«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок русского языка (2 класс ) Звонкие и глухие согласные и их обозначение буквами в проверяемых и проверочных словах

Создать условия для открытия учащимися правила о правописании парных согласных в корне слова

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка (2 класс )

Звонкие и глухие согласные и их обозначение буквами в проверяемых и проверочных словах

Педагогическая цель

Создать условия для открытия учащимися правила о правописании парных согласных в корне слова

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты

(предметные)

Применяют открытое при помощи учителя правило, контролируют свои действия, проверяют написанное

Личностные результаты

Понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; учатся понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности

Универсальные учебные действия

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме, слушают и понимают речь других.

Основное содержание темы,

понятия и термины

Парные согласные. Правила правописания согласных в корне слова. Объяснение написания слов с изученными орфограммами.



С ц е н а р и й у р о к а

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

И помнить это должен каждый:

Урок у нас уж очень важный!

А тот, кто больше отвечает,

Ошибок он не допускает.

Тот и награду получает.

2.Актуализа-ция опорных знаний

-Хлопните в ладоши, кто умеет считать до шести.

-Назовите по порядку первые шесть согласных букв алфавита.

-Какие звуки обозначает каждая из них? Назовите.

-Верно ли, что в произношении каждого согласного звука участвовал голос? Наш голосочек- он, словно звоночек.

-Как мы называем такие согласные звуки? Отметим их значком «звоночек». (Прикрепляется перед буквенным рядом).

-Давайте сыграем с ними в игру «Отключи звоночек»: сначала произносим звук, как обычно, потом говорим всё тише и тише, переходя на шёпот.

-В какой звук превратился наш звонкий согласный звук б? Чем он отличается от звонкого согласного «б»? Как называем такие согласные звуки?

-Какой буквой его обозначают?

-Продолжаем! (в- , г-к, д-т, ж-ш, з-с).

Тары-бары, тары-бары!

Получились у нас пары!


Ах, какие классные

Парные согласные!

Уделим мы им внимание- посвятим чистописание!

3.Постановка учебной задачи

Но парные согласные могут быть опасные!

-Где? Когда? –Узнать нам надо!

Знанье будет нам награда!

4.Актуализа-ция знаний и способов действий

-Внимание на экран. Где логика?

Слайд1. Гончарный круг, дети встали в круг, спасательный круг. (круг)

Слайд 2. Укутанный ребёнок с красными щеками. Градусник-20, Дед Мороз ,мороз)

Слайд 3. Колос, мука, буханки и батоны (хлеб)

Слайд 4. Животное морж, человек купается в проруби (морж)

Слайд 5. Детский сад, ряды фруктовых деревьев (сад)

Слайд 6. Рукав рубашки, пожарный рукав (рукав)

(Слова вывешиваются на доску с последним согласным в транскрипции)

-Какие согласные звуки оказались на конце корней этих слов? (Обращается внимание детей на второй ряд парных согласных)

-Да, вот такое случается:

Парный согласный в конце оглушается!

Место опасным у нас получается

И орфограммой у всех называется.


-Произношенью звуков при письме,

Друзья, я никогда не доверяю.

Есть три пути, поверьте мне,

С их помощью я эту орфограмму проверяю.

-Готовы вы пути те открывать?

Тогда не будем времени терять!

(На доске: хле п – хлеба

рука ф-рукава

кру к – круги

са т - сады

мор ш – моржи

моро с – морозы

- Что было? Что стало? Что изменилось?

-Да, парный согласный ты так проверяй:

-Гласную букву за ним подставляй.

- Обозначим первый путь «один-много». Запишите слова первого столбика через запятую, подчеркните парную согласную на конце.

(Идёт запись слов с проговариванием проверочных слов)

-Путь второй- тоже простой!

-Что изображено в верхней части картинки? (Зуб)

-Нижней? (Зубик)

-В чем разница?

- Помог ли это путь проверить глухой парный согласный звук на конце?

-Испытаем его? Возьмите конверт. Выньте из него листочек с пирамидками. Внимание: подбираем проверочное слово, используя второй путь.

(Дети по «цепочке» объясняют выбор буквы в словах первой пирамидки)

-Букву в слова второй пирамидки вставьте самостоятельно Поработайте в паре сравните, одинаковы ли записи у вас и вашего партнёра?

- Итак, путь третий – на сегодня он – последний.

(На картинке мальчик с вывернутыми карманами)

- Что приходит на ум при первом рассматривании картинки?

-Да. Это слово «нет». Подберите к нему антоним.

-Верно- слово «есть».

(Вывешивается табличка со словом «нет»)

-Попробуем пойти по третьему пути? Проверим: огород, паровоз, след, снег, груз, клад.

-Прочитайте пословицу на доске:

«Дру… познаётся в беде.»

-Что слышится на месте пропуска?

-Какой это звук? Назовите его пару. Выберите способ проверки парного согласного.

-Сделаем вывод: всем ли словам подходят все три пути проверки?

-Приготовьтесь списать эту пословицу. А помогут вам Зоркий Глаз и Чуткое Ухо. Смотрите и слушайте, и как только встретится место, которое пишется не так, как слышится, хлопните в ладоши.

-Прочитайте по слогам так, как пишется. Закройте глаза. Повторите. Откройте глаза и диктуйте себе также.

- Найдите главные члены предложения.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-А чтоб не потерять в проверке букв сноровку, запишем, друзья, мы слова под диктовку:

Снег, глаз, шкаф, дуб, чиж, град, тетрадь, флаг, год.

6.Рефлексия учебной деятельности.

- Какая у нас сегодня была цель?

- Достигли ли мы её?

- Как нам это удалось?

- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, используя одно из высказываний из таблицы:

1.Я научился….

2.Могу похвалить себя за то, что…

3.Больше всего мне понравилось…

4.Мне показалось важным…

5.Было трудно, когда….

7.Домашнее задание

Списать 3 предложения из учебника чтения. Подчеркнуть опасные парные согласные в словах.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее