«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка по теме "Наречие"

Цели: закрепить знания о наречии

Задачи: наблюдать за функционированием наречий в составе словосочетаний и предложений. Обобщать результаты наблюдений. Анализировать особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Высказывать предположение о наиболее частотном значении наречий, аргументировать свой ответ. Составлять словосочетания, удовлетворяющие заданным условиям. Дополнять предложения подходящими по смыслу наречиями.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка по теме «Наречие»

Автор Свеженцева Екатерина Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ 189 г. Новосибирска



Цели: закрепить знания о наречии

Задачи: Наблюдать за функционированием наречий в составе словосочетаний и предложений. Обобщать результаты наблюдений. Анализировать особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Высказывать предположение о наиболее частотном значении наречий, аргументировать свой ответ. Составлять словосочетания, удовлетворяющие заданным условиям. Дополнять предложения подходящими по смыслу наречиями.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; использовать знаково-символические средства изучаемых объектов и процессов; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Воспитательная:  воспитание позитивного отношения к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса; формирование

умения работать индивидуально, в малых группах.

Оборудование:     мультимедийная  презентация Power Point - учебник, карточки для индивидуальной работы.

 

Ход урока: Добрый день. Меня зовут Екатерина Анатольевна. Мы уже встречались с вами в школе, но сегодня мне посчастливилось провести у вас урок русского языка.

Я бы хотела начать урок с вопросов, но вопросы эти будут о картине Бориса Кустодиева «Морозный день». Рассмотрите её, пожалуйста. В какую сторону(куда) направляется повозка?

- Влево

Как бежит лошадь? – Быстро

С какой стороны булочная? – Справа

Куда тянется дым? - Вверх

А если посмотреть на картину целиком? Как вы думаете, как на улице? – Холодно

Ответы детей записываю на доске.

Ребята, посмотрите на свои ответы, что у всех этих слов общего? – Это наречия

А как вы поняли, что это наречия? – По вопросам.,

Вы только что определили тему урока. Кто был внимательным и понял что это за тема? НАРЕЧИЯ

Всё ли вы знаете о наречиях? – Да/нет.

Зная, над чем мы сегодня будем работать, какую цель вы перед собой поставите? Чего вы хотели бы достичь к окончанию урока?(спрошу 4-5 человек). Отлично!

При рассмотрении картины, я задавала вам вопросы «Как?» «Куда?». И вы смогла ответить мне наречиями, а какие вопросы еще можно задать к этой части речи?

- Где? Когда? Откуда? Почему? Зачем?

Что напоминают вам эти вопросы? (при затруднении Кажется такие вопросы я слышала у какого-то члена предложения) – Обстоятельство.

Давайте проверим так ли это.

На карточке №1 вы видите предложение «Зимой солнце светит ярко, но совсем не греет»

Ваша задача найти наречие и подчеркнуть его как член предложения. ПРОВЕРКА.

Физкультминутка

А теперь ребята встали,

Руки медленно подняли

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять

Наклонились вправо, влево,

И беремся вновь за дело


Отдохнули, можно и потрудиться. Сейчас вам предстоит поработать в парах. На карточке №2 прочитайте словосочетания и подчеркните только те, в которых есть наречия.


Легкая задача, легко решил, хороший ответ, чудесно отдохнул, хорошо отвечал, чудесный отдых, весело пели, веселая песня, серьезная работа, работал серьезно, спокойный голос, спокойно говорить, торжественная встреча, встречали торжественно, громкий крик, громко кричал.



С какой частью речи связано наречие? – Глагол. А что наречие обозначает? – Признак глагола.

Теперь вам предстоит поработать в группах. Образуйте группы по 4 человека.

Каждая группа получает карточку №3

1 группа (карточка)

Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ____________________________________________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________________________________________

Чем? ____________________________________________

О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам_______________________________


2 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного и множественного числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( __когда_______?) ____________;

3л. : он встаёт (_____когда_______?) ___________.

1л.: мы встаём (_____когда?_______?)____________.

Сделайте вывод!

Наречия по лицам _____________________________


3 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образецпоявились (когда?) рано;

Цвели (_____когда_________?) ___________;

Цветут (____когда________?) ________________ .

Будут цвести (_____когда_________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам ___________________


4 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода

м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________


5 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами единств. и множ.числа?

ед. ч. мн. ч.

прилетел (когда?) рано прилетели (когда ?) рано;

Запел (______?)____ запели (_____?) _________ .

Проснулся (____?)_____ проснулись (_____?)______.

Сделайте вывод!

Наречия по числам _______________________________



Вам необходимо заполнить карточку СОВМЕСТНО и сделать вывод по итогам работы. На работу у вас 4 минуты, после работы в группах, прошу выйти представителя группы, для совместных выводов работы. Молодцы, вы отлично работаете! Рассаживайтесь по местам.

Перед вами лежит карточка №4. Посмотрите, это следующее задание. Как вы думаете, что вам предстоит сделать? – Вставить слова. А какие это будут части речи? – Наречия. Ребята, у вас 3 минуты, на выполнение, 2 человека, по желанию прочитают нам свои произведения.

Мы ________ ходим в ближний лесок. Как ________ в лесу зимой! ________ дышать свежим воздухом. Зимнее солнце ________ блестит на пелене снега. В морозной тишине ________ трещат сороки. ________ в густых ветвях спрятались белки. Ловкие зверьки ________ прыгают от ветки к ветке.


Наш урок подходит к концу и у нас осталось самое главное - подвести итоги нашего занятия. Вспомните, пожалуйста, все то, что вы сегодня на уроке прорабатывали и заполните таблицу №5

1. Часть речи



2. Вопросы

Отвечает на вопросы



3. Изменяемая или

неизменяемая часть речи



4. Член предложения

В предложении является….


5. От какой части речи задаём вопрос к наречию?




Удалось ли вам самостоятельно заполнить всю таблицу? Давайте еще раз совместно проверим все пункты. Отлично!

Кто из вас может сказать, что достиг своей цели на уроке? Спасибо! А что вам особенно запомнилось или понравилось?

Я надеюсь, что урок был вам действительно полезен! Спасибо! И до новых встреч!







Легкая задача, легко решил, хороший ответ, чудесно отдохнул, хорошо отвечал, чудесный отдых, весело пели, веселая песня, серьезная работа, работал серьезно, спокойный голос, спокойно говорить, торжественная встреча, встречали торжественно, громкий крик, громко кричал.




1. Часть речи



2. Вопросы

Отвечает на вопросы



3. Изменяемая или

неизменяемая часть речи



4. Член предложения

В предложении является….


5. От какой части речи задаём вопрос к наречию?




2. Работа в группах. Каждой группе даётся карточка

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по падежам

2 группа - по лицам,

3 группа - по временам

4 группа - по родам

5 группа – по числам.

Задания:


1 группа (карточка)

Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ____________________________________________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________________________________________

Чем? ____________________________________________

О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам_______________________________


2 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного и множественного числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( __когда_______?) ____________;

3л. : он встаёт (_____когда_______?) ___________.

1л.: мы встаём (_____когда?_______?)____________.

Сделайте вывод!

Наречия по лицам _____________________________


3 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образецпоявились (когда?) рано;

Цвели (_____когда_________?) ___________;

Цветут (____когда________?) ________________ .

Будут цвести (_____когда_________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам ___________________


4 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода

м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________


5 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами единств. и множ.числа?

ед. ч. мн. ч.

прилетел (когда?) рано прилетели (когда ?) рано;

Запел (______?)____ запели (_____?) _________ .

Проснулся (____?)_____ проснулись (_____?)______.

Сделайте вывод!

Наречия по числам _______________________________


Мы ________ ходим в ближний лесок. Как ________ в лесу зимой! ________ дышать свежим воздухом. Зимнее солнце ________ блестит на пелене снега. В морозной тишине ________ трещат сороки. ________ в густых ветвях спрятались белки. Ловкие зверьки ________ прыгают от ветки к ветке.


кот наплакал - …(мало)

рукой подать - …(близко)

ни свет ни заря - …(рано)

черепашьим шагом - …(медленно)

пальчики оближешь - …(вкусно)

яблоку негде упасть - …(тесно)

шиворот-навыворот - …(наоборот)

 



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее