«Осенний фестиваль знаний 2024»

Мы живем в разных климатических условиях

Урок окружающего мира для первого класса, но подойдет и для второго класса. Урок проходит в групповой форме в виде игры, на основе мультфильма "Цветик-семицветик".

Цел ь:

-расширять представления учащихся о разных природных условиях, способствовать осознанию ими влияния природных условий на образ жизни человека.

Предметные задачи

- создать условия для развития у учащихся умения:

- устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью людей;

- понимать понятие «тепловые пояса», «природные условия», «времена года», «растения» (деревья, кустарники, травы), «животные»

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Окружающий мир


Урок по теме: Мы живем в разных природных условиях.


Автор: Герасименко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов,


Цел ь:

-расширять представления учащихся о разных природных условиях, способствовать осознанию ими влияния природных условий на образ жизни человека.

Предметные задачи

- создать условия для развития у учащихся умения:

- устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью людей;

- понимать понятие «тепловые пояса», «природные условия», «времена года», «растения» (деревья, кустарники, травы), «животные»

Метапредметные задачи

- создать условия для развития у учащихся:

- интереса к учебному материалу;

умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- навыков находить нужную информацию на рисунке;

- умения сравнивать изучаемые объекты по самостоятельно найденным основаниям.

- соотносить информацию на рисунке с картой

- понимать существование как различий, так и общего в образе жизни современных людей.

-  активизировать познавательную деятельность учащихся;

-  развивать коммуникативные умения: вести диалог, слушать, соглашаться с мнением партнёра, возражать, доказывать свою точку зрения;

-  развивать у школьников потребность в аргументации высказываемых положений;

-  воспитывать уважительное отношение к другому мнению, стремление к согласию.


Оборудование:
карточки с объектами окружающего мира, нарисованный на ватмане земной шар, интерактивная доска










Ход урока

  1. Орг. момент

Эмоциональный настрой

- Улыбнитесь друг другу

- У нас сегодня гости, повернитесь, поприветствуйте гостей.

Цель: Мотивация внутренней потребности включения в учебную деятельность

Ребята сегодня к нам на урок совершенно случайно попала девочка Женя. Она очень любит путешествовать.

( Слайд 1)








Учитель: А вы, ребята, любите путешествовать?

Учитель: А где вы были? С кем вы обычно путешествуете?

Учитель: На каком транспорте можно путешествовать?

Женя: А, вот у меня есть волшебный цветок, и я могу попасть в любое место на Земле.

Учитель: Ребята, а хотите посмотреть, как Женя путешествовала?

(Слайд 2) Фрагмент м/ф «Цветик-Семицветик» (Женя попадает на Северный полюс)










  1. Актуализация знаний.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Учитель: Почему так получилось с Женей?

- Она необдуманно отправилась, не подготовилась.

Учитель: Куда она попала?

- На Северный полюс.

У читель: Почему здесь так холодно?

-Эта зона холодного пояса.

Женя: А какие пояса бывают?

Учитель: От чего это зависит?

- Земля круглая, солнечные лучи неравномерно попадают на поверхность. (Слайд 3)


  1. Постановка проблемы и целей урока

Женя: О, тогда я отправляюсь в жаркий пояс. (Берет цветок)

Учитель: Постой, Женя... А в жарком поясе у тебя не возникнет проблем? Как вы думаете ребята?

- Да нельзя без подготовки отправляться в путешествие.

Женя: Почему это?

- Ты должна много знать!

Женя: А что?

Учитель: Что должны знать настоящие путешественники?


1. Какая погода в данной местности

2. Какие животные обитают.

3. Растительность.

Женя: Ой…



  1. Работа в группах

Цель: создать условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке, развивать умение взаимодействовать друг с другом, умение договариваться.

Учитель: Ребята, а давайте поможем Жене. Отправимся вместе в путешествие по Земному шару. Мы с вами сейчас поработаем в группах и расскажем, что может ожидать девочку в разных поясах Земли.

Учитель: Выберите солнышко.

(В каждой группе дети выбирают солнышко: длинные лучики – жаркий пояс, средние лучики – умеренный пояс, маленькие лучики – холодный).

Учитель раздает каждой группе тепловые пояса. Ученики должны выбрать и наклеить картинки с животными, растениями в соответствии с тепловыми поясами.

(Слайд 4)

Учитель: У вас на столах картинки, распределите их на ваши пояса.

Учитель: На столах есть план работы и план ответа. Изучите их внимательно.

План работы

  1. Одеть бумажную куклу, в соответствии с погодными условиями.

  2. Животные, которые обитают в вашем тепловом поясе.

  3. Растения,которые растут в вашем тепловом поясе

  4. Жилище, которое смогут построить люди.


План ответа

  1. Погода. Климатические условия. Как одели куклу.

  2. Животные. Внешний вид.

  3. Растения.


Дети обсуждают на местах, наклеивают картинки, выходят представители каждой группы и аргументируют свой выбор по плану ответа.




  1. Работа над темой урока. Беседа о животных и растениях разных тепловых поясов.

Цель: Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных вопросов, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений


Ж еня: Почему в холодном поясе практически все животные белого цвета? (Слайд 5)






Ж еня: О, слон похож на мамонта, а мамонты на севере жили. Давайте слона туда отправим.

(Слайд 6)






Женя: Ну, давайте тогда оленя в Африку отправим.


Ж еня: Посмотрите, какие красивые пальмы, давайте пингвинам праздник устроим, там их посадим.

(Слайд 7)






(Учащиеся высказывают свое мнение на провоцирующие предложения Жени)


Учитель: Кто сможет сделать вывод?


Вывод: Из нашей общей работы можно сделать вывод.Солнце светит неравномерно, значит в разных поясах, свои природные условия, а значит,растительность разная и живут разные животные.

  1. Физминутка

Женя: А я знаю хорошую песенку о солнышке.

Учитель: Ой, и, правда, давайте немножко отдохнем.

( Слайд 8, Песня «Светит солнышко»)







  1. Работа над темой урока. Зависимость природных условий и строительного материала для домов.

Цель: проанализировать объекты окружающего мира

У читель: Женя, что еще интересует тебя?

(Женя внимательно смотрит на доску)

Женя: Ой, а тут дома почти одинаковые?

(Слайд 9)


Учитель: Ребята, что вы можете рассказать о жилищах в холодном и жарком поясах?

- Оба жилища невысокие, потому что и на севере, и в жарком поясе бывают сильные ветры.

Женя: А из чего сделаны дома в жарком поясе?

- В жарком поясе люди могут использовать солому, песок.

Женя: Это потому что они там самые ленивые?

- Да нет, простодля них – это доступные материалы.

Женя: А в холодном поясе что используют?

- Люди в холодном поясе в строительстве своего жилища используют шкуры оленей, потому что они ведут кочевой образ жизни, их жилье быстро разбирается и легко перевозятся.Из них все там делают, потому что они очень теплые.

Женя: Бедные олени… О, вот люди, как люди дом сделали из бревен.

( Слайд 10)







Учитель: А почему люди в холодном и жарком поясах не используют дерево для строительства?

- В этих местах нет столько деревьев.Для роста деревьев нужно достаточно солнца, света, влаги.

Учитель: Какой можно сделать вывод?


Вывод: Люди живут в разных природных условиях, а значит, и одежда, и жилище приспособлены к условиям данной местности.


  1. Занятия людей в разных природных условиях.

Цель: извлекать необходимую информацию из рисунков, фотографий, жизненного опыта и делать свои умозаключения.

Учитель: О чем бы вы хотели еще узнать? О чем мы с вами еще не говорили?

- Чем люди занимаются в разных поясах

Ж еня:Ой, подождите, у меня в сумке есть фотографии. Я теперь поняла про тепловые пояса и попробую сама расположить фотографии.

(Слайд 11)

Дети рассматривают картинки

Учитель: Глядя на фотографии, мы можем сказать, чем люди занимаются в разных поясах?

Примерные ответы детей:

- Смотря чем богата их местность.

-А вот у нас, например, добывают уголь, и мой папа работает на угольном разрезе.

- Если в умеренном поясе хорошая земля, то можно заниматься земледелием, выращивать фрукты и овощи.

- Если реки или море рядом, то рыболовством.

- В пустыне только песок, но можно разводить верблюдов, добывают газ и нефть.

- В холодном поясе – разведение оленей, охота. А еще вышка нарисована вдалеке, значит, нефть или газ добывают.

Учитель: Какой вывод можем сделать? От чего зависят виды деятельности людей?

Вывод: От природных условий. Люди живут в разных природных условиях. Их занятия, привычки, одежда, жилище, еда приспособлены к условиям данной местности.


  1. Релаксация

- А сейчас давайте отдохнем.

(под песню «Увезу тебя я в тундру»)


  1. Работа с интерактивной доской. Природные условия Якутии

Цель: обобщить знания природы Родного края.

Женя: Здорово отдохнули, а куда мы едим?

Учитель: Домой в Якутию

Женя: А что интересного у вас?

Учитель: Ребята, а вы знаете, какие животные обитают, какие растения растут?

- Выберите те картинки, которые подходят для нашей местности.

(дети работают с интерактивной доской.)


  1. Рефлексия

Цель: Подвести итог проделанной работы на уроке. Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 
Учитель: Для чего мы сегодня говорили на уроке о разных тепловых поясах, природных условиях?

- Для того чтобы, отправляясь в путешествие, мы знали, как живут люди, чем они занимаются, какую одежду взять с собой, каковы растительность и животный мир.

Учитель: Как влияют природные условия на жизнь людей?

- От них зависят одежда, жилища, транспорт, питание, то, чем люди обычно занимаются.


Учитель: Ну как, Женя, помогли тебе наши знания?

Женя. Да, конечно, было очень здорово. Теперь я буду хорошо обдумывать свои путешествия, тщательно готовится к ним.

Учитель: На этом наше путешествие заканчивается. Вам понравилась ваша работа на уроке? А теперь возьмите ваших любимых героев.

Кто считает, что на уроке все получилось и готов к любому путешествию, то посадите Смешарика в поезд. А кто не уверен, оставьте вашего Смешарика дома.

Учитель: Молодцы, спасибо за урок.















































Приложение 2


















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее