Тема: Что такое местоимение?
Цель: Знакомство с новой частью речи - местоимением; его значением и употреблением в речи.
Метапредметные результаты:
Познавательные: понимать, что такое местоимение, его роль в речи; определять границы своего знания и незнания, строить речевые высказывания в устной и письменной речи.
Личностные: проявлять познавательную инициативу: устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: определять учебную задачу и планировать свою учебную деятельность для ее решения; оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: уметь точно и правильно выражать свои мысли; участвовать в диалоге; применять правила делового сотрудничества.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
-Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи соседу, настройтесь на интересную и активную работу.
2. Актуализация знаний
Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму.
Начнём урок с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики:
Пальчиковая гимнастика
(Массаж кисти рук с помощью ручки)
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Откроем тетради, запишем дату, классная работа.
- Зачем нужна минутка чистописания?
- Чему учимся?
Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы: нам предстоит прописать каллиграфически правильно гласную букву А. Пропишем в воздухе. А теперь в тетради.
Эта буква всем на свете доложить готова, что она не только буква, она слог и слово, а ещё она дружит с буквой А и обозначает один и тот же звук. (буква Я)
Посмотрите ещё раз на ваши буквы, определите самую красивую, каллиграфически правильно написанную букву и обозначьте её зелёным цветом.
Запишите по 2 имени существительных, которые начинаются на буквы А и Я.
3. Самоопределение к деятельности
Прочитайте слова на слайде (интерактивная доска): ручьи, теплый, бегут, я, весёлые, он, светит, солнце, ты, яркое, они, звонкие, вы, птицы, дует, поют, мы. ветерок.
Задание: 1 ряд – выписать имена сущ - ные, 2 ряд – имена прил – ные, 3 ряд – глаголы. (взаимопроверка по слайду 2:
Им. Сущ. Им. Прил. Гл.
Ручьи тёплый бегут
солнце весёлый светит
птицы яркое дует
ветерок звонкие поют
- Почему вы не все слова распределили?
- А мы употребляем эти слова в речи?
-Значит они тоже часть речи?
А как называется эта часть речи? Отгадайте ребус: МЕ100ИМЕНИЕ)
Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Все ли мы знаем про эту часть речи? Что ещё должны узнать? (вместо какой части речи используют местоимения) Какие задачи перед собой поставим?
Работа по теме урока
- А сейчас давайте вспомним с какими местоимениями мы познакомились на прошлом уроке? Назовите их.
Сейчас поработаем в парах. Перед вами карточка, выберите местоимения и запишите их в тетрадь (из упражнения 176)
Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на, кот, вы, они, под.
Проверка. Каждая пара по очереди называют слова, которые выписали. Если верно, то хлопаете в ладоши, если нет, то молчим.
Следующее задание. Найдите с.102 Упр.175. Прочитайте задание. Выполняем самостоятельно по вариантам.
1столбик- I вариант.
2столбик- II вариант.
- Работаем .Следите за осанкой.
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.
-Оцените товарища по таким критериям:
Всё верно - !
Одна ошибка - +
-Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.
-Молодцы!
-Какие вы записали предложения, распространённые или нераспространённые?
-Докажите.
-Выберите любое предложение и распространите его. Пожалуйста .
-Запишем его в тетрадь с комментированием, работаем.
-Назовите грамматическую основу предложения.
-Хорошо!
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
- Почему местоимение получило такое название? Вот что говорят об этой части речи.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена! Слова Я, МЫ, ОН, ОНИ назвали какой-нибудь предмет?
-Зачем тогда эти слова нужны в речи? Какова их роль?
Чтобы это узнать, мы выполним следующее задание. Поработаем в группах. Перед вами тексты. Вам надо поработать в роли редакторов. Кто такой редактор? (Редактор– человек, который редактирует (исправляет) текст при подготовке его к печати.) ( с. 104 Упр. 178.)
Прочитайте предложения и исправьте ошибки. Проверка работы (на слайде) Место какой части речи они заняли?
Так как они заняли место имени существительного , то они так и называются место имения
Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.
На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.
Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои перышки и тоже зачирикала.
Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.
Самостоятельная работа.
На отдельных листочках напечатан текст. Какие местоимения пропущены? Впиши их.
Вечером__________ с мамой читаем интересные сказки.
Что _____________ вырезает из цветной бумаги?
А _______ умеете так вырезать?
Какую трудную задачу ___________ решают?
Куда ________ идёшь?
Завтра ___________ пойду в новую школу.
Итог урока.
А можно сказать, что мы уже научились правильно использовать местоимение и всё о нем узнали?
- Что уже узнали?
- Что ещё хотели бы узнать?
- Зачем вам эти знания?
Что такое местоимение? Приведите примеры.
Какие задачи ставили на урок? Как мы их решили?
Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали.
Закончите предложения:
Я сегодня узнал…
Я научился…
Я рад…..
Мне было тяжело…
Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение- поднимите кружок зеленого цвета, если что-то осталось непонятным или на уроке вы встретились с трудностями- кружок желтого цвета, если вы ничего не поняли на уроке — кружок красного цвета.
Домашнее задание.
с. 103 Упр. 177
На доске записаны пословицы, выпишите из них словарные слова. (Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Где птиц нет, там и лягушки за соловьев сходят.
Урожай сам не придет, за посевами нужен уход.)
-Образуйте от слов однокоренные прилагательные, запишите с подходящими по смыслу существительными. Обозначьте непроверяемую безударную гласную.
-Запишите пословицу о трудолюбии.
Вечером__________ с мамой читаем интересные сказки.
Что _____________ вырезает из цветной бумаги?
А _______ умеете так вырезать?
Какую трудную задачу ___________ решают?
Куда ________ идёшь?
Завтра ___________ пойду в новую школу.
Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на, кот, вы, они, под.
Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на, кот, вы, они, под.
Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на, кот, вы, они, под.
Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на, кот, вы, они, под.
Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на, кот, вы, они, под.
Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на, кот, вы, они, под.
Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на, кот, вы, они, под.
Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на, кот, вы, они, под.
Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.
На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.
Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои перышки и тоже зачирикала.
Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.
Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.
На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.
Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои перышки и тоже зачирикала.
Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.
Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.
На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.
Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои перышки и тоже зачирикала.
Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.
Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.
На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.
Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои перышки и тоже зачирикала.
Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.