Урок русского языка (2 класс )
Звонкие и глухие согласные и их обозначение буквами в проверяемых и проверочных словах
Педагогическая цель | Создать условия для открытия учащимися правила о правописании парных согласных в корне слова |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Применяют открытое при помощи учителя правило, контролируют свои действия, проверяют написанное |
Личностные результаты | Понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; учатся понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности |
Универсальные учебные действия | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме, слушают и понимают речь других. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Парные согласные. Правила правописания согласных в корне слова. Объяснение написания слов с изученными орфограммами. |
С ц е н а р и й у р о к а
Этапы урока | Деятельность учителя |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. И помнить это должен каждый: Урок у нас уж очень важный! А тот, кто больше отвечает, Ошибок он не допускает. Тот и награду получает. |
2.Актуализа-ция опорных знаний | -Хлопните в ладоши, кто умеет считать до шести. -Назовите по порядку первые шесть согласных букв алфавита. -Какие звуки обозначает каждая из них? Назовите. -Верно ли, что в произношении каждого согласного звука участвовал голос? Наш голосочек- он, словно звоночек. -Как мы называем такие согласные звуки? Отметим их значком «звоночек». (Прикрепляется перед буквенным рядом). -Давайте сыграем с ними в игру «Отключи звоночек»: сначала произносим звук, как обычно, потом говорим всё тише и тише, переходя на шёпот. -В какой звук превратился наш звонкий согласный звук б? Чем он отличается от звонкого согласного «б»? Как называем такие согласные звуки? -Какой буквой его обозначают? -Продолжаем! (в- , г-к, д-т, ж-ш, з-с). Тары-бары, тары-бары! Получились у нас пары!
Ах, какие классные Парные согласные! Уделим мы им внимание- посвятим чистописание! |
3.Постановка учебной задачи | Но парные согласные могут быть опасные! -Где? Когда? –Узнать нам надо! Знанье будет нам награда! |
4.Актуализа-ция знаний и способов действий | -Внимание на экран. Где логика? Слайд1. Гончарный круг, дети встали в круг, спасательный круг. (круг) Слайд 2. Укутанный ребёнок с красными щеками. Градусник-20, Дед Мороз ,мороз) Слайд 3. Колос, мука, буханки и батоны (хлеб) Слайд 4. Животное морж, человек купается в проруби (морж) Слайд 5. Детский сад, ряды фруктовых деревьев (сад) Слайд 6. Рукав рубашки, пожарный рукав (рукав) (Слова вывешиваются на доску с последним согласным в транскрипции) -Какие согласные звуки оказались на конце корней этих слов? (Обращается внимание детей на второй ряд парных согласных) -Да, вот такое случается: Парный согласный в конце оглушается! Место опасным у нас получается И орфограммой у всех называется.
-Произношенью звуков при письме, Друзья, я никогда не доверяю. Есть три пути, поверьте мне, С их помощью я эту орфограмму проверяю. -Готовы вы пути те открывать? Тогда не будем времени терять! (На доске: хле п – хлеба рука ф-рукава кру к – круги са т - сады мор ш – моржи моро с – морозы - Что было? Что стало? Что изменилось? -Да, парный согласный ты так проверяй: -Гласную букву за ним подставляй. - Обозначим первый путь «один-много». Запишите слова первого столбика через запятую, подчеркните парную согласную на конце. (Идёт запись слов с проговариванием проверочных слов) -Путь второй- тоже простой! -Что изображено в верхней части картинки? (Зуб) -Нижней? (Зубик) -В чем разница? - Помог ли это путь проверить глухой парный согласный звук на конце? -Испытаем его? Возьмите конверт. Выньте из него листочек с пирамидками. Внимание: подбираем проверочное слово, используя второй путь. (Дети по «цепочке» объясняют выбор буквы в словах первой пирамидки) -Букву в слова второй пирамидки вставьте самостоятельно Поработайте в паре сравните, одинаковы ли записи у вас и вашего партнёра? - Итак, путь третий – на сегодня он – последний. (На картинке мальчик с вывернутыми карманами) - Что приходит на ум при первом рассматривании картинки? -Да. Это слово «нет». Подберите к нему антоним. -Верно- слово «есть». (Вывешивается табличка со словом «нет») -Попробуем пойти по третьему пути? Проверим: огород, паровоз, след, снег, груз, клад. -Прочитайте пословицу на доске: «Дру… познаётся в беде.» -Что слышится на месте пропуска? -Какой это звук? Назовите его пару. Выберите способ проверки парного согласного. -Сделаем вывод: всем ли словам подходят все три пути проверки? -Приготовьтесь списать эту пословицу. А помогут вам Зоркий Глаз и Чуткое Ухо. Смотрите и слушайте, и как только встретится место, которое пишется не так, как слышится, хлопните в ладоши. -Прочитайте по слогам так, как пишется. Закройте глаза. Повторите. Откройте глаза и диктуйте себе также. - Найдите главные члены предложения. |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | -А чтоб не потерять в проверке букв сноровку, запишем, друзья, мы слова под диктовку: Снег, глаз, шкаф, дуб, чиж, град, тетрадь, флаг, год. |
6.Рефлексия учебной деятельности. | - Какая у нас сегодня была цель? - Достигли ли мы её? - Как нам это удалось? - Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, используя одно из высказываний из таблицы: 1.Я научился…. 2.Могу похвалить себя за то, что… 3.Больше всего мне понравилось… 4.Мне показалось важным… 5.Было трудно, когда…. |
7.Домашнее задание | Списать 3 предложения из учебника чтения. Подчеркнуть опасные парные согласные в словах. |