Окружающий мир
Урок по теме: Мы живем в разных природных условиях.
Автор: Герасименко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов,
Цел ь:
-расширять представления учащихся о разных природных условиях, способствовать осознанию ими влияния природных условий на образ жизни человека.
Предметные задачи
- создать условия для развития у учащихся умения:
- устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью людей;
- понимать понятие «тепловые пояса», «природные условия», «времена года», «растения» (деревья, кустарники, травы), «животные»
Метапредметные задачи
- создать условия для развития у учащихся:
- интереса к учебному материалу;
умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- навыков находить нужную информацию на рисунке;
- умения сравнивать изучаемые объекты по самостоятельно найденным основаниям.
- соотносить информацию на рисунке с картой
- понимать существование как различий, так и общего в образе жизни современных людей.
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развивать коммуникативные умения: вести диалог, слушать, соглашаться с мнением партнёра, возражать, доказывать свою точку зрения;
- развивать у школьников потребность в аргументации высказываемых положений;
- воспитывать уважительное отношение к другому мнению, стремление к согласию.
Оборудование:
карточки с объектами окружающего мира, нарисованный на ватмане земной шар, интерактивная доска
Ход урока
Орг. момент
Эмоциональный настрой
- Улыбнитесь друг другу
- У нас сегодня гости, повернитесь, поприветствуйте гостей.
Цель: Мотивация внутренней потребности включения в учебную деятельность
Ребята сегодня к нам на урок совершенно случайно попала девочка Женя. Она очень любит путешествовать.
( Слайд 1)
Учитель: А вы, ребята, любите путешествовать?
Учитель: А где вы были? С кем вы обычно путешествуете?
Учитель: На каком транспорте можно путешествовать?
Женя: А, вот у меня есть волшебный цветок, и я могу попасть в любое место на Земле.
Учитель: Ребята, а хотите посмотреть, как Женя путешествовала?
(Слайд 2) Фрагмент м/ф «Цветик-Семицветик» (Женя попадает на Северный полюс)
Актуализация знаний.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Учитель: Почему так получилось с Женей?
- Она необдуманно отправилась, не подготовилась.
Учитель: Куда она попала?
- На Северный полюс.
У читель: Почему здесь так холодно?
-Эта зона холодного пояса.
Женя: А какие пояса бывают?
Учитель: От чего это зависит?
- Земля круглая, солнечные лучи неравномерно попадают на поверхность. (Слайд 3)
Постановка проблемы и целей урока
Женя: О, тогда я отправляюсь в жаркий пояс. (Берет цветок)
Учитель: Постой, Женя... А в жарком поясе у тебя не возникнет проблем? Как вы думаете ребята?
- Да нельзя без подготовки отправляться в путешествие.
Женя: Почему это?
- Ты должна много знать!
Женя: А что?
Учитель: Что должны знать настоящие путешественники?
1. Какая погода в данной местности
2. Какие животные обитают.
3. Растительность.
Женя: Ой…
Работа в группах
Цель: создать условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке, развивать умение взаимодействовать друг с другом, умение договариваться.
Учитель: Ребята, а давайте поможем Жене. Отправимся вместе в путешествие по Земному шару. Мы с вами сейчас поработаем в группах и расскажем, что может ожидать девочку в разных поясах Земли.
Учитель: Выберите солнышко.
(В каждой группе дети выбирают солнышко: длинные лучики – жаркий пояс, средние лучики – умеренный пояс, маленькие лучики – холодный).
Учитель раздает каждой группе тепловые пояса. Ученики должны выбрать и наклеить картинки с животными, растениями в соответствии с тепловыми поясами.
(Слайд 4)
Учитель: У вас на столах картинки, распределите их на ваши пояса.
Учитель: На столах есть план работы и план ответа. Изучите их внимательно.
План работы
Одеть бумажную куклу, в соответствии с погодными условиями.
Животные, которые обитают в вашем тепловом поясе.
Растения,которые растут в вашем тепловом поясе
Жилище, которое смогут построить люди.
План ответа
Погода. Климатические условия. Как одели куклу.
Животные. Внешний вид.
Растения.
Дети обсуждают на местах, наклеивают картинки, выходят представители каждой группы и аргументируют свой выбор по плану ответа.
Работа над темой урока. Беседа о животных и растениях разных тепловых поясов.
Цель: Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных вопросов, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Ж еня: Почему в холодном поясе практически все животные белого цвета? (Слайд 5)
Ж еня: О, слон похож на мамонта, а мамонты на севере жили. Давайте слона туда отправим.
(Слайд 6)
Женя: Ну, давайте тогда оленя в Африку отправим.
Ж еня: Посмотрите, какие красивые пальмы, давайте пингвинам праздник устроим, там их посадим.
(Слайд 7)
(Учащиеся высказывают свое мнение на провоцирующие предложения Жени)
Учитель: Кто сможет сделать вывод?
Вывод: Из нашей общей работы можно сделать вывод.Солнце светит неравномерно, значит в разных поясах, свои природные условия, а значит,растительность разная и живут разные животные.
Физминутка
Женя: А я знаю хорошую песенку о солнышке.
Учитель: Ой, и, правда, давайте немножко отдохнем.
( Слайд 8, Песня «Светит солнышко»)
Работа над темой урока. Зависимость природных условий и строительного материала для домов.
Цель: проанализировать объекты окружающего мира
У читель: Женя, что еще интересует тебя?
(Женя внимательно смотрит на доску)
Женя: Ой, а тут дома почти одинаковые?
(Слайд 9)
Учитель: Ребята, что вы можете рассказать о жилищах в холодном и жарком поясах?
- Оба жилища невысокие, потому что и на севере, и в жарком поясе бывают сильные ветры.
Женя: А из чего сделаны дома в жарком поясе?
- В жарком поясе люди могут использовать солому, песок.
Женя: Это потому что они там самые ленивые?
- Да нет, простодля них – это доступные материалы.
Женя: А в холодном поясе что используют?
- Люди в холодном поясе в строительстве своего жилища используют шкуры оленей, потому что они ведут кочевой образ жизни, их жилье быстро разбирается и легко перевозятся.Из них все там делают, потому что они очень теплые.
Женя: Бедные олени… О, вот люди, как люди дом сделали из бревен.
( Слайд 10)
Учитель: А почему люди в холодном и жарком поясах не используют дерево для строительства?
- В этих местах нет столько деревьев.Для роста деревьев нужно достаточно солнца, света, влаги.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Люди живут в разных природных условиях, а значит, и одежда, и жилище приспособлены к условиям данной местности.
Занятия людей в разных природных условиях.
Цель: извлекать необходимую информацию из рисунков, фотографий, жизненного опыта и делать свои умозаключения.
Учитель: О чем бы вы хотели еще узнать? О чем мы с вами еще не говорили?
- Чем люди занимаются в разных поясах
Ж еня:Ой, подождите, у меня в сумке есть фотографии. Я теперь поняла про тепловые пояса и попробую сама расположить фотографии.
(Слайд 11)
Дети рассматривают картинки
Учитель: Глядя на фотографии, мы можем сказать, чем люди занимаются в разных поясах?
Примерные ответы детей:
- Смотря чем богата их местность.
-А вот у нас, например, добывают уголь, и мой папа работает на угольном разрезе.
- Если в умеренном поясе хорошая земля, то можно заниматься земледелием, выращивать фрукты и овощи.
- Если реки или море рядом, то рыболовством.
- В пустыне только песок, но можно разводить верблюдов, добывают газ и нефть.
- В холодном поясе – разведение оленей, охота. А еще вышка нарисована вдалеке, значит, нефть или газ добывают.
Учитель: Какой вывод можем сделать? От чего зависят виды деятельности людей?
Вывод: От природных условий. Люди живут в разных природных условиях. Их занятия, привычки, одежда, жилище, еда приспособлены к условиям данной местности.
Релаксация
- А сейчас давайте отдохнем.
(под песню «Увезу тебя я в тундру»)
Работа с интерактивной доской. Природные условия Якутии
Цель: обобщить знания природы Родного края.
Женя: Здорово отдохнули, а куда мы едим?
Учитель: Домой в Якутию
Женя: А что интересного у вас?
Учитель: Ребята, а вы знаете, какие животные обитают, какие растения растут?
- Выберите те картинки, которые подходят для нашей местности.
(дети работают с интерактивной доской.)
Рефлексия
Цель: Подвести итог проделанной работы на уроке. Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Учитель: Для чего мы сегодня говорили на уроке о разных тепловых поясах, природных условиях?
- Для того чтобы, отправляясь в путешествие, мы знали, как живут люди, чем они занимаются, какую одежду взять с собой, каковы растительность и животный мир.
Учитель: Как влияют природные условия на жизнь людей?
- От них зависят одежда, жилища, транспорт, питание, то, чем люди обычно занимаются.
Учитель: Ну как, Женя, помогли тебе наши знания?
Женя. Да, конечно, было очень здорово. Теперь я буду хорошо обдумывать свои путешествия, тщательно готовится к ним.
Учитель: На этом наше путешествие заканчивается. Вам понравилась ваша работа на уроке? А теперь возьмите ваших любимых героев.
Кто считает, что на уроке все получилось и готов к любому путешествию, то посадите Смешарика в поезд. А кто не уверен, оставьте вашего Смешарика дома.
Учитель: Молодцы, спасибо за урок.
Приложение 2