«Зимний фестиваль знаний 2025»

Слоги ударные и безударные. Роль ударения.

Конспект открытого урока по русскому языку на тему :

« Слоги ударные и безударные. Роль ударения»

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Частное учреждение « Общеобразовательная школа « Классика –М»

г.о. Мытищи











Конспект открытого урока по русскому языку на тему :

« Слоги ударные и безударные. Роль ударения»











Учитель начальных классов

Сосновская Татьяна Антоновна





Цели :

  1. Актуализировать знания об ударении.

  2. Вести наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов омографов.

  3. Научить:

- различать постановку ударения в слове на примере слов-омографов;

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.



УУД

Познавательные умения:

- определять постановку ударения на примере слов-омографов;

- различать букву, которая всегда обозначает ударный звук;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- проверять правильность выполнения задания при работе в паре.

Коммуникативные умения:

- развивать умения группового сотрудничества;

- формулировать понятные для партнёра высказывания:

- выбирать речевые средства в диалоге с учителем;

Предметные умения:

- выполнять деление слова на слоги;

- определять ударный слог;

- правильно находить место омографов в предложении.

















Ход урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой на работу.

Все расселись по местам, никому не тесно?

По секрету вам скажу : «Будет интересно!»

Поверните поскорей вы друг к другу лица

И улыбкой не забудьте с соседом поделиться!

Удар в бубен!

-Ребята, а можно ли ударить голосом? Что получится?

- А во всех ли словах мы можем поставить знак ударения?

-А над какими буквами мы ставим ударение?

- А над всеми ли гласными буквами можно поставить знак ударения?

-Буква ё всегда ударная, но знак ударения мы не ставим! Это правило!

2. Чистописание

её её её её её её ( историческая справка)

Буква «ё» самая молодая буква нашего алфавита. Долгое время в русском языке не было такой буквы. А ведь она может похвастаться тем, что известна дата её рождения – 29 ноября 1783 года. Идею употребления буквы «ё» дала княгиня Екатерина Дашкова, а широко известна новая буква стала когда стала встречаться в печатных изданиях, благодаря историку Николаю Михайловичу Карамзину. В 2018 году букве «ё» исполнится 235 лет, она стоит на 7-м, счастливом, месте в нашем алфавите. Есть в нашем языке слова с двумя «ё» трёхзвёздный, четырёхведёрный. Букве «ё» даже памятники есть! 1-й слайд (памятник в Перми, Ульяновске, Москве)

- Назовите несколько слов с буквой ё, запишем их:

Ёжик, ёлка, ёрш, сёла ( найдите в группе лишнее слово, объясните)

3. Постановка проблемы. Работа с учебником.

село – село

Что одинаково? ( количество букв, звуков, слогов, написание )

В чём различие? ( ударение, произношение, лексическое значение)

Что такое «село»? Чем оно отличается от города?

- стр 47. Найдите и прочитайте правильно предложения со словами село-село.

4. Актуализация темы урока. Работа с презентацией.

2-й слайд. - Прочитайте слова. О ком или о чём идёт речь?

стрелки – стрелки ( стр. 47 – предложения)

гвоздики - гвоздики (стр. 47 – предложения)

-Да, без ударения нам не обойтись! Что поменялось в словах?

3-й слайд.

- Нам нужно выяснить роль ударения в словах!

- Ударение меняет смысл слов, произношение, может быть на любом слоге.

- Слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению и значению называются

ОМОГРАФЫ

Физминутка

Листьям время опадать, птицам время улетать,

Солнцу – стынуть, тучам – литься,

Нам с тобой идти учиться

Буквы с цифрами писать, книжки добрые читать!

5. Групповая работа

В нашем классе листопад.

Листья разные летят.

Покружились, покружились

И на парту опустились.

- Выполняем задание на листочках.

Задание для 3 групп:

Прочитай слова, поставь ударение, измени в каждом слове место ударения и запиши рядом новые слова.

1 группа: стоит-…, звонок-…, пили-…, мука-… ( красный лист)

2 группа: стоит-…, звонок-…, пили-…, мука-…, полки-… (жёлтый лист)

3 группа: стоит-…, звонок-…, пили-…, мука-…, полки -…, плачу-… ( зелёный лист)

-Проверка. Как называются эти слова?

6.Игра « Измени словечко»

Атлас – атлас, хлопок – хлопок, белки – белки, пироги- пироги, орган- орган, парить – парить, клещи – клещи.

Пугало пугало сорок сорок.

7.Рефлексия

4-й слайд.

- Прочитайте омографы и запишите.

кружки- кружки

5-й слайд.

-Прочитайте омографы и запишите.

замки-замки

Шутник он, невидимка, молоток.

Тук и ударил в безударный слог,

И сразу же исчез огромный замок,

И появился маленький замок.

- Поставьте омографы в предложения и запишите их.

На горе стоит… ЗАМОК

На двери висит…

На двери замка нет замка.

8. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? Я узнал.

- Было ли вам интересно? Я понял.

- Кому было трудно? В чём? Я затруднялся.

Мы в слове слог ударный

Найдём элементарно!

А когда его найдём,

Громче всех произнесём!

Домашнее задание: стр. 47. Упражнение 2

- Благодарю за урок! Молодцы!





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее