«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка 3 класс "Число имен существительных"

Разработка урока в помощь учителю НОО для проведения русского языка на тему: "Число имен существительных".

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Сценарий урока русского языка в 3 классе

Тема урока: Число имён существительных (урок 2-ой).

Цель урока: актуализировать знания о существительных, которые изменяются по числам, о существительных, которые не изменяются по числам;

Задачи урока:

научить изменять имя существительное по числам; писать имена существительные, изменяя форму числа; определять число имени существительного;

писать слова с известными орфограммами, проверять результат выполненного задания;

организовать рефлексивную деятельность учащихся;

развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Программное обеспечение:

флипчарт «Число имён существительных»

презентация «Число имён существительных»

электронное приложение «Русский язык. Начальная школа. 3класс»

электронное приложение к учебнику «Русский язык. 3 класс»

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся  на уроке:

-познавательные УУД— определять форму числа имени существительного и обосновывать своё мнение; определять и писать имена существительные, которые не изменяются по числам; изменять имена существительные по числам;

-личностные УУД – устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;

-коммуникативные УУД – адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

-регулятивные УУД — выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.




Этап урока

Содержание урока

Примечания

орг. момент

(Слайд № 1)

Учитель:

- Поприветствуйте наших гостей и начнём наше занятие.

Помогите мне, пожалуйста, составить формулу успешного урока.

(Слайд № 2)

- Какие качества (из предложенных на слайде) нам сегодня понадобятся?

Дети: старание, внимание, сообразительность

Учитель:

- Давайте проверим!

(Слайд № 3)

Предлагаю воспользоваться этой формулой сегодня на уроке. Согласны?!

Дети: согласны!

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).


минутка чистописания

Учитель:

- Чтобы её запомнить, запишем её на минутке чистописания правильно, красиво и аккуратно:

Успех – это старание, умение и сообразительность.

(Слайд № 4)

Дети: (работа учащихся в тетради)


актуализация знаний







































































































создание проблемной ситуации

Учитель:

- Вы проявили своё старание и внимание, а теперь, проявите свою сообразительность (формула успеха) - расшифруйте имя той части речи, с которой будем работать сегодня на уроке.

(Слайд № 5)

Дети:

- Имя существительное

(Слайд № 6)

Учитель:

- Вспомним определение имени существительного.

Дети (в парах):

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая называет предметы и отвечает на вопросы кто? или что?

(Слайд № 7)

- Что мы ещё знаем об имени существительном?

Дети:

- Имена существительные бывают собственными или нарицательными;

- Имена существительные бывают одушевлёнными или неодушевлёнными;

- Имена существительные изменяются по числам

Учитель:

- Вспомните, чем различаются имена существительные в единственном и во множественном числе. Сколько предметов они называют?

Дети:

- Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или более предметов.

При изменении имён существительных по числам меняются их окончания.

Учитель:

- Вставьте пропущенные орфограммы в слова, записанные на доске (Слайд № 8):

К.РТИНЫ, ПА..АЖИР, ПРАЗ.НИКИ, .ОСКВА, К.НИКУЛЫ, , М.Л.КО.

Какие это слова?

Дети:

Словарные, их написание надо запомнить.

Учитель:

- Дайте характеристику каждому имени существительному по следующему плану (памятка вывешивается на доске):

1) вопрос

2) собственное или нарицательное

3) одушевлённое или неодушевлённое

4) в ед. ч. или во мн. ч.

Дети (проверка сигналами):

Картины – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч.

Пассажир – сущ., кто?, нариц., одуш., в ед.ч.

Праздники – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч.

Москва – сущ., что?, собств., неодуш., в ед.ч.

Каникулы – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч.

Молоко – сущ., что?, нариц., неодуш., в ед.ч.

Учитель:

- Запишем эти словарные слова в тетрадь, изменяя их число.

Дети: один ученик работает у доски, остальные записывают словарные слова в тетрадь (в словах Москва, каникулы, молоко число изменить нельзя).

Учитель:

- Посмотрим, что у нас получилось.

(Слайд № 9)

- В каких словах не смогли изменить число? Почему?

Дети:

Не смогли изменить по числам слова Москва, каникулы, молоко, потому что так не говорят «Москвы», «каникула» или

« молоки».


Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).























































Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют цель урока (познавательные и регулятивные УУД).

целеполагание

(самоопределение

к деятельности)

Учитель:

Значит, мы ещё не всё знаем про число имён существительных.

Какую же цель можно перед собой поставить?

Дети:

Определить число существительных Москва, каникулы, молоко.

Узнать новое про число имён существительных.

открытие «нового» знания


Учитель:

- Оказывается, в русском языке есть имена существительные, которые по числам не изменяются. Чтобы узнать об этом более подробно – послушаем профессора Самоварова.

(Электронное приложение «Русский язык» 3 класс.)

- Вернёмся к нашим словам Москва, каникулы, молоко. Что мы теперь о них можем сказать?

Дети:

Москва и молоко – существительные, которые употребляется только в ед. числе, а каникулы – существительное, которое имеет только мн. число. Эти слова не изменяются по числам.

Учитель:

Может быть, кто-то из вас сможет назвать такие существительные, которые не изменяются по числам?


Двигательная разминка

Физминутка


первичное закрепление

Учитель:

- Вместе выполним задание из электронного приложения – распределим существительные на 2 группы: изменяемые по числам и неизменяемые по числам.

(работа учащихся у доски с комментированием)

- А теперь аналогичное задание вы должны будете выполнить в учебнике (с. 147 упр. 259) самостоятельно, по вариантам.

(Слайд № 10)

Ребятам первого варианта я предлагаю выписать имена существительные, которые изменяются по числам, а ребятам второго варианта – имена существительные, которые по числам не изменяются.

- Не забывайте про формулу успеха, вам понадобятся старание и внимание.

(самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой)

Дети:

Один из ребят первого варианта комментирует выписанные слова (существительные, которые изменяются по числам): арбуз, медведь, лягушка, петух, растение, лошадь, лестница, машины, группа, трамвай, город.

Один ученик из второго варианта называет слова – существительные, которые не изменяются по числам: храбрость, творог, дрожжи, посуда, мебель, каникулы, свет, мёд, молоко, бензин, город, сутки.

Учитель:

Поднимите руки те ребята:

- которые не допустили ни одной ошибки в работе;

- допустили по одной ошибке (пропустили по одному слову);

- допустили по 2 – 3 ошибки (пропустили 2 – 3 слова);

- допустили больше трёх ошибок?

Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям (регулятивные УУД)





















Учащиеся выполняют самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания

подведение итогов

Учитель:

- Достигли мы той цели, которую поставили на уроке?

- Что нового вы узнали про число имён существительных?

Дети:

В русском языке есть имена существительные, которые по числам не изменяются.

Учащиеся обобщают полученные знания (познавательные УУД).


рефлексия

Учитель:

И в заключение нашего урока предлагаю выполнить задания очередного теста по теме «Имя существительное», т.к. впереди вас ждёт большая проверочная работа по этой части речи.

На слайде будет появляться вопрос с вариантами ответа, вам в тетрадь надо записать только букву своего ответа.

Тест «Имя существительное»

  1. 1) Какое слово является именем существительным?

  1. подвиг; 2) под; 3) подвинул; 4) подвижная.

  1. 2) Укажите имя существительное нарицательное:

  1. Ночка 2) Чёрное 3) море 4) Пушок

  1. 3) Укажите имя существительное собственное:

  1. дятел; 2) синица; 3) Орёл; 4) коршун.

  1. 4) Укажите имя существительное одушевлённое:

  1. ласточка 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.

  1. 5) Укажите имя существительное неодушевлённое:

  1. снегирь 2) лисица 3) заяц 4) дерево.

  1. 6) Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

  1. молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.

  1. 7) Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:

  1. руки; 2) брюки; 3) ноги ; 4) круги.

  2. (работа детей по тесту)

  3. Учитель:

  4. – Поменяйтесь тетрадями в парах для взаимной проверки и оценивания работы;

  5. - каждый правильный ответ помечайте «+»;

  6. - оцените работу согласно предложенным критериям (слайд):

  7. 7 «+» - «5»

  8. 6 «+» - «4»

  9. 4 – 5 «+» - «3»

меньше 3 «+» - «2»

(взаимопроверка работ)

- Встаньте те ребята, которым поставили «5»

- Встаньте те ребята, которым поставили «4»…

Учитель:

Вернёмся к нашей формуле урока.

Как вы думаете, добились мы сегодня на уроке успеха?

Помогла нам в этом формула?

В чём вы были наиболее успешными?

Что у вас получилось, а что вызвало затруднения?

Домашнее задание: повторить всё, что мы уже знаем об имени существительном; выполнить упражнение 29 на стр. 22 (р/т)







Список используемой литературы:

  1. Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.

  2. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Уроки русского языка. 3 класс»

  3. Н.Ю. Васильева, И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по русскому языку»

  4. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. Учебник для 3 кл. Москва: «Просвещение» 2013.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее