«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по биологии "Тема: форменные элементы крови."

Урок по биологии "Тема: форменные элементы крови."

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: форменные элементы крови.
Цель: 1. Учебная:
1. Формирование понятия об эритроциты как форменные элементы крови;
2. формирование понятия о взаимосвязи биологических явлений с математическими действиями.
2. Развивающая:
1. Развитие логического мышления;
2. развитие умения поиска причинно-следственных связей;
3. развитие коммуникативной компетентности;
4. развитие умения работы с различными источниками информации;
5. развитие умения работать с лабораторным оборудованием;
3. Воспитательная:
1. формирование интереса к изучению биологии и математики;
2. Формирование здорового образа жизни;
3. профориентация;
4. расширение кругозора учащихся.
Тип урока: усвоение новых знаний, формирование практических умений и навыков.
Форма урока: синтетическая
Методы и методические приемы:
1. Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ-объяснение, описание, беседа, сообщение учеников, работа с
учебником.
б) наглядный: иллюстрация, демонстрация, ИКТ, слайды.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления,
получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление
уже приобретенных знаний.
3. Проблемно-поисковый: постановка проблемного вопроса.
Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания
и мышление.
4. Визуальный: составление схем.
5. Суггестивное: применение различных видов искусства.
6. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Межпредметные связи: зоология, история, медицина.
Материалы и оборудование: схемы, рисунки, таблицы, ИКТ , доска.
Основные понятия и термины: внутренняя жидкая среда организма, кровь, лимфа,
гомеостаз, тканевая жидкость, форменные элементы крови.
Плакат с девизом урока:
"О, кровь! Ты-дарительница жизни! О, кровь! Жизнь ты спасительница!»

Течение урока.
И. психологический настрой.(ценностная компетентность)
Поздравления, пожелания уверенности в своих силах и знаниях.
ИИ. Актуализация опорных знаний.
Беседа
- Как называется относительное динамическое постоянство внутренней среды
организма и его физиологических функций? (Гомеостаз)
- Объясните, как вы понимаете классическое выражение К. Бернара о том, что постоянство
внутренней среды является непременным условием жизни. (Ответ. Для
клеток комфортными являются достаточно узкие физиологические параметры. Значение
гомеостаза заключается в том, что поддерживается стабильность клеточного
окружение, а это обеспечивает относительную независимость организма от окружающего
среды.)
- Какие основные жидкости составляют внутреннюю среду организма человека? (
Кровь, лимфа, тканевая жидкость)
- Какие особенности имеют и какие функции выполняют жидкости внутреннего
среды: тканевая жидкость, лимфа, кровь?
1) вспомните состав крови и заполните схему No1.

Кровь - одна из жидкостей внутренней среды организма. Какими эпитетами ее
только не награждают.
2) задачи. Подумайте и запишите эпитеты к слову « кровь».
Наши предки считали, что кровь и жизнь - это одно и то же. На крови
клялись, приносили в жертву богам, кропили поля перед севом, давали пить
от болезней и старости, переливали от животных.
- Чем объяснить такое необычайное отношение к крови?
- Почему кровь так важна для организма человека? Каковы ее функции?
3) задачи. Среди карточек с названиями функций выберите те, что присущи крови.
Объясните свой выбор и прикрепите карту к схеме No2.
кровь

кровь " Яни
пластинки лейкоциты
тромбоциты
плазма вода 90%
эритроциты

III мотивация учебной деятельности. (социальная компетентность)
Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу: с ее помощью скрепляли
священные клятвы, древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы
Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал
душевнобольным кровь здоровых людей. Он считал, что в крови здоровых людей – здорова
человек. Действительно, кровь-самая странная ткань нашего тела. Подвижность крови – это
важнейшее условие жизнедеятельности организма. Как нельзя представить государство без
электросетей, так нельзя понять существование человека и животного без движения крови по
сосудам.
С развитием науки человеческий разум все глубже ныряет в тайны крови. Упірнемо же и мы с
вами в ее тайне и познакомимся поближе с Его Величеством.
1) входной контроль (самостоятельная работа)
Задание: выпишите номера только правильных утверждений.
1. Из крови в тканевую жидкость поступает кислород, вода, питательные вещества.
2. Транспортируя гормоны, кровь выполняет выделительную функцию.
3. Кровь относится к соединительной ткани.
4. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов.
5. 9%-ый раствор солей называют физиологическим.
6. В плазме доминирует сухое вещество.
7. Кровь уничтожает вирусы и микроорганизмы.
8. Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты входят в состав плазмы.
9. К кроветворным органам относятся сердце и легкие.
10. Постоянство внутренней среды – необходимое условие жизни.
Код для проверки работы:
1+3+4+5+7+10=30=3+0=3
2) решение математической задачи

Дыхательная

Выделительная
Питательная

Защитная

Регуляторная

Терморегулирующая
Гомеостатическая

Определите массу крови в собственном организме, если известно, что она составляет 1/13 массы тела.
Определите количество гемоглобина в вашей крови, если известно, что 100 г крови содержит в
среднем 16,7 г гемоглобина.
Развязок
Известно, что на кровь приходится 1/13 массы тела. У подростка (средняя масса – 50 кг) -3800 г крови.
Для нахождения количества гемоглобина составляем пропорцию:
100г крови-16,7 г гемоглобина
3800 г крови-Х
Х = 634,6 г
(учитель проверяет правильность решения)
ИУ.Объявления темы и цели урока
Сегодня на уроке мы узнаем об особенностях строения и функционирования
эритроцитов.
У. изучение нового материала ( информационная компетентность)
1) строение и функции эритроцитов.
Объяснение учителя: эритроциты - наиболее многочисленные клетки крови. В крови мужчин
в 1 мм3
содержится 5.4 млн эритроцитов, у женщин - 4,5 млн. Совокупность всех
эритроцитов крови человека - эритрон-составляет 25*1012

– 30 * 1012. размеры
эритроциты небольшие (диаметр 7-8 мкм) , они не способны к активному движению и пассивно
плывут, используя движение крови. Ядро теряют в процессе формирования в красном
костном мозге; созревают в селезенке и других депо крови, а затем попадают в
кровеносное русло и выполняют свои функции.
Продолжительность жизни эритроцитов 3-4 месяца (127 дней). Каждую секунду в печени и селезенке
разрушается 2,5 млн этих клеток и столько же образуется в костном мозге из стволовых
клеток-эритробластов.
В состав эритроцитов входит специфический пигмент крови — гемоглобин — особая
вещество, содержащее белковую часть — Глобин и небелковую — гем, в состав которого
входит ферум (Ре

2+), что обеспечивает красный цвет пигмента. В каждом эритроците 265

млн молекул гемоглобина.
Основная функция эритроцитов-транспорт газов. Гемоглобин выполняет дыхательную функцию.
Все организмы начиная с низших растений и заканчивая человеком, способны связывать Газы по
помощью органических соединений, имеющих атомы металлов. Только у растений-это соединения
А почти у всех животных-соединения феррума.В 100 см3

крови содержится 50 мг железа, а в
крови человека в целом - 30г . Гемоглобин обладает уникальной способностью образовывать неустойчивые
соединения с кислородом и углекислым газом: НЬ02 — оксигемоглобин; НЬСО2 -
карбгемоглобин. Гемоглобин способен связывать кислород в сосудах легких, транспортировать
его и высвобождать в тканях, сообщаясь с выделяемым углекислым газом
клетками. Более устойчивое соединение гемоглобин образует с угарным газом: НЬ + СО О НЬСО -
карбоксигемоглобин. Это очень опасно: если в воздухе 0,5% СО, то с ним соединяется
более 50% гемоглобина, а это равноценно потере 50% эритроцитов, поскольку они уже не

способны осуществлять транспорт кислорода к клеткам. Процесс образования карбоксигемоглобина
обратное, но требуется длительное пребывание на свежем воздухе. Отравление угарным газом
может закончиться и трагически, если пострадавшему своевременно не оказать помощь.Эритроциты
имеют уникальную форму — это клетки, похожие на двовгнуті диски.
- Почему такая необычная форма клетки?
(Ответ. Форма и состав эритроцитов соответствуют их основной функции-транспорту
газов. Именно такая форма обеспечивает наилучший контакт гемоглобина с газами, в эритроците

нет ни одной точки, удаленной от поверхности более чем на 0,85 мк. При шарообразной фор-
ми центр был бы удален от поверхности на 2,5 мк, а общая площадь поверхности — на 20%

меньшей. Вероятно, потеря ядра зрелыми эритроцитами эволюционно связана с
образованием клеток особой формы.)
Кроме химически связанного состояния, кислород и углекислый газ могут находиться в
растворенном состоянии в плазме и тканевой жидкости. Это имеет исключительно важную роль в процессе
поступление газов в ткани и кровь.
2)А теперь – внимание! Исторический факт!
Перенесемся в XVII век. Май 1692 года. Рекой Тиш, недалеко от города Дельфа,
плывет яхта с флагом русского царя Петра и на корме. Правитель государства Российского
плывет у Дельфы на встречу с голландским исследователем Антонием ван Левенгуком. Встреча
состоялась. Левенгук продемонстрировал микроскоп собственной конструкции и объяснил принцип
его действия. А потом рассказал о своих наблюдениях:
«Однажды во время своих опытов я случайно порезал палец стеклом. Тогда я решил
рассмотреть кровь под микроскопом. Вместо однородной красной жидкости я увидел большую
количество каких-то розовых образований, которые напоминали шарики. В центре они были
светлее, чем по краям. Оказывается, что кровь человека состоит вот из таких розовых
кулек. А из чего тогда состоит кровь лягушки? И кровь этих животных также содержала розовые
Тельца, но имели они не шарообразную, а овальную форму».
Левенгук уколол свой палец и продемонстрировал Петру И кровь под микроскопом.

Посмотрите
в микрокоп и вы увидите то, что увидел русский царь в XVII веке.
3). Выполнение лабораторной работы No3.(компетенция саморазвития и самообразования)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее