Тема | Какие бывают животные | |
Цель |
| |
Планируемый | Предметные умения | УУД |
| Личностные: формирование личного (эмоционального) бережного отношения к животным Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: осознание важности школы в процессе познания окружающего мира. Коммуникативные: овладение способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учебы, во внеклассной деятельности). | |
Основные | Животные, звери, птицы, насекомые, рыбы. | |
Межпредметные | Окружающий мир, математика, литературное чтение, изобразительное искусство | |
Ресурсы: |
| |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Технология проведения | Деятельность | Деятельность | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. Развитие логического мышления. | Формулировать ответы на вопросы. Работать с информацией, представленной в форме ребуса.
| настраивать детей на работу, Организовать фронтальную работу по решению ребуса | I этап. Организационный момент. Звучит заставка из передачи “В мире животных”. – Слышали ли вы раньше эту мелодию? На фоне мелодии дети отгадывают ребус с зашифрованным словом “животные”. (Слайд 1.) | I этап. Организационный момент. Коммуникативные УУД Личностные УУД |
II этап. Актуализация знаний. Цель – формировать у учащихся чувство ответственности за домашних питомцев. | Ответить на вопросы Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Организовать беседу о домашних питомцах. Определить тему урока.
| Актуализация опорных знаний. – Каких животных можно содержать в домашних условиях? Зачем люди их держат? – На прошлом уроке мы с вами сделали очень важный вывод: “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Как вы понимаете эти слова? (Слайд 2.) Сообщение темы урока |
|
III этап. Изучение нового материала. Цель – Познакомить учащихся с разными группами животных и их существенными признаками. | Участвовать в работе изучению групп животных и их существенных признаков Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах). Оценивать правильность выполнения заданий. Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Работать с информацией, представленной в форме стихотворения | Организовать работу по изучению групп животных и их существенных признаков Организовать работу в парах Включить учащихся
| Какие бывают животные? Откройте учебники на с.43. – Что здесь изображено? (животные)
Выявление существенных признаков каждой группы. – Для того, чтобы отличать одну группу животных от другой, надо точно знать признаки каждой группы. Выявление существенных признаков группы зверей Начнем свое исследование со знакомства со строением тела зверей. Рассмотрим его на примере жирафа, изображенного в ребусе. (Слайд 3.) – Назовите все части жирафа. А теперь найдите все эти части у зверей, изображенных на с. 42, покажите их своему соседу по парте. – Ничего нового и необычного мы не увидели. У нас самих есть все то же самое, кроме хвоста. (Слайд 4.) – Чем же звери отличаются от других животных? Вспомните, чем покрыто тело у рыб? А у птиц? А чем покрыто тело зверей? – Молодцы! Только у зверей тело покрыто шерстью. Что такое шерсть? Шерсть – это мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей, который вы можете сразу увидеть. Только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детенышей, поэтому зверей называют млекопитающими. – Количество шерсти у зверей бывает разным. Сравните количество шерсти у медведя и слона (у медведя – много, у слона – мало). (Слайд 5.) – Как вы думаете, от чего это зависит? Это зависит от того в каком месте живет зверь, какой образ жизни он ведет. – Многие млекопитающие покрыты волосами разных видов. Посмотрите на изображение бобра. (Слайд 6.) У этого зверя под жесткими длинными волосами спрятан плотный слой мягких. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волосы. – А у дикобразов и ежей особые волосы. Они называются иглами. (Слайд 7.) Выявление существенных признаков группы рыб – Какие признаки отличают рыб от других животных? (Живут в воде.) (Слайд 8.) – Посмотрите на фотографии с изображениями кита и моржа. Можно ли их назвать рыбами? (Слайд 9.) – Киты постоянно живут в воде, а моржи проводят в ней значительную часть своей жизни. Значит, жизнь в воде – важный, но не главный признак рыб. Главный признак – наличие чешуи, которой покрыто их тело. Еще один признак рыб – жабры. С их помощью, они дышат. (Слайд 10.)
– Как вы думаете, какой общий признак у насекомых? (Слайд 11.) – Действительно, большинство насекомых летает. А вот это какое животное? (Слайд 12 с изображением муравья.) Можно ли назвать муравья насекомым? (Ответы детей.) Так вот, муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут будущие муравьиные “мамы”: они вылетают из муравейника, чтобы основать новую семью, а потом теряют крылья и больше из гнезда не выходят. (слайд 13) Не летают такие насекомые, как жуки-жужелицы, редко летают, хотя и имеют крылья, жуки-плавунцы, кузнечики. (слайд 14) Значит, умение летать хотя и важный признак насекомых, но не главный. Оказывается, главным признаком у насекомых является количество ног. Откроем атлас-определитель “От земли до неба” на с. 130. Сколько ножек у жуков? (Ответы учащихся.) Посмотрим на изображения муравьев и пчел в атласе-определителе на с. 152–153. Сколько у них ножек? А у мух и комаров на с. 154–155? Значит, главный признак насекомых – шесть ножек (три пары). А теперь посмотрите на эту картинку. (слайд 15 с изображением паука.) Это что за животное? Можно ли назвать его насекомым?” (Нет, у него восемь ног.)
Выявление существенных признаков группы птиц – Назовите отличительный признак птиц. (летают). А есть и нелетающие птицы (страус, пингвин, курица), (Слайд 16) и большинство насекомых тоже хорошо летает. Итак, не все птицы летают и не только птицы умеют летать. Значит, не это главное. А что же главное? Главный признак птиц – наличие перьев. Тело птиц покрыто перьями, которые защищают их от холода и помогают летать. | III этап. Изучение нового материала. Приведите свои примеры представителей каждой группы. Задания № 1 в рабочей тетради (с. 32–33) выполняют в парах, а затем коллективная проверка. Физкультминутка Если увидите зверя – топайте ногами, птицу – машите ручками, как крыльями, рыбу – изобразите как она плывет, насекомое – хлопните в ладоши.
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Назовите основные отличительные признаки зверей (наличие шерсти и кормление детенышей молоком). |
IV этап. Закрепление изученного. Цель – | Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания.
Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Физкультминутка. Дети танцуют в парах под мелодию заставки к передаче “В мире животных” – На уроке вы узнали отличительные признаки некоторых групп животных. Сверим наши выводы с выводом учебника (с. 43), – Выполним задание на с. 42 учебника (внизу). Обязательно говорите, к какой группе относится названное животное. – Прочитайте слова на голубой плашке. Дайте определение каждой группы. (Слайд 17) | IV этап. Закрепление изученного.
Самостоятельно выполните задание № 2 в рабочей тетради (с. 33). Проверьте в парах.
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. |
|
| 9. Итог урока. Рефлексия: Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: (Слайд 18) |