«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок "Река и ее части"

Цель:

Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.

Расширить и углубить знания о водах суши - реках.

Задачи:

Обучающие:

Формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима).

Формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой.

Формирование умения составлять описание географического объекта.

Формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».

Развивающие:

Развивает навыки работы с информационным материалом.

Развивает навыки использования, обработки информационных ресурсов.

Формирует критическое мышление.

Воспитательные:

Формирование чувства любви к родной природе.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Разработка урока географии с использованием информационных технологий.

ФИО учителя, место работы:

1. Патрина Татьяна Борисовна, филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в селе Красная Криуша, Тамбовская область, Тамбовский р-он

Тема урока: «Река и ее части»

План-конспект урока.

Предмет: география

Класс: 6

Тема: Река и ее части.

Базовый

учебник: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.


Цель:

Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.

Расширить и углубить знания о водах суши - реках.

Задачи:

Обучающие:

Формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима).

Формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой.

Формирование умения составлять описание географического объекта.

Формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».

Развивающие:

Развивает навыки работы с информационным материалом.

Развивает навыки использования, обработки информационных ресурсов.

Формирует критическое мышление.

Воспитательные:

Формирование чувства любви к родной природе.

Тип урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний

(комбинированный урок с практико-ориентированными заданиями).

Требования ФГОС ООО:

Достижение метапредметных результатов:

Умения вести самостоятельный анализ, отбор информации, ее преобразование, передачу с помощью технических средств и информационных технологий.

Достижение предметных результатов:

Представление о современной географической картине мира и владение основами научных географических знаний (базовых понятий).

Умение работать с различными источниками информации.

Умение выделять, описывать и объяснять географические объекты и явления.

картографическая грамотность.

Умение вести наблюдения за объектами, процессами географической среды, их изменениям.

Умение применять географические знания в повседневной жизни.

Предполагаемые результаты обучения:

Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.

Метапредметные: При помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. С помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках. Формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

Предметные: Преобразование и применение предметных знаний. Формирование навыка наблюдения, сравнения, обобщения.

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: Наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Методы познания: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, картографический.

Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: Работа учащихся с использованием компьютера не более 20 минут.

Необходимое техническое оборудование: Мобильный класс, подключенный к сети интернет, мультимедийный проектор.

Подготовка к уроку: На рабочем столе ученика разместить перечень используемых на данном уроке ЭОР (таблица 2) с ссылками на используемые ресурсы интернета, опорные конспекты, учебник, атлас.




Структура и ход урока:

Таблица 1.

Структура и ход урока.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

2

3

4

5

6

1.

Вступление.

Презентация, снимки из космоса: «Крупнейшие реки России»

(1)

Учитель обращается к жизненному опыту учащихся: Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Используя презентацию, учитель показывает реки России, рассказывает о реках и их значении для человека.

Демонстрация ресурса.

Ответы учащихся на вопросы учителя. Высказывают свои ассоциации со словом «река». Восприятие информации учителя.

Сами составляют определение.

Запись определения в опорный конспект.

( приложение 1)

4

2.

Актуализация темы.

Гипертекст с иллюстрациями

«Речная система»

(2)

Демонстрация иллюстрации «Речная система».

Объяснение учителя.

Воспринимает информацию, сообщаемую учителем. Учащиеся знакомятся с основными понятиями: «Части реки».

3

3.

Изучение нового материала:

поперечного профиля речной долины. Изучение частей реки.

Презентация «Исток, устье, дельта, эстуарий на примере рек»

(3).


Демонстрация ресурса.

Показ презентации.

Объяснение учителя.

Учащиеся вписывают определения в опорные конспекты

(русло, исток, устье, дельта, эстуарий)

7

4

Изучение нового материала:

«Режим рек, питание рек», «Речной сток и расход воды».

Работа с материалом учебника.

Понятия объясняет учитель.

Формирование понятий: режим реки, питание, речной сток, расход воды.

Учащиеся задают вопросы учителю.

Учащиеся вписывают определения в опорный конспект.

7

5

Первичный контроль знаний.

Тест с иллюстрациями. Формирование понятий: исток, устье, дельта, эстуарий на примерах рек.

(4)

Тест с иллюстрациями

(5)

Тест.

Выводы по тесту.

Индивидуальная работа с ресурсом- с тестом.

Работа в ноутбуках в сети интернет.

6

6

Изучение нового материала на примере реки Волги.

Изучение понятий: бассейн реки,

водораздел, водохранилище.

Презентация

(6)

Демонстрация ресурса.

Объяснение учителя.

Формирование понятий: бассейн реки, водораздел, водохранилище.

Учащиеся записывают определения в опорный конспект.

8

7

Контроль усвоения знаний.

Тест с иллюстрациями

(7)

Демонстрация ресурса. Подбор видеофрагмента.

Индивидуальная работа с ресурсом.

Работа в ноутбуках в сети интернет.

Ответы на вопросы теста.

Тест с иллюстрациями,

просмотр, самостоятельно, видеофрагмента.

6

8

Подведение итогов урока

Домашнее задание: закрепление изученного материала с использованием интернет-ресурсов

(8)

Выводы,

объяснение особенностей домашней работы.

Вопросы по домашнему заданию.

4




Перечень используемых на данном уроке ЭОР:

Таблица 2

Перечень используемых на данном уроке ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Презентация, снимки из космоса «Крупнейшие реки России».

Информацион-ный модуль.

Презентация, снимки из космоса.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dc0f60f3-69e9-417f-83fb-48f49c875d01/167a.pps


2

Гипертекст с иллюстрациями

«Речная система».

Информацион-ный модуль.

Гипертекст с иллюстраци-

ями.

Гипертекст с иллюстрациями

Иллюстрация.

-http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c5dc8cf2-6f3d-608b-5461-5ae904e60240/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28

3

Презентация «Исток, устье, дельта, эстуарий».

Информацион-

ный модуль.

Презентация.

Презентация.

-http://school-collection.edu.ru/catalog/res/82ff3334-fbe9-4648-8666-3254cc9ece27/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28


4

Тест «Речная система»

Контрольный модуль.

Тест с иллюстрациями

http://www.fcior.edu.ru/card/90/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-rek-k2.html


5

Тест «Питание и режим реки».

Контрольный модуль.

Тест с иллюстрациями.

http://www.fcior.edu.ru/card/1498/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-pitanie-i-rezhim-rek-k1.html


6

Презентация «Речная система Волги».

Информацион-ный модуль.

Презентация.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6461fb9b-1662-4cad-976c-314aeae6df17/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28


7

Контроль усвоения знаний.

Контрольное задание

(тест) «Характеристика крупнейших рек России»

Контрольный модуль.

Тест с иллюстрациями

http://www.fcior.edu.ru/card/22338/harakteristika-krupneyshih-rek-rossii-kontrolnye-zadaniya.html



8

Домашнее задание

Информацион-ный модуль.

Презентация.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/006.swf






Приложение 1 . Опорный конспект для ученика.

ФИ ученика:________________

Тема урока:_________________

термин

определение

река


исток


устье


эстуарий


русло


речной сток


расход воды


длина реки


бассейн реки


водораздел


водохранилище


пойма


речная система


режим реки


питание реки



Режим реки: Питание реки:

весеннее половодье снеговое

летнее половодье ледниковое

паводок дождевое, грунтовое

межень смешанное


Домашнее задание.

1.В опорном конспекте подписать материк, где протекает река:

1.Дунай - 2. Янцзы - 3. Инд - 4. Ганг -

5. Хуанхэ - 6. Тигр - 7 . Евфрат - 8. Нил -

9. Лимпопо - 10 .Оранжевая - 11. Муррей -

12. Амазонка - 13. Миссисипи - 14. Парана -

2.Используя информационный ресурс, по ссылке:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/006.swf

найти и подписать реки России в контурной карте: Волга, Северная Двина, Мезень, Печора, Урал, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Оленек, Лена, Ангара, Амур, Индигирка, Колыма, Анадырь, Яна

3.Выучить определения

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее