ТЕМА УРОКА: «СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ"(закрепление)
(7 КЛАСС)
Цели урока:
• закрепить знания учеников о группах сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные);
• закрепить навык нахождения в тексте сочинительных союзов и умение определять разряды;
• упражнять в определении роли сочинительных союзов в предложении;
• развивать умение правильно расставлять запятые перед союзами;
• поддерживать у учеников интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
ХОД УРОКА
Организация класса.
-Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.
- Встаньте те, у кого сегодня хорошее настроение.
(Спасибо, желаю вам и в дальнейшем не испортить)
-Встаньте те, кто с на предыдущих уроках получил оценку «5».
(Спасибо, вы отлично поработали на уроках)
-А теперь встаньте те, кто выполнил домашнюю работу по русскому языку.
(Спасибо, ваши знания пригодятся сегодня)
- Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках?
- Прочитайте выразительно эпиграф к уроку (русская народная пословица) «Повторять да учить – только ум точить»
- Найдите обособленное обстоятельство.
2. Актуализация знаний.
-Сейчас мы повторим то, что нам потребуется. Дополните предложения.
1. Союз – это…
2. Союзы бывают простыми и …
3. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…
4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется другому, называются…
Вывод: мы повторили, что такое союзы и на какие группы они делятся.
Укажите строчку, в которой записаны только союзы:
А) не только…но и, несмотря на, зато;
Б) Ни…ни, как…так и, однако
В) Также, в течение, либо;
Беседа по вопросам:
– На какие группы делятся союзы по значению? По значению союзы делятся на две большие группы: сочинительные и подчинительные.
- Какие союзы называются сочинительными?
- Какие синтаксические элементы (единицы) они связывают? Сочинительные союзы связывают равноправные, синтаксически независимые единицы: однородные члены или части сложносочиненного предложения.
3.Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы с вами, ребята, продолжим изучение темы «Сочинительные союзы»
Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.
4. Работа по теме урока
1) Выписать союзы в таблицу:
Пиши и читай на русском языке. 2. Ни ветер, ни буря, ни гром не могли удержать его от поездки. 3. Маленький, да удаленький. 4. Офицер приблизился к зданию, однако не торопился зайти в подъезд. 5. Резкие порывы ветра то срывали листья с деревьев, то пригибали ветки к земле. 6. То ли солнце, то ли снег, то ли любишь, то ли нет
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
И, ни-ни-ни
| Да( = но), однако | То –то, то ли – то ли |
2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-Выполните задание. Запишите предложения, определите разряд сочинительных союзов.
1. Вы пришли домой из школы и включили радио.
2. Звучала музыка, а вы занялись своими делами в ожидании интересной передачи.
3. Вы то прислушиваетесь к музыке, то отвлекаетесь на телевизор.
4. У них жил не только кот, но и кролики.
Физкультминутка “Гимнастика для глаз”
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше – будь здоров!
Задание №3 «Угадай пословицу»
Учитель:
- Отгадайте пословицы, объясните смысл, запишите в тетрадь. Объясните роль союза.
1) не, словами, по, а, по, делам, судят;
2) товарища, лучшие, себя, а, не, ищи, хуже;
3) закалка, там, и, смекалка, где;
4) мягко, да, жестко, стелет, спать.
3) Беседа с классом о союзах с использованием двух плакатов.
- Прокомментируйте, пожалуйста, содержание этих плакатов.
«Требуем запятую!» «Мы опасные союзы!»
но, а и, или, да
Рефлексия
-Какую цель ставили на уроке? (Узнать на какие разряды по значению делятся сочинительные союзы)
-Удалось ли достичь поставленной цели? (Да. Мы узнали, что сочинительные союзы по значению делятся на три разряда: соединительные, противительные, разделительные)
-В чём были трудности? Какую цель себе поставите?
-Оцените себя при помощи оценочной таблицы.
Домашнее задание: повторить группы сочинительных союзов, выписать 6 предложений из художественных произведений с различными союзами.