Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях».
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с дефисным написанием наречий.
Задачи:
I. Познавательные:
- формировать навык написания дефиса в наречиях;
- повторить дефисное написание существительных, прилагательных и местоимений;
- научить отличать наречия с приставкой по - от прилагательных с соответствующим предлогом.
II. Развивающие:
- развивать у учащихся орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения данной орфограммы;
- совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
III. Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства.
Форма проведения урока: традиционная.
Методы и приемы: слово учителя, беседа, повторение изученного ранее, приём устного опроса, коллективная учебная деятельность, работа с учебником.
ТСО и наглядные пособия: раздаточный материал – карточки с заданиями.
Использованная литература:
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. — М. : Просвещение, 2014.
Русский язык. 7 класс: Поурочные планы (по учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»)/Автор-составитель Н.В.Сиденко – Волгоград: Учитель, 2003.
План урока с дозированием времени:
1) Орг. момент (2 мин.)
2) Проверка домашнего задания (4 мин.)
3) Актуализация знаний учащихся (4 мин.)
5) Объяснение нового материала (10 мин.)
6)Закрепление нового материала (15 мин.)
7) Итоги урока (выставление оценок) (2 мин.)
8) Домашнее задание (3 мин.)
Ход урока:
п/п | Время этапов | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
1 | 2 мин. | Организационный момент | Здравствуйте, ребята.
| Здороваются с учителем. | ||||||
2 | 4 мин. | Проверка домашнего задания | Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания? | Если есть вопросы, задают. | ||||||
3 | 4 мин. | Актуализация знаний учащихся | Для того чтобы изучить новую тему, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
В каких случаях пишется О и А? Молодцы! А теперь выполним словарную работу. Записываем слова под диктовку(объясняя орофограмму): СвежО, могучЕ, зловещЕ, хорошО, убаюкивающЕ, блестящЕ, горячО, общО, заикающЕ, трескучЕ, могучЕ, жгучЕ, ещё, потрясающЕ, играть с малышОм, крепкий орешЕк.
| На прошлом уроке мы отрабатывали написание О и Е после шипящих на конце наречий.
На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения - Е. Исключение: ещё.
СвежО, могучЕ, зловещЕ, хорошО, убаюкивающЕ, блестящЕ, горячО, общО, заикающЕ, трескучЕ, могучЕ, жгучЕ, ещё, потрясающЕ, играть с малышОм, крепкий орешЕк.
| ||||||
4 | 10 мин. | Объяснение нового материала | Откройте стр. 112 и выполните задание. Что нужно сделать? Образуйте однокоренные наречия от данных слов, обозначая изучаемую орфограмму (см. образцы). Используйте предложенные приставки и суффиксы.
Следующее задание: запишите однокоренные наречия к данным словам, обозначая условия употребления дефиса. • Какой частью речи являются слова первый, седьмой и др.?
Составьте предложения со словами во-первых, во-вторых и т. д. Пусть они начинаются так: «Сегодня я, во-первых, ...»
А теперь сформулируем правило. Когда пишется дефис в наречиях?
Правильно, молодцы! |
Образовать однокоренные наречия от данных слов, обозначая орфограмму.
По – утиному, по-весеннему, по-казацки, по-товарищески, по-дружески, по-новому, -по-своему, по-старому.
Во-вторых, в-третьих, в- четвертых, в-пятых, в-шестых, в-седьмых, в-восьмых, в-девятых, в-десятых.
Сегодня я, во-первых, несмотря на дождик, отсутствие солнышка, ужасное настроение и катастрофическое нежелание подниматься с теплой постели, встала и пошла на уроки; во-вторых, после уроков пошла в танцевальный кружок.
Дефис в наречиях пишется: после приставок по-, в- (во-), если в слове есть суффиксы – ому (-ему), -ых (-их), -и.
| ||||||
6 | 15 мин. | Закрепление нового материала. | Выполним упражнение 274 на стр. 113. Что нужно сделать? 274. Замените выделенные выражения наречиями и запишите по образцам, обозначая изучаемую орфограмму.
Выполним упр. 275 на стр. .114. Что нужно сделать? 275. Какой частью речи являются выделенные слова? Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и запятые. Сопоставьте выделенные слова. Можно ли их назвать омонимами? 1. Солнце светило (по)зимнему (не)ярко. (По)зимнему небу плыли снеговые обл..ка. 2. Когда лыжники вышли на место прежней ст..янк.., там всё было (по)старому. Лыжники шли (по)старому следу пролож..ному многими группами. 3. Солнце с..дилось но туристы(по)прежнему шли (не)останавливаясь. (По)прежнему пути идти было легче. 4. Шли дожди (по)этому река разлилась. (По)этому мостику мес..ные жители давно уже (не)ходят. 5. Охотники устали и (по)тому с удовольствием заноч..вали у лесника. Мы шли (по)тому берегу реки по которому проход..т дорога.
Вывод: в наречиях пишется дефис после приставки по-, прилагательные и местоимения пишутся раздельно. Вспомните, как пишутся неопределённые местоимения с приставкой кое- и с суффиксами -то, -либо, -нибудь. Приведите примеры этих местоимений.
Правильно. Молодцы! Дефис в наречиях пишется не только после приставки кое-; перед суффиксами -то, -либо, -нибудь, но и в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов. Видимо-невидимо. Еле-еле. Выполним упр. 277. Что нужно сделать? 277.Выпишите словосочетания с наречиями, которые пишутся через дефис, обозначьте орфограмму. 1. Вдали (по) прежнему машет крыльями мельница, и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. 2. Бричка ехала прямо, а мельница почему(то) стала уходить влево. 3. Вода падала на землю и, прозрачная, весёлая, сверкая на солнце и тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда(то) влево. 4. Где(то) не близко плакал чибис и изредка раздавался писк трёх бекасов. 5. Дениска перегнал Егорушку и, (по)видимому, остался этим очень доволен. 6. (Кое)где на равнине высились небольшие курганы и летали вчерашние грачи.
|
1.Прыгает по-заячьи, ходит по-медвежьи, моросит по-осеннему, поступает по-товарищески. 2.Сделал по-вашему, вышло по-твоему, получилось по-моему.
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и запятые 1. Солнце светило по-зимнему неярко. По зимнему небу плыли снеговые облака. 2. Когда лыжники вышли на место прежней стоянки, там всё было по-старому. Лыжники шли по старому следу проложенному многими группами. 3. Солнце садилось, но туристы по-прежнему шли не останавливаясь. По прежнему пути идти было легче. 4. Шли дожди , поэтому река разлилась. По этому мостику местные жители давно уже не ходят. 5. Охотники устали и потому с удовольствием заночевали лесника. Мы шли по тому берегу реки, по которому проходит дорога.
Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся
Выписать словосочетания с наречиями, которые пишутся через дефис, обозначить орфограмму.
По-прежнему машет, почему-то стала, куда-то влево, где-то близко, по-видимому, кое-где на равнине. | ||||||
7 | 2 мин. | Итоги урока | Обобщим сказанное. Какую тему мы сегодня изучили?
Когда пишется дефис в наречиях?
Молодцы! За работу на уроке можно поставить следующие оценки (выставление оценок). | Мы изучили правило правописания дефиса между частями слова в наречиях.
Дефис в наречиях пишется: после приставок по-, в- (во-), если в слове есть суффиксы -ому (-ему), -ых (-их), -и. | ||||||
8 | 3 мин. | Домашнее задание | Запишите домашнее задание. §44, упражнение 279. Прочитаем задание. 279. Слитно, раздельно или через дефис? Спишите, обозначая условия выбора правильных написаний. Над какими видами орфограмм вы работали? (Ни)кто, (железно)дорожный, (северо)восток, (к)нам, куда(то), (сто)тысячный, кого(либо), (кое)где, (о)себе, ни(с)кем, (пяти)миллионный, (выпукло)вогнутый, (юго)восток, (по)нашему, (мало)помалу, не(к)кому, (дальне)восточный, (северо)западный, (со)мной, (по)просту, кое(к)кому, (по)зимнему, (кого)либо, откуда(то). Вы дома должны списать данные слова, раскрывая скобки. Например, (ни)кто- никто, (железно)дорожный- железнодорожный, куда(то)- куда то. Какие вопросы возникли у вас по сегодняшней теме? Урок окончен. До свидания!
|
Слитно, раздельно или через дефис? Спишите, обозначая условия выбора правильных написаний.
Задают вопросы, если есть. |