«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок окружающего мира по теме: "Россия в 17 веке"

Урок окружающего мира предназначен для проведения в 4 классе по УМК Гармония

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок окружающего мира в 4 классе (УМК «Гармония»)

по теме: «Россия в 17 веке. Начало правления династии Романовых».


Цели урока: - сформировать представление о России 17 века;

- познакомить с основными событиями данной эпохи.


Задачи: сформировать представление о Смутном времени на Руси (причины ослабления государства);начало правления династии Романовых, историческимипамятниками того времени, жизни крестьян (крепостное право);значение героизма народных масс в борьбе с иноземными захватчиками.

развивать устную речь учащихся, воображение, навык выразительного чтения.

воспитывать патриотические чувства к истории своей страны, чувство благодарности нашим предкам, отстоявшим её независимость.


УУД:

Личностные: патриотические чувства к своей Родине, интерес к её богатой событиями истории, понимание важности исторических знаний.

Познавательные: устанавливать связи между событиями, их причины и последствия; выбирать нужную информацию из текста.

Регулятивные: определять задачи урока, намечать план «открытия новых знаний, освоение новых учебных действий».

Коммуникативные:участвовать в коллективном обсуждении исторических событий.


Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.


Ход урока:

I Организационный момент – самоопределение к деятельности (настороение):

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу.

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи!


II Сообщение темы и целей урока

- Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, будут пословицы и поговорки, которые надо составить из их половинок – ТПО с.18 №34 (работа в паре)


«Сам погибай, а Родину защищай»

«Кто за Родину горой, тот истинный герой»

«Москва – всем городам мать»

«Хуже грозного царя только междуцарствие»


- Укажите и назовите фразы, в которых говорится о героях и защитниках Отечества.

- Посмотрите портреты на доске (Иван Сусанин, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский). Эти люди – герои своего времени, которые сыграли в судьбе нашего Отечества большую заметную роль, очень знаковую для истории России.

- В какое же время жили эти люди, и о каком историческом времени пойдёт речь на уроке?

- Посмотрите на слайд – прочитайте тему урока и 2 основных вопроса, которые будем рассматривать на уроке. (Россия в ХVII веке.Смутное время.

Начало правления династии Романовых.)

- Прежде чем мы будем работать по теме урока – вы поработаете с текстами учебника и текстом ТПО.


III Актуализация опорных знаний


- давайте вспомним, какая Русь была в XVI веке?


(1 группа)Итоги правления Ивана IV с.54-60 (отметить в тексте)

положительное:

  • присоединение новых земель

  • выход к морям

  • расширение границ государства

  • появление типографии (первые книги)

отрицательное:

  • жестокость царя (за что и прозвали Иван Грозный)

  • неудача в Ливонской войне (25 лет, закончилась поражением России)

  • экономика подорвана, страна разорена

  • неурожаи, голод, эпидемии, чума, набеги татар с юга


IV Работа по теме урока – работа по учебнику с. 54-57


1) (2 группа) Какие испытания пришлось пережить Российскому государству в Смутное время? (найти и отметить в тексте)

- прекратился царский род

- смена правителей

- неурожаи

- смерть от голода и болезней

- народные восстания


- Воспользовались смутой польский и шведский короли. Их войска вторглись в Россию. Над страной нависла смертельная опасность: устоит ли Российское государство?


2)(3 группа) Из кого состояло ополчение 1612 года? Кто его возглавил? с.54 (найти и зачитать из текста в учебнике)

Работа с текстом – в Москве, на Красной площади, стоит памятник народным героям – Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Такой же памятник поставлен в наше время и в Нижнем Новгороде.

- чтение дополнительного текста про Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского;

- чтение дополнительного текста про Ивана Сусанина, чей подвиг погубил отряд поляков в зимнем лесу, тем самым спас жизнь будущего царя);


- Какой государственный праздник связан с этими событиями?

(С 2005 года 4 ноября в нашей стране отмечается как государственный праздник - День национального единства – день освобождения Москвы многонациональным ополчением Минина и Пожарского от иностранных интервентов. Символизирует окончание Смутного времени. В результате в стране наступил гражданский мир). (информация на слайде)


3) (4 группа) Как развивалось государство после освобождения от польских и шведских захватчиков? с. 58-60 (отметить в тексте)

26 октября 1612 г. – освобождение Москвы

Январь 1613 г. – Земский собор – самый представительный Земский собор за всю историю России

21 февраля 1613 г. – избрание царем Михаила Федоровича Романова (1613 – 1645 гг.) – начало правления династии Романовых, окончание «Смутного времени»



V Итог урока – выберите начало одного высказывания и продолжите его:

- Я узнал…

- Мне понравилось…

- Мне было интересно….

- Мне было трудно….


VI Домашнее задание ТПО с.19-21 №1-6


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее