«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка на тему "Ударение"

Урок русского языка на тему "Ударение", УМК "Школа России" 1 класс

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО СОПК)








Конспект урока по русскому языку

на тему: «Что такое ударение. Какой слог в слове называется ударным, а какой - безударным»

УМК «Школа России», 1 класс






Выполнила: Мусина А. И.

Группа 310Н

Методист: Бородина Я. В.



Екатеринбург

2023




Тема: «Что такое ударение. Какой слог в слове называется ударным, а какой - безударным».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Перспективная цель: организация деятельности обучающихся 1 класса по освоению и закреплению знаний об орфоэпии.

Актуальная цель: организация деятельности обучающихся 1 класса по освоению и закреплению знаний об ударении.

Задачи:

Обучающая – формировать знания об ударении, умения опознавать ударение в словах, ставить ударение в словах в процессе выполнения учебных упражнений.

Развивающая – развивать словесно-логическое мышление и восприятие в процессе решения проблемной ситуации.

Воспитательная – воспитывать познавательный интерес, инициативность, любознательность в процессе беседы.


Предметные результаты:

- Знают орфоэпию «Что такое ударение. Какой слог в слове называется ударным, а какой - безударным», умеют опознавать ударение в словах, ставят ударение в словах.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

-воспринимают и формулируют суждения;

- проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога;

- строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения;

- согласно заданному алгоритму, находят в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Регулятивные:

-планируют действия по решению учебной задачи для получения результата;

Личностные (соответствуют поставленным задачам):

-проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Оборудование: классная работа, проектор, компьютер.

Вид урока: беседа

Принципы: научности, доступности, целенаправленности, систематичности и последовательности, наглядности, связи обучения с жизнью, воспитания и развития.

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, метод проблемного изложения

Литература: УМК «Школа России» учебник по русскому языку (Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.), 1 класс, 1 часть.




Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

    1. Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте, ребята! Встаньте красиво, спинки прямо. Сегодня нам предстоит многое узнать. Для этого нам нужны знания, ум и смекалка. Проверим готовность к уроку, на столе у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал и планшет.

  • - Посмотрите на слайд. Что вы видите?

  • - Прочитайте ее.

  • - Как вы ее понимаете?

- Молодцы. Сегодня эта пословица станет нашим девизом на уроке. Давайте откроем рабочие тетради. Отступите 2 строчки от предыдущей работы и запишите сегодняшнее число, «Классная работа». Кто закончил, поставьте руку на локоток и поднимите глазки.

  • - Ребята, не забываем. Что спинки мы с вами держим ровно, тетрадочка лежит под наклоном, стараемся писать аккуратно, выводим каждую буковку!






- Пословицу.

- Учёба и труд рядом идут.

- Если человек будет усердно трудиться, получать новые знания, то в жизни он обязательно добьется намеченных высот.

Открывают тетради. Записывают дату и «Классная работа».




Метапредметны

результаты:

Коммуникативные:

воспринимают и формулируют суждения;

строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Личностные (соответствуют поставленным задачам):

проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и самостоятельность в познании.


    1. Актуализация знаний и целеполагание.

- Ребята, что мы проходили на прошлом уроке?

- Как правильно переносить слова на другую строчку?




- Молодцы! Давайте откроем учебник на странице 39 (3 и 9) и выполним упражнение 1. Прочитаем выразительно стихотворение.



- О каком невидимке – молотке говориться в стихотворении?

- Посмотрите внимательно, что за черточки стоят над словами?

- Почему один из слогов в слове назван ударным?



- А как мы можем озаглавить этот текст?

- Вы догадались, какая тема урока?

- А в чем трудность этой темы?


- Давайте сформулируем цель урока.

- А сейчас составим план работы, которую нам предстоит осуществить сегодня на уроке.

Давайте расставим карточки в правильном порядке. Карточки перемешаны на доске.

Мы будем опознавать ударение в словах.

Мы узнаем, новое правило.

Мы потренируемся ставить ударение в словах.


- Молодцы! Теперь, когда мы определили тему, цель и составили план нашего урока, давайте начнем!

- Перенос слов.

- Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.

- Одну букву не оставляем на строке и не переносим на другую строчку.

- Невидимка-молоток – это интонация.


- Это ударение.


- Один слог произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, поэтому называется ударным.

- Ударный слог.

- Тема урока: ударение.

- Трудность этой темы в том, чтобы правильно поставить ударение в словах.

- Научиться ставить ударение в словах.



Расставляют карточки в правильном порядке.

Мы узнаем, новое правило.

Мы будем опознавать ударение в словах.

Мы потренируемся ставить ударение в словах.




Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

-воспринимают и формулируют суждения;

- проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога;

- строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Регулятивные:

-планируют действия по решению учебной задачи для получения результата;

Личностные:

-проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.


    1. Открытие нового знания.

- Ребята, предположите как мы можем узнать новое правила об ударении в словах?

- Давайте прочитаем правило на странице 39.



- Прочитаем еще раз стихотворение, выделяя ударение в словах голосом. Читаем выразительно.

- Молодцы. Возьмите свои тетради. Запишем слово «шар».

- С какой буквы начинаем писать?

- Назовите гласную букву в слове.

- Как проверить, сколько в слове слогов?


- Разделите слово на слоги.

- Сколько слогов в слове?

- Можно это слово перенести на другую строчку?

- Запишем следующее слово «свёкла».

- Назовите гласные буквы в слове.

- Разделите слово на слоги.

- Сколько слогов в слове?

- Можно перенести это слово на другую строчку?

- Как?

- Молодцы!

- Запишем слово «молоток».

- Назовите гласные буквы в слове.

- Разделите слово на слоги.

- Сколько в слове слогов?

- Можно перенести это слово на другую строчку?

- Как?


- Сейчас мы с вами поставим ударение этих словах.

- Знак ударения не ставится в словах из одного слога и в словах с буквой ё, т.к. слог с гласной буквой ё всегда ударный: чёрныйёжикберёза.

- Для того, чтобы выделить ударный слог надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или вопросительной интонацией.

- Мы можем поставить ударение в слове «шар»?

- Почему?

- Можем ли мы поставить ударение в слове «свёкла»?

- Почему?


- Давайте попробуем поставить ударение в слове «молоток».

- Найти в учебнике.

Читают стихотворение, выделяя ударение в словах.

Записывают слово «шар» в тетради.


- С заглавной буквы, с красной строки.

- Гласная буква – А.

- В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

- Шар.

- 1 слог.

- Нет.


- Гласные буквы – ё, а.

- Свёк-ла.

- 2 слога.

- Да.

- Свёк-ла.



- Гласная буква – о.

- Мо-ло-ток

- 3 слога.

- Да.

- Моло- ток

- Мо- лоток








- Нет.

- Потому что слово состоит из одного слога.

- Нет.

- Потому что в слове есть гласная буква Ё, она всегда ударная.

- Молото́к.


Предметные результаты:

- Знают орфоэпию «Что такое ударение. Какой слог в слове называется ударным, а какой - безударным», умеют опознавать ударение в словах

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

-воспринимают и формулируют суждения;

- проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога;

- строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения;

- согласно заданному алгоритму, находят в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Личностные:

-проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.


    1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


Выполним следующее задание. На парте у вас лежит карточка с заданием. Давайте прочитаем задание.




- Начинаем выполнять задание с первого ряда. Называем слово, сколько в нем слов и определяем ставиться в нем ударение или нет.


- Раскрась слово синим цветом, если в нем можно поставить ударение.

Раскрась слово зеленым цветом, если в нем ударение не ставится.

- Ворона – 3 слога, ударение ставится, раскрашиваем синим цветом.

- Клён – 1 слог, ударение не ставим, раскрашиваем зеленым цветом.

- Вагон – 2 слога, ударение ставится, раскрашиваем синим цветом.

- Шапка - 2 слога, ударение ставится, раскрашиваем синим цветом.

- Мороз - 2 слога, ударение ставится, раскрашиваем синим цветом.

- Кот - 1 слог, ударение не ставим, раскрашиваем зеленым цветом.

- Стол - 1 слог, ударение не ставим, раскрашиваем зеленым цветом.

-Самокат – 3 слога, ударение ставится, раскрашиваем синим цветом.

- Школа - 2 слога, ударение ставится, раскрашиваем синим цветом.

- Берёза – 3 слога, ударение не ставим, тк есть гласная буква ё, раскрашиваем зеленым цветом.

- Жар - 1 слог, ударение не ставим, раскрашиваем зеленым цветом.

- Шофёр – 2 слога, ударение не ставим, тк есть гласная буква ё, раскрашиваем зеленым цветом.

- Лист - 1 слог, ударение не ставим, раскрашиваем зеленым цветом.

- Домик - 2 слога, ударение ставится, раскрашиваем синим цветом.

- Мир - 1 слог, ударение не ставим, раскрашиваем зеленым цветом.

- Дыня - 2 слога, ударение ставится, раскрашиваем синим цветом.

Предметные результаты:

- Знают орфоэпию «Что такое ударение. Какой слог в слове называется ударным, а какой - безударным», умеют опознавать ударение в словах, ставят ударение в словах.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

-воспринимают и формулируют суждения;

- проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога;

- строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения;

Личностные:

-проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.


    1. Самостоятельная работа и проверка по эталону


- Теперь переверните карточку на другую сторону. Прочитайте задание.

- Выполните это задание самостоятельно. Выполняйте задание аккуратно и внимательно.

- Кто выполнил задание, поставьте руку на локоток, чтобы я видела вашу готовность.

- Молодцы. Поменяйтесь работой с соседом по парте. Давайте проверим работу.

- В слове «рыба» сколько слогов?

- На какой слог падает ударение?

- В слове «газета» сколько слогов?

- На какой слог падает ударение?

- В слове «гитара» сколько слогов?

- На какой слог падает ударение?

- Раздели слова на слоги. Расставь ударения в словах.

Выполняют задание самостоятельно.






- 2 слога.

- Ры́ба, на 1 слог.

- 3 слога.

- Газе́та, на 2 слог.

- 3 слога.

- Гита́ра, на 2 слог.

Предметные результаты:

- Знают орфоэпию «Что такое ударение. Какой слог в слове называется ударным, а какой - безударным», умеют опознавать ударение в словах, ставят ударение в словах.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

-воспринимают и формулируют суждения;

- проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога;

- строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения;

Личностные:

-проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

    1. Рефлексивно-оценочные действия

Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы сегодня работали с вами?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Мы выполнили цель урока?

- Что мы с вами сегодня делали на уроке?

- Возьмите карточки на которых мы выполняли задание. Нарисуйте домик красного цвета, если вам было трудно выполнять задания. Нарисуйте домик зеленого цвета, если вам было легко выполнять задания.

- Мы работали над темой «Что такое ударение»


- Научиться ставить ударение в словах.

- Да.

- Мы работали на карточках.

Рисуют домики.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

-воспринимают и формулируют суждения;

- строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Личностные (соответствуют поставленным задачам):

-проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее