Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе
Педагог: Никитина Людмила Петровна, педагог начальных классов МБОУ «Марковская СОШ», Чайковского района, Пермского края
Тема урока: Добро и зло
Цель: систематизация знаний о добре и зле.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Личностные УУД: развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе;
Познавательные УУД: формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
Коммуникативные УУД: строить диалог, учитывать позицию собеседника (соседа по парте), других обучающихся, сотрудничать со взрослыми и сверстниками; повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Регулятивные УУД: принимать и учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль и самоконтроль, развитие внимания.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Продуктивное чтение.
- Ситуативное обучение.
- Здоровьесберегающие
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями.
Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.
Основные этапы урока (Время) | Содержание урока | Формирование УУД | ||||||||
1. Самоопределение к деятельности | В жизни по-разному можно жить – -Добрый день, ребята! Посмотрите, все ли у вас есть для урока. Выйдите, пожалуйста, к доске. Улыбнитесь друг другу, образуйте круг. Прикоснитесь ладонями к товарищу, передайте ему свое хорошее настроение, почувствуйте его тепло. -Что символизирует наш круг? (солнце) -Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. | Личностные УУД мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | ||||||||
2. Актуализация знаний | - Прочитайте высказывания. Подумайте, о чём сегодня на уроке мы будем говорить. (Слайд 2) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зла. В.О.Ключевский Добро и зло - это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить. П. Буаст Добро и зло - названия обозначающие наши склонности или наши антипатии. Т. Гоббс | Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ. | ||||||||
3. Постановка проблемы | -Послушайте сказку . Жили-были старик со старухой. А вместе с ними пёс и кот. Пёс и кот были преданными друзьями старика. Старик подобрал их голодных и больных на улице, выходил и вылечил. Они всегда сопровождали старика, куда бы он не шёл. Старуха не жаловала ни пса, ни кота. Она ругала их и обзывала «бездельниками и дармоедами». Особенно доставалось коту после того, как в доме поселилась мышка, которая прогрызала сыр или дыру в мешочке с зерном. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней и не хотел причинять ей вреда, да и ела мышка, совсем мало, не принося большого урона хозяйству старухи. Всё это не нравилось старухе, и она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!». В такие минуты не только кот, пёс и мышка прятались куда-нибудь подальше, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Жили они так долгое время, пока не произошла история, резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так. Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак, и сняв сыр с полки, она увидела, что тот с краешка погрызен мышкой. Старуха с криком и угрозами в адрес кота, пса, мыши и деда помчалась во двор и совсем забыла про накрытый досками во дворе старый заброшенный колодец. От старости доски на колодце прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Самостоятельно выбраться из колодца старуха не могла, колодец был ещё достаточно глубок. На помощь старухе бросились дед, пёс и кот. Дед лёг на землю, дотянулся до рук старухи, но вытащить её не хватало сил… - Как вы думаете, чем закончилась сказка? - Напишите ( работа в группах) - Зачитайте свои ответы. - Сравните своё продолжение с текстом. Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. Вчетвером они вытащили старуху из колодца. «Вот видишь, старуха, и пригодились тебе пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце». После этого случая старуха поставила в доме на пол три миски. И теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую - наливала молока для кота, а в третью – немного сыра для мышки и для каждого у неё находилось ласковое слово и ворчливая старуха благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой. - Объясните, как вы понимаете эти строки? Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее. в) Посмотри на картинки слайда и выбери добрые дела, свой ответ аргументируй. - Как вы понимаете, что такое добро и что такое зло? - Разделите слова в два столбика (Слайд 3)
- По какому признаку разделили слова? - В каждом человеке уживаются и хорошее, и плохое. | Коммуникативные УУД : строить диалог, выслушивать других. | ||||||||
4. Проектирование и фиксация нового знания. Работа с учебником. | Работа с Толковым словарём. (Слайд 4, 5) С.И.Ожегов: “Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”. С.И.Ожегов: “Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”. - Прочитайте текст. - Найдите определение, что такое добро и что такое зло. Как вы поняли, какие поступки можно назвать по-настоящему добрыми. - Вспомните изречение Буаста о добре и зле. Как вы понимаете его слова? Притча про волков. (Слайд 6) Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.” - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? - Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте? – Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? (Слайд 7) КАМЕШКИ Учила меня бабушка: Всегда стараясь следовать Но все же не озлобился, Уже и сам я дедушка, | Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге | ||||||||
5. Первичное закрепление. Работа в группах. | - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. 1.Объединитесь в группы, найдите продолжение пословицы, обсудите, в чем заключается смысл этих пословиц, затем всем расскажите ваше общее мнение.
(Слайд 8) 2.Составьте синквейн. Правила составления синквейна лежат перед вами 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме) | Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге | ||||||||
6. Рефлексия – самооценка, подведение итога | - Ребята, как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? - А можно ли стать добрым на время? - Что вы хотели бы пожелать друг другу? - Я желаю, чтобы вы всегда несли по жизни только добро и счастье окружающим. «Сбор сокровищ» В ларчик- шкатулку необходимо положить стеклянный прозрачный шарик со словами доброго дела, которое сделал каждый ученик. Ларчик наполнился и мы его закрываем. Это наше сокровище. Давайте будем его беречь. Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней.
(Слайд 9) Клип “Дорогою добра” | Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль |
Список литературы.
Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011. – 63 с.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.
Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М. Просвещение, 1990.
Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.
http://www.stihi.ru/2008/07/15/546 стихотворение “Камешки”.
Использованы ресурсы сети Интернет.