БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии
Учитель русского языка: Куколева А.Г.
Урок русского языка
«Правописание отрицательной частицы НЕ С ГЛАГОЛАМИ»
7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида
Пояснительная записка
Данный урок по типу является уроком новых знаний. Формирование умений, навыков и способов деятельности, обучающихся проводится в форме практикума.
Цель урока: сформировать у обучающихся навык раздельного написания отрицательной частицы НЕ с глаголами.
Задачи:
1.Образовательная (дидактическая): научить изменять значение глагола при помощи отрицательной частицы НЕ, раздельному написанию глаголов с частицей
2.Коррекционно-развивающая: корригировать и развивать познавательную деятельность обучающихся через формирование зрительного восприятия и логического мышления. Умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
3.Воспитательная.Воспитывать культуру устной и письменной речи. Воспитывать духовно – нравственные качества личности посредством пословиц.
Тип урока: урок новых знаний.
Методическое оснащение урока: компьютер, проектор. Индивидуальный раздаточный материал для чтения и письменной работы
Образовательные технологии. Объяснительно-иллюстративные, личностно-
ориентированные.
Представленный урок дан в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Урок дан в соответствии с образовательной программой по русскому языку (В.В. Воронкова, Москва, Просвещение, 2013 г.). Между учителем и обучающимися в данном классе установлены доверительные и конструктивные отношения. Работоспособность у большинства ребят выше среднего, что позволяет задавать высокий темп работы.
Обучение школьников проходит по 3 уровням обученности. Обучающиеся 1 уровня владеют знаниями и умениями, умеют их применять самостоятельно, 2 уровня обученности - владеют знаниями и умениями, умеют их применять при незначительной помощи учителя,3 уровня обученности -слабо владеют знаниями и умениями, умеют их применять при непосредственной помощи учителя и постоянном контроле учебной деятельности.
Ход урока:
1.Организационный момент
Беседа по теме: Слайд№1(загадка) 1 мин. | -Добрый день! Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся, друг другу и начнем наш урок.
-Отгадайте загадку: Что без меня предметы? Лишь названья. Летит ракета. Люди строят здание.
-О какой части речи говорится в этом стихотворении? -Верно, это глагол.
|
-В этом стихотворении говорится о глаголе. |
2.Актуализация знаний грамматических признаков глагола. 4 мин.
Слайд№2(действия глаголов)
Показ картинок: 1)Мальчик бежит.
2) Звонок звенит.
3)Люди разговаривают.
4)Повар варит.
5)Мальчик грустит.
6)Трава зеленеет.
Вывод: Слайд№3
| -Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.
1.Что обозначает часть речи глагол?
2.На какие вопросы отвечает часть речи глагол?
3.Какие действия называет глагол?
1) -Что вы видите на картине? -Какое действие глагола здесь наблюдаем
2)-Что вы видите на этой картине? -Какое действие глагола здесь наблюдаем?
3) -Что вы видите на этой картине? -Какое действие глагола мы здесь наблюдаем?
4)- Что вы видите на этой картине? Какое это действие глагола?
5) -Что вы видите на этой картине? -Какое это действие глагола?
6)- Что вы видите на этой картине? -Какое это действие глагола?
-Давайте еще раз прочитаем, какие действия глаголов бывают. - Для чего нужны глаголы?
| -Глагол обозначает действие предмета. -Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
-Глагол называет действия движения, труда, звучания, речи, цвета, чувства и поступков.
-На картине мальчик бежит. Наблюдаем действие глагола – движение.
-На этой картине звонок звенит -Это действие глагола – звучание. - На этой картине люди разговаривают. - Это действие глагола - речи. -Повар варит. - Это действие глагола – труда.
-На этой картине мы видим, как мальчик грустит -Это действие глагола чувства.
-Трава зеленеет. – Это действие глагола - цвета. (читают по слайду) -Глаголы нужны, чтобы понять, какое действие совершает предмет. |
2.Подготовка к изучению нового материала Слайд№3 2 мин.
| -А теперь послушайте стихотворение про одного мальчика. Я хорошим быть старался. Я с девчонками_ подрался.
-Как вы думаете, ребята, станет ли мальчик хорошим, если будет драться с девочками?
-Поможем мальчику исправиться?
-Для этого исправьте стихотворение так, чтобы мальчик стал хорошим.
-Ребята, посмотрите, какой глагол изменил смысл предложения.
-Все верно. Посмотрите, у этих глаголов противоположный смысл. А как это получилось? Что нам помогло? -Правильно, частица НЕ. Сегодня мы об этом и поговорим. |
-Нет.
-Да. -Я хорошим быть старался. Я с девчонками НЕ дрался.
-Глагол подрался заменили глаголом не дрался. -Появилась частица «НЕ»
|
3.Сообщение темы урока 30 с. | -Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Не с глаголами» Сегодня вам надо научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ.
|
|
5 Работа с учебником (правило) 1 мин.
| -Давайте прочитаем правило в учебнике на странице на странице 207.
| (читают правило)
|
6.Упражнения на закрепление раздельного написания частицы и глагола). 6 мин.
| -Посмотрите на доску, прочитайте глаголы. Помогаю, болею, ссорюсь, запоминаю, кричу, подслушиваю, выручаю, убираю, обижаю, ошибаюсь, стараюсь, дерусь, волнуюсь, завидую, покупаю. -Какие глаголы лучше писать с частицей НЕ?
-Послушайте, глагол «помогаю», как ее лучше написать - частицей «НЕ» или без? - «помогаю, не помогаю». -Верно, помогать – это хорошо, а не помогать – это плохо. Мы должны помогать друг другу, когда в этом нуждаемся.
-Прочтите следующий глагол. -Как бы вы этот глагол написали?
-Верно, не болеть, с частицей «НЕ», потому что лучше всегда быть здоровым, чем больным. -А теперь, скажите, как вы будете писать НЕ с глаголами?
- Верно, самостоятельно выберите все глаголы, которые лучше написать с частицей «НЕ» и перепишите их в тетрадь. А к доске пойдет работать…. -Прочти, какие глаголы ты выбрал и записал?
- Правильно, ребята, посмотрите, у всех так? Какие вы у меня молодцы, все примерные мальчики.
|
-Без частицы «НЕ»
-Болеть. Не болеть.
-Не с глаголами будем писать раздельно. (Записывают в тетрадях).
Не болею, не ссорюсь, не кричу, не подслушиваю, не обижаю, не ошибаюсь, не дерусь, не волнуюсь, не завидую. (Дети сравнивают, проверяют)
|
Работа по карточкам№1 5 мин. | Работа по карточкам -Молодцы, хорошо поработали, переходим к следующему выполнению задания. Сейчас мы будем работать по карточкам. Достаем карточки с тетрадей, смотрим на первое задание. 1) Вам даны пословицы. Первая половина пословиц в первом столбике, а вторая – во втором. Вы должны собрать их, соединив стрелочками.
1)Закончи пословицы, соедини их с стрелочками: Пар костей… (не) красит Кашу маслом… (не) ломит Ложь человека… (не) испортишь
-Проверим, правильно ли вы составили пословицы. Прочтите, что у вас получилось.
-Молодцы, а теперь, перепишите эти пословицы в тетрадь, раскрывая скобочки с частицей НЕ
-Ребята, скажите, как вы написали частицу НЕ с глаголами? -Все верно, НЕ с глаголами пишется раздельно.
|
(выполняют)
(один ученик читает) Пар костей не ломит. Кашу маслом не испортишь. Ложь человека не красит. (переписывают пословицы, раскрывая скобки) -НЕ с глаголами написали раздельно.
|
8.Физкультминутка. 1,2 мин
| Физкультминутка: - Хорошо, ребята, молодцы, а теперь давайте немного отдохнём. Я проведу с вами физкультминутку, которая тоже связана с нашей темой урока. Если я буду называть глаголы без частицы НЕ – вы выполняете действие, а если с частицей НЕ – не выполняете действие. Будьте внимательны. 1.Все встали. 2.Подняли руки. 3. Руки в перед. 4. Руки в стороны. 5.Не опускаем руки. 6.Не присели. 7.Не присели. 8. Вращение головы вправо, не закончили. 9. Закончили. 10.Вращение головы влево. Закончили. 11.Присели. 12. Не встали. 13.Встали. 14.Потянулись, руки вверх. 15.Опустили руки. 16.Закройте глаза, подумайте, о чем - то приятном. 17.Не открывайте глаза. 18.Откройте глаза. 19. Не садитесь. 20. Тихо сели.
| (делают физкультминутку) |
Работа по карточкам №2 8 мин | – Продолжим работу по карточкам. Найдите задание №2. Оно у нас будет посложнее. Вставьте в пословицы, где требуется частицу НЕ. В скобках запишите, о чем каждая пословица, опираясь на слова, которые даны в словах для справок: о жадности, о болтливости, об обмане, о трудолюбии.
-Давайте разберем первую пословицу: 1)... имей сто рублей, а … имей сто друзей. (о дружбе) -Куда бы вы поставили частицу НЕ?
-Прочтите, что у вас получилось. Правильно. Не имей сто рублей, а … имей сто друзей. -А о чем эта пословица? -Верно, эта пословица о дружбе. Значит в скобках мы напишем - о дружбе.
-Остальные пословицы пишите тетрадях самостоятельно, ставите, где требуется частицу НЕ, а в скобках пишете, о чем эта пословица.
-И так ребята, проверим, что у вас получилось. Прочтите мне вторую пословицу. 2)Слово не воробей: … вылетит — … поймаешь. (о болтливости) -О чем она?
3) За двумя зайцами … погонишься—ни одного … поймаешь. (о жадности) -Прочтите мне следующую пословицу. -О чем она? -Верно, пословица о жадности.
4) Кто сегодня … обманет, тому завтра … поверят. (об обмане) -Прочтите следующую. -О чем эта пословица? -Если мы часто будем обманывать, то нам перестанут доверять.
5) … спеши языком, а … торопись делом. (о болтливости) -Как написали пятую пословицу, прочтите. -О чем пословица? -Не стоит заранее говорить, или хвастаться о чем-либо. Сначала сделай дело, а потом уже рассказывай о том, что сделал.
6) Кто труда …боится, того и лень … сторонится. (о трудолюбии) -Следующую пословицу читает… -О чем пословица?
7) Конь вырвется –… воротишь, слово скажешь – … догонишь. (о болтливости) -И последнюю пословицу прочтет нам. -О чем она?
- Верно мальчики, молодцы! - Скажите, пожалуйста, а чему нас учат пословицы?
|
-Частицу НЕ поставил перед глаголом имей. -НЕ имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Эта пословица о дружбе,
(выполняют)
(читает один ученик)
-Эта пословица о болтливости.
-Эта пословица о жадности
-Эта пословица об обмане.
-Эта пословица о болтливости.
-Эта пословица о трудолюбии.
-Эта пословица о болтливости.
-Пословицы учат нас быть трудолюбивыми, честными людьми.
|
9.Выполнения упражнения по учебнику. Разбор домашнего задания. 4 мин. | - Откройте учебники на стр. 208, найдите упражнение269. Ребята, в этом упражнении нарушен смысл текста, и чтобы нам понять, как поступает порядочный человек, мы должны его исправить - поставить частицу НЕ, там, где она требуется.
-Давайте попробуем выполнить упражнение устно. Первое предложение читает….
-А теперь послушайте, что у нас получилось. -Скажите, какие глаголы нам говорят, как должен поступать порядочный человек? - Молодцы, это упражнение письменно выполните дома. Запишите в тетрадях дом. работу стр. 208, упражнение269 |
(разбирают вместе учителем задание)
(каждый читает по одному предложению)
(читает учитель) (не станет, не будет подслушивать, не смеет). |
10. Игра на закрепление. 4 мин. | - А сейчас поиграем в игру, в которой мы узнаем, какие еще глаголы с частицей НЕ характеризуют хорошего и порядочного человека.
Игра называется: «Скажи по - другому». -Посмотрите ребята, вам даны выражения, которые вы должны заменить глаголом с отрицательной частицей НЕ. -Например: Не давать, стрекоча - не убегать. Не вешать голову - не унывать. Не чесать языком -не болтать. Не водить за нос - не обманывать.
Хорошо, а теперь я немного усложню эту работу. Соберите выражения из 2х карточек: Не задирать нос – не зазнаваться. Не повышать голос -не кричать. Сидеть сложа руки – не работать.
|
(разбираю первое выражение) (подбирают нужную карточку для каждого выражения)
(выполняют – собирают выражения из 2 карточек) |
11.Подведение итогов. Оценивание работы на уроке. 2 мин. | -Молодцы ребята, давайте мы с вами тоже будем поступать, как порядочные люди и никогда не будем совершать плохих поступков. -Наш урок подходит к концу, давайте еще раз вспомним, как пишутся глаголы с частицей НЕ?
- Какое значение имеют глаголы с частицей НЕ? -Ребята, сейчас я поставлю оценки за устные ответы и за работу у доски, а завтра скажу, как вы поработали на карточках и поставлю отметки за работу на карточках в журнал. Выставление оценок, мотивируя их. - Молодцы, спасибо за урок! |
-Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно.
-Глаголы с частицей НЕ имеют значение отрицания. |