«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по биологии. Тема_ плод, распространение плодов

Урок по биологии. Тема_ плод, распространение плодов

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: плод, распространение плодов

Цели
Учебная: углубить знания учащихся о семенном размножении, сформировать понятие о плодах,
семя, особенности их строения и разнообразие; ознакомить с разнообразием плодов в
природе; дать понятия “сухие " и "сочные" плоды; раскрыть процесс распространения плодов в природе
и их значение в жизни человека.
Развивающая: развивать логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности; умение
сравнивать биологические процессы в природе; умение наблюдать и делать соответствующие выводы и
обобщение.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к природе родного края; воспитывать
научное мировоззрение, что семя-это будущее растение.
Оборудование: таблицы «Плоды и семена», коллекция сухих плодов, образцы сочных плодов,
муляжи плодов, компьютер, выставка дополнительной литературы, презентация MS PowerPoint, программа
«ТеstW2».
Понятия и термины: плоды, соплодия, сухие и сочные плоды, односемянных и многосемянные плоды.
Тип урока: комбинированный

Эпиграф к уроку: корень обучения
горький, да плод сладкий.

Ход урока.

И. Организационный момент (приветствие, настройка на урок "эмоциональный барометр", проверка
готовности к уроку, повторению техники безопасности при работе с персональным компьютером).
1. " эмоциональный барометр»
Учитель: Дети, вы, наверное, слышали о необычной птичке колибри. Так вот, это маленькое существо за
одну секунду (обратите внимание!) делает 200 взмахов крыльями. Поэтому желаю вам сегодня, дорогие
дети, такой же неутомимой работоспособности на уроке как у той колибри.
2. Прежде чем начать урок учитель предлагает упражнение «Пароль» (ученики называют сроки, которые
изучались на прошлом уроке, и если термин назван верно – имеют право сесть за парту).
ИИ. Актуализация опорных знаний
1. Упражнение " Найди ошибку»
На мониторах появляется текст с обобщенным материалом по теме «Размножение и
развитие растений", в котором допущены ошибки, которые следует найти.
Ученикам необходимо указать количество ошибок и прокомментировать их.
Текст с ошибками
Благодаря размножению растения способны воспроизводить себе подобных, что обеспечивает
существование вида. Для растений характерны три вида размножения: неполовое, половое и вегетативное.
В природе растения вегетативно размножаются отводками, корневыми ростками,
корневищами,черенкованием и пр. Органом растения, который обеспечивает половое размножение является
цветок. Цветок представляет собой укороченный видоизмененный разветвленный побег, все части которого
приспособлены к функции размножения. Основными частями цветка являются пестик, тычинки и
чашелистики . По-видимому, вы видели на клумбах растения, у которых развивается не один цветок, а
много мелких, которые собраны в группы - соцветия. Соцветием называют группу цветков, размещенных на
стебле растения хаотично. Различают простые и сложные соцветия.
Самыми типичными сложными соцветиями являются сложный колос, метелка, кисть, сложный щиток.
Строение соцветий, их цвет и порядок распускания цветков являются приспособлением растения к опылению.
2. Контроль выполнения упражнения. На следующем слайде появляется текст с исправленными
ошибками, которые обозначены синим цветом.

2

III. Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний учащихся (использование компьютерной
программы «ТеstW2» ).
«Верю — не верю».
Учащимся необходимо обозначить предлагаемые утверждения пометками «+» — верю, «–» — не верю.
1) женская половая клетка формируется в пыльцевом зерне.
2) Зародышевый мешок размещен в семенном зачатке.
3) В эндосперме семени содержится зародыш.
4) зародыш семени гороха имеет две семядоли.
5) зародыш семени ячменя имеет одну семядолю.
6) семенная кожура образуется из стенок завязи.
7) оплодотворение у цветковых растений называется двойным.
8) процесс двойного оплодотворения открыл ученый В. И. Вернадский.
9) зародыш имеет зародышевый корешок, стебель, почку, семядоли.
10) зародыши всех цветковых растений имеют две семядоли.
11) Главная часть семени — эндосперм.
12) В эндосперме семени содержатся запасные питательные вещества, необходимые зародышу для развития
и прорастания.
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
– + – + + – + – + – – +
Тестовые задания с одним правильным вариантом ответа.
1) в процессе оплодотворения цветковых растений участвуют спермии:
А один В два
Б три Г четыре
2) яйцеклетка цветковых растений участвует в процессе:
А образование зиготы В образование эндосперма
Б поставка питательных веществ зародышевом мешке г распространение семян
3) зародыш капусты имеет семядоль:
А одну В две
Б три Г четыре
4) зародыш лука имеет семядоль:
А одну В две
Б три Г четыре
5) во время оплодотворения первый спермий сливается с:
А Центральной клеткой в вторым спермием
Б яйцеклеткой Г правильного ответа нет
6) во время оплодотворения второй спермий сливается с:
А Центральной клеткой в Первым спермием
Б.
IV. Мотивация учащихся к усвоению новых знаний
Учитель предлагает отгадать загадки:
- Не разбив горшка, не съешь кашки. (Орех.)
- На огороде молодая
Пышные косы розпліта,

3

В зеленом платочке
Золотые хова зернинки.
(Зерновки кукурузы.)
- Красный цвет, сладкий вкус, каменное сердце. Что это? (Плод вишни.)
- Он на дубе вырастает, Шапочку хорошенькую имеет. Из дуба в землю упадет и весной прорастет.
(Желудь.)
- Зеленый чуб, красный бок, вкусный из него чавкающий сок. Хозяйки варят с ним борщи, растет в
огороде на кусте. (Помидор.)
Что объединяет все загадки? (Это загадки про семена и плоды.)
V. Сообщение темы, цели и задач урока.
1. Упражнение "картинная галерея" для определения темы урока
(Перед учениками на мониторе компьютера появляются изображения, содержащие признаки темы урока.
Предлагаю ученикам рассмотреть "картинную галерею" и самим определить тему урока).
Учитель: Итак, тема урока " плод, распространение плодов»
Совместно с учениками определяется цель урока.
VI. Восприятие и осознание учащимися нового учебного материала
(Изучение нового материала происходит с помощью приема «Чистая доска» , презентации
MS PowerPoint и видеофрагмента "распространение плодов" ссылка на видео:
https://www.youtube.com/watch?v=lgQy0vLhYLs&t=68s)
1. Прием «Чистая доска». На доске записан план изучения темы:
1. Образование плодов.
2. Разнообразие плодов.
3. Распространение плодов и семян.
Каждый вопрос раскрывается в отдельной части презентации . Из изученного материала учениками
делается вывод. Только после этого вопрос вытирается с доски. Таким образом,
проработав все три вопроса, останется чистая доска.
Распространение семян и плодов

Способ распространения особенности строения растения примеры растений
Самостоятельное плоды имеют повышенный

тургорное давление

Огурец-пирскач, масличный боб

Ветром Семена и плоды мелкие, легкие, часто
должны вырасти: парашютики,
волоски, челки, крылышки

Ольха, клен, ива,
одуванчик

Водой семена и плоды имеют полости,

заполненные воздухом

Кувшинки, кувшины

Животными (птицами) семена и плоды клейкие, вкусные,
сочные, ярко окрашенные,
имеют крючки, щетинки, шипики

Омела, череда, лопух

Человеком нечаянное - через одежду,

предметы.
Умышленно-сельскохозяйственная
деятельность, распространение плодов и
семя

Из Америки в Европу
(элодея, щирица),
из Центральной Азии (дурман)

VII. Первичная проверка усвоения знаний
1. Создание эмоционального комфорта.
«Приходит первоклассник домой после первого учебного дня. Мама спрашивает его:
- Ну как тебе учитель, сынок?

4

- Странный она какой-то? Сам ничего не знает, все у нас спрашивает!
Учитель: Я не хочу быть учителем, который «ничего не знает», но должен у вас спросить готовы ли вы
заполнить свою» корзину " новыми знаниями.
2. Прием "вместительная корзина" (на мониторе появляется» корзина", в которую учащимся нужно сложить
свои знания, а именно: сроки, с которыми они ознакомились на уроке. Главное, чтобы "корзина" была
заполнен доверху. Через определенное время учитель останавливает игру и просит одного из учеников зачитать
слова. Ученики вычеркивают названия, которые повторяются в их записях. Победителем окажется ученик,
у которого больше других записано сроков, то есть у которого самая «вместительная корзина для знаний).
2. Работа с текстовыми материалом. Ученики читая содержание параграфа составляют таблицу.
VІІІ. Первичное закрепление знаний
Работа в парах. Задание: на с. 90 ознакомиться со схемой "плоды". В схеме, появившейся на
мониторах, надо привести примеры растений, для которых характерны указанные типы плодов.
СМЕХ. Контроль и самопроверка знаний
Упражнение «блиц-ответ " (на мониторе перечень 10 вопросов, на которые в течение
5 мин , ученики дают письменные ответы. При оценивании учитывается количество правильных
ответов, устанавливаемых взаимопроверкой, за комментированием учителем одной работы).
Х. Подведение итогов урока. Рефлексия
Прием "незаконченное предложение".
Учащиеся по очереди высказываются по следующей схеме:
1) в зависимости от количества семян плоды делятся на ... (односемянные, многосемянные).
2) в Зависимости от содержания воды в околоплодника плоды делятся на ... (сухие, сочные).
3) К сочных односемянных плодов принадлежит ... (костянка).
4) горчица имеет плод ... (стручок).
5) Дурман имеет плод ... (коробочку).
6) Виноград имеет плод ... (ягоду).
7) Груша имеет плод ... (яблоко).
8) плоды клена распространяются ... (ветром).
9) плоды одуванчика распространяются ... (ветром).
10) плоды кувшинок распространяются ... (водой).
Хи. Сообщение домашнего задания
Задание для всего класса.
Учебник прочитать соответствующий параграф.
Индивидуальные и творческие задания.
1. Составить сенкани на темы «Семя», «Плод».
Упражнение " беспроигрышная лотерея "(ученики достают из коробки номера заданий, которые соответствуют
номера группы).
2. Подготовить опыты, подтверждающие влияние условий окружающей среды на
прорастание семян:
И группа-влияние влажности;
II группа-влияние температуры;
III группа-воздействие воздуха;
IV группа-наличие питательных

веществ;
V группа-нормальные условия.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее