«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок по литературе в 7 классе «Прости нас, Юшка!» ( По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Тема урока: «Прости нас, Юшка!»

( по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Цели урока:

Личностные:

- раскрыть понятие «нравственный человек»;

-формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантности;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- учить быть нравственными, добрыми, честными.

Метапредметные:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя;

- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- определение общей цели и путей её достижения.

Предметные:

- показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова;

- помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа «Юшка»;

- воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки,

любовь и уважение к человеку.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки












Урок по литературе в 7 классе

«Прости нас, Юшка!»

( По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)










2017г

Тема урока: «Прости нас, Юшка!»

( по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Цели урока:

Личностные:

- раскрыть понятие «нравственный человек»;

-формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантности;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- учить быть нравственными, добрыми, честными.

Метапредметные:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя;

- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- определение общей цели и путей её достижения.

Предметные:

- показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова;

- помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа «Юшка»;

- воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки,

любовь и уважение к человеку.


Оборудование: портрет А.Платонова (1899-1951),иллюстрации детских рисунков к рассказу, опорные слова из текста произведения, заранее заготовленные на отдельных листах материалы для оформления доски, мультимедийная презентация, выставка художественных произведений А.П.Платонова, Библия, словари (толковый, энциклопедический, философский, этический).


Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя о А. Платонове

Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюбленным в свое дело, и очень ярким писателем.

Платонов – это псевдоним ( псевдоним – вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты).

Настоящая фамилия писателя – Климентов. Может быть, он взял этот псевдоним от имени отца, от которого унаследовал любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин.

Отец писателя был слесарь железнодорожных мастерских, талантливый изобретатель- самоучка.


  1. Рассказ подготовленного ученика о А.П.Платонове.

Андрей Платонович Платонов родился 20 августа ( 1сентября) 1899года в Ямской слободе на окраине Воронежа, в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Клементова. В семье, состоящей из десяти человек, он был старшим сыном, и в тринадцать лет, не закончив учёбы, Андрей идет « в люди»: выполняет разную черновую работу. Платонов был начитанным человеком, хотя учиться ему пришлось недолго. Еще учеником городского училища он начинает сочинять стихи, которые появляются в журналах и сборниках вплоть до 1932 года. Но определяющим жанром в его творчестве становится проза.

В годы Великой Отечественной войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». Он не покидает армии, даже будучи болен туберкулёзом. Корреспонденции, рассказы, очерки Платонова появляются во фронтовых и центральных газетах, выходят сборники военных рассказов.

Много и напряженно писатель работает после войны, несмотря на то, что силы покидают его. Умер А.П.Платонов 5 января 1951 года. Платонов прошел трудный путь , но ему удалось главное: его книги продолжают жить.


ΙΙΙ. Ребята, встреча с Платоновым – сказочником состоялась у вас в пятом классе, когда изучали сказку «Волшебное кольцо». В шестом классе вы изучали рассказ «Корова». В этих произведениях звучит идея доброты, взаимопомощи, жизни для других. Таков и рассказ «Юшка», который вы прочитали дома к сегодняшнему уроку.

Обратите внимание на экран.


Тихая моя Родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.


- Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу. –

Тихо ответили жители:

- это на том берегу…

(Н.Рубцов)




Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

(Б. Пастернак)


Провозглашать я стал любви

И правды чистые учения:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

(М.Ю.Лермантов)


А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

(М.Ю.Лермантов)



ΙV. Ребята, обратим внимание на высказывания Н.Рубцова, Б.Пастернака, М.Лермонтова. Какое из высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка» и почему?

- Я выбираю отрывок Н.Рубцова. Юшка любил тихую свою родину по- своему. Родина для него – это мать родная. О любви к матери громко не скажешь. Жаль, что жители просят прощения у Юшки только после смерти.

- Я выбираю стихи Б. Пастернака, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы.

- Юшка готов помочь чужим несчастьям и нуждам. Он помогал сироте. Поэтому я выбираю цитату М.Ю. Лермонтова.


- Почему вы не выбрали последний эпиграф? (Юшка не бунтующий , а очень тихий, безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению. Поэтому последнее высказывание к рассказу не относится).

Словарная работа.

Посмотрите на экран, вы обратили внимание на то, что в тексте есть слова, значение которых вам не понятно.

Серчать (просторечное) – то же, что сердиться. Данное слово в повседневной жизни используется редко. Автор употребляет его для того, чтобы передать особенности речи героев, индивидуальные черты характера.

Блажной (просторечное) – взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный.

Это отрицательные черты характера, которые иногда присущи и вам, нужно постараться избавиться от них.

Навзничь опрокинувшись на спину, вверх лицом.

Кроткийнезлобивый, покорный, смирный.

Гнев – чувство сильного возмущения, негодования.


V. Следующий этап нашей работы – это беседа по вопросам с использованием текста.


1. Какого человека мы называем нравственным?

(нравственный человек – это добрый, трудолюбивый, честный человек.

2. Легко ли быть нравственным человеком? (очень трудно, так как надо понимать других.)

Хочу обратить ваше внимание на то, что Платонов исключительно точен в выборе названий произведений, имен героев. Значение имени Ефим – благочестивый, благожелательный, священный. Это имя отражает черты характера Юшки.

3. Можем ли мы назвать главного героя (Юшку) нравственным человеком? (Да, он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый.)

«Побеждай зло добром»,- сказано в Библии. Юшка и был таким человеком, поэтому он нравственный человек.

Слово учителя.

В прошлом веке жила Блаженная Ксения Петербуржская. Она была женой очень богатого человека. Когда её муж умер, Ксения продала всё его имение и деньги раздала бедным. Вскоре она тоже стала нищей. Ксения не брала милостыни у тех, кто больше неё нуждался в помощи. Ксения была сама Доброта.

Учитель. Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым.


Портрет литературного героя.

Найдите в тексте описание Ефима (Юшки), зачитайте .

Мы видим, что автор намеренно подчеркивает его внешнюю неприметность.

4. Почему Платонов особо выделяет глаза Юшки? (Глаза – зеркало души – плачет душа). Душой мы сострадаем, любим, ненавидим; разумом – мыслим.

Юшка – слепец со зрячим сердцем, с другой стороны – зрячие со слепыми сердцами.

5.Почему в руках у Юшки мало силы? (Он тяжело болен туберкулезом).

6. Каково отношение детей к Юшке? Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение?

( Нет, потому что Платонов писал: «Над народом не надо смеяться, даже когда он по-язычески верит в свою Богородицу»).

7. Согласны ли вы с суждением автора: «Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним…»

( Нет, я не согласен с автором, потому что над любимым человеком не издеваются).

8.Как взрослые относятся к Юшке? Прочитайте. Какое чувство они , взрослые, у вас вызывают?

( Они, взрослые, омерзительны. Они очень жестокие люди).

Учитель: В Библии сказано: «Побеждай зло добром».

-Можете ли вы доказать, что это суждение полностью относится к Юшке?

( Юшка своим добром победил людское зло, правда, после смерти)

9. Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?

( Да, были счастливые мгновения в его жизни. Это минуты, проведенные на природе).

10.Почему Юшка осерчал, а не разгневался? Может, не надо было серчать?

( Юшка не может разгневаться, по своему характеру он очень добрый человек. Он осерчал-то первый раз в жизни. Обязательно надо было осерчать- нельзя всё время терпеть.)

Учитель: Господи! Открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их.

- Когда это произошло?

( Это произошло после смерти Юшки. Люди, наверное, поняли свою ошибку, потому что столяр вздохнул и сказал: «Прощай, Юшка, и нас всех прости»)

- Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!»

- Почему людям без Юшки стало грустно?

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?

(Людям без Юшки стало хуже. Он стал Ефимом Дмитриевичем после смерти, потому что появился человек( приёмная дочь), которая с любовью относилась к Юшке и продолжила его дело – делать добро).


VΙ. Сопоставительная характеристика

Что общего между горьковским Данко и Юшкой?


Данко

Юшка

1.Безымянный человек наступил на гордое сердце.

1.Весёлый прохожий посмеялся над Юшкой



2.В легенде Горького: «Люди, радостные, не заметили смерти Данко и не видели, что рядом с трупом Данко пылает сердце».

2.В рассказе Платонова «Юшка»: «Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся»



3.Гордый, смелый, добрый

3.Тихий, терпеливый, добрый




Вывод: Такие люди уходят из жизни незамеченными.


VII. Итог урока.

  1. В чем же люди видели странность Юшки? Должна ли доброта считаться странностью человека?

  2. Удалось ли Юшке победить зло добром? Когда это произошло?

(После смерти Юшки. Проститься с ним пришли все люди, столяр просит у него прощения за всех. Справедливое слово о Юшке сказано. «Однако без Юшки жить людям стало хуже» .)

  1. Почему же этим признанием не заканчивается рассказ? Ушло ли добро Юшки вместе с его смертью?

  2. Каково последнее упоминание о Юшке в рассказе? (Докторшу называют дочерью доброго Юшки).

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Добрая докторша, которой Юшка отдал свою доброту, утоляет чужое страдание и горе.

А.П.Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда –болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»


Закончить наш урок хочется словами: «Спешите делать добро, пока не стало поздно».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее