«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок коррекционной школы VIII вида на тему: "Части реки. Равнинные и горные реки"

Тема: Части реки. Равнинные и горные реки

Цели:

Образовательные:

- закрепить представление о водоемах;

- сформировать понятие река, русло, исток, устье, левый приток, правый приток;

Коррекционные:

- формировать умения сравнивать равнинные и горные реки используя иллюстрации;

- коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий реки и ее частей с опорой на схему реки;

- коррекция мелкой моторики при зарисовывании схемы реки в тетради;;

Воспитательные:

- воспитание аккуратности при работе в тетради;

-воспитание доброжелательного отношения к ответам товарищей и чувства взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

Методы: рассказ, беседа, объяснение, упражнения, демонстрация, практическая деятельность.

Оборудование: слайд-программа, физическая карта России

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок географии в 6 классе.

Тема: Части реки. Равнинные и горные реки

Цели:

Образовательные:

- закрепить представление о водоемах;

- сформировать понятие река, русло, исток, устье, левый приток, правый приток;

Коррекционные:

- формировать умения сравнивать  равнинные и горные реки используя иллюстрации;

- коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий реки и ее частей с опорой на схему реки;

- коррекция мелкой моторики при зарисовывании схемы реки в тетради;;

Воспитательные:

- воспитание аккуратности при работе в тетради;

-воспитание доброжелательного отношения к ответам товарищей и чувства  взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

Методы: рассказ, беседа, объяснение, упражнения, демонстрация, практическая деятельность.

Оборудование: слайд-программа, физическая карта России

Ход урока

Этап урока

Деятельность учащихся и учителя

I. Оргмомент

Психологический настрой





II.Проверка знаний

Вывешиваются на доске

Вывесить на доску




III. Постановка

 целей и задач урока.




































Запись темы в тетрадь

телевизор

IV. Объяснение нового материала




















Зарисовывают синим карандашом схему реки

Записывают в тетради

Первичное закрепление

У доски один ребенок




























































V.Физминутка

Звучит запись музыки со звуками журчащей воды

Записывают в тетради









VI. Закрепление и повторение изученного материала

вторичное закрепление





VII. Итог урока

VIII. Д/задание

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Здравствуйте, ребята!

 У нас на уроке присутствуют гости,  давайте вместе поприветствуем   наших гостей улыбкой.

 Сейчас улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем наш урок.

На экране что это? Тема прошлого урока колодец водопровод

Вопросы по стр. 46.


Посмотрите внимательно на экран.

Перед вами географических объектов.

 А сейчас  назовите  каждый водоем в отдельности.  

Дайте общее название этим объектам.

Правильно водоемы.

Как называется  раздел, который мы с вами изучаем ?

Правильно. Вода на Земле.

.

                                         

   Зачеркни лишнее слово.

                река, гора, озеро, море, болото

                                       слайд



Прочитайте слова, записанные жирным курсивом в задании 1  вашей карты.

- Какое слово лишнее?

- Почему слово гора лишнее?

- Каким цветом обозначают водоемы на карте?

- Покажите на карте  водоемы.

(работа с картой )





И мы немного приближаемся к нашей теме.


Послушайте загадку и скажите, о каком водоеме идет речь?

Летом бежит,

Зимой спит.

Весна настала,


Опять побежала. (река)              


 Части реки. Равнинные и горные.

Так звучит тема нашего урока. Записывают число и тему урока.


 Сегодня мы познакомимся с рекой и ее частями, научимся определять направление течения реки.

Слайд.

 

                                           

Что относится к озеру? Что относится к  реке? Соедини стрелками.

        река                          озеро  

вода течет

стоячая вода              

два берега

со всех сторон окружено сушей



Прочитайте задание.

Докажите свою мысль, выполнив задание.

-Охарактеризуйте каждый водоем

- Какое главное отличие реки от озера?

- Откуда течет вода в реке?

На этот вопрос мы с вами найдем ответ, посмотрев схему реки.




.

У каждой реки есть место, где она  начинает свой путь и называется он исток- обычно истоком бывает бьющийся из-под земли родник, озеро или болото. Несет свои воды ручей, сливается с другими ручьями и образует небольшую речку. Река течет все дальше, встречает на своем пути другие реки, сливается с ними в единый поток, набирается сил, стает все шире.  Реки,  которые впадают в данную реку называются притоки. Бесконечно река не может течь и она впадает в море, озеро или океан. Место, где река впадает в озеро, море или океан называется устье.

Углубление по которому течет река называется русло.

Вода в реке течет от истока к устью. Направление реки всегда показывается стрелкой.

-Откуда течет вода в реке ?


Слайд 5. Дать понятие реки

Река- это поток воды, который течет в сделанном им углублении в земле.

-Какие части имеет река?

- Какое открытие вы сделали зарисовав схему реки?

На доску вывешивается:

Наши открытия

Исток

Устье

Притоки

Русло

на доску вывешивается

Текст помощник:

Исток- это место, где река берет свое начало.

Устье- это место, где река впадает в другой водоем. Притоки- это другие реки , которые впадают в реку.

Русло- это углубление, по которому течет река.

-Что такое исток?

-Что такое устье?

-Что такое притоки?

-Что такое русло?

Это еще не все открытия.

Откройте учебник на стр. 48 прочитайте 2 абзац.

- Какое открытие вы сделали, читая текст?

- Как определить правый и левый берег?

- Как определить правый и левый притоки?

( на доску вывешивается :правый берег, левый берег)

Если встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, слева –левый.

Определите и подпишите на схеме в тетради правый приток и левый приток.

Мы много узнали,

Мы очень устали.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь.

Представьте себе. Солнечный летний день, светит яркое солнышко. Вы сидите на берегу  маленькой горной речушки.

 Вода течет , перекатывается с камешка на камешек.

Вы зачерпнули в свои ладошки теплую водичку и умыли свое лицо. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Вашу усталость унесла с собой вода.

Вы почувствовали прилив сил. У вас хорошее настроение, вы полны сил. Сейчас откройте глаза и посмотрите на экран.




В зависимости от рельефа местности, по которой текут реки различают равнинные и горные реки.

У равнинных рек течение медленное, спокойное.

 А горные реки берут начало в горах- течение у них быстрое. Горные реки встречая на своем пути крутой обрыв, падают с высоты  образуя  водопады.

-Что такое водопад?

Правильно. Водопад –это падение реки с высокого крутого обрыва.

Слово водопад имеет 2 корня –вод- и –пад-, соединенных соединительной гласной – О -.

- Какое открытие сделали еще?

(на доску вывешивается: равнинные реки, горные реки, водопады)

 


2. Работа карте.

На карте покажите реки, как правильно нужно показывать?


Спасибо за хорошую работу.

Оценивание детей.

Смайлики. Понравился урок ? дз.стр 47-50, схема рис.49.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее