Муниципальное бюджетное, общеобразовательное учреждение.
Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ШМО УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Открытый урок на тему:
«Инструменты для строгания профильных поверхностей».
Учитель: Гвоздков Виктор Борисович.( столярное дело)
Ногинск.
2015
Тема: «Инструменты для строгания профильных поверхностей»
Раздел: «Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом
сквозным УК-11»
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Цель урока: Познакомить учащихся со столярными инструментами,
предназначенными для профильного строгания.
Задачи:
Образовательные
Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Профильные поверхности».
Дать общую характеристику инструментов для профильного строгания.
Коррекционно-развивающие
Развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас через составление ответов на вопросы учителя по теме урока, через объяснение смысла пословицы;
Развивать логическое мышление через объяснение смысла пословицы, во время практической деятельности;
Развивать образное мышление при сравнении и анализе строгальных инструментов;
Развивать внимание, память при повторении изученного материала, при изучении новой темы;
Воспитательные
Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.
Оборудование и материалы
Образцы деталей с профильными поверхностями (фальц, четверть, галтель, калёвка, шпунт, смягчение).
Строгальные инструменты для обработки плоских и профильных поверхностей
(рубанок, зензубель, фальцгобель).
Предметные карточки-задания.
Тест: «Инструменты для профильного строгания».
Словарная работа: Зензубель, Фальцгобель, Шпунтубель, Штабгобель, Калёвка, Галтель,
Пословица: «Умение везде найдёт применение».
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент.
|
1.1 Приветствие присутствующих, проверка явки учащихся.
1.2 Проверка готовности учащихся к уроку.
1.3 Ознакомление с целью и задачами урока. - На предыдущем уроке нами были рассмотрены виды профильных поверхностей, применяемых при изготовлении столярно-мебельных изделий. Дана сравнительная характеристика видов поверхностей, и приведены примеры их практического применения. Знания, полученные на прошлом уроке, необходимы вам для изучения темы данного урока: «Инструменты для строгания профильных поверхностей», целью которого является знакомство с инструментами, применяемых для строгания профильных поверхностей.
|
Построение перед мастерской
Подготавливаются к уроку.
Слушают сообщение учителя.
Записывают тему урока в тетради.
|
2. Повторение.
| 2.1 Устный групповой опрос учащихся по теме «Виды поверхностей». - Какие поверхности могут иметь столярные детали?
- Какие профильные поверхности вы знаете?
2.2 Индивидуальные задания: (дифференцированные с учётом психофизических особенностей детей).
|
- Столярные детали могут иметь плоскую, криволинейные и профильные поверхности. - К профильным поверхностям относятся: калёвка, галтель, фальц, четверть, шпунт, фаска, смягчение.
Выполняют индивидуальную работу по карточкам. Самооценка результатов выполнения задания.
|
3. Изучение нового материала.
| 3.1 История возникновения инструментов, предназначенных для профильного строгания. В ходе исторического развития человека и его общества возрастали и людские потребности. Для удовлетворения своих потребностей, стараясь улучшить условия жизни, мастера со временем создавали всё более удобную и красивую мебель, сложные сооружения и конструкции из древесных материалов (дома, мосты, корабли и т.д.). Столярные изделия отличались разнообразием форм и профилей, а соединения деталей делались прочными и незаметными. Для удобства обработки деталей с декоративными (профильными) поверхностями, и были созданы специальные строгальные инструменты – струги. 3.2 Виды, назначение стругов. Обработка фигурных и профильных деталей производится различным по конструкции инструментами. Применяются деревянные и металлические струги. Фальцгобель - применяют для отборки на кромках деталей продольных выемок одного определенного размера в виде входящих прямых углов — фальцев. Зензубель применяют для зачистки фальцев, обработки четверти. Штабгобель — инструмент, которым придают преимущественно закругленную форму лицевым кромкам деталей. Галтель - применяют для выстругивания желобков различной ширины и глубины с различным радиусом закругления. Калевки - служат для фигурной обработки лицевых кромок деталей. Подошва колодки и режущая кромка ножа имеют форму, обратную профилю обработанной детали. Фигарей - служит для отборки широкой фаски. Шпунтубель - предназначен для выстругивания на кромке или на пласти детали, на заданном расстоянии от края, прямоугольного паза — шпунта. Названия струг в отпечатанном виде помещаются на доске
|
Слушают сообщение учителя.
В тетрадях записывают названия инструментов для профильного строгания: зензубель, фальцгобель, шпунтубель, галтель, фигарей, штабгобель, калевка.
С учащимися проводится словарная работа: ученики вслух читают названия инструментов, правильно проговаривают слова.
|
4.Физкультминутка
| Показ и контроль выполнения учащимися комплекса физических упражнений общего воздействия.
| Выполняют комплекс упражнений направленных на расслабление и снятие физического напряжения с глаз, мышц спины и плечевого пояса. |
5.Работа с пословицей | На доске написана пословица: «Умение везде найдёт применение».
Учитель, после всех высказываний детей, объясняет смысл пословицы. | Читают пословицу просебя. Один из учащихся читает вслух. Несколько учеников поочерёдно объясняет смысл пословицы. |
6. Первичная проверка усвоения знаний. | Индивидуальная работа с целью закрепления изученной темы. 1. Соотнесение карточек с изображением строгальных инструментов с их названием. 2. Соотнесение карточек с изображением строгальных инструментов с карточками, на которых изображены профильные поверхности. 3. Соотнесение карточек с изображением строгальных инструментов с названиями инструментов и с карточками, на которых изображены профильные поверхности. 4. Соотнесение всех карточек ИНСТРУМЕНТ-НАЗВАНИЕ-ПОВЕРХНОСТЬ-НАЗВАНИЕ.
|
Выполняют задания по карточкам. После выполнения всех заданий, проводят взаимопроверку. О результатах докладывают учителю, анализируют ошибки.
|
7. Контроль и самопроверка знаний
| 7.1 Самостоятельная работа с целью проверки знаний учащихся по изученной теме. Учащимся предлагается тест «Инструменты для профильного строгания». 7.2 Анализ результатов. После выполнения теста учитель проверяет работы, сообщает и анализирует результаты.
|
Учащиеся самостоятельно выполняют тест.
Участвуют в обсуждении и анализе работ. |
8. Подведение итогов урока.
|
8.1 Сообщение о достижении цели поставленной на урок. 8.2 Объективное оценивание результатов работы учащихся на уроке. 8.3 Подготовка учеников к перемене.
|
Слушают сообщение учителя. Подают дневники для выставления оценок. Уборка рабочих мест. |