Урок окружающего мира в 4 классе (УМК «Гармония»)
по теме: «Россия в 17 веке. Начало правления династии Романовых».
Цели урока: - сформировать представление о России 17 века;
- познакомить с основными событиями данной эпохи.
Задачи: сформировать представление о Смутном времени на Руси (причины ослабления государства);начало правления династии Романовых, историческимипамятниками того времени, жизни крестьян (крепостное право);значение героизма народных масс в борьбе с иноземными захватчиками.
развивать устную речь учащихся, воображение, навык выразительного чтения.
воспитывать патриотические чувства к истории своей страны, чувство благодарности нашим предкам, отстоявшим её независимость.
УУД:
Личностные: патриотические чувства к своей Родине, интерес к её богатой событиями истории, понимание важности исторических знаний.
Познавательные: устанавливать связи между событиями, их причины и последствия; выбирать нужную информацию из текста.
Регулятивные: определять задачи урока, намечать план «открытия новых знаний, освоение новых учебных действий».
Коммуникативные:участвовать в коллективном обсуждении исторических событий.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Ход урока:
I Организационный момент – самоопределение к деятельности (настороение):
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу.
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи!
II Сообщение темы и целей урока
- Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, будут пословицы и поговорки, которые надо составить из их половинок – ТПО с.18 №34 (работа в паре)
«Сам погибай, а Родину защищай»
«Кто за Родину горой, тот истинный герой»
«Москва – всем городам мать»
«Хуже грозного царя только междуцарствие»
- Укажите и назовите фразы, в которых говорится о героях и защитниках Отечества.
- Посмотрите портреты на доске (Иван Сусанин, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский). Эти люди – герои своего времени, которые сыграли в судьбе нашего Отечества большую заметную роль, очень знаковую для истории России.
- В какое же время жили эти люди, и о каком историческом времени пойдёт речь на уроке?
- Посмотрите на слайд – прочитайте тему урока и 2 основных вопроса, которые будем рассматривать на уроке. (Россия в ХVII веке.Смутное время.
Начало правления династии Романовых.)
- Прежде чем мы будем работать по теме урока – вы поработаете с текстами учебника и текстом ТПО.
III Актуализация опорных знаний
- давайте вспомним, какая Русь была в XVI веке?
(1 группа)Итоги правления Ивана IV с.54-60 (отметить в тексте)
положительное:
присоединение новых земель
выход к морям
расширение границ государства
появление типографии (первые книги)
отрицательное:
жестокость царя (за что и прозвали Иван Грозный)
неудача в Ливонской войне (25 лет, закончилась поражением России)
экономика подорвана, страна разорена
неурожаи, голод, эпидемии, чума, набеги татар с юга
IV Работа по теме урока – работа по учебнику с. 54-57
1) (2 группа) Какие испытания пришлось пережить Российскому государству в Смутное время? (найти и отметить в тексте)
- прекратился царский род
- смена правителей
- неурожаи
- смерть от голода и болезней
- народные восстания
- Воспользовались смутой польский и шведский короли. Их войска вторглись в Россию. Над страной нависла смертельная опасность: устоит ли Российское государство?
2)(3 группа) Из кого состояло ополчение 1612 года? Кто его возглавил? с.54 (найти и зачитать из текста в учебнике)
Работа с текстом – в Москве, на Красной площади, стоит памятник народным героям – Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Такой же памятник поставлен в наше время и в Нижнем Новгороде.
- чтение дополнительного текста про Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского;
- чтение дополнительного текста про Ивана Сусанина, чей подвиг погубил отряд поляков в зимнем лесу, тем самым спас жизнь будущего царя);
- Какой государственный праздник связан с этими событиями?
(С 2005 года 4 ноября в нашей стране отмечается как государственный праздник - День национального единства – день освобождения Москвы многонациональным ополчением Минина и Пожарского от иностранных интервентов. Символизирует окончание Смутного времени. В результате в стране наступил гражданский мир). (информация на слайде)
3) (4 группа) Как развивалось государство после освобождения от польских и шведских захватчиков? с. 58-60 (отметить в тексте)
26 октября 1612 г. – освобождение Москвы
Январь 1613 г. – Земский собор – самый представительный Земский собор за всю историю России
21 февраля 1613 г. – избрание царем Михаила Федоровича Романова (1613 – 1645 гг.) – начало правления династии Романовых, окончание «Смутного времени»
V Итог урока – выберите начало одного высказывания и продолжите его:
- Я узнал…
- Мне понравилось…
- Мне было интересно….
- Мне было трудно….
VI Домашнее задание ТПО с.19-21 №1-6