«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок математики в 5 классе "Объем прямоугольного параллелепипеда"

В папке представлены презентация, технологическая карта и рабочий лист ученика.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Предмет: МАТЕМАТИКА

Тема: «ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»

Тип урока: ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Основные понятия: ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА, ОБЪЁМ КУБА

Межпредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика

Необходимое техническое оборудование:

- интерактивная доска или экран

- мультимедиа проектор,

- презентация,

- чертёжные принадлежности. Ресурсы:

  1. Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2009.

  2. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс», 2009.

  3. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, автор Л.П. Попова, Москва «Вако» 2008.

  4. http://www.zjammie.nl/plaatjes-school2.htm

  5. http://animashky.ru/index/0-6

  6. http://office.microsoft.com/ru

  7. http://festival.1september.ru/articles/410902/

  8. http://www.xrest.ru/original/19978/

  9. www.rg/ru/2011/12/16/shkoly-site-dok.html


Технологическая карта урока


Этапы урока

,


Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Комментарий, примечание


Мотиваци-онный.


Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи –
За работу, в добрый час!

Слушают речь учителя, психологический настрой на продук-тивную работу.

Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.

Учитель проверяет готовность класса к уроку

Актуализация знаний обучающихся

К уроку вы дома выполнили творческую работу: изготовили из различных материалов прямоугольный параллелепипед и куб.
Предлагаю вам рассмотреть эти модели прямоугольного параллелепипеда, куба и ответить друг другу на вопросы.



Обучающиеся задают друг другу вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда: 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
2) Что можно сказать о его противоположных гранях?

3) Какие измерения есть у параллелепипеда? 4)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин?
5) Из каких фигур состоит поверхность куба?
6) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?

формирование умения строить математические модели,

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; саморегуляция.

Взаимопроверка

Самостоятельная работа по карточкам

Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен:

1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.

2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.

3. У куба все грани являются квадратами.

4. У параллелепипеда 8 ребер.

5. У куба все ребра равны.

6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.

Обучающиеся напротив вопросов ставят + или –

+


-


+

-

+

+

Коррекция знаний обучающихся

Взаимопроверка знаний

Физкультминутка


Раз – подняться на носки и улыбнуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации


Постановка проблемы

Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, так называемых СанПиН . Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для обучающихся в классах следующие: 18-20 градусов C°, и определенная кубатура воздуха. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника- достигает 4 куб. м. Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать?

Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:

  1. Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося.

  2. Надо знать сколько обучающихся в классе.

  3. Сколько воздуха находится в классной комнате?

  4. И объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера



Гипотеза


Если мы будем знать формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН.

Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации

Обучающиеся выдвигают её сами

Тема урока

Итак, кто сформулирует тему урока?

Какие должны быть цели урока?






Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда?

Обучающиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» и перечисляют цели урока.

Надо перемножить все три его измерения

V=аbс

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Обучающиеся записывают формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда из учебника

Решение задачи у доски


Дано: а=5 м, b=6 м, с=3м.

К=22-количество обучающихся

V=аbс,

V=5м×6м×3м= 90м3

V1= 4 м3, V: К=90:22 =4 (ост.2) м3.

Вывод: Размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН.

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта

Один обучающийся решает задачу у доски, остальные в тетрадях и делают вывод.

Проблемка

А теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба.

Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V=а·а·а=а3

Выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий.


Практическая работа №1

Выполните необходимые измерения и вычислите объёмы кубов, которые вы сделали к уроку.

Обучающиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют объём куба.

Анализ истинности утверждений;



БЛИЦ – ОПРОС

Вставьте пропущенные слова (учитель, используя 2 слайда, читает предложения с пропущенными словами, а обучающиеся устно вставляют их).

1. Для измерения объемов применяются единицы измерения:

(мм3, см3, дм3, м3, км3, мл, л)

2. Если фигуру разделить на части, объем её равен (сумме объемов всех частей этого тела)

3. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению (длины, ширины и высоты)

4. Если равные параллелепипеды имеют равные измерения, то их объемы всегда (равны)

5. Если у двух параллелепипедов объемы равны, то их измерения (могут быть разными или равными)

6. Если два куба имеют одинаковые рёбра, то их объемы (равны).

7. В 1 м3 содержится (1000000) см3.

9. Если длину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем (увеличится)

в 2 раз.

10. Если длину и ширину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем (увеличится) в 4 раз.

11.Прямоугольный параллелепипед с объемом 24 см3 может иметь такие измерения: (a=2 см, b=3см , c=4 см) .

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.


Домащнее задание

Учитель комментирует домашнее задание , записанное на слайде

Стр150-152, п. 21 ( учить формулы) для всех

1 уровень: 1) Стр.155, №840 (1), 841(1)


Обучающиеся записывают задание в дневники

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Рефлексия

Прошу вас теперь подвести итоги урока

НА УРОКЕ

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне понравилось…

  • Я затруднялся…

  • Моё настроение…

и оставить смайлики соответствующие записям

- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей,

чувствовал(а) себя уверенно.

- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Логическое завершение урока

Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке: Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок. Пусть вам пригодятся Все знанья объема, Когда вы ремонт Затеете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в банку воды, С объемом и площадью будьте на “ты”. Теперь говорю я вам всем “до свидания”, Окончен урок. Благодарю за вниманье.

Психологический настрой на подведение итогов урока

Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.



Содержимое разработки

Фамилия Имя_________________________________________________

  1. Задайте товарищу по парте вопросы:

1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
2) Что можно сказать о его противоположных гранях?

3) Какие измерения есть у параллелепипеда?

4)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин?
5) Из каких фигур состоит поверхность куба?
6) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?



2. Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен:

1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.

2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.

3. У куба все грани являются квадратами.

4. У параллелепипеда 8 ребер.

5. У куба все ребра равны.

6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.


3. Решите задачу:

Дано: а=5 м, b=6 м, с=3м.

К=22-количество обучающихся

V=аbс; V1= 4 м3

Соответствуют ли размеры нашего класса СанПин?














4. Запишите формулу объёма куба.


5. Практическая работа. Выполните необходимые измерения и вычислите объём куба, который вы сделали к уроку.









О цените свою работу на уроке



Содержимое разработки

Будьте внимательны!!!!! Вы должны ответить на вопрос: «Какое слово испугало Вовку?»!

Будьте внимательны!!!!!

Вы должны ответить на вопрос: «Какое слово испугало Вовку?»!

Объёмные ресницы

Объёмные ресницы

Объём продаж

Объём продаж

Объём сбора зерновых культур

Объём сбора зерновых культур

Объём информации на ПК

Объём информации на ПК

Объём потребляемого газа

Объём потребляемого газа

Объём двигателя

Объём двигателя

Объём работ

Объём работ

Объём посуды

Объём посуды

Объём флэш-накопителя

Объём флэш-накопителя

Объём легких

Объём легких

Объёмные картины

Объёмные картины

Вы готовы ответить на вопрос: «Какое слово испугало ВОВКУ?»

Вы готовы ответить на вопрос: «Какое слово испугало ВОВКУ?»

Содержимое разработки

Ну-ка, проверь, дружок,  Ты готов начать урок?  Всё ль на месте, всё ль в порядке,  Ручка, книжка и тетрадка?  Все ли правильно сидят?  Все ль внимательно глядят?  Каждый хочет получать  Только лишь оценку «5».  Тут затеи и задачи,  Игры, шутки, всё для вас!  Пожелаем же удачи –  За работу, в добрый час!

Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас! Пожелаем же удачи – За работу, в добрый час!

Ответьте на вопросы  (Используя модели прямоугольного параллелепипеда): 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?  2) Что можно сказать о его противоположных гранях? 3) Какие измерения есть у параллелепипеда? 4)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин?  5) Из каких фигур состоит поверхность куба?  6) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?

Ответьте на вопросы (Используя модели прямоугольного параллелепипеда):

1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда? 2) Что можно сказать о его противоположных гранях?

3) Какие измерения есть у параллелепипеда? 4)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? 5) Из каких фигур состоит поверхность куба? 6) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?

Самостоятельная работа по карточкам Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен:

Самостоятельная работа по карточкам

Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен:

  • 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.
  • 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.
  • 3. У куба все грани являются квадратами.
  • 4. У параллелепипеда 8 ребер.
  • 5. У куба все ребра равны.
  • 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.
Правильные ответы на вопросы  Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен: 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. + 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. - + 3. У куба все грани являются квадратами. - 4. У параллелепипеда 8 ребер. + 5. У куба все ребра равны . 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками. +

Правильные ответы на вопросы Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен:

1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.

+

2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.

-

+

3. У куба все грани являются квадратами.

-

4. У параллелепипеда 8 ребер.

+

5. У куба все ребра равны .

6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.

+

Физкультминутка Раз – подняться на носки и улыбнуться.  Два – согнуться, разогнуться.  Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.  На четыре – руки шире.  Пять – руками помахать.  Шесть – за парту тихо сесть.

Физкультминутка

Раз – подняться на носки и улыбнуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Эвристическая беседа

Эвристическая беседа

  • Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, так называемых СанПиН.
  • Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для обучающихся в классах следующие: 18-20 градусов C°, и определенный объем воздуха. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная объем воздуха, приходящйся на одного школьника- достигает 4 куб. м.
  • Соответствуют ли размеры нашего класса и его наполняемость нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать?
Проблема

Проблема

  • Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН?
  • Что для этого необходимо знать?
Гипотеза

Гипотеза

  • Если мы будем знать формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН.
ТЕМА УРОКА : Объем прямоугольного параллелепипеда

ТЕМА УРОКА :

Объем

прямоугольного параллелепипеда

Запомни эту формулу! Для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда: V = a ∙b∙c

Запомни эту формулу!

  • Для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда:

V = a ∙b∙c

6 м  3м  5 м  № 803. Математика 5 класс. Н.Я.Виленкин.

6 м

5 м

№ 803. Математика 5 класс. Н.Я.Виленкин.

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

  • Дано: а=5 м, b=6 м, с=3 м.
  • К=22-количество обучающихся
  • V=аbс,
  • V 1 = 4 м 3 ,
  • Вопрос: какой объём воздуха приходится в нашем классе на одного обучающегося?
ЗАДАЧА  (решение)

ЗАДАЧА (решение)

  • Дано: а=5 м, b=6 м, с=3м.
  • К=22-количество обучающихся
  • V=аbс,
  • V=5м×6м×3м= 90м 3
  • V 1 = 4 м 3 ,
  • V 2 = V: К=90м 3 :22=4м 3 .(ост.2)
  • Ответ: V 2 = 4 м 3
  • Вывод: Размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН.
Запомни эту формулу!  Для вычисления объема куба: V = a ³

Запомни эту формулу!

  • Для вычисления объема куба:

V = a ³

БЛИЦ – ОПРОС 1. Для измерения объемов применяются единицы измерения: _____________________________ 2. Если фигуру разделить на части, объем её равен __________________________________________ 3. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению ______________________________ 4. Если равные параллелепипеды имеют равные измерения, то их объемы всегда ____________ 5. Если у двух параллелепипедов объемы равны, то их измерения ________________________________ 6. Если два куба имеют одинаковые рёбра, то их объемы _____________ 7. В 1 м3 содержится ____________ см3. Мм3, см3, дм3, м3, км3, мл, л сумме объемов всех частей этого тела длины, ширины и высоты равны могут быть разными или равными равны 1000000

БЛИЦ – ОПРОС

1. Для измерения объемов применяются единицы измерения: _____________________________

2. Если фигуру разделить на части, объем её равен __________________________________________

3. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению ______________________________

4. Если равные параллелепипеды имеют равные измерения, то их объемы всегда ____________

5. Если у двух параллелепипедов объемы равны, то их измерения ________________________________

6. Если два куба имеют одинаковые рёбра, то их объемы _____________

7. В 1 м3 содержится ____________ см3.

Мм3, см3, дм3, м3, км3, мл, л

сумме объемов всех частей этого тела

длины, ширины и высоты

равны

могут быть разными или равными

равны

1000000

9. Если длину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем __________ в _________ раз. 10. Если длину и ширину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем __________ в _______ раз. 11. Прямоугольный параллелепипед с объемом 24 см3 может иметь такие измерения: a= _________ , b=___________ , c=____________ . 2 увеличится увеличится 4 3 см 4 см 2 см

9. Если длину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем __________ в _________ раз.

10. Если длину и ширину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем __________ в _______ раз.

11. Прямоугольный параллелепипед с объемом 24 см3 может иметь такие измерения: a= _________ , b=___________ , c=____________ .

2

увеличится

увеличится

4

3 см

4 см

2 см

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Стр150-152, п. 21 ( выучить формулы) Стр.155, №840(1), 841(1)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Стр150-152, п. 21 ( выучить формулы)

Стр.155, №840(1), 841(1)

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ

РЕФЛЕКСИЯ

НА УРОКЕ

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…
  • Моё настроение…
Молодцы!

Молодцы!

Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знания будут вам впрок. Пусть вам пригодятся Все знанья объема, Когда вы ремонт Затеете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в банку воды, С объемом и площадью будьте на “ты”. Теперь говорю я вам всем “до свидания”, Окончен урок. Благодарю за вниманье.

Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знания будут вам впрок. Пусть вам пригодятся Все знанья объема, Когда вы ремонт Затеете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в банку воды, С объемом и площадью будьте на “ты”. Теперь говорю я вам всем “до свидания”, Окончен урок. Благодарю за вниманье.

РЕСУРСЫ:  1. Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2009. 2. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс», 2009. 3. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, автор Л.П. Попова, Москва «Вако» 2008. 4. http://www.zjammie.nl/plaatjes-school2.htm 5. http ://animashky.ru/index/0-6 6. http://office.microsoft.com/ru 7. http :// festival .1 september . ru / articles /410902/ 8. http :// www . xrest . ru / original /19978/ 9. www.rg/ru/2011/12/16/shkoly-site-dok.html

РЕСУРСЫ:

1. Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2009.

2. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс», 2009.

3. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, автор Л.П. Попова, Москва «Вако» 2008.

4. http://www.zjammie.nl/plaatjes-school2.htm

5. http ://animashky.ru/index/0-6

6. http://office.microsoft.com/ru

7. http :// festival .1 september . ru / articles /410902/

8. http :// www . xrest . ru / original /19978/

9. www.rg/ru/2011/12/16/shkoly-site-dok.html

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее