Муниципальное образовательное учреждение
Ново-Харитоновская средняя общеобразовательная школа № 10
с углублённым изучением отдельных предметов
Конспект урока русского языка в 4-г классе
по теме «Разделительные твердый и мягкий знаки»
УМК «Школа России»
Пушкина Валентина Никитична,
учитель начальных классов
2021 г
Урок русского языка в 4 «Г»классе
Тема. Разделительные твердый и мягкий знаки
Цели:
Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.
Создать условия для развития познавательной активности , развитие умения работать в паре, развитие логического мышления, культуры речи, развитие каллиграфических навыков.
Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, внимательность.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, рабочая карта для индивидуальной работы.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
а) Открыли тетради . Записали число. Классная работа
Фронтальная работа
б) Объясни орфограммы:
Ука…ка – ______________________________________________________
Чес…ный – _____________________________________________________ Друз…я – ______________________________________________________
Лё…кий – ______________________________________________________
Звёз…ный – _____________________________________________________
б) Лишнее слово: _________________________________________________
в)-- Ребята, кто догадался , какая тема нашего урока?
Тема урока Разделительные ъ и ь знаки
г)-- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?
(Цели: -повторить правила употребления ъ и ь знаков;
- научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.)
Самоопределение к деятельности
Переходим к минутке чистописания. Какие буквы будем писать узнаем, когда загадки отгадаем
Загадки: 1.Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Перед и, е, ё, ю, я
Я в корнях стою , друзья?
2. Было сели - стало съели,
догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновник? ( Слайд 3)
Это буквы Ъ и Ь знаки ( образцы на доску)
Итак, минутка чистописания
ььь ъъъ ььь ъъъ ььь ъъъ
Запишите красиво. Внимание на осанку!
Работа по теме.
Вставьте пропущенные буквы:
Вороб…и
Под…езд
Корабл…
Доч…
Какую работу может выполнять в слове Ь и Ъ знаки?
Работа с учебником
Первая цель - повторить правила употребления Ъ и Ь знаков. Скажите, где можно получить информацию об этих орфограммах? (в учебнике, в справочной литературе, спросить у взрослых)
Верно. Сегодня мы информацию будем искать в учебнике. Откройте учебник на стр. 64, найдите нужную информацию, прочитайте
Рассмотрите таблицу (с.64)
Работа в парах
а) Задание. Внимательно прочитайте правила, когда пишется разделительныйЪ знак, когда разделительный Ь. Проанализируйте их, выделите в каких частях слова каждый знак ставится, сравните.
Вставьте пропущенные буквы:
Вороб…и
Под…езд
Корабл…
Доч…
б) Задание. Используя знания докажите какой знак нужно поставить, и какую работу выполняют знаки в каждом слове!
Хорошо поработали. Надо отдохнуть.
Гимнастика для глаз.
Внимание на экран. Следим глазками.
Закрепление. Разноуровневые задания
а) Сейчас мы закрепим полученные знания в самостоятельной работе рабочим картам.
Карточки жёлтого цвета.
Запишите слова в тетрадь в 2 столбика. В один—слова с ь знаком, в другой – с ъ.
Варен…е, об…ясни, от…езд, л…ёт, ноч…ю, с…ел, вороб…и, об…явление, под…ехал
ь | ъ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточки зеленого цвета
Составьте словосочетания, соединяя подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Запиши словосочетания через запятую. Вставленные буквы подчеркнуть.
Вкусное | с..едобный |
под…ёмный | вз…ерошенный |
дружная | варен…е |
воробей | сем..я |
гриб | кран |
б) Проверка.
Поднимите руку у кого все правильно.
Физминутка
Продолжение работы по теме:
Карта желтого цвета
Игра «Наоборот»
- если сущ. употреблено в ед.ч, вы записываете его во мн.ч, и наоборот, когда сущ. употреблено во мн.ч, вы записываете его в ед.ч
Ручей – _________________________________________
Лист – __________________________________________
Дни – __________________________________________
Воробей – ________________________________________
Соловей - __________________________________________
Пни – _________________________________________
Перо – ___________________________________
Подчеркни словах Ь.
Карта зеленого цвета
«Доскажи словечко»
Дополните пословицы словами с Ъ или с Ь.
1. Не разгрызёшь орешка – не ____________и ядрышка.
2. Дружба крепка не лестью, а правдой и ____________ .
3. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу __________.
4. Когда ____________ воду, помни о тех, кто вырыл колодец.
Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.
Подчеркни словах Ъ и Ь.
Работа по учебнику.
С. 65 упр. 108
6. «Дополни утверждения»
а) Разделительный твердый знак пишется только после___________________, которые оканчиваются ___________________, перед буквами_____________.
б) Разделительный мягкий знак пишется только после___________________
в _______________или после ____________перед буквами________________.
10.Итог урока. Рефлексия
Над какой темой работали? Какие цели ставили? Достигли ли их?
Какие задания выполняли? Какое было самым сложным? Какое было самым интересным?
11 Дом. задание - повторить правило, с.64; упр. 109 с. 66
12.Рефлексия
Оцените свою работу на уроке!
Молодцы! Всем спасибо за работу!
Рабочая карта урока русского языка 4 «Г» класс (для учителя)
ФИ__________________________________________________________
Определим тему.
Работа в паре.
а) Объясни орфограммы:
Ука…ка – ______________________________________________________
Чес…ный – _____________________________________________________ Друз…я – ______________________________________________________
Лё…кий – ______________________________________________________
Звёз…ный – _____________________________________________________
б)Лишнее слово: _________________________________________________
2. Поставим цель урока.
3.Вставьте пропущенные буквы:
Вороб…и
Под…езд
Корабл…
Доч…
Какую работу может выполнять в слове Ь и Ъ знаки?
Карта желтого цвета
4.Запиши слова в тетрадь в 2 столбика. В один—слова с ь знаком, в другой – с ъ.
Варен…е, об…ясни, от…езд, л…ёт, ноч…ю, с…ел, вороб…и, об…явление, под…ехал
ь | ъ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта зеленого цвета
4. Составь словосочетания, соединяя подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Запиши словосочетания в тетрадь через запятую. Вставленные буквы подчеркни.
Вкусное | с..едобный |
под…ёмный | вз…ерошенный |
дружная | варен…е |
воробей | сем..я |
гриб | кран |
| |
| |
| |
| |
|
Карта желтого цвета
5. Игра «Наоборот»
- если сущ. употреблено в ед.ч, вы записываете его во мн.ч, и наоборот, когда сущ. употреблено во мн.ч, вы записываете его в ед.ч
Ручей – _________________________________________
Лист – __________________________________________
Дни – __________________________________________
Воробей – ________________________________________
Соловей - __________________________________________
Пни – _________________________________________
Перо – ___________________________________
Подчеркни словах Ь.
Карта зеленого цвета
5. «Доскажи словечко»
Дополните пословицы словами с Ъ или с Ь.
1. Не разгрызёшь орешка – не ____________и ядрышка.
2. Дружба крепка не лестью, а правдой и ____________ .
3. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу __________.
4. Когда ____________ воду, помни о тех, кто вырыл колодец.
Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.
Подчеркни словах Ъ и Ь.
6. «Дополни утверждения»
а) Разделительный твердый знак пишется только после___________________, которые оканчиваются ___________________, перед буквами_____________.
б) Разделительный мягкий знак пишется только после___________________
в _______________или после ____________перед буквами________________.
Карта желтого цвета
Рабочая карта урока русского языка 4 «Г» класс
ФИ__________________________________________________________
Определим тему.
Работа в паре.
а) Объясни орфограммы:
Ука…ка – ______________________________________________________
Чес…ный – _____________________________________________________ Друз…я – ______________________________________________________
Лё…кий – ______________________________________________________
Звёз…ный – _____________________________________________________
б)Лишнее слово: _________________________________________________
2. Поставим цель урока.
3.Вставьте пропущенные буквы:
Вороб…и
Под…езд
Корабл…
Доч…
Какую работу может выполнять в слове Ь и Ъ знаки?
4.Запиши слова в тетрадь в 2 столбика. В один—слова с ь знаком, в другой – с ъ.
Варен…е, об…ясни, от…езд, л…ёт, ноч…ю, с…ел, вороб…и, об…явление, под…ехал
ь | ъ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Игра «Наоборот»
- если сущ. употреблено в ед.ч, вы записываете его во мн.ч, и наоборот, когда сущ. употреблено во мн.ч, вы записываете его в ед.ч
Ручей – _________________________________________
Лист – __________________________________________
Дни – __________________________________________
Воробей – ________________________________________
Соловей - __________________________________________
Пни – _________________________________________
Перо – ___________________________________
Подчеркни словах Ь.
6. «Дополни утверждения»
а) Разделительный твердый знак пишется только после___________________, которые оканчиваются ___________________, перед буквами_____________.
б) Разделительный мягкий знак пишется только после___________________
в _______________или после ____________перед буквами________________.
Карта зеленого цвета
Рабочая карта урока русского языка 4 «Г» класс
ФИ__________________________________________________________
Определим тему.
Работа в паре.
а) Объясни орфограммы:
Ука…ка – ______________________________________________________
Чес…ный – _____________________________________________________ Друз…я – ______________________________________________________
Лё…кий – ______________________________________________________
Звёз…ный – _____________________________________________________
б)Лишнее слово: _________________________________________________
2. Поставим цель урока.
3.Вставьте пропущенные буквы:
Вороб…и
Под…езд
Корабл…
Доч…
Какую работу может выполнять в слове Ь и Ъ знаки?
4. Составь словосочетания, соединяя подходящие по смыслу слова из первого и второго столбиков. Запиши словосочетания в тетрадь через запятую. Вставленные буквы подчеркни.
Вкусное | с..едобный |
под…ёмный | вз…ерошенный |
дружная | варен…е |
воробей | сем..я |
гриб | кран |
| |
| |
| |
| |
|
5. «Доскажи словечко»
Дополните пословицы словами с Ъ или с Ь.
1. Не разгрызёшь орешка – не ____________и ядрышка.
2. Дружба крепка не лестью, а правдой и ____________ .
3. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу __________.
4. Когда ____________ воду, помни о тех, кто вырыл колодец.
Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.
Подчеркни словах Ъ и Ь.
6. «Дополни утверждения»
а) Разделительный твердый знак пишется только после___________________, которые оканчиваются ___________________, перед буквами_____________.
б) Разделительный мягкий знак пишется только после___________________
в _______________или после ____________перед буквами________________.