________

Лё…кий – ______________________________________________________

Звёз…ный – _____________________________________________________

б)Лишнее слово: _________________________________________________

2. Поставим цель урока.

3.Вставьте пропущенные буквы:

Вороб…и

Под…езд

Корабл…

Доч…

Какую работу может выполнять в слове Ь и Ъ знаки?

Карта желтого цвета

4.Запиши слова в тетрадь в 2 столбика. В один—слова с ь знаком, в другой – с ъ.

Варен…е, об…ясни, от…езд, л…ёт, ноч…ю, с…ел, вороб…и, об…явление, под…ехал

ь

ъ












Карта зеленого цвета

4. Составь словосочетания, соединяя подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Запиши словосочетания в тетрадь через запятую. Вставленные буквы подчеркни.

Вкусное

с..едобный

под…ёмный

вз…ерошенный

дружная

варен…е

воробей

сем..я

гриб

кран








Карта желтого цвета

5. Игра «Наоборот»

- если сущ. употреблено в ед.ч, вы записываете его во мн.ч, и наоборот, когда сущ. употреблено во мн.ч, вы записываете его в ед.ч

Ручей – _________________________________________

Лист – __________________________________________

Дни – __________________________________________

Воробей – ________________________________________

Соловей - __________________________________________

Пни – _________________________________________

Перо – ___________________________________

Подчеркни словах Ь.

Карта зеленого цвета

5. «Доскажи словечко»

Дополните пословицы словами с Ъ или с Ь.


1. Не разгрызёшь орешка – не ____________и ядрышка.

2. Дружба крепка не лестью, а правдой и ____________ .

3. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу __________.

4. Когда ____________ воду, помни о тех, кто вырыл колодец.

Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.

Подчеркни словах Ъ и Ь.

6. «Дополни утверждения»

а) Разделительный твердый знак пишется только после___________________, которые оканчиваются ___________________, перед буквами_____________.

б) Разделительный мягкий знак пишется только после___________________

в _______________или после ____________перед буквами________________.





Карта желтого цвета

Рабочая карта урока русского языка 4 «Г» класс

ФИ__________________________________________________________

  1. Определим тему.

Работа в паре.

а) Объясни орфограммы:

Ука…ка – ______________________________________________________

Чес…ный – _____________________________________________________ Друз…я – ______________________________________________________

Лё…кий – ______________________________________________________

Звёз…ный – _____________________________________________________

б)Лишнее слово: _________________________________________________

2. Поставим цель урока.

3.Вставьте пропущенные буквы:

Вороб…и

Под…езд

Корабл…

Доч…

Какую работу может выполнять в слове Ь и Ъ знаки?

4.Запиши слова в тетрадь в 2 столбика. В один—слова с ь знаком, в другой – с ъ.

Варен…е, об…ясни, от…езд, л…ёт, ноч…ю, с…ел, вороб…и, об…явление, под…ехал

ь

ъ












5. Игра «Наоборот»

- если сущ. употреблено в ед.ч, вы записываете его во мн.ч, и наоборот, когда сущ. употреблено во мн.ч, вы записываете его в ед.ч

Ручей – _________________________________________

Лист – __________________________________________

Дни – __________________________________________

Воробей – ________________________________________

Соловей - __________________________________________

Пни – _________________________________________

Перо – ___________________________________

Подчеркни словах Ь.

6. «Дополни утверждения»

а) Разделительный твердый знак пишется только после___________________, которые оканчиваются ___________________, перед буквами_____________.

б) Разделительный мягкий знак пишется только после___________________

в _______________или после ____________перед буквами________________.













































Карта зеленого цвета

Рабочая карта урока русского языка 4 «Г» класс

ФИ__________________________________________________________

  1. Определим тему.

Работа в паре.

а) Объясни орфограммы:

Ука…ка – ______________________________________________________

Чес…ный – _____________________________________________________ Друз…я – ______________________________________________________

Лё…кий – ______________________________________________________

Звёз…ный – _____________________________________________________

б)Лишнее слово: _________________________________________________

2. Поставим цель урока.

3.Вставьте пропущенные буквы:

Вороб…и

Под…езд

Корабл…

Доч…

Какую работу может выполнять в слове Ь и Ъ знаки?

4. Составь словосочетания, соединяя подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Запиши словосочетания в тетрадь через запятую. Вставленные буквы подчеркни.

Вкусное

с..едобный

под…ёмный

вз…ерошенный

дружная

варен…е

воробей

сем..я

гриб

кран






5. «Доскажи словечко»

Дополните пословицы словами с Ъ или с Ь.


1. Не разгрызёшь орешка – не ____________и ядрышка.

2. Дружба крепка не лестью, а правдой и ____________ .

3. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу __________.

4. Когда ____________ воду, помни о тех, кто вырыл колодец.

Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.

Подчеркни словах Ъ и Ь.

6. «Дополни утверждения»

а) Разделительный твердый знак пишется только после___________________, которые оканчиваются ___________________, перед буквами_____________.

б) Разделительный мягкий знак пишется только после___________________

в _______________или после ____________перед буквами________________.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее