МКОУ «Хурикская
средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»
МР «Табасаранский район»
Разработка урока по предмету
«Окружающий мир»
в 4 «а» классе на тему:
«Река. Части реки»
к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Подготовила: Гасанова Айнура Джелиловна
Хурик, 2019 год
Цель урока:
- Сформировать представление о реке, ее частях
Формируемые УУД:
Предметные:
- учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
Метапредметные:
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников при выполнении заданий;
-осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Регулятивные:
-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что предстоит усвоить;
. умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество при работе в группе
Организационный момент
Мотивационный этап
Видео ролик «Наша планета»
-Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!”
-Вы любите открывать тайны, узнавать новое?
-Приглашаю вас в путешествие в страну открытий.
3. Актуализация знаний.
-Про слово, которое я загадала, говорят
Источник жизни
-Что это может быть? (вода, воздух, солнце, пища)
-У меня есть еще один факт.
Два вида
-Вспомните, о чем вы говорили….что подходит?
-И последний факт. Занимает
7/10 поверхности всей земли
-О чем идет речь? (о воде)
-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово ВОДА? (озеро, море, океан)
-Как одним словом можно назвать все эти слова? (водоемы)
- Определить, о каком из водоемов пойдет речь , я предлагаю вам в группах, разгадав ребусы.
-О каком из водоемов идет речь? (о реке)
- Задайте вопросы, на которые вы можете дать ответ.
КАК зарождается река, пополняется река
КУДА течет река, впадает река
ОТКУДА течет река
Постановка проблемы
Появляются на слайде слова ИСТОК, УСТЬЕ, РУСЛО, ПРИТОК
-Какое отношение имеют эти слова к реке?
ЧТО ТАКОЕ ИСТОК
ЧТО ТАКОЕ УСТЬЕ
ЧТОТАКОЕРУСЛО
ЧТО ТАКОЕ ПРИТОК
- Вы хотите узнать, как эти слова связаны со словом река?
5. Постановка задач урока
-Поставьте перед собой задачу.
(определить что такое исток ,русло ,устье и приток ,
ответить на вопрос как эти слова связаны со словом река)
-Как мы можем решить эту задачу. (значки появляются: исследование, книга, группа)
6. Открытие нового знания.
-Сегодня мы почувствуем себя в роли теоретиков и практиков. Каждой группе предлагаются рабочий лист, текст и карта. Этапы вашей работы прописаны на рабочих листах.
1 группа – предмет Вашего исследования – исток
2 группа - устье
3 группа - русло
4 группа - приток
Через 10 минут каждая группа представит отчёт о проделанной работе.
Каждому учащемуся выдаётся информационный и рабочий листы.
Рабочий лист __________________________________________
«Теоретик»
Объект____Река_____________________________________________
Предмет___ ______________________________________________
Интересующий вопрос_______________________________________
Где будешь искать ответ______________________________________
Вывод_____________________________________________________________
«Практик»
1.Укажи эту часть реки на схеме
2.Исследуй реку
Найди на карте полушарий реку_____ и расскажи о путешествии
по ней от истока к устью.
Исследуемая река | Устье | Главное русло | Приток | Исток |
|
|
|
|
|
Информационный лист
Река – постоянно текущая вода.
Река начинается с истока. Исток – место рождения реки. Это может быть родник, бьющий из-под земли, болото, озеро или ледник в горах. Река стекает вниз по склону. Она всегда поворачивает туда, где склон более крутой, то есть где можно скатиться быстрее.
Движение воды в реке образует течение. У горных речек оно быстрое, ведь они стекают по крутым склонам. У равнинных рек течение медленное, потому что наклон равнины часто почти незаметен.
Если плыть по течению реки, то слева будет левый берег, а справа – правый. На своем пути река встречает другие реки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду. Они называются притоками. Догадайся сам, какие притоки называются левыми, а какие – правыми.
Чем дальше течет речка, тем больше воды поступает в неё. В конце пути полноводная река впадает в море или озеро. Если же река встречает другую, более крупную реку, то сама становится её притоком. Вместе с главной рекой она находит дорогу к морю. Место впадения реки в другой водоем называется устьем. Углубление, по которому течёт река, - это русло.
7. Выступление групп. (На слайде есть схема, там дети показывают предмет исследования. )
8. Формулирование темы урока.
Вспомните, какую учебную задачу мы поставили? (Узнать, что такое исток, устье, русло, приток)
Нам удалось решить эту задачу? (Да)
Как слова ИСТОК, УСТЬЕ, РУСЛО, ПРИТОК связаны со словом РЕКА? (Части реки)
Какой же была тема сегодняшнего урока? (Части реки)
9. Применение открытых знаний
Итак, мы узнали, из каких частей состоит река. А где мы можем применить открытые нами знания? Предлагаю выполнить задание.
Вникни, вдумайся, реши!
Мальчик получил записку от своих друзей: «Наш лагерь расположен на правом берегу, вблизи устья реки. Мы ждём тебя!»
Какой предмет и как поможет определить мальчику, где находится лагерь: компас, бумажный кораблик, воздушный шарик?
На каком берегу находился мальчик?
10. Домашнее задание.
Как вы уже поняли, те знания, которые вы открыли, вам пригодятся в жизни для ориентирования.
Предлагаю продолжить путешествие дома: выбрать реку, исследовать её по указанному в рабочих листах плану (задание №2) и составить рассказ «Я – река».
А также на нашем макете земной поверхности из пластилина указать части реки, но для этого сначала внимательно изучить материал учебника.
11. Итоги урока
12. Рефлексия. (Приём «Рефлексивный экран»)
Дети по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Было интересно…
Я смог…
Я почувствовал, что…
Расскажу дома, что…
Теперь я могу…
Урок дал мне для жизни…
Список использованных источников:
О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. Окружающий мир. Ч 2. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
Н. Б. Шумакова, Н. А. Авдеева и др. Развитие исследовательских умений младших школьников. –М.: Просвещение, 2011.
А. и. Савенкова. Методика исследовательского обучения младших школьников.-Самара: «Учебная литература», 2005.
Е. Л. Мельникова. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М., 2006.
Схема реки
http://5geografiya.net/Povolzhe/Reki-Samarskoj-oblasti/006-Na-risunke-podpishite-chasti-reki.html
Видео ролик «Планета Земля. Наша планета прекрасна
http://my.mail.ru/mail/matyunina_alla/video/113/102.html