Урок литературного чтения в 4классе
Тема: К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»
Цель:
-познакомить с произведением К.Г.Паустовского, учить рассуждать, анализировать произведение, внимательно относиться к художественному слову; воспитание бережного отношения к живой природе.
- развитие навыков беглого осознанного чтения; выделить главную тему урока; развитие речи учащихсяяяяяя, умение фантазировать, составлять словесные портреты героев произведения.
- привитие любви к животным, умение их защищать.
Задачи: -понять главную мысль произведения, раскрыть смысл девиза
урока «Доброта и милосердие-великие вещи»
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, рассуждения,
описания.
Оборудование: портрет К.Г.Паустовского, словарные слова: «отчаяние, кукан, Прорва, лаз», картина с изображением кота-ворюги и благородного кота - хозяина и сторожа, цветные иллюстрации с изображением кошек, грамзапись песни «Кошка беспородная» (для музыкальной физминутки)
Ход урока
1.Оргмомент урока
Эмоциональный настрой
-Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, пожелаем друг другу удачи!
2. Вступительная часть урока:
-Ребята, сегодня мы познакомимся с творчеством К.Г.Паустовского, с произведением «Кот-ворюга». Дадим характеристику действиям и поступкам
героев. Научимся любить домашних животных, оберегать их.
Основная часть урока:
Константин Георгиевич Паустовский –это русский, советский писатель.
Работал водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом.
Страсть Паустовского к путешествиям привела к созданию книг. Многие его произведения переведены на немецкий, французский, английский языки.
-Можно ли из заголовка узнать, кто герой его рассказа?
(Конечно, это кот!)
«Кот-ворюга» не просто рассказ о приключениях кота, а история обретения дружбы, взаимопонимания, доброты.
Все животные, как и человек, чувствуют боль, страх, радость в жизни. Не только доброе слово необходимо им, прежде всего добрые действия по отношению к бродячим животным. Накормить голодную собаку, кошку.
Паустовский призывает нас с вами быть добрыми, любознательными, чуткими по отношению к животным и окружающей нас природе.
-Давайте прочитаем на доске девиз нашего урока:
(Эхо чтения) Доброта и милосердие-великие вещи
-Как вы понимаете эти слова?
(Ответы детей)
-Ребята, а у вас дома есть кот или кошка?
Расскажите о них (Дети рассказывают)
-Молодцы! Значит вы любите своих питомцев, ухаживаете за ними, не даете никому в обиду.
Я тоже очень люблю животных, особенно кошек, не раз спасала брошенных котят.
-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Кот-ворюга».
Прежде, чем будем читать, я объясню значения слов, которые встретятся у нас в рассказе.
Отчаяние- состояние крайней безнадежности , ощущение безвыходности.
Кукан-бечевка, на которую надевают пойманную рыбу.
Прорва- здесь...название реки.
Лаз-узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Работа по учебнику: стр.134
(Эхо чтения) об авторе К.Г.Паустовском
Кроме рассказа «Кот-ворюга» Паустовский написал другие рассказы.
-А какие?
(Ответы детей)
«Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Дремучий медведь», «Барсучий нос» и другие.
-Молодцы, ребята!
Читая произведения писателя становишься добрее, внимательнее.
Чтение учителем рассказа выразительно
-Ребята, как вы думаете, кто такой вор?
(Ответы детей)
Это тот, кто берет что либо без разрешения.
Это хорошее качество или плохое?
-Конечно плохое. Воровать нельзя!
Если тебе что либо нужно, лучше спросить.
Вопросы по прочитанному: (Дети отвечают)
Автор как бы ругает кота, но и говорит о нем с улыбкой.
-Как вы думаете, почему у кота были такие повадки?
(Он был бродяга и бандит, он голодал, не нужен был никому, вынужден был все воровать)
Давайте составим словесный портрет кота-ворюги и как бы вы отнеслись к нему, если б встретили такого кота?
(Ответы детей)
Посмотрите на иллюстрацию на стр.135
-Какой фрагмент из рассказа здесь запечатлен?
(Ответы детей)
-А кто в рассказе славился бесстрашием и ловкостью?
(Ленька-сын деревенского сапожника)
-Правильно! Ленька был смелый мальчик. Он единственный из героев
предлагает исправить характер кота добрым поступком, накормить его как следует!
/// А сейчас музыкальная минутка. Инсценирование песни «Кошка беспородная»
-Отдохнули, молодцы!
Работаем дальше.
Какой благородный поступок совершил кот?
Зачитаем из текста.
Заключительная часть урока
-Итак, ребята мы пришли к выводу, что доброта и милосердие –это великие вещи. Впервые в жизни сердце кота нашло отклик, почувствовав к себе доброту и внимание.
На наших глазах происходит чудовищное превращение в преданного и благородного кота (показ картины)
Кот никогда не будет ворюгой.
Он чувствует себя и хозяином и сторожем.
Рефлексия: -Какой образ кота вам понравился больше кота-ворюги или благородного кота?
Прикрепите свои сердечки на доску, где картины котов.
-Понравился ли вам урок?
-Что именно понравилось?
-Как вы будете относится к животным?
Выставление оценок
Д/з: стр.134-138 читать и пересказывать
Подведение итога урока .