Тема урока: «Состав и строение гидросферы».
Цели урока:
Образовательные: ввести понятия «гидросфера», «мировой круговорот воды»; сформировать представление о гидросфере,
распределении на Земле её составных частей; создать общее
представление о своеобразности, неповторимости планеты Земля.
Развивающие: продолжить развитие умения работать с текстом учебника, печатным материалом; развивать умение логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развивать навыки самостоятельного поиска необходимой информации; развивать умения выявлять причинно-следственные связи.
Воспитательные: воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативности, самоконтроля и дисциплины; привлечение учащихся к активной познавательной деятельности.
Задачи:
сформировать понятия «гидросфера», «Мировой круговорот воды в природе», «охрана гидросферы»;
сформировать представление о составе и строении гидросферы;
сформировать умение выявлять причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли;
совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; стимулировать эмпатию (сопереживание) и любознательность;
продолжить воспитание экологической культуры на примере охраны вод гидросферы.
Планируемый результат
Учащиеся должны знать/ понимать определения основных понятий темы; как происходит Мировой круговорот воды; состав гидросферы, объём пресной и солёной воды.
Учащиеся должны уметь приводить примеры источников загрязнения гидросферы, использования и охраны её ресурсов (вод).
Основные термины и понятия: гидросфера, Мировой круговорот воды, охрана гидросферы, свойства воды.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта полушарий, схема «Мировой круговорот воды в природе», учебник, тест для проверки усвоения материала, раздаточный материал, справочный материал.
Время проведения: 45 минут.
Структура урока:1. Организационный момент – 1 мин.
2. Целеполагание и мотивация – 7 мин.
3. Актуализация знаний – 7 мин.
4. Изучение нового материала – 12 мин.
5. Закрепление и применение знаний и умений – 10 мин.
6. Подведение итогов урока – 1 мин.
7. Домашнее задание – 2 мин.
8. Проверка уровня усвоения материала – 5 мин.
Ход урока
№ | Содержание | Дидактический комментарий | Обоснование | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент | | Настраиваю детей на серьёзную работу в доброжелательной обстановке. | ||||||||||||||||||||||||||
2
| Целеполагание и мотивация - Вспомните, пожалуйста, какую оболочку Земли мы уже изучили (Литосферу) - А что это за оболочка? (Верхняя оболочка, которая состоит из земной коры и верхних частей мантии, толщина которой составляет от 50-200 км.) Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Какое понятие объединяет все эти вопросы? ВОДА! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем. Священная древнеиндийская книга «Ригведа» донесла до нас молитву, обращённую к воде: «О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, вода! Дайте нам благодатное утешение…! Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а, значит обычному веществу? Без воды невозможно представить себе нашу планету. Могучий разрушитель и одновременно великий созидатель, она формирует рельеф, являясь «скульптором лика земного». Привычная «кухня погоды» немыслима без океана и облаков. Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась именно в воде, и зависимость от неё живые организмы сохранили на протяжении миллиардов лет. Кровь обитателей суши по основному химическому составу удивительно сходна с морской водой. Человеческий зародыш на 97% состоит из воды. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери посвятил воде восторженные строки: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились… Ты самое большое богатство на свете…» Что это – ВОДА! - Сейчас, я прошу вас обратить внимание на доску: ФЕРОСРАГИД. - Что вы здесь видите? (Анаграмма) - Попробуйте её расшифровать. (Гидросфера) - Молодцы! - Давайте запишем число и тему урока. | Чтение высказываний о воде и её роли. Объясняется смысл эпиграфа. Самостоятельно ставят цели на урок.
На доске надпись. Постановка проблемной ситуации |
Повысить познавательный интерес. Готовлю детей к восприятию материала, заинтересовываю их.
Заинтересовываю ребят. Готовлю детей к восприятию нового материала. | ||||||||||||||||||||||||||
3
| Актуализация знаний
Воды на Земле очень много.
- Посмотрите на глобус или карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой. На нее приходится 71 % площади земного шара. Суша словно паутиной во всех направлениях прорезана сотнями тысяч рек и ручьев. Кроме того, на суше значительное количество воды содержится в озерах и водохранилищах, созданных руками человека, в болотах и ледниках, под землей; незначительную долю составляют пары атмосферы.
Большая часть воды (96%) на нашей планете находится в океанах и морях. На воды суши приходится менее 2%. Эти 2% пресных вод суши и использует пока человечество для всех своих нужд (в промышленности и сельском хозяйстве, в быту).
Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный минерал. С каждым годом человечество использует всё больше пресной воды.
Моря и океаны, реки и озёра, ледники и колодцы, болота и родники, тучи и пар – всё это составные части водной оболочки Земли, которая называется гидросферой. - У вас на партах есть диаграммы, проанализируйте их и ответьте, из каких частей состоит гидросфера.
- Ребята, а как вода распределяется на планете? (Неравномерно). - Как и когда появилась вода на нашей планете? Рождение воды тесно связано с рождением планеты. Вода начала выделяться на ранних этапах формирования Земли. | Фронтальная вопросно-ответная форма беседы с элементами уточнения и рассуждения. Работа с глобусом и картами атласа. | Повторяем роль и свойства воды Готовлю к восприятию нового материала. | ||||||||||||||||||||||||||
4 | Изучение нового материала Итак, гидросфера – водная оболочка Земли, включает воды Мирового океана и воды суши.
Данная схема даёт возможность определить, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Обратите внимание, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода солёная, в ней растворены химические соединения.
1. Исследовать информацию по вопросу: «Свойства воды». 2.Проанализировать текст с.101-102 и рисунок 72; раскрыть суть понятий, модели малого и большого круговорота воды в природе. 3. Исследовать информацию по вопросу: «Вода и мы. Использование и охрана вод». | Приёмы анализа и синтеза. Работа с учебником Частично-поисковый метод. Использование опережающего задания. | Подходим к восприятию нового, опираясь на то, что уже знаем. Проверяю умения работать в группах, вовлекая слабых учеников, воспитываю чувство взаимопомощи. | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Закрепление и применение знаний и умений - Выступление групп:
- В чём состоит уникальность воды? Чем же интересен этот чудо-минерал, без которого не может существовать жизнь на нашей планете? Наша группа определила основные свойства воды:
Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе. Первоисточник воды на нашей планете – Мировой океан. Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая машина, приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 86% всей влаги (511 тыс. куб. км воды), причем вода испаряется – пресная. 411 тыс. куб. км поднимается с одной только поверхности океана; из них примерно 2/3 возвращается в виде атмосферных осадков обратно в океан. Это малый круговорот воды на Земле. Оставшаяся часть испарений уносится ветрами на сушу. Она присоединяется к водяным парам, поднимающимся в атмосферу с растительного покрова, из почвы и водоемов суши. 1/3 – это, кажется не так уж много. Но если бы океан этой третью не пополнял убыль воды, стекающей в него с суши, материки давно превратилась бы в пустыни. Откуда берется вода Вода появляется из ручейка, Моря пополняют запас океана: А облака, пролетая над нами, Все это и зовут в народе:
Выразим это так: Океан — воздух — океан – малый круговорот воды в природе. Океан — воздух — суша — океан – большой круговорот воды в природе. Таким образом, благодаря Солнцу, океаны, имеющие соленую воду, являются главными поставщиками водяного пара в атмосферу, а значит, и пресной воды на сушу. Мировой круговорот воды соединяет в единое целое земную кору, атмосферу и гидросферу.
Когда-то люди для питья брали воду прямо из речки, но времена менялись и все свои отходы в нее сбрасывали люди, предприятия. Античный город с самого начала закладывали с учетом экологических требований, причем при планировании общественных зданий, храма и рыночной площади учитывались нужды водоснабжения и канализации. В гидросфере – водной оболочке Земли, постепенно накапливаются и ухудшают качество водоемов чужеродные вещества. Экспериментально установлено, что тело животных и человека содержит многие загрязнители, растворенные в воде. Они быстро рассеиваются в окружающей среде, попадают в организмы водных обитателей, поглощаются корневой системой растений, с пищей и водой попадают в организм человека. Итак, какие загрязнители попадают в воду? Загрязнители воды:
А ведь каждый килограмм нефти и бензина, попадающий в воду, отравляет тысячи кубометров воды в реке и почвенной влаги и делает их вредоносными для всего живого. Закон об охране природы запрещает спускать отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов. Как мы можем помочь бороться с загрязнителями воды? Какие способы очистки предлагают ученые?
Ведь любая даже чистая вода – это раствор, содержащий громадное количество самых разнообразных примесей с различными веществами. Вода взаимодействует с грунтами дна, подземные воды растворяют минералы и горные породы, атмосферная вода контактирует с газами и пылевыми частицами. Даже лед тоже с примесями. Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся и используем в других нуждах. Реки выносят в Мировой океан каждый год около40 тыс. куб. км воды, но
Если все это сопоставить нетрудно, почувствовать угрозу водного голода, встающего перед человечеством. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник. «Памятка жителям Земли» Вода – это наша жизнь. Люди! Здоровье рек и озер, ручейков и источников – это наше с вами здоровье!
| Групповая работа с использованием материалов опережающего задания. Первичное применение знаний. | Проверка выполнения группового задания. | ||||||||||||||||||||||||||
6 | Подведение итогов урока - Предлагаю вернуться к началу урока и ответить на вопрос: «Что я узнал на уроке?» | Объективная оценка знаний, поощрение в процессе всей деятельности на уроке. | Вызвать у детей чувство удовлетворения работой. | ||||||||||||||||||||||||||
7 | Домашнее задание
| Инструктаж получен на уроке. | Нацеливаю на поисковую деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||
8 | Проверка уровня усвоения материала Решение теста. Ответы отмечаем на рисунке. 1. Знаешь ли ты, что такое гидросфера: а) да б) не очень в) нет 2. Что входит в состав гидросферы: а) Мировой океан, воды суши б) Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере в) Мировой океан 3. Кто изучает гидросферу: а) синоптики б) геологи в) гидрологи 4. Мировой круговорот воды: а) суша-атмосфера-суша б) океан - атмосфера-суша-океан в) океан-атмосфера-океан 5. Где происходит местный круговорот воды: а) только над сушей б) только над океаном в) над сушей и океаном
Самоконтроль, выставление оценок за урок.
“5” - нет ошибок “4”- две ошибки “3” -три ошибки | Выполнение теста. Самопроверка. | Вызвать у учащихся чувство удовлетворения от урока. | ||||||||||||||||||||||||||
| Урок окончен | | Организационное окончание урока |
Список литературы.
1.Бибик А.Е. и др., «Методика обучения географии в средней школе» (Теоретические основы методики обучения географии). Москва «Просвещение», 1968г.
2.Логинова Г.П. « Особенности обучения и психического развития школьников 10-13 лет». Москва, 1988г./ под ред. Дубровиной.
3.Степанова Е.Н. «Личностно-ориентированный подход в работе педагога». Москва, ТЦ «Сфера»,2003г.
4.Никитина Н.А. «Поурочные разработки по географии» 6 класс, Москва «Вако», 2008г.
5.Рабочие программы по географии 6-9 классы. Линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф».Москва, изд. «Глобус»,2008, 2009гг.
6.Учебник География. Природа и люди.6 класс. Под редакцией А.И.Алексеева, Москва «Просвещение», 2010г