«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка 2 класс

ПНШ Урок русского языка во 2 классе "Написание слов - предметов мужского и женского родоа с основойи на шипящей звук"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки









Урок русского языка


УМК «Перспективная начальная школа»

во 2 классе








Учитель I категории

Дюба Т.М.









Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Цель: Формирование образовательных компетенций (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»

Задачи урока:

  1. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • формирование умения понимать причины успеха в учебной деятельности;

  • развитие познавательного интереса, учебной мотивации.

  1. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • регулятивные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

  • познавательные УУД: формирование умения работать с информацией; овладение операциями мышления (анализ, синтез).

  • коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения.

  1. Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Определение связи конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова;

  • Обучение умению делать правильный вывод о работе мягкого знака;

  • формирование умения дифференцировать слова с основой на шипящий по родам;

  • совершенствование навыков работы с Обратным словарём.


Оборудование: Учебник «Русский язык» I часть, учебник «Русский язык» 2 часть, обратный словарь, предметные картинки, проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями; презентация;


Ход урока


I.Организационный момент.

- Посмотрите, у нас на уроке много гостей, поприветствуйте их. Садитесь.
Слайд -Сегодня мы отправимся с вами за новыми знаниями на этом быстроходном корабле. Что же нам пригодится в дороге для успешности достижения нашей цели.

(Наши знания, доброе отношение друг к другу, умение слушать и слышать товарища и всегда прийти на помощь). Как говорится попутного нам ветра.

Слайд Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет чудес необычайных
Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим всё знать
!

Это и будет девизом нашего урока.

Улыбнитесь друг другу, сядьте правильно.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

П . Повторение

1. Чистописание безотрывное письмо:

КТО ЧТО ОН ОНА

- Что помогают определить эти слова? (Род слов-названий предметов.)

(На вопросы Кто? Что? Отвечают слова-названия предметов.

Он, она - определяем род слов-названий предметов

СЛАЙД

1.Словарная работа: Ребусы.

1)коньки

-Назовите орфограмму в этом слове.

СЛАЙД 2)мороз

-Подберите слова с одинаковым корнем .

(Морозец, морозище, морозный, морозно, заморозки, морозить. )

-Как называются такие слова?

СЛАЙД 3)машина

-Назовите орфограмму в этом слове.

СЛАЙД 4)Метель-вьюга

-Как называются слова, сходные по смыслу, но различные по написанию? (Синонимы)

СЛАЙД -Какую роль играет мягкий знак в словах?


Ь


1. метель

Для смягчения согласных звуков

2. вьюга

Для разделения согласного и гласного звуков

3. ?

?

- Можем ли мы сделать третий вывод? (Нет)

- А может сегодня мы узнаем ещё одну тайну ь знака.

III. Подготовка к новой теме.

1. Работа в группах.

СЛАЙД

Повторим правила работы в группе.

Правила работы в группе

  1. Обсуждать тихо.

  2. Доказывать свою гипотезу.

  3. Внимательно слушать других.

  4. Договариваться.

Упражнения в распределении слов по родам

1. Игра-соревнование

Мальчикам отобрать картинки со словами м.р.

Девочкам — картинки со словами ж.р.




Давайте посмотрим, что получилось у каждой группы.

СЛАЙД Давайте проверим

-Назовите картинки, которые выбрали девочки

-Выбрали мальчики

-Какие слова помогли вам справиться с заданием? (он,она)

Физминутка

Анишит Йокоповна предлагает такое задание игру «Хлопни-топни».

Если я называю слова-названия предметов женского рода, то вы хлопаете.

Если я называю слова-названия предметов мужского рода, то вы топаете.

Лист, цветок,осень,,пень,зима,заяц,молодёжь,меч,шалаш,плащ.дочь.

- Посмотрите на написание этих слов и сравните . Какая проблемная ситуация у нас возникла.

Разные написания слов в каждой группе.

-В словах женского рода на конце стоит мягкий знак, а у слов мужского рода -нет.

-Чего мы пока не знаем?

(Мы пока не знаем, как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий.)

-Значит, чему будем учиться?

(Будем учиться писать слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий.)

IП. Работа над темой урока

1.Работа в учебнике

-Откройте учебник на стр.152 Прочитайте тему нашего урока. «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук».

Анишит Йокоповна дала Маше с Мишей очень сложное задание. Без вашей помощи им не справиться. Поможем ребятам?

Упр. 117

Что нам понадобится для выполнения задания

-Каким словарём воспользуемся

-Открываем словарь на «ч»

-Есть ли среди слов - названий предметов слова ж.р. ,ср.р.?

-Какого рода все эти слова?

Запишите два слова в первый столбик

Назовите какие слова вы написали

-Откройте словарь на букву «ь»,найдите слова, основа которых оканчивается на «чь», выпишите во второй столбик три слова

Прочитайте их.

Какой вывод можно сделать о работе ь ?

а) ь обозначает мягкость согласного;

б) ь показывает,что все слова-названия предметов, женского рода

Чтобы проверить ваши гипотезы, выполним упражнение 118

.-Прочитайте задание.

-Откройте обратный словарь на букву ш

Выпишите два слова в первый столбик

Откройте обратный словарь на букву ь, найдите слова с основой на шь, выпишите во второй столбик два слова.

Так почему слова, записанные слева вы написали без ь, а в правый с ь.

Какой вывод можно сделать?

Физминутка для глаз

-Ребята, а можете вы ответить не заглядывая в словарь, как будут писаться слова, основа которых, оканчивается на ж и щ

2 .Составление памятки в группах.

Работа в группахАнишит Йокоповна предлагает вам составить памятку

В словах с основой на шипящий пиши

на конце слов мужского рода

В словах с основой на шипящий пиши

на конце слов женского рода


ЖШЩЧ

ЖьЩьЧьШь

Слайд Что у нас получилось в группах проверим

3.Работа в парах

У вас на партах лежат 2 конверта с заданиями.

В 1 конверте задание более сложное, во 2 конверте задание более лёгкое.

Подумайте и выберете задание, которое будете выполнять.

1к.

Одному из пары записать слова мужского рода, другому –женского рода.

Вещь,молодёжь,борщ,помощь,товарищ,лещ,калач,дочь,стриж,ключ.

2к. Вместо звуков записать буквы в словах:

Пла[ч'], пе[ч'] , труба[ч'], мело[ч'] ,ре[ч'] ,но[ч'], москви[ч'], мя[ч'] ,ре[ч'].

Слайд -Ребята,так открыли мы тайну ь, можем ли теперь ответить какую работу выполняет ь?

Ь


1. метель

Для смягчения согласных звуков

2. вьюга

Для разделения согласного и гласного звуков

3. речь, мышь, рожь

Слова-названия предметов женского рода

IV. Итог урока :

Рефлексия

СлайдТест

1.Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

а) 2 работы;

в) 1 работу

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова.

3. На конце слов- предметов ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

4. На конце сов -предметов м. р. после шипящих:

а) не пишется ь знак;

б) пишется ь знак.

5.ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;


-Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Чему учились?

- Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке?

А теперь оцените свою работу в классе


V. Д.З. СлайдТ.стр.49 упр.60
















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее