«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "К.Г.Паустовский "Кот- ворюга"

Урок литературного чтения в 4классе

Тема: К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»

Цель:

-познакомить с произведением К.Г.Паустовского, учить рассуждать, анализировать произведение, внимательно относиться к художественному слову; воспитание бережного отношения к живой природе.

- развитие навыков беглого осознанного чтения; выделить главную тему урока; развитие речи учащихсяяяяяя, умение фантазировать, составлять словесные портреты героев произведения.

- привитие любви к животным, умение их защищать.

Задачи: -понять главную мысль произведения, раскрыть смысл девиза

урока «Доброта и милосердие-великие вещи»

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, рассуждения,

описания.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок литературного чтения в 4классе

Тема: К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»

Цель:

-познакомить с произведением К.Г.Паустовского, учить рассуждать, анализировать произведение, внимательно относиться к художественному слову; воспитание бережного отношения к живой природе.

- развитие навыков беглого осознанного чтения; выделить главную тему урока; развитие речи учащихсяяяяяя, умение фантазировать, составлять словесные портреты героев произведения.

- привитие любви к животным, умение их защищать.

Задачи: -понять главную мысль произведения, раскрыть смысл девиза

урока «Доброта и милосердие-великие вещи»

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, рассуждения,

описания.

Оборудование: портрет К.Г.Паустовского, словарные слова: «отчаяние, кукан, Прорва, лаз», картина с изображением кота-ворюги и благородного кота - хозяина и сторожа, цветные иллюстрации с изображением кошек, грамзапись песни «Кошка беспородная» (для музыкальной физминутки)

Ход урока

1.Оргмомент урока

Эмоциональный настрой

-Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, пожелаем друг другу удачи!

2. Вступительная часть урока:

-Ребята, сегодня мы познакомимся с творчеством К.Г.Паустовского, с произведением «Кот-ворюга». Дадим характеристику действиям и поступкам

героев. Научимся любить домашних животных, оберегать их.

  1. Основная часть урока:

Константин Георгиевич Паустовский –это русский, советский писатель.

Работал водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом.

Страсть Паустовского к путешествиям привела к созданию книг. Многие его произведения переведены на немецкий, французский, английский языки.

-Можно ли из заголовка узнать, кто герой его рассказа?

(Конечно, это кот!)

«Кот-ворюга» не просто рассказ о приключениях кота, а история обретения дружбы, взаимопонимания, доброты.

Все животные, как и человек, чувствуют боль, страх, радость в жизни. Не только доброе слово необходимо им, прежде всего добрые действия по отношению к бродячим животным. Накормить голодную собаку, кошку.

Паустовский призывает нас с вами быть добрыми, любознательными, чуткими по отношению к животным и окружающей нас природе.

-Давайте прочитаем на доске девиз нашего урока:

(Эхо чтения) Доброта и милосердие-великие вещи

-Как вы понимаете эти слова?

(Ответы детей)

-Ребята, а у вас дома есть кот или кошка?

Расскажите о них (Дети рассказывают)

-Молодцы! Значит вы любите своих питомцев, ухаживаете за ними, не даете никому в обиду.

Я тоже очень люблю животных, особенно кошек, не раз спасала брошенных котят.

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Кот-ворюга».

Прежде, чем будем читать, я объясню значения слов, которые встретятся у нас в рассказе.

Отчаяние- состояние крайней безнадежности , ощущение безвыходности.

Кукан-бечевка, на которую надевают пойманную рыбу.

Прорва- здесь...название реки.

Лаз-узкое отверстие, через которое можно пролезть.

  • Работа по учебнику: стр.134

  • (Эхо чтения) об авторе К.Г.Паустовском

Кроме рассказа «Кот-ворюга» Паустовский написал другие рассказы.

-А какие?

(Ответы детей)

«Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Дремучий медведь», «Барсучий нос» и другие.

-Молодцы, ребята!

Читая произведения писателя становишься добрее, внимательнее.

  • Чтение учителем рассказа выразительно

-Ребята, как вы думаете, кто такой вор?

(Ответы детей)

Это тот, кто берет что либо без разрешения.

Это хорошее качество или плохое?

-Конечно плохое. Воровать нельзя!

Если тебе что либо нужно, лучше спросить.

  • Вопросы по прочитанному: (Дети отвечают)

Автор как бы ругает кота, но и говорит о нем с улыбкой.

-Как вы думаете, почему у кота были такие повадки?

(Он был бродяга и бандит, он голодал, не нужен был никому, вынужден был все воровать)

  • Давайте составим словесный портрет кота-ворюги и как бы вы отнеслись к нему, если б встретили такого кота?

(Ответы детей)

Посмотрите на иллюстрацию на стр.135

-Какой фрагмент из рассказа здесь запечатлен?

(Ответы детей)

-А кто в рассказе славился бесстрашием и ловкостью?

(Ленька-сын деревенского сапожника)

-Правильно! Ленька был смелый мальчик. Он единственный из героев

предлагает исправить характер кота добрым поступком, накормить его как следует!

/// А сейчас музыкальная минутка. Инсценирование песни «Кошка беспородная»

-Отдохнули, молодцы!

Работаем дальше.

Какой благородный поступок совершил кот?

Зачитаем из текста.

  1. Заключительная часть урока

-Итак, ребята мы пришли к выводу, что доброта и милосердие –это великие вещи. Впервые в жизни сердце кота нашло отклик, почувствовав к себе доброту и внимание.

На наших глазах происходит чудовищное превращение в преданного и благородного кота (показ картины)

Кот никогда не будет ворюгой.

Он чувствует себя и хозяином и сторожем.

  1. Рефлексия: -Какой образ кота вам понравился больше кота-ворюги или благородного кота?

Прикрепите свои сердечки на доску, где картины котов.

-Понравился ли вам урок?

-Что именно понравилось?

-Как вы будете относится к животным?

Выставление оценок

  1. Д/з: стр.134-138 читать и пересказывать

Подведение итога урока .







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее