Урок русского языка 4 класс
Тема. Как определить спряжение глагола , если окончание безударное.
Задачи урока
| Образовательные: -формировать умственные действия анализа, синтеза и обобщения на основе частично-поисковой деятельности и постановки проблемной ситуации; - развивать умение выбирать способ определения спряжения глагола; -отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов; Развивающие: -способствовать развитию связной речи, коммуникативных навыков через организацию парной, групповой работы, давать самооценку учебной деятельности; - способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, - способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; - формулировать свои мысли, высказывать их вслух; Воспитательные: -воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работы;
|
Планируемые результаты: | |
Личностные | - Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.
- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств;
|
Метапредметные | Регулятивные УУД -умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; -умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; -умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - умение контролировать правильность записей; - умение работать в парах, группах при решении орфографических задач; Познавательные УУД -уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема); - умение осуществлять анализ и синтез; - умение устанавливать причинно-следственные связи; - умение строить рассуждения; - умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола; - умение участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов; - умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов; Коммуникативные УУД - умение выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их, обмениваться мыслями; - умение прислушиваться к мнению собеседников; - умение формулировать собственное мнение и позицию; - умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
|
Предметные | - умение стремиться к совершенствованию собственной речи; - умение пробудить у учащихся интерес к русскому языку; - умение развивать устную и письменную речь; - умение расширить активный словарный запас; - умение определять спряжение глаголов; - умение решать орфографическую задачу в правописании личных безударных окончаний глаголов; - умение определять лицо и число глагола; - умение объяснять смысл пословиц;
|
Оборудование: презентация, информационный лист, карточки с заданиями.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Мотивация.
2. Актуализация знаний
Постановка задачи
Информирование. | Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал; Так что время не теряем И работать начинаем! Все готовы! Садитесь! Вот наступила долгожданная весна. Март-начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению. Урок русского языка. Работать будем в группах по плану: Постановка задачи Информирование Выполнение Контроль Оценка Начинаем работу.
Среди букв спряталось слово, вы найдете его, если исключите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
Как вы думаете почему я загадала вам это слово? Сформулируйте девиз. Чтобы грамотным ……(глагол н.ф), надо спряжение (глагол н.ф)……...
Составьте алгоритм работы нашего урока, использую только глаголы н.ф. Обобщение учителя. Сегодня в центре нашего внимания будет глагол и все, что с ним связано. - Как вы думаете сегодня на уроке будет новая тема или будем закреплять изученный материал? - Давайте составим план работы.
_ Что мы сейчас делали? Начнём работу. Давайте вспомним, что мы знаем по данной теме. Вам необходимо выполнить тест Лист Д1 самостоятельно по вариантам
Возьмите лист Д2 и познакомьтесь с задачей. Задача Д2
1. Прочитайте слова: Трещ...т , ид...т . - Определите часть речи. - В какой части слова пропущена буква? - Определите какую гласную необходимо написать в окончании . - Назовите спряжение.
2. Прочитайте строки из стихотворения И.Сурикова:
Ярко солнце свет…т, В воздухе тепло, И куда ни глян...шь, Все кругом светло.
- Назовите глаголы. - Поставьте ударение. - В какой части слова пропущена буква? - Какую гласную необходимо написать на месте пропуска?
Как думаете вы? Кто сможет назвать тему урока.
Назовите цели урока.
Отметьте галочкой в левой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
- И назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. Почему мы не смогли выполнить задание?
Мы видим нам недостаточно информации. Переходим к следующему этапу Информирование.
Возьмите лист Д3 , познакомьтесь с информацией. Информационный лист Д3
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется - спряжением. Если на окончание падает ударение , то пишу как слышу.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределённой форме перед- ть. Суффикс - и- указывает на II спряжение. В окончании пишу букву и, ат, ят. Все остальные ( а,у, ы, е,ё, о) - на I спряжение. В окончании пишу букву е , ут, ют.
Делаешь- делать ( не и - значит I спряжение) Косите- косить ( и- значит II спряжение)
- Как определить спряжение глагола с безударным окончанием?
Если в неопределённой форме стоит суффикс и?
Если суффикс не и ?
Мы спряжения к глаголу подбирали И немножечко устали Потихоньку дружно встали И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец) -Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.) -Как бежишь? - Вот так! -Как летишь? - Вот так! -Как плывёшь? - Вот так! -Как сидишь? - Вот так! - В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Назовите глаголы 1 спряжения. Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов?
Сейчас вы поработаете в группах. Вам необходимо составить алгоритм (план действий), который нам поможет правильно определить спряжение глагола с безударным окончанием и написать окончание.
Задание №3 Вставь пропущенные буквы, определи спряжение Пользуйтесь алгоритмом. Задание №3 Д4 Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов. Кол…т - Говор…т – Пиш…т – Устан…т – Груст ...м -
Задание №4 самостоятельно
I уровень- самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание. Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
II уровень- сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.
Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов….
III уровень- самый сложный (творческий), т. к. глаголы нужно не только верно написать, но сначала их необходимо подобрать по смыслу. ______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд. Чему мы должны были научиться?
Как определить спряжение глагола с безударным окончанием?
Можем ли мы теперь решить задачу?
Задачу решили верно?
Переведём баллы в отметку. У кого5,4 3?
Закончите предложения: ☺ Я узнал, открыл для себя … ☺ Я научился, смог ... ☺ Я могу похвалить себя и одноклассников за …
Спасибо за работу на уроке!!!
| Дети выполняют движения.
Называют слово глагол
Изучаем часть речи глагол.
Называют девиз урока: Чтобы грамотным стать, надо спряжение знать.
«Думать», «Наблюдать», «Слушать», «Доказывать», «Рассуждать».
Новая тема 1. Вспомнить что знаем. 2. Пробное задание. 3.Сами найдём способ. 4 Закрепим.
Планировали свою деятельность.
Индивидуальная работа лист Д1 ( проверка слайд ( выявление собственных ошибок, заполнение оценочного листа) Дети знакомятся с задачей.
Как определить спряжения глагола с безударным окончанием
Знать. алгоритм определения спряжения глагола с безударным окончанием.
Уметь: определять спряжение глагола с безударным окончанием. -работать с текстом -делать выводы и обобщения - анализировать и оценивать выполненную работу
Индивидуальные листы.
Называют
Нам недостаточно информации.
Дети знакомятся с информацией
Спряжение глагола с безударным окончанием определяется по суффиксу в неопределённой форме глагола
Это указывает на 2 спряжение. В окончании пишу букву и ат,ят
Это глагол 1 спряжения и пишу в окончании е, ут, ют
Выполняют движения под музыку
Глаголы 2 лица ед. числа
Живёшь, идёшь, плывёшь 2 спряжения Бежишь, летишь, сидишь Дети работают в группах.
Один у доски представляет алгоритм. Сравниваем с образцом. ( работа с оценочным листом)
Дети выполняют задание в парах ( проверка объяснение по алгоритму, оценочный лист)
Дети выбирают уровень и выполняют задание
Определять спряжение глагола с безударным окончанием.
Ответы учащихся
Да Объясняют слова
Работа с оценочными листами
Таблица перевода баллов в отметку
|