Технологическая карта урока математики
УМК «Школа 2100» (Учебник «Математика» .Авторы: Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких)
Класс 3
Тема «Запись чисел римскими цифрами»
Тип урока. Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода.
Задачи урока: познакомить с новыми римскими цифрами, научить образовывать римские числа до 1000 и выполнять действия сложения и вычитания;
- выявить закономерности записи чисел в римской письменной нумерации;
- составлять, изменять числовые выражения, вычислять их значения.
Воспитательные:
-формировать познавательный интерес и интерес к изучению истории;
-формировать умение работать в паре и в группе, оказывать взаимопомощь;
-быстро и эффективно распределять и ответственно выполнять обязанности;
-формировать умения ставить перед собой учебные задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности.
Развивающие:
-способствовать развитию познавательных психических процессов: памяти, внимания,
воображения, логического мышления;
-способствовать развитию наблюдательности и речи.
Здоровьесберегающие:
-учитывать индивидуальные особенности учащихся;
-создавать ситуацию успеха;
-обеспечивать моменты эмоциональной и физической разрядки, чередовать различные виды деятельности;
-подобрать оптимальный темп ведения урока и способов рефлексии.
Планируемый результат
Предметные умения:
- иметь представление о римской нумерации;
- продолжить знакомство с римской нумерацией (символами I, V, X);
- записывать числа с помощью римских цифр;
- использовать знание записи римских цифр при вычислениях;
- читать выражения разными способами;
- иметь представление о римской нумерации;
- уметь читать и записывать многозначные числа римскими цифрами;
- уметь выполнять действия сложения и вычитания с числами римской нумерации;
- уметь самостоятельно находить разные способы выполнения заданий;
- применять ранее полученные знания;
- совершенствовать вычислительные навыки, навыки решения задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему урока и цель деятельности на уроке;
- совместно с учителем определять и формулировать тему, цель и задачи;
- работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- овладевать умением прогнозировать.
Коммуникативные УУД:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
Технология построения урока (основная)
проблемно-диалогическая
Технология построения урока (неосновная)
ИКТ, здоровьесберегающая
Продолжительность урока
45 минут
Формы деятельности
Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Технические средства обучения
Компьютер
Дидактический и раздаточный материал
Карточки с римскими и арабскими числами
Карточки для самостоятельной работы обучающихся
Карточки с домашним заданием
Таблички с терминами
Цветные жетоны
Счётные палочки
Этапы урока. Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познаватель-ные | Коммуникативные | ||||||||||||||
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Включение в деловой ритм урока
(Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин»).
-Здравствуйте, ребята! Зовут меня Елена Александровна. Я проведу у вас урок математики. -Все расселись по местам, никому не тесно, Будем мы считать, писать, и решать задачи, Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! (Слайд 2 «Светофор») Приём «Светофор» -Ребята, чтобы в руки шла удача, мы так и назовем наш корабль «Удача», на котором мы и отправимся сегодня за знаниями. У вас на партах лежат кружки зелёного, жёлтого, красного цвета. Просигнализируйте, какое настроение у вас перед путешествием. Поднимите тот кружок, который соответствуют вашему настроению. Зелёный – радость, жёлтый – волнение, красный – тревога. - Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех настроение стало прекрасным. -Сегодня ваши школьные тетради станут бортовыми журналами, в которых вы будете делать записи и расчёты. - Запишите в них число, «классная работа» ( музыка «Шум прибоя») -Итак, в путь (пароходный гудок) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Осуществление самоконтроля. Целеполагание.
| Знание правил поведения.
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Умение слушать и понимать речь учителя. | ||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.
-Ребята, вы записали число 14 с помощью каких цифр. Как они называются? ( Арабские) Ребята, а вы знаете, что раньше, числа записывали римскими цифрами. Вы уже знакомы с некоторыми из них. Предлагаю вспомнить их. ( Слайд 3 «Назови числа») Актуализация знаний. На слайде вы видите числа, записанные римскими цифрами. Назовите их -I, III, IV, V, VI, VIII, IX, X,II, VII. -Не все назвали числа верно. Нужно ещё поработать над темой. Расставьте эти числа в порядке возрастания ( по одному выходят к доске и делают запись, остальные работают в тетрадях) 2) Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы. - Ребята, наше путешествие длится 45 минут. Запишем это число в наш бортовой журнал с помощью римских цифр. (слайд 4 « Запись числа 45») Выберите из предложенных римских чисел то число, которое, по вашему мнению, соответствует числу 45. Запишите его в бортовой журнал. - Все ли это задание смогли выполнить?
3.Этап выявления места и причины затруднений. Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. Работа на данном этапе строится следующим образом: Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух, что и как они делали. В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения. Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.
Проверка и рефлексия. Организует работу по самооцениванию учащимися знаний римской нумерации на данном этапе урока. (Слайд 5«Светофор») - Оцените выполнение своей работы. Покажите кружок, ели вы считаете, что справились с заданием так: Зелёный – выполнили задание верно. Жёлтый – возникло затруднение. Красный - выполнили задание неверно. -Много красных кружков. - Почему задание не смогли выполнить? - У нас недостаточно знаний. Число 45 должно быть записано новыми римскими цифрами. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. применяют ранее полученные знания, умеют самостоятельно находить разные способы выполнения заданий.
Применяют ранее полученные знания.
| Планирование своих действий в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
Осуществление самооценки; определение и формулирование темы урока и цели урока волевая саморегуляция в ситуации затруднения..
| Логические - анализ объекта с целью выделения признаков- проводить классификацию, указывая на основание классификации
Ориентирование в своей системе знаний (определе-ние границы знания/нез нания); постановка и формулирование проблемы;
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Владение диалогической формой речи, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций | ||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||
4.Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации. Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. (Работа строится так: Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение. На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока). Выбирается способ, который позволит получить новое знание: Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают) Способ дополнения — требует введения новых практик и умений. Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.) -Каких знаний не хватает, чтобы выполнить задание верно? -Итак, как назовём тему нашего урока? Тема: Запись чисел римскими цифрами. А какую цель поставим? Цель: научиться читать числа, записанные римскими цифрами; записывать числа римскими цифрами и выполнять с ними арифметические действия.
-А что для этого мы должны узнать?
( Слайд 6 с планом работы) Для изучения темы урока предлагаю следующий план работы: 1.Узнать, как образуются новые римские числа. 2.Научиться читать и записывать римские числа 3. Применить свои знания при выполнении заданий. -Ребята, как вы думаете, почему эти цифры назвали римскими? (Их придумали в Риме) (Слайд 7 Рим) Поэтому мы плывем в Рим за знаниями.
5.Реализация построенного проекта. Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа - Фронтальная работа. - Наш корабль приближается к морским буйкам. (Слайд 8. Буйки ) -Числа на буйках записаны арабскими и римскими цифрами. -Рассмотрите их. Все ли римские цифры на этих буйках вам знакомы? (ответы детей: L, C, D ) Римская нумерация чисел состоит из 7 цифр. (Слайд 9) Первые три цифры этой нумерации являются схематическим изображением пальцев руки, 5- изображение раскрытой ладони (V) и 10 - соединенных двух раскрытых ладоней (Х). (Слайд 10.) - Кроме цифр 1, 5, 10, есть ещё и другие римские цифры. Это 50, 100, 500, 1000 Их записывают так: L, C, D – буквами латинского алфавита. Мы причаливаем к берегу. Отправимся в римскую школу, где вместе с учениками этой школы мы познакомимся с правилами записи чисел римскими цифрами. Откройте учебник на стр. 24 -Прочитайте вопрос из № 1 и найдите ответ на него в учебнике (читают фронтально) -Сколько десятков в числе 35? (3) -Как обозначим? (XXX) -Сколько единиц? (5) -Как обозначим? (V) Аналогично – 52, 60, 300, 600. -Обратите внимание на правила записи римских чисел.(слайд 11. Правила записи римских чисел) Правила записи римских чисел: Сначала записывают сотни, затем – десятки и единицы. Некоторые числа можно записывать с помощью повторения цифр. Больше трёх одинаковых цифр подряд записывать нельзя. Запись основана на вычитании и сложении. Если меньшую цифру поставить справа (после) от большей, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) большей– её надо отнять. Чтобы вы не забыли эти правила у каждого из вас на парте лежат карточки-памятки.
Физминутка Слайд 12. Физминутка)
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
Работа в парах. -Ученики римской школы просят помочь записать числа римскими цифрами. -Запишем римскими цифрами числа, которые я буду показывать на слайде –700 , 46, 60, 85. Пользуйтесь памяткой! Проверка. -Оцените работу. -Поставьте в своих бортовых журналах знак «+» - верно, «-» неверно, сомневаюсь, надо поработать - «?». 7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика. Прием "Реставратор". Найди соответствие. Слайд 13 На карточках записаны арабские и римские числа. Соединить их попарно и проверить по эталону. 25 DXX 200 LXX 520 XXV 70 CC -Проверьте у себя. Поменяйтесь тетрадями проверьте. Самопроверка и самооценка. Поставьте себе отметку 5 - без ошибок выполнили задание, 4 – 1 ошибку допустили, 3- 2 ошибки допустили, 2- больше 3 ошибок допустили,
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений. Организовывает выявление границ применимости нового знания, где используется новый способ действия. 1) А теперь вернемся к началу урока и попробуем продолжить ряд чисел. Сначала слайд без ответа, а потом с ответом. XLV – 45 -Почему? (Чтобы получить 4 десятка…)
2.Работа в группах. -Нас ждёт увлекательная экскурсия по Древнему Риму
| Ответы учащихся. Ставят задачи урока. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Сравнивают арабскую и римскую нумерации. Обучающиеся выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух в форме коммуникации (фронтально, в парах).
Обучающиеся выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух в форме коммуникации (в парах).
Читают и записывают числа римскими цифрами, соотносить арабские и римские числа. Индивидуальная работа.
Применяют ранее полученные знания.
Читают и записывают правильные ответы на своих карточках. Выполняют учебное задание в соответствии с целью, используя новое правило. Анализ способа записи чисел в римской нумерации
| Целеполагание. Планирование, прогнозирова-ние, определение последователь-ности действий. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива. своих действий в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. В сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.
Чыполнение учебного задания в соответствии с целью. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка процесса и результатов деятельности Контроль, коррекция, оценка.
Осознание качества и уровня усвоения темы, осуществление самоконтроля по эталону и самооценка, взаимооценка.
Контроль, Коррекция, Оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, прогнозирование. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка процесса и результатов деятельности Контроль, коррекция, оценка.
| Постановка вопросов. Общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование поставленной цели; логические – формулирование проблемы.
Поиск и выделение необходимой информации из текстов, выдвижение гипотез и их обоснование использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; осознание и произвольное построение речевого высказывания построение логической цепи рассуждений, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания осознание ответственности за общее дело.
Установление причинно-следственных связей; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.
Выполнение учебного задания в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом;
Умение проводить анализ учебного материала; проводить классификацию, указывая на основание классификации; умение прогнозировать. | Понимание содержания вопросов и воспроизведение вопросов. Инициативное сотрудничество.
Формулировка высказываний. Управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договоренностей и согласование общего решения; управление поведением партнера.
Учет разных мнений, координирование разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договоренностей и согласование общего решения; управление поведением партнера.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договоренностей и согласование общего решения, управление поведением партнера;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Умение формулировать высказывание, вести диалог, сотрудничество в поиске и выборе информации (допускать существование различных точек зрения). | ||||||||||||||
1.Упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр -А теперь давайте отправимся на экскурсию по Древнему Риму и потренируемся в чтении и записи римских чисел. -Слушайте внимательно! (слайд 14)
-Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)
-Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ. -Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора.
-Колонна состоит из основания, столпа и статуи. -Чтобы узнать её высоту, решим задачу №1 в ваших буклетах. Задача №1 Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м. Узнай высоту всей колонны. (Дети записывают: 5+30+3=38 (м) Ответ: высота колонны 38 м.) -Рядом запишите число 38 римскими цифрами. (XXXVIII)
-Продолжаем нашу экскурсию. Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей. - Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.
-Прочитайте задачу №2. Задача №2 Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей? (Дети записывают: 80-72=8 (л.) Проверка – слайд 21 Ответ: Колизей строили 8 лет.) -Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII) -Это самый большой из древнеримских амфитеатров. -Читаем задание №3.
Задание №3 Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м. На сколько метров ширина Колизея короче его длины?
-Ребята, оцените свою работу в группах. Приём «Рефлексивная мишень» -Поставьте точку в том секторе, которому соответствует ваша работа в группе. Вывешивают листочки на доске.
-Самый крупный и красивый фонтан Рима – фонтан Треви. (слайд ) Считается, что если бросишь в этот фонтан монетку, то побываешь в Риме ещё раз. -Давайте представим, что у нас в руке монетка. Мысленно бросим её в фонтан правой рукой через левое плечо, чтобы через какое-то время вновь вернуться в современный Рим и полюбоваться достопримечательностями этого удивительного города, многие из которых сохранились до наших дней. (слайд )
|
Выполняют учебное задание в соответствии с целью, используя новое правило
Проверяют по эталону.
Работают в группах. Оценивают свою работу в группе.
|
Планирование прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением) Выполнение учебного задания в соответствии с целью.
|
Проведение сравнения (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставле-ние), формулирование выводов на основе сравнения. Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений |
Умение формулировать высказывание, вести диалог, сотрудничество в поиске и выборе информации (допускать существование различных точек зрения).
| ||||||||||||||
8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. Два варианта: уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности, ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий. Необходимый уровень – с.24, запомнить римские цифры Повышенный уровень – с.24 № 4(второй столбик). Постарайся найти несколько способов Максимальный уровень – сочини сказку про римские цифры и числа
9. Подведение итогов. Рефлексия. Время нашего путешествия истекло и мы возвращаемся в родную гавань. -Какие закономерности записи римских чисел мы выявили во время путешествия в Рим? - Вы знаете, где можно увидеть римские цифры? (Нумерация столетий, на циферблатах часов, нумерация книжных томов и глав, нумеруем варианты в контрольных работах, даты рождения часто записывают, используя римские цифры) -Какое настроение у вас сейчас после путешествия? Поднимите зелёный, жёлтый, красный кружок. Оценка работы на уроке. Оценивается уровень понимания темы. -В память о нашем путешествии выберите якорь по цвету; Зелёный – тема усвоена, жёлтый – есть вопросы, красный – не усвоил тему.
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ответы обучающихся: Некоторые римские числа можно записывать с помощью повторения цифр. Если цифры записаны справа от числа, то числа, которые они обозначают, прибавляются к первому записанному числу, а если цифры записаны слева от числа, то соответствующие им числа вычитаются.
|
Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
| Умение формули-ровать высказы-вания рефлексия способов и условий действия ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства. Существование различных точек зрения.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения, планирование учебного сотрудничества. |