«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка по теме «Значение глаголов в языке и в речи» (4 класс).

Цели: 1) актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке и речи;

2) создать условия для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся через самостоятельную и фронтальную формы организации познавательной деятельности.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

24


Урок русского языка в 4 классе

Учитель: Волчок С.П.


Тема: «Значение глаголов в языке и в речи».

Цели: 1) актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке и речи;

2) создать условия для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся через самостоятельную и фронтальную формы организации познавательной деятельности.


Задачи:

1) повторить изученное о признаках глагола, о его лексическом значении;

2) расширить представления о роли глаголов в языке и речи;

3) развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение;

4) способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

5) продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся; расширять словарный запас; развивать память учащихся;

6) прививать аккуратность ведения тетради;

7) воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю.


Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные (УУД):

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;

  • знать происхождение слова «глагол», знать роль глагола в тексте, предложении, в речи;

  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи;

  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устно и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;

коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


Тип урока: урок рефлексии; вид урока: комбинированный.


Методы: (словесный, практический, частично-поисковый, творческий).

  • активные (АМО): учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

  • интерактивные (ИМО) —ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

  • проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

  • метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.

  • эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приёмы в форме занимательных игр, исследований.


  1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, практический, частично-поисковый, творческий;

  2. методы стимулирования и мотивации: метод формирования познавательного интереса и создание ситуации успеха в учении.


Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, диалог: учитель↔ученик, ученик ↔учитель, ученик↔ученик.

Оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации, демонстрационные карточки для кластера; магнитная доска, магниты; раздаточный материал (карточки с текстами № 1 и № 2 по вариантам для самостоятельной работы).

Ход урока

І Оргмомент


1) Эмоциональный настрой на работу.


Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…(«Привет!»)

С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой…(привет).

Вам улыбнутся все в ответ от слова доброго…(«Привет»).

И вы запомните совет: «Дарите людям всем…(«Привет»).


- У нас сегодня гости. Поприветствуйте их, поделитесь с ними своей улыбкой.

- С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну Знаний.

  • Подписывается число, классная работа



ІІ Чистописание


  1. Мы приветствуем вежливые слова, поступки. Один из крупнейших русских историков, профессор, академик Василий Осипович Ключевский говорил: «Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости».

Поэтому начнём урок с минутки чистописания.


  1. - Какое сейчас время года? (Весна). Вам нравится это время?


-Весной нам светло от солнышка, светло от улыбок окружающих.

Назовите первый звук в слове «светло». Охарактеризуйте его.

([с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.)

- Какой буквой он обозначается? (эс)

3) - Мы повторим написание строчной буквы «с» и слияний с другими буквами.


(На доске: с сс со сх ас)


4) –Какой частью речи выражено слово «светло»? (Наречием.)

-Запишите слово «светло».

- Подберите однокоренные существительное, прилагательное. Запишите.

(свет светлый)


- Почему эти слова являются однокоренными? (Близки по смыслу, у них есть одинаковый корень).

-Назовите слово, в котором безударную гласную надо проверять (светло).

- Какие родственные слова являются проверочными? (Закрыть справа доску)



ІІІ. Актуализация опорных знаний


  1. Отгадайте загадку

Слайд 1

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам…(глагол).

  1. - Откуда у глагола такое интересное название?

Слайд 2

Рассказать нам об этом может «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля:

«Глагол – слово, речь, мысль…

Глаголь – название буквы Г в славянской и русской азбуке».

Слайд 3


Вспомните: аз, буки, веди, глаголь, добро – название букв старославянской азбуки…


Слайд 4

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

Глагол часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.)



- Есть объяснения понятия «глагол» и в других словарях.




  1. - Как вы думаете, какова тема урока сегодня?


(С этой частью речи мы знакомились в предыдущие годы.)


ІY. Постановка темы и цели урока


  1. Тема урока: «Значение глаголов в языке и в речи». (Запись темы слева на доске)


- Повторим всё, что нам известно о глаголе,

уточним значение глаголов,

расширим представления о роли глаголов в языке и речи.


- В ходе урока мы будем составлять кластер. В центре поместим тему урока: «Значение глаголов в языке и в речи» (Учитель прикрепляет на магнитную доску тему урока.)


(На доске)

Удел знания - говорить, удел мудрости - слушать. (Оливер Холмз)

- Я желаю вам сегодня быть мудрыми, внимательно слушать, думать, делиться  знаниями  друг с другом  и приобретать новые знания. Пусть это высказывание станет эпиграфом нашего урока.

Y. Работа по теме


1) Фронтальный обзор знаний

Слайд 5

- Что мы знаем о глаголе? (Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. В предложении является сказуемым.


Глагол изменяется по числам, временам, в наст. вр. и буд. вр. – по лицам, а в прошедшем времени ед. ч. – по родам.)



Слайд 6

Проверка. Выключить







2) – В каком значении выступает глагол, обозначающий действие предмета?

Работа по учебнику (упр.140)

а) – Прочитайте слова.

- Назовите глаголы со значением речи (спросить, рассказывать, говорить.)

- Глаголы звучания (мяукать, жужжать).

- Глаголы труда (работать, строить, рисовать).

- Глаголы мысли (думать, размышлять).

- Глаголы проявления чувств (радоваться, грустить).

б) - Что называют антонимами? (Слова, противоположные по смыслу.)

- Назовите антоним слову радоваться (грустить); говорить (молчать), смеяться (плакать).

в) - Запишем глаголы, которые обозначают движение (бежать, идти, ехать, лететь) (Письмо с комментированием.)

- Назовите глаголы с проверяемой безударной гласной, с непроизносимым согласным. Что общего у глаголов «бежать, ехать, лететь»? (ь)



г) - Составьте сложное предложение с любым из этих глаголов можно в другой форме.

Лесник шёл по осиновой роще, и вдруг на тропинку выбежал заяц.

- Подчеркните грамматические основы.

- Каким членом предложения является глагол?

- Объясните постановку запятой.



- Итак, глаголы, обозначающие действие предмета, какие значения могут иметь?

Слайд 7

Вывод 1. Глаголы обозначают действие предмета и могут иметь значение движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)



3) Какие бывают глаголы?


а) Многозначность глаголов


-Прочитайте стихотворение Г. Гюйко. (на доске)

За столом сказала мама:

- Хватит языком болтать.

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?



- Найдите, какие словосочетания имеют несколько значений.

- Объясните, как вы понимаете значение словосочетаний «болтать языком» (слишком много говорить; говорить вздор), «болтать ногами» (делать движения из стороны в сторону).



- Итак, если глаголы имеют несколько значений, как их можно назвать?

Слайд 8

Вывод 2. Глаголы бывают многозначными. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)

Выключить



б) Лексические средства языка


– Мы называли сегодня антонимы. (Это слова, противоположные по смыслу).

- Прочитайте стихотворение И. Токмаковой (на доске).


Осинка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.


- Назовите глаголы  (зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет).

- Это слова одинаковые по смыслу? Как вы думаете, для чего их употребили в этом стихотворении? (Чтобы передать точнее состояние деревца.) Как называются слова, которые означают одно и тоже, но пишутся по-разному? (Синонимы) (Закрыть доску)

Упр.141

- Прочитайте 1 предложение. Найдите глаголы. Одинаковое у них написание? (Да.) Одинаковое у них значение? (Нет.)

- Как называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение? (Омонимы). Значит, в предложении есть омонимы. Это глаголы «пою».

- Запишите 1 предложение. Объясните постановку запятой. Разберите по членам предложение.



- Мы называли разные лексические единицы языка.

Слайд 9

Вывод 3. Есть разные лексические единицы языка: глаголы- антонимы, синонимы, омонимы. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)




В) Прямое и переносное значение глаголов.


- Запишите предложения:


Костры ярко горят в ночи. Щёки алые горят на морозе.

- Назовите глаголы в этих предложениях.

- Какой глагол употреблён в прямом, какой в переносном значении?


- Я назову предложения, а вы подумайте, в каком значении (прямом или в переносном) употреблены глаголы.


Время бежит. Спортсмен бежит. Река бежит. Суп бежит.

- Какой вывод можно сделать?

Слайд 10

Вывод 4. Глаголы в прямом и переносном значении делают нашу речь точной и выразительной. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)


На уроках литературного чтения мы часто называем изобразительно-языковые средства. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Это глаголы-олицетворение (перенесение свойств с одного предмета на другой.) Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него.


Н-р: Лазурь небесная смеётся, (Дать прочитать ученику)

Ночной омытая грозой…


Поют деревья, блещут воды…(Ф.Тютчев)



Выключить

- Настало время отдыха.

YІ. Физкультминутка

  1. Для улучшения мозгового кровообращения

И.П.- сидя, руки на поясе.

1-наклон головы вперед;

2- и.п.

3-наклон головы назад;

4-и.п. (6-8 раз)


И.П. - сидя, руки на поясе.

1-поворот головы влево;

2-и.п.

3- поворот головы вправо;

4-и.п. (6-8 раз)

2) Для снятия утомления с плечевого пояса

И.П. – сидя, левая рука вперед, правая вверху.

1-поменять положение рук;

2-и.п.

3-4- -//- (6-8раз)


3) Для мобилизации внимания

И.П. – стоя, руки опущены вдоль туловища.

1-левая рука на пояс;

2-правая рука на пояс;

3-левая рука на плечо;

4-правая рука на плечо;

5-левая рука вверх;

6-правая рука вверх;

7-8- 2 хлопка над головой;

9-14 - поочередное опускание рук;

15-16 - 2 хлопка по бедрам. (4раза)


4) Подготовка к работе

- Если вы услышите глагол – хлопните в ладоши, а если это слово не глагол – топните ногой.

Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредит, бобёр, ковёр, костёр, навёл.



  1. Присядьте.

1 - Руки за спинку стула – прогнулись,

2- повернулись друг к другу – улыбнулись,

3- и.п., руки положите на парту, проверьте свою посадку.




YІІ. Продолжение работы по теме


  1. В чистописании мы не назвали родственное словоглагол с корнем «свет». Подберите однокоренной глагол (светлеть).


  1. Вы умеете различать сущ. и глаголы? (Существительные отвечают на вопросы кто? что?, а глаголы – что делать? что сделать?)

Упр.143.

- Прочитайте 1 предложение. Какой частью речи являются выделенные слова? Докажите. (Списать 1 предл., обозначить части речи выделенных слов.)

- Что в этом предложении указывает на разные части речи? (Написание «от» – предлог перед сущ. и приставка у глагола.)


- 2-3 предл. (устно),

4 предл. – сам-но 1-в, 5 предложение – 2-в.

Проверка.



  1. - В нашей речи встречаются фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Глаголы помогают нам заменить фразеологические обороты.



Слайд 11

- Замените фразеологизмы глаголами.


- Запишите предложение с любым фразеологическим оборотом и глаголом, его заменяющим.



Слайд 12

- Итак, какую роль играют глаголы, если встречаются фразеологические обороты?

Вывод 5. Глаголы помогают нам заменить фразеологические обороты. (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)



YІІІ. Самостоятельная работа


- Какова роль глаголов в тексте?


  1. Отгадайте загадку

Слайд 13

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)


- Какие глаголы помогли передать шествие весны? (Ревёт, разламывает, вернулся, проснулся, прибывает, бывает.)



- Весной появляется много цветов. Вы знаете, какой цвет называют первоцветом? (Ученикам розданы тексты по вариантам. Чтение вслух текста.)

Текст 1

Весенний первоцвет

1-в Ещё в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные сугробы пробиваются первые весенние цветы. Такие цветы называют первоцветами. Ранней весной расцветает удивительный цветок. Он напоминает маленькое солнышко.


2-в Его жёлтые лепесточки, словно тонкие лучики солнца, протянулись к свету. Странное название у этого цветка. В народе его окрестили мать-и-мачеха. Одна сторона листа жёсткая и холодная, словно мачеха. Приложишь листок этой стороной к щеке и почувствуешь лёгкую прохладу. А с другой стороны листа поверхность тёплая, словно руки родной матери. Ладонью ощущаешь тепло.




- Так какой цветок называют первоцветом? (Мать-и-мачеху.)

- За что этот цвет так называют? (Одна сторона мягкая, словно руки матери, другая – холодная, как мачеха.)

Задание: выпишите из текста глаголы через запятую, объясните в этих словах орфограммы.


Слайд 14 (Проверка)

- Поднимите руку, у кого правильно. Поставьте «5» на полях.

- Назовите проверочные слова к этим глаголам (проверяем без. гласную).

Выключить



2) Этот год объявлен годом экологии. Мы выбрали тему проекта – «Буроголовая гаичка – птица 2017 года».



- Мы подготовили рисунки, сделали кормушки, изучаем материал об этой птице. Что мы можем рассказать о гаичке?


Работа с деформированным текстом.

- Прочитайте текст. (На партах тексты №2 – разноуровневые задания.)















1 группа Текст 2 _____________________________


Найдите глаголы, подчеркните их.

В нашей стране буроголовая гаичка обитает в лесной зоне. Народное название «пухляк» эта птичка получила за то, что в холода сильно распушает оперение и превращается в пухлый рыхлый шарик.



2 группа Текст 2 ______________________________



Используя слова для справок, впишите пропущенные глаголы в предложения.

Гаички __________________примерно одинаково: в основной корм________________ семена всевозможных растений (например, можжевельника и подсолнуха), плоды  деревьев, небольшие орешки, насекомые. Весной ___________________семена сосны и ели. Осенью гаички__________________различных насекомых и семена растений,_____________корм среди опавшей листвы.

Слова для справок: питаются, входят, запасаются, прячут, ищут.



3 группа Текст 2 ______________________________


Придумайте и впишите пропущенные глаголы.

До зимы птицы __________________________ с места на место.

Буроголовые гаички _________________зачастую новые гнёзда. Часто _________________________ дупла в трухлявых пнях невысоко над землёй или в трухлявых обломанных стволах деревьев.






































Проверка (чтение цепочкой.)

















  • Проверка

      1. группа.

В нашей стране буроголовая гаичка обитает в лесной зоне. Народное название «пухляк» эта птичка получила за то, что в холода сильно распушает оперение и превращается в пухлый рыхлый шарик.


      1. группа.

Гаички питаются примерно одинаково: в основной корм входят семена всевозможных растений (например, можжевельника и подсолнуха), плоды  деревьев, небольшие орешки, насекомые. Весной запасаются семена сосны и ели. Осенью гаички прячут различных насекомых и семена растений, ищут корм среди опавшей листвы.


3 группа.

До зимы птицы кочуют (перелетают) с места на место.

Буроголовые гаички делают (строят) зачастую новые гнёзда. Часто устраивают дупла в трухлявых пнях невысоко над землёй или в трухлявых обломанных стволах деревьев.





3) Комментированное письмо. Списать предложение, объяснить орфограммы.

- Работая над проектом, мы говорили, какую помощь мы можем оказать гаичкам, особенно зимой.

- Спишите предложение. Объясните орфограммы, постановку знака препинания.

Мы для гаичек (з, с)делали кормушки, проводили зимнюю подкормку птиц.


- Итак, в текстах, с которыми мы работали, преобладает много глаголов. Какова роль глаголов в тексте?

Слайд 15

Вывод 6. Преобладание, наличие глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.  (Демонстрационную карточку магнитом прикрепить на магнитную доску - кластер.)


Обобщение по кластеру:





Глаголы бывают многозначными.









Глаголы в прямом и переносном значении делают нашу речь точной и выразительной.












Преобладание, наличие глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.










ІX. Подведение итогов


1) Итак, глагол – одна из самых богатых частей речи.


  1. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных.

- Какие глаголы звучат чаще?

Слайд 16 Самыми употребляемыми глаголами являются: сказать, говорить, знать, видеть, мочь, стать.

  1. Недаром писатель Алексей Югов говорил:

Слайд 17

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».

Слайд 18

4) Мы видим примеры в литературе: С. Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.

Герой рассказа И.С.Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро…»

У А. Толстого читаем: «Мужики разглагольствовали…»





X. Домашнее задание: стр. 70 упр.144; найти примеры фразеологических оборотов, знать глаголы, их заменяющие. (145)






XI. Рефлексия



  1. Урок подходит к завершению. Мы много говорили и называли сегодня глаголов. Придумайте глаголы, которые начинаются с каждой буквы слова «УРОК». Что мы делали на уроке?

Слайд 19


У – учились, узнавали, упражнялись.

Р – рассуждали, развивали умения определять глаголы по значению; развивали внимание, мышление, память, орфографическую зоркость.

О – отвечали на вопросы, объясняли написание глаголов, их лексическое значение.

К – комментировали, контролировали ответы товарищей.


- А также мы думали, говорили, мыслили.

Слайд 20


  1. Закончите предложения:


Сегодня на уроке

  • Мы повторяли … .

  • Самым интересным было … .

  • Затруднение вызвало задание … .

  • В повторении материала мне помогли … .





Слайд 21

- Завершим урок словами писателя К.Г. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».


- Открывая все новые и новые тайны нашего языка, мы убеждаемся в этом каждый урок.


- Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. 


- Вы все были активными, дружелюбными, проявили старание. И все вы заслуживаете благодарности.


Слайд 22

Спасибо за урок.

(Выставление оценок.)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее