Сценарий урока русского языка в 3 классе
Тема урока: Число имён существительных (урок 2-ой).
Цель урока: актуализировать знания о существительных, которые изменяются по числам, о существительных, которые не изменяются по числам;
Задачи урока:
научить изменять имя существительное по числам; писать имена существительные, изменяя форму числа; определять число имени существительного;
писать слова с известными орфограммами, проверять результат выполненного задания;
организовать рефлексивную деятельность учащихся;
развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Программное обеспечение:
флипчарт «Число имён существительных»
презентация «Число имён существительных»
электронное приложение «Русский язык. Начальная школа. 3класс»
электронное приложение к учебнику «Русский язык. 3 класс»
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:
-познавательные УУД— определять форму числа имени существительного и обосновывать своё мнение; определять и писать имена существительные, которые не изменяются по числам; изменять имена существительные по числам;
-личностные УУД – устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
-коммуникативные УУД – адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
-регулятивные УУД — выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Этап урока | Содержание урока | Примечания |
орг. момент | (Слайд № 1) Учитель: - Поприветствуйте наших гостей и начнём наше занятие. Помогите мне, пожалуйста, составить формулу успешного урока. (Слайд № 2) - Какие качества (из предложенных на слайде) нам сегодня понадобятся? Дети: старание, внимание, сообразительность Учитель: - Давайте проверим! (Слайд № 3) Предлагаю воспользоваться этой формулой сегодня на уроке. Согласны?! Дети: согласны! | Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).
|
минутка чистописания | Учитель: - Чтобы её запомнить, запишем её на минутке чистописания правильно, красиво и аккуратно: Успех – это старание, умение и сообразительность. (Слайд № 4) Дети: (работа учащихся в тетради) |
|
актуализация знаний
создание проблемной ситуации | Учитель: - Вы проявили своё старание и внимание, а теперь, проявите свою сообразительность (формула успеха) - расшифруйте имя той части речи, с которой будем работать сегодня на уроке. (Слайд № 5) Дети: - Имя существительное (Слайд № 6) Учитель: - Вспомним определение имени существительного. Дети (в парах): Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая называет предметы и отвечает на вопросы кто? или что? (Слайд № 7) - Что мы ещё знаем об имени существительном? Дети: - Имена существительные бывают собственными или нарицательными; - Имена существительные бывают одушевлёнными или неодушевлёнными; - Имена существительные изменяются по числам Учитель: - Вспомните, чем различаются имена существительные в единственном и во множественном числе. Сколько предметов они называют? Дети: - Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или более предметов. При изменении имён существительных по числам меняются их окончания. Учитель: - Вставьте пропущенные орфограммы в слова, записанные на доске (Слайд № 8): К.РТИНЫ, ПА..АЖИР, ПРАЗ.НИКИ, .ОСКВА, К.НИКУЛЫ, , М.Л.КО. Какие это слова? Дети: Словарные, их написание надо запомнить. Учитель: - Дайте характеристику каждому имени существительному по следующему плану (памятка вывешивается на доске): 1) вопрос 2) собственное или нарицательное 3) одушевлённое или неодушевлённое 4) в ед. ч. или во мн. ч. Дети (проверка сигналами): Картины – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч. Пассажир – сущ., кто?, нариц., одуш., в ед.ч. Праздники – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч. Москва – сущ., что?, собств., неодуш., в ед.ч. Каникулы – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч. Молоко – сущ., что?, нариц., неодуш., в ед.ч. Учитель: - Запишем эти словарные слова в тетрадь, изменяя их число. Дети: один ученик работает у доски, остальные записывают словарные слова в тетрадь (в словах Москва, каникулы, молоко число изменить нельзя). Учитель: - Посмотрим, что у нас получилось. (Слайд № 9) - В каких словах не смогли изменить число? Почему? Дети: Не смогли изменить по числам слова Москва, каникулы, молоко, потому что так не говорят «Москвы», «каникула» или « молоки».
| Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).
Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют цель урока (познавательные и регулятивные УУД). |
целеполагание (самоопределение к деятельности) | Учитель: Значит, мы ещё не всё знаем про число имён существительных. Какую же цель можно перед собой поставить? Дети: Определить число существительных Москва, каникулы, молоко. Узнать новое про число имён существительных. | |
открытие «нового» знания
| Учитель: - Оказывается, в русском языке есть имена существительные, которые по числам не изменяются. Чтобы узнать об этом более подробно – послушаем профессора Самоварова. (Электронное приложение «Русский язык» 3 класс.) - Вернёмся к нашим словам Москва, каникулы, молоко. Что мы теперь о них можем сказать? Дети: Москва и молоко – существительные, которые употребляется только в ед. числе, а каникулы – существительное, которое имеет только мн. число. Эти слова не изменяются по числам. Учитель: Может быть, кто-то из вас сможет назвать такие существительные, которые не изменяются по числам? |
|
Двигательная разминка | Физминутка |
|
первичное закрепление | Учитель: - Вместе выполним задание из электронного приложения – распределим существительные на 2 группы: изменяемые по числам и неизменяемые по числам. (работа учащихся у доски с комментированием) - А теперь аналогичное задание вы должны будете выполнить в учебнике (с. 147 упр. 259) самостоятельно, по вариантам. (Слайд № 10) Ребятам первого варианта я предлагаю выписать имена существительные, которые изменяются по числам, а ребятам второго варианта – имена существительные, которые по числам не изменяются. - Не забывайте про формулу успеха, вам понадобятся старание и внимание. (самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой) Дети: Один из ребят первого варианта комментирует выписанные слова (существительные, которые изменяются по числам): арбуз, медведь, лягушка, петух, растение, лошадь, лестница, машины, группа, трамвай, город. Один ученик из второго варианта называет слова – существительные, которые не изменяются по числам: храбрость, творог, дрожжи, посуда, мебель, каникулы, свет, мёд, молоко, бензин, город, сутки. Учитель: Поднимите руки те ребята: - которые не допустили ни одной ошибки в работе; - допустили по одной ошибке (пропустили по одному слову); - допустили по 2 – 3 ошибки (пропустили 2 – 3 слова); - допустили больше трёх ошибок? | Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям (регулятивные УУД)
Учащиеся выполняют самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания |
подведение итогов | Учитель: - Достигли мы той цели, которую поставили на уроке? - Что нового вы узнали про число имён существительных? Дети: В русском языке есть имена существительные, которые по числам не изменяются. | Учащиеся обобщают полученные знания (познавательные УУД).
|
рефлексия | Учитель: И в заключение нашего урока предлагаю выполнить задания очередного теста по теме «Имя существительное», т.к. впереди вас ждёт большая проверочная работа по этой части речи. На слайде будет появляться вопрос с вариантами ответа, вам в тетрадь надо записать только букву своего ответа. Тест «Имя существительное»
меньше 3 «+» - «2» (взаимопроверка работ) - Встаньте те ребята, которым поставили «5» - Встаньте те ребята, которым поставили «4»… Учитель: Вернёмся к нашей формуле урока. Как вы думаете, добились мы сегодня на уроке успеха? Помогла нам в этом формула? В чём вы были наиболее успешными? Что у вас получилось, а что вызвало затруднения? Домашнее задание: повторить всё, что мы уже знаем об имени существительном; выполнить упражнение 29 на стр. 22 (р/т) |
|
Список используемой литературы:
Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.
Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Уроки русского языка. 3 класс»
Н.Ю. Васильева, И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по русскому языку»
Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. Учебник для 3 кл. Москва: «Просвещение» 2013.