Урок русского языка
УМК «Перспективная начальная школа»
во 2 классе
Учитель I категории
Дюба Т.М.
Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
Цель: Формирование образовательных компетенций (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»
Задачи урока:
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
формирование умения понимать причины успеха в учебной деятельности;
развитие познавательного интереса, учебной мотивации.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
регулятивные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
познавательные УУД: формирование умения работать с информацией; овладение операциями мышления (анализ, синтез).
коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Определение связи конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова;
Обучение умению делать правильный вывод о работе мягкого знака;
формирование умения дифференцировать слова с основой на шипящий по родам;
совершенствование навыков работы с Обратным словарём.
Оборудование: Учебник «Русский язык» I часть, учебник «Русский язык» 2 часть, обратный словарь, предметные картинки, проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями; презентация;
Ход урока
I.Организационный момент.
- Посмотрите, у нас на уроке много гостей, поприветствуйте их. Садитесь.
Слайд -Сегодня мы отправимся с вами за новыми знаниями на этом быстроходном корабле. Что же нам пригодится в дороге для успешности достижения нашей цели.
(Наши знания, доброе отношение друг к другу, умение слушать и слышать товарища и всегда прийти на помощь). Как говорится попутного нам ветра.
Слайд Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет чудес необычайных
Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим всё знать!
Это и будет девизом нашего урока.
Улыбнитесь друг другу, сядьте правильно.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
П . Повторение
1. Чистописание – безотрывное письмо:
КТО ЧТО ОН ОНА
- Что помогают определить эти слова? (Род слов-названий предметов.)
(На вопросы Кто? Что? Отвечают слова-названия предметов.
Он, она - определяем род слов-названий предметов
СЛАЙД
1.Словарная работа: Ребусы.
1)коньки
-Назовите орфограмму в этом слове.
СЛАЙД 2)мороз
-Подберите слова с одинаковым корнем .
(Морозец, морозище, морозный, морозно, заморозки, морозить. )
-Как называются такие слова?
СЛАЙД 3)машина
-Назовите орфограмму в этом слове.
СЛАЙД 4)Метель-вьюга
-Как называются слова, сходные по смыслу, но различные по написанию? (Синонимы)
СЛАЙД -Какую роль играет мягкий знак в словах?
Ь |
|
1. метель | Для смягчения согласных звуков |
2. вьюга | Для разделения согласного и гласного звуков |
3. ? | ? |
- Можем ли мы сделать третий вывод? (Нет)
- А может сегодня мы узнаем ещё одну тайну ь знака.
III. Подготовка к новой теме.
1. Работа в группах.
СЛАЙД
Повторим правила работы в группе.
Правила работы в группе
Обсуждать тихо.
Доказывать свою гипотезу.
Внимательно слушать других.
Договариваться.
Упражнения в распределении слов по родам
1. Игра-соревнование
Мальчикам отобрать картинки со словами м.р.
Девочкам — картинки со словами ж.р.
Давайте посмотрим, что получилось у каждой группы.
СЛАЙД Давайте проверим
-Назовите картинки, которые выбрали девочки
-Выбрали мальчики
-Какие слова помогли вам справиться с заданием? (он,она)
Физминутка
Анишит Йокоповна предлагает такое задание игру «Хлопни-топни».
Если я называю слова-названия предметов женского рода, то вы хлопаете.
Если я называю слова-названия предметов мужского рода, то вы топаете.
Лист, цветок,осень,,пень,зима,заяц,молодёжь,меч,шалаш,плащ.дочь.
- Посмотрите на написание этих слов и сравните . Какая проблемная ситуация у нас – возникла.
Разные написания слов в каждой группе.
-В словах женского рода на конце стоит мягкий знак, а у слов мужского рода -нет.
-Чего мы пока не знаем?
(Мы пока не знаем, как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий.)
-Значит, чему будем учиться?
(Будем учиться писать слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий.)
IП. Работа над темой урока
1.Работа в учебнике
-Откройте учебник на стр.152 Прочитайте тему нашего урока. «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук».
Анишит Йокоповна дала Маше с Мишей очень сложное задание. Без вашей помощи им не справиться. Поможем ребятам?
Упр. 117
Что нам понадобится для выполнения задания
-Каким словарём воспользуемся
-Открываем словарь на «ч»
-Есть ли среди слов - названий предметов слова ж.р. ,ср.р.?
-Какого рода все эти слова?
Запишите два слова в первый столбик
Назовите какие слова вы написали
-Откройте словарь на букву «ь»,найдите слова, основа которых оканчивается на «чь», выпишите во второй столбик три слова
Прочитайте их.
Какой вывод можно сделать о работе ь ?
а) ь обозначает мягкость согласного;
б) ь показывает,что все слова-названия предметов, женского рода
Чтобы проверить ваши гипотезы, выполним упражнение 118
.-Прочитайте задание.
-Откройте обратный словарь на букву ш
Выпишите два слова в первый столбик
Откройте обратный словарь на букву ь, найдите слова с основой на шь, выпишите во второй столбик два слова.
Так почему слова, записанные слева вы написали без ь, а в правый с ь.
Какой вывод можно сделать?
Физминутка для глаз
-Ребята, а можете вы ответить не заглядывая в словарь, как будут писаться слова, основа которых, оканчивается на ж и щ
2 .Составление памятки в группах.
Работа в группахАнишит Йокоповна предлагает вам составить памятку
В словах с основой на шипящий пиши на конце слов мужского рода | В словах с основой на шипящий пиши на конце слов женского рода
|
ЖШЩЧ | ЖьЩьЧьШь |
Слайд Что у нас получилось в группах проверим
3.Работа в парах
У вас на партах лежат 2 конверта с заданиями.
В 1 конверте задание более сложное, во 2 конверте задание более лёгкое.
Подумайте и выберете задание, которое будете выполнять.
1к.
Одному из пары записать слова мужского рода, другому –женского рода.
Вещь,молодёжь,борщ,помощь,товарищ,лещ,калач,дочь,стриж,ключ.
2к. Вместо звуков записать буквы в словах:
Пла[ч'], пе[ч'] , труба[ч'], мело[ч'] ,ре[ч'] ,но[ч'], москви[ч'], мя[ч'] ,ре[ч'].
Слайд -Ребята,так открыли мы тайну ь, можем ли теперь ответить какую работу выполняет ь?
Ь |
|
1. метель | Для смягчения согласных звуков |
2. вьюга | Для разделения согласного и гласного звуков |
3. речь, мышь, рожь | Слова-названия предметов женского рода |
IV. Итог урока :
Рефлексия
СлайдТест
1.Мягкий знак может выполнять:
а) 3 работы;
а) 2 работы;
в) 1 работу
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
а) пишется между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова.
3. На конце слов- предметов ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.
4. На конце сов -предметов м. р. после шипящих:
а) не пишется ь знак;
б) пишется ь знак.
5.ь знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
-Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Чему учились?
- Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке?
А теперь оцените свою работу в классе
V. Д.З. СлайдТ.стр.49 упр.60