«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок обучения грамоте "Звуки [ж], буква Ж."

Урок знакомства с новым согласным звуком [ж] и буквой Ж.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема  урока:  Звуки [ж], буква Ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука ж; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука ж; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают прочитанное и прослушанное произведение Г. Юдина «Поэты».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения;логические – словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждения об особенностях звука ж.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение учебной деятельности. Организационный момент.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим им показать,

Как умеем отвечать.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.



Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем.

Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?





2. Актуализация опорных знаний.

Игра «Доскажи словечко».

Какой бывает наша речь……(устная и письменная)

Наша речь состоит из ... (из предложений)

Придумайте предложение из 2 слов, 3 слов. Какое правило написания предложения мы знаем?

Что такое буква?

Что такое звук?

Звуки бывают… (согласные и гласные)

Согласные звуки бывают… (твердыми и мягкими, звонкими и глухими)

Гласные звуки бывают… (ударными и безударными)

Какой секрет есть у букв Я, Е.... (могут обозначать 2 звука)

Дайте характеристику букве Б, Ш

Имена, фамилии, клички, города… (все с заглавной буквы пишутся всегда)

- Ребята, вы знаете, что я люблю загадывать загадки. Вот и сейчас предлагаю послушать и отгадать загадку.



Я блестящая такая

И, конечно, легковая,

По дороге мчусь стрелой –

Не угнаться вам за мной!

У меня есть руль и шины,

Как зовут меня? Машина.

(слово записано на доске)

- составим схему слова МАШИНА.

Составьте схему этого слова.

Дайте полную характеристику звуку [Ш].

А какая орфограмма спряталась в слове МАШИНА…(ШИ пиши с буквой И).

3. Введение в тему урока.

Эта машина привезла нам на урок цветок. Это цветок не простой, он поможет нам попасть из холодного декабря в тёплое лето. Ребята почему цветок закрыт? (…)

А на нём загадка…

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын…. (жираф)

Составьте схему этого слова. У нас 2 варианта схем, а какая правильная?

4. Постановка учебной задачи

Как бы вы назвали тему нашего урок? (звуком [ж] и буквы Ж, ж)

А хотите узнать, почему он особенный. Это нам и предстоит сегодня узнать. 

5. Характеристика звука [ж].

Что нужно сделать, чтобы узнать какой звук? Нужно его произнести.

- Какой это звук? (согласный)

Почему? (когда произносим звук, воздух встречает преграду)

- А звонкий или глухой?

- Произнесите слова и послушайте, как произносится звук в словах.

(журнал, жёлудь, жевачка, жираф)

Как мы его слышим твердо или мягко? (Твердо)

- Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

- Я тоже не смогла придумать такие слова. 

- Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

- Звук [ж] только твёрдый.

- Значит какая схема будет правильной?

-Расскажите, что узнали про звук [ж]?

Физкультминутка

- Игра «Найди звук». Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте, если же звука не услышите, руки положите на парту. Будьте внимательны.

Жираф, учебник, желуди, чайник, жаба, желток, мороженое, цветы, лужайка, морж.

6. Знакомство с буквой

- Прятался, прятался звук [ж] в словах и спрятался в букве.

И стали ее называть ЖЭ.

-На кого она похожа? (на жука)

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук.

Откройте тетради и давайте напечатаем новую букву, но сначало посмотрим на экран.

Давайте отгадаем загадки и напечатаем слова и схемы в нашей тетрадке.

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский …(жук)



На зеленой ветке

В бежевой беретке

Всем твердит крепыш:

- я буду

Стройным и могучим дубом! (жёлуди)

7. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

-Рассказал звук [ж] такую историю.

-В стране Жужжандия жил – был звук ж. Жужжал он, жужжал, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Давайте ему поможем и познакомим его с гласными звуками.

жа жо жу же  жи

- В чём особенность звука [ж]? как он произносится?

- Получилось ли у букв еи смягчить предшествующий согласный? (не получилось)

Найдите букву Ж в каждом элементе м раскрасьте её жёлтым цветом. Кто у вас получился? (жираф)

Прочитаем слова (окройте учебники на стр. 25)

Друг, дружок, могу, может, жук, Жучка, телега, тележка

Вопросы по прочитанным словам:

- Когда говорят «друг, телега», а когда «дружок, тележка»?

- О ком так говорят «могу» и «может»?

- Почему слово «Жучка» записано с большой буквы? (имя собственное)

Проверим ваши знания.

Поиграем в игру «Большая -маленькая». 
ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны. Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв. 

Работа с текстом (учебник, стр. 25)

- Посмотрим на рисунок внизу страницы.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

Прочитаем текст по цепочке, будьте внимательны.

Дети читают текст по цепочке.

Проверка первичного восприятия.

- О ком этот рассказ?

- Как озаглавили бы текст?

Ученики читают текст про себя,

Вопросы учащихся к тексту.

Игра «Учитель-ученик»

- В какую игру играют дети?

- Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей?

- О чем предупредили ребята Женю?

- Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья?

- Продолжим и мы дружно работать на уроке и помогать своим друзьям.

Выборочное чтение.

- Прочитайте слова с звуком [ж].

Закрепление.

Обведите слова на букву Ж.

Собери пазлы. Что у вас получилось? А как вы думаете почему эти картинки привязла волшебная машина к нам сегодня на уроке?

Развитие связной речи.

Давайте составим рассказ по картинкам.

А теперь посмотрим мультфильм по нашему рассказу.

13. Итог урока.

- Мы дружно сегодня работали на уроке?

Вспомните тему нашего урока.

- Дайте характеристику букве Ж

- Назовите слова с звуком [ж]. 

Ребёта посмотрите а наш цветочек раскрылся. Почему?

14. Рефлексия

- Молодцы, вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались. А вам понравилось как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?



Спасибо, вам, ребята, за работу. А гостям спасибо за терпение и внимание.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее