Цели:
закрепление навыка правописания изученных сочетаний; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];
развитие орфографической зоркости у учащихся;
развитие внимания, мышления;
обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
воспитание любви к природе.
Тип урока: повторение изученного материала, проверка знаний.
Вид урока: конкурс-смотр.
Форма урока: урок построен с мультимедийным сопровождением.
Оборудование:
компьютер, проектор
иллюстрация с изображением героев сказки «По щучьему велению»;
карточки с гласными буквами;
презентация к уроку;
карточки с домашним заданием.
Ход урока
Псих. настрой
- чтение стихотворения В.Кривошеевой "Доброе утро"
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро (к детям)
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
И каждый становиться
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Действительно ли оно доброе для всех? Поднимите руку, кто пришел в школу с таким настроением? А с таким? А вот с этим? (демонстрация человечков): Слайд 2
Пальчиковая гимнастика
«Колечко» Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
Оформление тетради
Введение в тему
Послушайте отрывок из одной сказки и отгадайте как она называется.
(Учитель читает отрывок)
Сказка « По щучьему велению»«…Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
- Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
- На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?...»
- Ребята, отрывок из какой сказки я прочитала? (Сказка «По щучьему велению») Слайд 3
- Какая это сказка – авторская или народная?
- Молодцы!
V. Сообщение темы урока
- Ребята, кого поймал Емеля? (щуку)
- Он ее поймал и не отпускает. Хочет, чтобы она выполнила его задания.
- Поможем мы щуке в выполнении заданий Емели?
- А какая орфограмма спряталась в слове щука? (чу-щу)
- Правильно. А какие еще сочетания мы изучали? (жи-ши, ча-ща)
- Сегодня на уроке мы будем повторять и закреплять написание этих сочетаний. Слайд 4
- Кто помнит правило, как писать эти сочетания? (дети отвечают)
Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в ловах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у. Слайд 5
VI. Речевая разминка Слайд 6
(Читаем хором)
VII. Чистописание
Что необходимо помнить, чтобы писать красиво? (Посадка, правильно держать ручку, порядок на рабочем месте, тренировка навыка и внимание во время работы)
Посмотрите на доску и скажите, что общего у букв записанных на доске?
ы а и я у ю
- какие из этих букв можно писать после шипящих? Запишите. Слайд 7- 11
- Назовите, какие согласные буквы встречаются в наших сочетаниях? (Ж, Ш, Ч, Щ)
- Запишите эти буквы на следующей строчке в тетради. (Жж, Чч, Шш, Щщ) (Учитель на доске)
- Назовите буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.
(Ж, Ш).
- Назовите буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. (Ч, Щ).
- Кому мы сегодня будем помогать? (Щуке)
- Запишите название нашей героини на следующей строчке (щука) Слайд 12
- За что поймал Емеля щуку? (за хвост)
- Как скажем хвост – чей? (щучий хвост) Запишите в тетради это словосочетание.
- В каком слове в названии сказки есть орфограмма с нашим сочетанием?
(по щучьему). Запишите в тетрадь, выделите орфограмму в этих словах.
VIII. Работа по теме урока
1 Задание Работа над предложением. Слайд 13
- А теперь давайте составим предложение из данных слов о щуке (дети составляют устно)
- Назовите какое предложение получилось? (один ученик у доски записывает, остальные в тетрадях).
- Проверим правильно ли вы записали (проверка Слайд 14)
Хищная щука живет в реке.
- В каких словах есть наши сочетания? Подчеркните.
- Давайте найдем главные слова в предложении ((кто?) щука, (что делает?) живет).
- Подчеркнем слово щука – одной линией.
- Подчеркнем слово живет – двумя линиями.
- Молодцы!
- А теперь следующее задание.
2 Задание Игра «Угадайка» (устно)
- Я буду называть слово, а вы должны показать карточку с нужной гласной буквой. (сигнальные карточки)
1. «И или Ы» (Слайд 15)
- Запишите первую строчку слов, подчеркните орфограмму.(жи-ши)
2. «а или я, у или ю» (Слайд 16)
- Однажды Емеля шел по лесу, заблудился и забрел в лесную чащу.
3 Задание «ЧАЩА» (Слайд 17)
- Что такое «чаща»? (дети называют свои варианты)
- Ребята, чаща – это густой, непроходимый лес, заросль. (Слайд 18)
- Емеля дает нам задание, изменить слова так, чтобы они получились с нужным сочетанием.
(Слайд 19)
Чаща – забрел (куда?) в ча…
Роща – пойти в …
Задача – решить …
Дача – построить …
(Ученики у доски работают по одному сочетанию)
- Подчеркните орфограммы.
IX Физкультминутка (Слайд 20)
1) Чистоговорки (хором)
Ча-ча-ча – у меня нет ключа.
Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу.
2)- А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
X. Продолжение работы по теме
4 Задание Диктант по картинкам (Слайд 21 - 22)
- Запишите названия предметов на картинках.
- Подчеркните сочетания.
Проверка фронтально (устно)
5 Задание «Допиши сочетания» (Слайд 23)
- Допишите нужное сочетание в пары слов, конец первого слова будет являться началом второго слова.
лу… - …знь
гара… - …лет
кри… - …лки
ер… - … пы
зада… - …й
- Подчеркните орфограммы.
Проверь (Слайд 24)
XI. Итог урока
- и в завершении нашего урока выполним кроссворд Слайд 25-26
- Вот мы и выполнили все задания Емели. Он отпустил нашу щуку обратно в речку. (Слайд 27)
- Правописание каких сочетаний мы сегодня повторяли на уроке? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
1. Чтение правила.
- А сейчас прочитаем стихотворение-правило и запомним как они пишутся. (Слайд 28)
(Хором дети с учителем читают правило)
- Молодцы! Вы сегодня хорошо работали. (Слайд 29)
XII. Домашнее задание: Задание на карточке.
Рефлексия ( смайлики)