«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Научно - исследовательская работа "Географическая местность г.Тары и Тарского района на картинах тарских художников"

Для каждого человека малая родина-это место, где человек родился, где он живет или жил раньше. Это его соседи, друзья, школа. Красота родного края ни с чем не сравнится, именно отсюда человек черпает вдохновение, силу и знания. Малая родина также связана с образом географической местности родного края. Для нас это север Омской области – Тарский район, город Тара - старейший провинциальный город Западной Сибири.

Образ местности, ее ландшафт, рельеф поверхности – понятия географические, образ малой родины – духовное и художественное. Но для географического краеведения невозможно представление местности без живописных картин. Художники нашего родного края любят рисовать свой город и его окрестности. Казалось бы, что особенного можно увидеть в однообразном ландшафте северной равнины, протянувшейся на десятки километров, нет у нас ни экзотических растений, ни моря, ни гор, ни пещер и каньонов. Но наши местные художники изображают неброскую местность своей малой родины и видят в ней что-то новое, неповторимое.

С целями и задачами вы можете ознакомиться на слайде.

Предмет исследования :

  1. картины тарских художников;
  2. искусствоведческая литература;
  3. географические материалы: топографические карты г.Тары и Тарского района, литература по краеведению.

Гипотеза – живопись не только воспитывает духовное начало в человеке, но и помогает создать представление о географической территории, является источником и хранителем ценной информации о ней

Актуальность и практическая значимость работы – материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе, в создании интернет - проекта по краеведению.

Мы обратились к научным источникам, чтобы узнать, каковы особенности географической местности Тарского района.

В интернет- источнике мы прочитали, что вся Омская область расположена на Западно - Сибирской плоской равнине. Географический ландшафт Тарского района можно представить в виде низменности, на которой почти нет значительных возвышений, редко они встречаются в северо-восточной части, на правом берегу Иртыша: в районе с.Екатерининского и деревня Нагорное. «На территории Тарского района распространены различные формы рельефа земной поверхности. В основном это гривы, речные долины, обрывы и увалы, небольшие овраги, впадины, озерные котловины.»

Если посмотреть на карту (Приложение1), то увидишь, что болотистая местность занимает больше половины Тарского района. Сам город Тара расположен между лиственными лесами и тайгой

На топографической карте города хорошо видно, что большая часть его находится в низине и только юго - восточные и западные микрорайоны, а также исторический центр г.Тары расположены на возвышенностях.

Тарская крепость с которой началось строительство города, находилась на высоком месте, очень удобном в стратегическом плане. И в настоящее время с этого места открывается великолепная картина природы. С запада Тарская крепость была защищена непроходимыми болотами и лесами. Вся географическая территория города может быть условно поделена на две части: нагорную и подгорную, по которой протекает река Аркарка.

Со временем природный ландшафт в Тарском районе менялся в связи с человеческой деятельностью.

Таким образом, узнавая историческую географию своей малой родины, мы начинаем совсем по-другому смотреть на знакомые места, стремимся.

Русская пейзажная живопись берет начало в конце 18 века. Первые художники-пейзажисты рисовали дворцы и парки высшей знати Москвы и С-Петербурга. И только в середине 19 века русские художники И.Шишкин, А.Саврасов, М.Клодт и другие стали рисовать не только центральные, но и отдаленные места России: русский Север, Урал, Сибирь.

Во второй половине 20 века в России сложились самостоятельные пейзажные школы, связанные с географией места. Одна из таких школ в Сибири представлена творчеством омских художников К.Либерова и В.Белова

Картины тарских художников занимают, на наш взгляд, особое место. Может быть, на них нет великих художественных открытий, но на этих полотнах порой изображены самые неприметные уголки нашей местности, которые доступны только тому, кто здесь живет. К тому же они написаны с большой любовью к родному краю.

Всю географическую местность Тарского района можно наглядно увидеть на картинах местных художников: Г.Соловьева, Н.Кальницкого, В.Глебова, Р.Сафронова, Н.Бабушкина

Рельеф земной поверхности Тарского района не отличается большим разнообразием, но увидеть его отдельные формы : холмы, равнины, крутые и пологие берега рек- помогает живопись.

Картины Г.Соловьева (Приложение 2), написанные акварелью, не поражают яркими красками.

Мы видим обыкновенные поля, равнины, заросшие мелким кустарником и ивами, но нарисованы они с особенной поэтичностью. Это такие картины, как «Теплый вечер», «Туман», «Утро». Мы не видим ярких контрастных тонов и полутонов, что все детали картины дополняют друг друга и создают целостное представление о географии нашей местности в разные времена года.

Очень красива пейзажная живопись Н. Кальницкого (Приложение 3). По ней можно представить почти все окрестности г.Тары. Поляны, заросшие мелколесьем, склоны холмов, пригорки, овраги. Как сказал сам художник, «озаренье приходит ниоткуда, все живописные решения выражаются цветом».

На картине «Подгорье» изображен крутой спуск к реке Аркарке, заросший обыкновенной сорной травой. Но яркие сочные краски придают картине веселый праздничный вид.

Совсем по-другому представлена наша местность на зимних пейзажах этого художника. На картине «Зимняя Тара» Н.Кальницкий мастерски легко и просто нарисовал снег. Все покрыто снежным покрывалом. Земная поверхность настолько ровная, что даже не видно рельефа дороги.

Художник Р.Сафронов (Приложение 4) хорошо запечатлел окрестности села Екатерининского. На наш взгляд, Р. Сафронов смотрит на природу глазами охотника-промысловика. Художник берет холодные краски, чтобы передать не только красоту таежных далей или снежной равнины. В зимние сумерки, но и суровость нашего сибирского края.

Особенное место в живописи тарских художников занимают реки и озера. Нет в нашей местности бурных рек и грозных водопадов, но плавно катят свои воды маленькие речушки, берущие начало где-то в болотистых чащобах Много в нашей местности глухих озер, также запечатленных художниками. На картинах Г.Соловьева, «Петровское озеро», «Весна на Жаренке», мы видим хорошо знакомые места, темная вода зеленоватого цвета, склонившиеся над водой ветви тальника, пологий берег, заросший травой, небо, отражающееся в зеркале воды. Все просто и понятно, но дорого людям, живущим на этой земле.

Особенности наших рек во время весеннего разлива можно увидеть на картинах Г.Соловьева «Весенний разлив», «Ледоход на реке Аркарке».

На них изображено, как небольшие речки сливаются, затопляют луга и образуют единое водное пространство. Таежные реки известны своими глубокими омутами. Одна из картин Г.Соловьева так и называется: «У омута».

На ней изображено зеркало темной воды, дикие заросли деревьев, едва пропускающие солнечный свет.

Художник Н.Кальницкий больше рисует городской пейзаж. Но и его манят таежные дали, таинственные лесные речки, извивающиеся среди поросших кедрами берегов, желтые песчаные местечки на склонах у деревни Атак или у села Баженово. Так рождаются картины «Река Оша», «В Атаке».

Интересна его картина «Калашников мост». На ней мы видим, что в нашей местности пологие берега рек часто сменяются крутыми, иногда почти отвесными. Синяя речка, уходящая вдаль, крутые берега, заросшие березами и осинами, - все проникнуто восхищением. Ярко-желтые и голубые тона, золотистые оттенки - все это дает точное представление о географических особенностях нашего края и о его чудесной природе.

Иртыш - главная водная магистраль в Омской области и в Тарском районе. Местные художники в разные времена старались запечатлеть эту могучую реку на своих полотнах.

Одна из наиболее старых картин с изображением Иртыша «Хмурое утро» Г.Соловьева. На ней – водные просторы, пологие берега, пристань с баржами- тягачами, чуть дальше – промзона.

Еще одна из ярких картин об Иртыше, написанная совсем недавно, принадлежит молодому художнику А.Куприянову (Приложение 4). Вся она проникнута лиризмом. Автор не скрывает своего восхищения величественной рекой. Весенние нежные краски подчеркивают это.

Таким образом, мы видим, что географическая местность Тарского района находит полное выражение в живописи.

Исследуя научную литературу и географические карты Тарского района, мы узнали, что местность нашего родного края представляет собой типичную равнину с большими островами болот, с большим количеством малых рек и озер, с таежным и смешанным лесом, с небольшими холмами и гривами.

Все, что описывается в географических источниках, наглядно представлено на картинах тарских художников. Известный русский географ А.Барков писал: «То, что можно изложить на многих страницах словесного описания, гораздо лучше и нагляднее изображается на картине… То, что не может передать карта, дается в картине, которая в известной мере заменяет знакомство с местностью.» Безусловно, в прошлом живопись имела большее значение в изучении географической территории, потому что тогда не существовало телевидения, фотографий, спутниковой связи. Но в живописи есть одно явное преимущество: родные и знакомые места, затерянные в огромном географическом пространстве, представлены на картинах с теплотой и любовью, поэтому надолго остаются в памяти

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Введение


Каждый человек хотя бы однажды побывал в путешествии. Что это значит? В словаре С.И. Ожегова мы выяснили 6» Путешествие – это поездка или передвижение пешком по дальним странам или местностям.» Поэтому, когда человек странствует , обязательно открывает для себя что – то новое, у него возникает много новых впечатлений, расширяются представления о мире. Все это можно запечатлеть в дневнике, в записной книжке, в фотографиях, заснять на видеокамеру. В настоящее время возможностей для этого много.

Цель нашей работы - выяснить стоит ли вести дневник путешествий, ведь в наше время все можно запечатлеть на видеокамеру или в фотографиях.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  1. обратиться к истории. чтобы выяснить. как давно существует этот вид записей и в чем была их необходимость;

  2. выявить , почему во время поездке нужно вести дневник путешествий;

  3. выяснить. как лучше вести дневник путешествий


Теоретическая часть


Мы обратились к энциклопедии, к интернет –ресурсам и узнали , что дневник путешествий вели люди ещё задолго до нашей цивилизации: в Древнем Риме. в Древней Греции, в Древнем Египте, когда путешествовали по морю или по суше. когда открывали новые земли, они вели дневниковые записи. которые сохранились до наших дней. В Древней Руси тоже были люди, которые которые любили путешествовать и делать открытия , например Афанасий Никитин. Его путевые заметки стали известной книгой под названием «Хожение за три моря»

Практическая часть


В настоящее время путешественников гораздо больше. Ими становятся те люди , которые любят всякие новые ощущения или ездят просто отдыхать. И все стараются запечатлеть увиденное, свои чувства. эмоции так ,чтобы это сохранилось надолго. Мои одноклассники также много путешествуют : ездят отдыхать за город в Екатериненский бор, в лагерь «Лесная поляна», в Омск, странствуют по России, а некоторые побывали в разных странах мира.

Мы провели анкетирования , в которое включили 4 вопроса :

  1. любите ли вы путешествовать?

  2. ведете ли вы дневниковые записи во время поездки по новым местам?

  3. надо ли вести такой дневник?

  4. Что в него стоит записывать?

В анкетировании приняло участие 26 человек

На вопрос «Любишь ли ты путешествовать ?» положительно ответили 24 человека

На второй вопрос « Ведешь ли ты дневник путешествий?» утвердительно ответило 8 человек

На третий вопрос «Стоит ли вести дневниковые записи во время поездки ?» на это вопрос ДА ответили 17 человек, 6 человек считают, что в них нет никакой необходимости, а 3 человека сомневаются в пользе таких записей.

На четвертый вопрос ребята ответили по - разному больше всего (12 человек) считают записывать надо то, что увидели. по трое ребят написали , что дневник должен отражать что- то необыкновенное, исключительное.

Таким образом , большинство моих одноклассников считают , что дневник путешествий нужен. но ведут его немногие. Вероятно, потому – что вести записи кропотливое дело, на которое приходится потратить время и усилия. Но я считаю , что такой дневник надо вести , и постараюсь это доказать.

Я начал вести дневниковые записи , когда мне исполнилось 7 лет . Это было во время поездки на Горный Алтай. Писать тогда я умел только печатными буквами, да и очень медленно. Поэтому дневниковые записи мы вели вместе с бабушкой. Что и как мы записывали ?

Во – первых записи делали на обыкновенных альбомных листах печатными буквами так, чтобы я мог прочитать.

Во – вторых. записывали каждый день , обычно вечером. Записи получались короткими: я диктовал, бабушка писала и немного поправляла , если что – то говорил не так.

Перечитывать свои записи очень интересно, потому что сразу вспоминаешь все подробности путешествия по дням и даже заново представляешь всё, что было : пещеру девичьих слез, ураган, Чемальскую ГЭС и т.д.Я читал дневники и вспомнил, что из пещеры девичьих слез самых красивых девушек сбрасывали в пропасть- проносили в жертву богам. Когда - то я этот рассказ экскурсовода слушал с ужасом .

В дневник мы записывали не только то , ч то было. но и свои впечатления, например перечитываю строчки из дневника «Мы ходили босиком по ледяной воде. После этого ноги красные . даже пощипывает. Приятно!».Два года спустя, читая дневник я ощущаю приятный холод беловатого бурлящего потока Катуни.

Таким образом дневниковые записи позволяют не только увидеть прошлое . но и почувствовать то, что было, и пережить всё заново. Фотографии помогут только увидеть прошлое и , может быть кое – что вспомнить. Но лучше всего совместить дневниковые записи и фотоснимки.

Дневник путешествия может передать и взросление человека. Записи, сделанные мной во время следующей дальней поездки, более полные. В них не только о событиях дня , но им о моем восприятии увиденного и пережитого.

Во время поездки в Крым большое внимание в записях уделялось картинам природы . жизни людей, я наблюдал. как меняется море: белые барашки вол – когда оно спокойно, бушующие огромные волны - во время шторма, зеркальная бирюзовая гладь – в штиль. Интересно, что в дневнике я сравнивая горы на Алтае и в Крыму: «По высоте они не отличаются , но по строению , по породе, по растительности совсем разные». Дневниковые записи позволяют не только запечатлевать увиденное , но и сравнивать с уже известным тебе.

Благодаря путевым заметкам совершенствуется речь человека и пополняется словарный запас. Например ,я узнал , что серпантин – это дорога, ведущая по спирали вверх по горе, а ландшафт - это земная поверхность, узнал что такое Керченский пролив, Крымский кедр , который очень отличается от нашего сибирского, как и можжевельниковое дерево отличается от таежного можжевельника и по запаху , и по внешнему виду. Конечно, многое мне рассказывали и показывали взрослые , но обо всем этом я записал в дневнике. И если вдруг я что - то забыл, то могу заглянуть в свои записи и вспомнить во всех подробностях.


Заключение


Таким образом, тот кто любит путешествовать получает много впечатлений и новой информации. Всем хотелось бы как можно больше и вспоминать об этом спустя многие годы. Поэтому на вопрос «Зачем вести дневник?» надо ответить так:

  1. это чудесный способ продлить воспоминания о поездке;

  2. дневник позволяет запечатлеть надолго все увиденное, услышанное и прочувствованное;

  3. дневник помогает расширить кругозор и совершенствовать свою речь;

  4. по дневниковым записям можно проследить , как человек меняется и как о взрослеет.

Как вести дневник путешествия чтобы записи были интересными полезными существует ряд правил которыми можно воспользоваться:

  1. Обязательно нужно нумеровать свои записи или писать все по дням.

  2. Находясь в поездке ,можно собирать небольшие билеты, брошюры, талоны, открытки и другие мелочи. Они будут напоминать о путешествии

  3. Надо прилагать в дневнике как можно больше фотографий. Что фотографировать? Природу, достопримечательности, людей, моменты которые хочется запомнить

  4. Но самое главное в дневнике это рассказ о путешествии. Впечатления полученные от увиденного, надо записывать сразу, чтобы потом не забыть

  5. Можно записать адрес своего пребывания во время путешествия.

Итак, если вы любите поездки, непременно заводите дневник, читая его, вы с радостью еще не один раз испытаете те приятные эмоции, которые испытали ранее во время путешествия.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее