Тема Урока: Милосердие.
Цель: осмысление великого дара любви через рассмотрение добрых деяний.
Задачи:1.
1. Определить и понять глубинный смысл социокультурных категорий «милосердие», «сострадание», «равнодушие».
2.Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности до наших времен, работать над развитием навыков проявления милосердия и сострадания.
3. Формирование духовно-нравственных ценностей: потребности в доброжелательном отношении к окружающим; привить школьникам нравственные понятия милосердие, доброты души, искренности, человеколюбия в словах и делах.
Тип урока- изучение и первичное закрепление нового материала.
Оборудование: учебник «Истоки», карточки с заданиями для каждой группы, для ответов на вопросы - солнце, мультимедийный проектор,
Ход урока
Слайд 1.
Настрой на работу.
Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в мир истоков. Я думаю, что наша совместная работа приведёт к успеху. Я желаю вам на уроке научиться раскрывать свои маленькие сердца для добрых дел. Хорошего настроения, приятного общения.
И для начала урока давайте подарим друг другу улыбку. Садимся.
Закройте глаза и представьте себе, что перед вами улица, полна людей. Их так много и вы среди них. Одни из них спешат куда-то ,другие идут не торопясь .А тут….
Слайд2
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Пел слепой заученное с детства,
Руку на котомку положив.
И невольно западала в сердце
То ли песня, то ли боль души.
Облаками покрывая небо,
Ветер над деревьями кружил.
Пел слепой, прося немного хлеба,
Хлеб иной прохожим предложив …
( Иеромонах Роман.)
Какие чувства вы испытываете, видя таких людей?
А что чувствует слепой, когда люди равнодушно проходят мимо?
- А что такое иной хлеб?
- А как понять духовный хлеб?
- Обосновывают свои чувства и чувства слепого.
Приводят свои примеры духовного хлеба
(Познавательные:
логические:
выбор обоснований и критериев для сравнения
3.Постановка учебной задачи. Ресурсный круг «Наживать добро или творить добро»)
Слайд 3
Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал?»
Слайд 4
- О чем будет тема сегодняшнего урока?
-О милосердии
Слайд 5
Милосердие.
Как образовано слова?
- Что вы представили, почувствовали, услышали в нем?
4.создание проблемной ситуации.
Слайд 6
Подчеркните те слова, которые относятся к милосердию - Парная работа. Карточка №1
Сострадание, равнодушие, ложь, бессердечие, жадность, благотворительность, чуткость, отзывчивость добродушие, милостыня, ,ненависть, нежность
Что получилось, Проверим.
Попытаемся объяснить: Что такое милосердие?
Вывод.
Слайд 7-9
Милосердие отличительная черта русского человека.
Упавшему помоги встать, Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь. Ибо всякое доброе дело есть милосердие.
5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
Итак, любое доброе дело, потребность помогать другим и есть МИЛОСЕРДИЕ
Слайд 10
Истоки милосердий начало берут с церквей. Сначала приюты и богодельни были только при церквях. Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст.
«Мы всей природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего»
И есть икона милосердии. Она называется Икона Божией матери «Милостивая»
Давай посмотрим видеофильм об этой иконе.
Слайд11
Просмотр видеофильма об «Иконе Божией Матери «Милостивой»
Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.
Как рождается милосердия? Ответ ищите на странице 79.
Слайд12
6. Работа с учебником
Милосердие обязательно проявляется в делах, т.к. во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные.
Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни. Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями.
Откройте учебник на стр 80. Прочитайте главу «Это поучительно»
Почему земляки до сих пор помнят имя купца Токарева?
(дал денег на строительство ремесленной школы)
муз. пауза «Дорогою добра»
7 Проверка домашнего задания Ваше домашнее задание к сегодняшнему уроку было изучить благотворительную деятельность династии Демидовых.
Как вы понимаете слово династия?
Слайд 13
Чем занимались и какую промышленность они развивали в России?
Кто был основоположником рода Демидовых?
Кого из рода Демидовых ещё знаете и запомнили?
Слайд14
Сколько лет род Демидовых занимался благотворительной деятельностью?
Чему отдавали предпочтение Демидовы в благотворительной деятельности? (русской науке и просвещению)
Далеко за пределами России известны имена русских благотворителей –Демидовы. Это были грамотные люди, которые много делали для развития России, образования и науки. Все поколения Демидовых любя науки и почитая просвещение, считали это основой благополучия любого государства и, прежде всего, пеклись о крепости и жизненности этой основы в своем Отечестве, России.
Во имя этого, воистину совершали подвиги благотворительности, подвиги, вызывавшие восхищение не только в России, но и в Европе, подвиги, богатые бесконечными последствиями для современников и далеких будущих поколений русских. Династия Демидовых занималась благотворительной деятельностью на протяжении 300 лет!
А как мы можем участвовать в делах милосердии.
. Милосердие включает в себя и благотворительность.
Слайд 15
Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги, а по зову души.
В России орден сестер милосердия организовала Елизавета Федоровна Романовна.
Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.
В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи (в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.
Слайд 16
Движение «Сестра милосердия» получил отклик и в мирное время. Сестры милосердии ухаживают за больными и престарелыми.
Слайд17-18
-А как мы можем участвовать в делах милосердия?
Вывод. Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро!
Слайд 20
8.Работа в группах. 2 задание.
Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).
Задание - прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет?
Два путешественника. (Ушинский К.Д.)Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих!» Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери. Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом.
Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью?
Вывод. Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!
Слайд 21
Карточка №3 Задание. Определи, в чем больше всего нуждается каждый из следующих людей.
Обиженный | Хлеб |
Нищий | Прощение |
Провинившийся | Приют |
Больной | Доброе сердце |
Сирота | Целебный сок |
Благотворитель | Утешение |
Слайд 22 Проверка
Молодцы, вы хорошо справились с предложенным заданием. Чтобы утвердить сказанное, давайте нарисуем руку помощи, пусть это будет символом нашего урока, и протянем тому, кто в этом нуждается.
10. Рефлексия. Итак, что значит быть милосердным? Отвечая на этот вопрос давайте составим правила милосердия.
Слайд 23
Составление правила милосердия.
Слайд24
Вывод.
Слайд 25
Домашнее задание.
И заканчивая сегодня наш урок я хочу протянуть руку помощи вам всем.
Один мудрец спросил у народа «Скажите, пожалуйста, а какого цвета милосердие?»
Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо.
Раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие. И когда вы захотите сделать плохой поступок, за который вам будет потом стыдно посмотрите на этот символ и подумайте – «А стоит ли?»
Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие –это бесценный дар.
Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро!
Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ!
.Ресурсный круг
Что можно посоветовать младшим, воспитывая в них милосердие.
Познавательные: логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- подведение под понятие, выведение следствии
общеучебные:
- постановка и решение проблемы;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
(знаково - символические)
- создавать и преобразовывать модели.
Регулятивные:
- планировать, определять последовательность действий;
Коммуникативные:
- умение работать в группе;
- учитывать разные мнения;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
5. Первичное закрепление. Активное занятие. Работа в группа
6. Закрепление
7. Рассматривание репродукции иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой» в учебном пособии «Истоки» 3 класс.
8. Самостоятельная работа
9.Практическая работа.
10. Включение в систему знаний и повторение.
Совместное исполнение песни «Дорогою добра»
1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.
Здоровье
Хлеб больной
Утешение сирота
Приют обиженный
Покаяние нищий
Прощение провинившийся
Целебный сок
2.Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов
Выслушать – закричать
Поделиться – отобрать
Позавидовать – порадоваться
Поссориться – уступить
Обидеться – простить
Протянуть ладонь – показать кулак
Утешить - промолчать
3.Расставьте в логическую последовательность следующие ступени духовного возрастания: добрые мысли, доброе имя, добрые слова, добрые дела, добрая память.
4. Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке:
Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый.
Через какие акции можно оказывать благотворительность?
Занимались ли вы сами когда – нибудь благотворительностью?
А ваши родители занимались благотворительностью?
Людей, занимающихся благотворительностью, называют меценаты.
Кто знает меценатов нашей школы? Их портреты на Доске Почёта на первом этаже. Какие добрые дела они делают для нашей школы?
Зачем нужны сострадательные люди?
Закон о благотворительности принят август 1995 год. «Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»
День благотворительности 22 августа. День милосердия и благотворительности (в России). Еще один церковно-общественный праздник в нашей стране. Отмечается с 2004 г. Учрежден в честь 400-летия обретения мощей преподобной Иулиании Лазаревской жившей в XVII веке в г. Муроме, прославившейся редкостным даром творить добро окружавшим ее страдальцам.
По преданию, икона Божьей Матери «Милостивая-Кикская» была написана святым апостолом Лукой. Вместе с двумя другими написанными им образами он отослал ее в Египет. Оттуда образ был переправлен в Царьград (Константинополь), чтобы сохранить святыню от гонителей христианской веры.
Несмотря на многочисленные нападения на корабль, образ достиг берегов Константинополя и хранился там в царских чертогах вплоть до 12 века, после чего был торжественно перевезен на остров Кипр.
Как только корабль с чудотворным образом пристал к берегам Кипра, не только верующие люди, но и деревья, цветы приклонили свои «головы» перед Владычицей. Для нее был воздвигнут храм, что и положило начало жизни мужского Кикского монастыря.
До сих пор к помощи этой иконы прибегают люди, исцеляются от бесплодия, женских болезней, по молитвам к Кикскому образу на землю нисходит дождь в засушливую погоду.
Лики Богоматери и Богомладенца на иконе «Милостивая-Кикская» по установленному в древности обычаю закрыты от взора людей плотным покровом, который никогда не снимается. Даже когда монахи меняют покров по ветхости, они выносят образ из храма, поднимая и обращая его к небу. По сохранившемуся на Кипре преданию, тот, кто осмелится приоткрыть пелену, — может ослепнуть.
Каждый из вас может сейчас совершить небольшой благотворительный поступок. Если вы наберёте на своём сотовом телефоне короткий номер 5541 и отправите на этот номер СМС со словом «Добро», то с вашего сотового телефона будет снято 70 рублей на помощь больным людям. Сумма не очень большая, но когда её посылают много людей, она становится значительной. И, конечно, все деньги, поступившие в этот фонд идут на благотворительные цели.
Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела?
Способен ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен?
Размышляешь ли прежде – благо ли это?
Легко ли быть добрым человеком?
Что полезного для себя сегодня поняли?
Найдите слова взаимной благодарности за совместный труд на уроке.
На память о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего!» Разберитесь вместе с родителями какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово - оскудеет? Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её во время.
Реквизиты (написаны на ладони) для перечисления денежных средств в помощь больным детям.
Мой добрый товарищ, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Но, только прошу: не жалуйся
Пожалуйста, мне больше.
Не ожидай благодарности
За сделанное тобою,
За те неожиданные радости,
Подаренные добротою.
Читают и соединяют пары
Выполняют соответствующие задания, проверяем и доказываем
Добрые мысли, добрые слова, добрые дела, доброе имя, добрая память.
Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, благотворительная распродажа, акция «Помоги собраться в школу», сбор вещей погорельцам.
Благотворительный концерт для детей – инвалидов, участие в благотворительной ярмарке, сбор вещей для погорельцев
Рассматривают репродукцию иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой»
Милость (по Ожегову) — доброе, человеколюбивое отношение
-А знаете ли вы, что есть « Икона Божией Матери « Милостивая»
5.Работа в парах
Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?
(сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм). Поясните свой выбор.
(Перевести деньги на счет для лечения тяжелобольных детей, собрать игрушки для детей Детского дома, подать милостыню нищему, купить газету благотворительного фонда, приобрести билет на благотворительный концерт и т.д.)
7.Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).
Задание - прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет?
Заметка из газеты.
Одна женщина - замечательная вышивальщица прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из этого же детского дома с просьбой послать такие же майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась, вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Ребята были счастливы.
Как можно охарактеризовать поступок женщины?
Орёл. (Л. Н. Толстой)
Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел птенцов.
Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл опустился на край гнезда, а орлята подняли свои головы и запищали жалобно, прося корма.
Как поступили люди по отношению к орлу и его птенцам?
Я притащил домой котят, а папа с мамой говорят:
«Нельзя! Неси-ка их назад, здесь не кошачий зоосад!»
Гляжу на крошечных котят: они, наверно, есть хотят!
Они ползут ко мне, скользя, они не знают, что нельзя…
И папа с мамой на котят, присев на корточки, глядят.
Вздыхают разом: «Вот беда… Ну, если так, тогда, тогда…
Пускай живут у нас пока. Налей-ка в блюдце молока!»
Почему родители решили оставить котят?
Отец привёз из города 4 персика и отдал их своим сыновьям. Два сына съели свои персики, один - продал, чтобы позже в городе купить целую дюжину, а Эдмунд отнёс свой персик сыну соседа, маленькому Георгу, который лежал в лихорадке. Эдмунд положил персик на постель больного и убежал.
Вечером отец поинтересовался, как распорядились мальчики подарком.
Чей поступок был признан лучшим и почему?
Это было более 100 лет тому назад. Шла война. После боя было много раненных. Одним перевязывали раны, других оперировали, а третьих старались не беспокоить - это были смертельно раненные. Почти все были без сознания.
И вдруг послышался слабый голос: «Где я? Все ушли… Все бросили…» - это на короткое время пришёл в сознание один умирающий. К нему бросилась девушка в белой косынке с красным крестом - сестра милосердия.
«Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт - не дождётся.
Слушая эти сердечные слова утешения, солдат снова впал в забытье. Дыхание становилось всё слабее… Вскоре он умер с со спокойным лицом и улыбкой на губах.
Помогла ли сестра милосердия умирающему?
Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек или животное действительно в этом нуждается.
Один мудрец спросил у народа «Скажите пожалуйста а какого цвета милосердие?»
Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо.
дей, ведь их никто не любит, и мир кажется им чужим, враждебным и холодным. Они как больные люди, которым необходимо лечение.
- А чем их можно вылечить? И возможно ли это? (Добротой, сердечностью, душевностью, вниманием, чуткостью и любовью)
Это было более 100 лет тому назад. Шла война. После боя было много раненных. Одним перевязывали раны, других оперировали, а третьих старались не беспокоить - это были смертельно раненные. Почти все были без сознания.
И вдруг послышался слабый голос: «Где я? Все ушли… Все бросили…» - это на короткое время пришёл в сознание один умирающий. К нему бросилась девушка в белой косынке с красным крестом - сестра милосердия.
«Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт - не дождётся.
Слушая эти сердечные слова утешения, солдат снова впал в забытье. Дыхание становилось всё слабее… Вскоре он умер с со спокойным лицом и улыбкой на губах.
18