Урок по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
• закрепить правописание личных окончаний глаголов;
• знать, что по неопределенной форме определяется спряжение глаголов только с безударными окончаниями;
• знать алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием;
• уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, безошибочно писать личные окончания глаголов;
• развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
• воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Оборудование: РМ ( алгоритм «Спряжение глаголов» ,тест для самостоятельной работы), ИКТ.
Ход урока.
Оргмомент. Сообщение темы урока.
- О чём мы говорили с вами на предыдущем уроке? На сегодняшнем уроке мы продолжим тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Целеполагание. Продолжите фразу: «Сегодня мне нужно…»
Синтаксическая «пятиминутка» (1 человек у доски выполняет синтаксический разбор предложения, вставляет пропущенные буквы)
Ч..ловек от лени боле_т, от труда зд..рове_т.
4. Формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.
- Наш сегодняшний урок не совсем обычный , в качестве учебного материала мы будем использовать только произведения устного народного творчества. Как вы думаете, с чем нам предстоит сегодня работать? Вспомните жанры устного народного творчества.
- Пословицы и поговорки существуют в нашем языке с незапамятных времен. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли. Для нас пословица – концентрация народной мудрости.
Задание 1. Восстановить пословицы:
1 уровень – с опорой на слова для справок
2 уровень – самостоятельно
- Эти пословицы построены на противопоставлении. Скажите, какие глаголы вам надо использовать? Что такое антонимы?
Мир строит, война разрушает.
Горьким лечат, сладким калечат.
Труд кормит, а лень портит.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Дождик вымочит, а солнышко высушит.
- Каким алгоритмом пользовались при определении гласной в окончании глаголов? (если окончание безударное, спряжение определяем по суффиксу инфинитива) Дети воспроизводят на доске алгоритм действий:
Поставлю слово в неопределённую форму.
Посмотрю, на что оканчивается слово в неопределённой форме?
Определю спряжение.
Выберу нужную букву.(слайд 1)
1 спр. | 2 спр. |
Е У Ю | И А Я
|
Раздаточный материал(алгоритм)
Задание 2. Самостоятельная работа. Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение. С последующей взаимопроверкой
Труд не кнут, а человека подгоняет.
Трудом Родину славим, трудом ее украшаем.
И споем, и спляшем, только поле вспашем.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Без заботы и репу не вырастишь.
Рабочие руки не знают скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Какая тема объединяет все эти пословицы?
4. А теперь отдохнем. Физминутка
5. Работа в группах.
- Вставьте безударную гласную. Выделите окончание: (слайд 3)
1. Жела_м, смотр..шь.
2.Слыш_т , гре_шься,
3. Лета_м, вер_т.
4. Рису..т, кол..т.
5. Игра..м, барабан..т.
6. Чита..шь, бега..м.
Представитель группы выполняет у доски, используя алгоритм.
6. Обобщение (карточка с вопросами блиц - опроса на каждом столе)
- Проведите в парах блиц-опрос.
7.Самостоятельная работа.
Задания по уровням.
Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.(слайд 4)
Ребята чита..т (?), Игорь пиш..т (?), бабушка вяж..т (?).
Образуйте от неопределённой формы глаголы в указанных формах:
Думать (2 л, ед.ч.)
Строить (3 л, мн.ч.)
Вертеть (1л, мн.ч.)
Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
- Проспрягайте глаголы, выделите окончания.
1. Купить.
2. Играть.
8.Тест
(Взаимопроверка . Правильные ответы на доске .)
9. Рефлексия. Подведение итогов.
10.Итог урока.
Домашнее задание упр. 264 стр.78