«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок обучения грамоте "Буквы Й й, звук[й].

Урок обучения грамоте по теме"Буквы Йй, звук [й] по программе Перспективная начальная школа.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема: “ Буквы Йй, звук [й,] , ”.

Цель урока: формирование ценностного отношения обучающихся по определению звука [й] в словах, буквам Й, й.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • учить акцентированному произнесению звука [й] на основе одноуровневых моделей слов;

  • перекодированию звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;

  • чтению слов по слогам и орфоэпически;

2. Развивающие: развивать речь, фонематический слух, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие, стремление помогать родителям.

Планируемые результаты.

Предметные: знать, различать и определять звук [й] в словах, буквы Й, й; акцентировано произносить звуки, уметь читать слоги, слова с данной буквой, различать звуки и буквы.

Метапредметные: формирование приёмов работы с учебником (извлечение необходимой информации, работа со звукобуквенными моделями, иллюстрациями, схемами). Формирование таких общедеятельностных приемов, таких как сравнение, обобщение, анализ, наблюдение, умение делать выводы.

Личностные: принятие учебной задачи, формирование ценностного отношения к труду, к красоте окружающей природы.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Начинаем урок обучения грамоте. -Прочитайте пословицу.

На слайде: Грамоте учиться – всегда пригодится.

                                                                             Пословица.

-А для чего человеку нужно быть грамотным?

- Действительно, грамотным быть очень важно. Самуил Яковлевич Маршак писал: « Не попить без грамоты, не поесть , на воротах номера не прочесть.»


2. Постановка учебной проблемы, определение темы и целей урока.

1) Повторение.

- Расскажите, о чем вы узнали на прошлом уроке.

— С какими звуками знакомились вчера ? [р] [р´]

— Какой буквой обозначаем? («эр»)

—Какие звуки обозначает буква «эр»? Покажите звуковые модели этих звуков. (два согласных звука: твёрдый звонкий [p] и мягкий звонкий [р´] )

-Приведите примеры слов с каждым звуком.

- Узнаем тему этого урока.

-Отгадайте загадки, отвечайте хором:

«В теплый край я не летаю,
Я под крышей обитаю.
Рядом кошка? Не робей!»
— Так чирикал … (Воробей)

Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый …..(Соловей)».

-Произнесите чистоговорку:

Пой, пой, соловей, пой, пой, веселей!

- Какой звук услышали в конце этих слов?

- Предположите, какая будет тема урока. (Буква Й или звук,].)

- Проверим предположение. Откройте учебник на странице 35. Рассмотрите страницу 35, исследуйте её.

- Что заметили интересного? (одна звуковая модель)

- Какие вопросы у вас появились? (Если вопросов не возникло, продолжаем работу, и вопросы появятся в ходе работы.)

- Назовите тему урока. (Буква Й и ее звук,].)

- Определите цели урока. (Познакомиться с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, учиться определять звук в словах. Читать слоги, слова, с данной буквой.)

3.Решение учебной задачи.

-Какой звук обозначает модель в левом верхнем углу учебника? (согласный звонкий мягкий).

-Проверим, обозначает ли эта модель звук [й,]

Цель: выделение из слова звукобуквенной модели звука, характеристика звука.

-Отгадайте загадку. (на экране) Читает ученик.

Загадка:

Есть на свете сладкий дом
Мёдом пахнет в доме том,
А жильцы жужжат от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте что за дом? (Улей)

- А что такое улей?

 (Улей – специальное приспособление для жилья пчел.)

- Произнесём слово. Сколько звуков в слове ? (4)

-Произнесём последний звук. Какой это звук?,]

-Произнесите несколько раз звук [й]. Определите, как проходит воздух через горлышко при произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.

Вывод: ( При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит он согласный. В ушах есть звон. Значит он звонкий звук [й] -произносится мягко, значит он мягкий.)

-Охарактеризуйте коротко звук [й].  (Согласный, мягкий, звонкий.) Покажите звуковую модель этого звука.

- Придумайте предложение со словом улей.(В улье живут пчелы.)

- Как назовём семью пчел, образующих группу?

- Произнесём слово. (Рой.)

- Сколько звуков в этом слове? (3)

- Сравните последние звуки в словах «улей» и «рой». Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, мягкий.)

- Бывает ли он твёрдым? (Нет.)

- Узнали что звук ,] обозначается моделью согласного звонкого мягкого звука? (да). Значит мы достигли одной из целей урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Встаньте и выполните команды:

«Наклоняйся!   Подтягивайся!   Приседай! Покачай головой! Поворачивайся! Поморгай!   Улыбайся! Присаживайся!»

-Какой звук есть в каждой команде? [й,]. Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий.)

4.Знакомство с буквой.

Цель: познакомить с буквой, определить её место в алфавите.

- Узнаем, какой буквой обозначается звук ,]?

- Откройте АЛФАВИТ (стр. 127), найдите букву Й, покажите её соседу.

- Какая по счету буква Й? (11)

(на экране показывает ученик, называет и показывает буквы соседи.)

- Звук согласный, звонкий, мягкий [й] обозначается буквой Й или И-кратким.

- Где находится буква? (После буквы И, между И и К.)

- Сравните буквы и н й. Что можете сказать? ( они имеют одинаковые элементы).

- Составьте букву Й из своих элементов. Работайте в паре.

(один человек у доски).

-Сравните свою работу с образцом на доске, у кого так покажите знаком.

Чтение стихотворения с экрана:

И – надела поясок, 
Н – надела поясок
Буква Н надела ровно
Буква И наискосок
Ты ей шляпу подари
Станет краткой буква Й!

- Какую работы выполняет эта буква? (Обозначает мягкий звук.).

-Выяснили как называется буква, которая обозначает звук ,]. А для чего мы познакомились с буквой Й? ( чтобы уметь писать и читать слова с этой буквой).

5. Включение в систему знаний, закрепление.

- Где может находиться в слове буква и звук [й]? . Назовите слова с буквой Й.

-Послушайте слова .

Игра «Узнайте звук»

– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й'] в словах, если нет – вращаем телом и руками:

«Лиса, лайка, игрок, майка, йогурт, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, воробей,машина, змей, май, чай».

-Вот мы и поприветствовали звук новой буквы.

-А слов, которые начинаются с буквы Й в русском языке мало, кто знает?

- Послушайте стихотворение и запомните эти слова.

Слов на “Й” совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
“Й” в конце обычно пишем:
Или в середине слышим.

-Какие слова запомнили?

Индивидуальная работа (на карточке текст) - 3 человека читают по абзацам

Откуда взялся йод.

Заяц больше всего в жизни боялся волка, мышь - кота, а некоторые поцарапанные дети... йода. Когда они его видят, то начинают кричать и прячутся под кровать. Но если бы не йод, царапины долго бы не заживали. Йод нужен не только для того, чтобы лечить царапины.

Если в воздухе, воде или еде совсем нет йода, то люди начинают болеть. Больше всего йода в морской воде и морском воздухе. Это потому, что в море растут водоросли, в которых очень много йода. Из этих-то водорослей и делают на фабрике йод.

На большой глубине в соленой воде трудолюбиво копят водоросли йод, не зная, что некоторые дети считают его своим злейшим врагом.

- Что интересного узнали о йоде?

-Чем полезен морской воздух? ( В нем много йода).

-Откройте снова страницу 35 учебника.

-Почему изображены две буквы, разные по размеру?

- В каких случаям нам пригодится заглавная буква Й? (В начале предложения)

-Прочитаем слова с буквой Й.

Чтение слов с буквой Й.

Цель: провести звуковой анализ слов на основе моделей слов ; познакомить с многозначностью слова МОЙ.

- Чем поливают цветы на картинке стр.35? (лейкой)

- Для чего мы выращиваем цветы, ухаживаем за ними? (Дети дают объяснения, для отдыха, красоты. Любуемся цветами. Необходимо беречь полевые цветы.)

- Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].

На доске: [л´] [э´] [й´] □ [а]

- Где стоит этот звук? (в середине слова)

-Сколько звуков отметили в схеме? (5)

- Сколько понадобится букв для написания? (5)

- Делим на слоги и ставим ударение. На какой слог падает ударение?

- Рассмотрите иллюстрацию в нижней левой части страницы.

-Что делает девочка? (Девочка помогает маме. После обеда она моет посуду.)

- Как вы помогаете родителям? Что вы делаете по дому? (Дети рассказывают о том, какую помощь они оказывают родителям по дому.)

- После того как покушаете, надо убирать за собой. Свои игрушки, вещи держите в порядке, не разбрасывайте по комнате. Школьную форму вешайте аккуратно на стул или в шкаф, чтобы маме не пришлось дважды гладить.

- Причитаем в один приём слово. (Мой) - В каких случаях мы употребляем слово МОЙ. (В слове приказ или совет: мой посуду. Определяем принадлежность предмета хозяину.)

- Придумайте мредложение со словом «Мой».

- Сколько в слове слогов? (1)

- Как определили? (по гласным)

-А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)

-Произнесём звуковую форму слова.

[м] [о] [й´] □ [а]

- Дадим характеристику звуку [й´] — согл., мягкий, звонкий.

- Обозначаем буквой «Й».

-Как определить сколько слогов в слове?

- Прочитайте еще раз слова в схемах: шепотом, громко, медленно.

- Где стоит звук [й'] в этих словах? (в середине и в конце).

- У нас в классе есть мальчик, в его имени есть тоже звук й в конце. Как его имя? (Тимофей)

-Как называется буква, обозначающая последний звук в этом имени?

6.Итог урока

- Какую тему мы сегодня обсуждали?

- С какими целями справились. Познакомились с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, научились определять звук в словах.

- Расскажите о себе, если бы вы были буквой й.(Буква й, обозначает согласный, звонкий, мягкий звук.)

-Ребята, какой был сегодня урок? (интересный, добрый, познавательный)

-Урок сегодня был удачный, 
Не прошёл для вас он зря. 
Вы все очень постарались. 
Вам понравилось, друзья? 
(Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове).

7.Рефлексия

-У вас на партах есть «цветные» ладошки, с помощью которых вы можете оценить свою работу на уроке.

Поднимите и покажите.

Красная ладошка - всё сделали, не было затруднений.

Желтая ладошка - справились, но были затруднения.

Синяя ладошка - было очень трудно. 

Урок закончен.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее