«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок математики в 3ем классе по теме "Римские цифры"

Задачи урока:

- познакомить с новыми римскими цифрами, научить образовывать римские числа до 1000 и выполнять действия сложения и вычитания;

- выявить закономерности записи чисел в римской письменной нумерации;

- составлять, изменять числовые выражения, вычислять их значения

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока математики

УМК «Школа 2100» (Учебник «Математика» .Авторы: Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких)

Класс 3

Тема «Запись чисел римскими цифрами»

Тип урока. Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода.

Задачи урока: познакомить с новыми римскими цифрами, научить образовывать римские числа до 1000 и выполнять действия сложения и вычитания;

- выявить закономерности записи чисел в римской письменной нумерации;

- составлять, изменять числовые выражения, вычислять их значения.


Воспитательные:

-формировать познавательный интерес и интерес к изучению истории;

-формировать умение работать в паре и в группе, оказывать взаимопомощь;

-быстро и эффективно распределять и ответственно выполнять обязанности;

-формировать умения ставить перед собой учебные задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности.


Развивающие:

-способствовать развитию познавательных психических процессов: памяти, внимания,

воображения, логического мышления;

-способствовать развитию наблюдательности и речи.


Здоровьесберегающие:

-учитывать индивидуальные особенности учащихся;

-создавать ситуацию успеха;

-обеспечивать моменты эмоциональной и физической разрядки, чередовать различные виды деятельности;

-подобрать оптимальный темп ведения урока и способов рефлексии.



Планируемый результат


Предметные умения:

- иметь представление о римской нумерации;

- продолжить знакомство с римской нумерацией (символами I, V, X);

- записывать числа с помощью римских цифр;

- использовать знание записи римских цифр при вычислениях;

- читать выражения разными способами;

- иметь представление о римской нумерации;

- уметь читать и записывать многозначные числа римскими цифрами;

- уметь выполнять действия сложения и вычитания с числами римской нумерации;

- уметь самостоятельно находить разные способы выполнения заданий;

- применять ранее полученные знания;

- совершенствовать вычислительные навыки, навыки решения задач.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему урока и цель деятельности на уроке;

- совместно с учителем определять и формулировать тему, цель и задачи;

- работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- осуществлять самоконтроль и самооценку;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- овладевать умением прогнозировать.

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;

- допускать существование различных точек зрения;

- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости;




Технология построения урока (основная)

проблемно-диалогическая

Технология построения урока (неосновная)

ИКТ, здоровьесберегающая

Продолжительность урока

45 минут

Формы деятельности

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.


Технические средства обучения

Компьютер


Дидактический и раздаточный материал

Карточки с римскими и арабскими числами

Карточки для самостоятельной работы обучающихся

Карточки с домашним заданием

Таблички с терминами

Цветные жетоны

Счётные палочки























Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познаватель-ные

Коммуникативные

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Включение в деловой ритм урока


(Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин»).


-Здравствуйте, ребята! Зовут меня Елена Александровна. Я проведу у вас урок математики.


-Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Будем мы считать, писать, и решать задачи, 
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

(Слайд 2 «Светофор»)

Приём «Светофор»

-Ребята, чтобы в руки шла удача, мы так и назовем наш корабль «Удача», на котором мы и отправимся сегодня за знаниями. У вас на партах лежат кружки зелёного, жёлтого, красного цвета. Просигнализируйте, какое настроение у вас перед путешествием. Поднимите тот кружок, который соответствуют вашему настроению. Зелёный – радость, жёлтый – волнение, красный – тревога.

- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех настроение стало прекрасным.

-Сегодня ваши школьные тетради станут бортовыми журналами, в которых вы будете делать записи и расчёты.

- Запишите в них число, «классная работа» ( музыка «Шум прибоя»)

-Итак, в путь (пароходный гудок)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.





Осуществление самоконтроля.

Целеполагание.


Знание правил поведения.


Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Умение слушать и понимать речь учителя.





2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.


-Ребята, вы записали число 14 с помощью каких цифр. Как они называются?

( Арабские)

Ребята, а вы знаете, что раньше, числа записывали римскими цифрами. Вы уже знакомы с некоторыми из них. Предлагаю вспомнить их.

( Слайд 3 «Назови числа»)

  1. Актуализация знаний.

На слайде вы видите числа, записанные римскими цифрами. Назовите их -I, III, IV, V, VI, VIII, IX, X,II, VII.

-Не все назвали числа верно. Нужно ещё поработать над темой.

Расставьте эти числа в порядке возрастания ( по одному выходят к доске и делают запись, остальные работают в тетрадях)

2) Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

- Ребята, наше путешествие длится 45 минут. Запишем это число в наш бортовой журнал с помощью римских цифр.

(слайд 4 « Запись числа 45»)

Выберите из предложенных римских чисел то число, которое, по вашему мнению, соответствует числу 45. Запишите его в бортовой журнал.

- Все ли это задание смогли выполнить?


3.Этап выявления места и причины затруднений.

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух, что и как они делали.

В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.

Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.


Проверка и рефлексия.

Организует работу по самооцениванию учащимися знаний римской нумерации на данном этапе урока.

(Слайд 5«Светофор»)

- Оцените выполнение своей работы. Покажите кружок, ели вы считаете, что справились с заданием так:

Зелёный – выполнили задание верно.

Жёлтый – возникло затруднение.

Красный - выполнили задание неверно.

-Много красных кружков.

- Почему задание не смогли выполнить?

- У нас недостаточно знаний. Число 45 должно быть записано новыми римскими цифрами.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

применяют ранее полученные знания,

умеют самостоятельно находить разные способы выполнения заданий.








































Применяют ранее полученные знания.





























Планирование своих действий в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.












































Осуществление самооценки;

определение и формулирование темы урока и цели урока волевая саморегуляция в ситуации затруднения..


Логические - анализ объекта с целью выделения признаков- проводить классификацию, указывая на основание классификации










































Ориентирование в своей системе знаний (определе-ние границы знания/нез

нания); постановка и формулирование проблемы;










Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.











































Владение диалогической формой речи,

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учет разных мнений, координирование разных позиций






4.Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

(Работа строится так:

Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.

На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).

Выбирается способ, который позволит получить новое знание:

Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)

Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.

Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.)

-Каких знаний не хватает, чтобы выполнить задание верно?

-Итак, как назовём тему нашего урока? Тема: Запись чисел римскими цифрами.

А какую цель поставим?

Цель: научиться читать числа, записанные римскими цифрами; записывать числа римскими цифрами и выполнять с ними арифметические действия.


-А что для этого мы должны узнать?


( Слайд 6 с планом работы)

Для изучения темы урока предлагаю следующий план работы:

1.Узнать, как образуются новые римские числа.

2.Научиться читать и записывать римские числа

3. Применить свои знания при выполнении заданий.

-Ребята, как вы думаете, почему эти цифры назвали римскими? (Их придумали в Риме)

(Слайд 7 Рим)

Поэтому мы плывем в Рим за знаниями.


5.Реализация построенного проекта.

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа

- Фронтальная работа.

- Наш корабль приближается к морским буйкам. (Слайд 8. Буйки )

-Числа на буйках записаны арабскими и римскими цифрами.

-Рассмотрите их. Все ли римские цифры на этих буйках вам знакомы? (ответы детей: L, C, D )

Римская нумерация чисел состоит из 7 цифр.

(Слайд 9)

Первые три цифры этой нумерации являются схематическим изображением пальцев руки, 5- изображение раскрытой ладони (V) и 10 - соединенных двух раскрытых ладоней (Х).

(Слайд 10.)

- Кроме цифр 1, 5, 10, есть ещё и другие римские цифры. Это 50, 100, 500, 1000

Их записывают так: L, C, D – буквами латинского алфавита.

Мы причаливаем к берегу. Отправимся в римскую школу, где вместе с учениками этой школы мы познакомимся с правилами записи чисел римскими цифрами.

Откройте учебник на стр. 24

-Прочитайте вопрос из № 1 и найдите ответ на него в учебнике (читают фронтально)

-Сколько десятков в числе 35? (3)

-Как обозначим? (XXX)

-Сколько единиц? (5)

-Как обозначим? (V)

Аналогично – 52, 60, 300, 600.

-Обратите внимание на правила записи римских чисел.(слайд 11. Правила записи римских чисел)

Правила записи римских чисел:

  • Сначала записывают сотни,

затем – десятки и единицы.

  • Некоторые числа можно записывать с помощью повторения цифр.

  • Больше трёх одинаковых цифр подряд записывать нельзя.

Запись основана на вычитании и сложении. Если меньшую цифру поставить справа (после) от большей, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) большей– её надо отнять.

Чтобы вы не забыли эти правила у каждого из вас на парте лежат карточки-памятки.



Число

Римское
обозначение

1

I

5

V

10

X

50

L

100

C

 500

D


Физминутка Слайд 12. Физминутка)


6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.


Работа в парах.

-Ученики римской школы просят помочь записать числа римскими цифрами.

-Запишем римскими цифрами числа, которые я буду показывать на слайде –700 , 46, 60, 85.

Пользуйтесь памяткой!

Проверка.

-Оцените работу.

-Поставьте в своих бортовых журналах знак «+» - верно, «-» неверно, сомневаюсь, надо поработать - «?».

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика. Прием "Реставратор".

Найди соответствие.

Слайд 13

На карточках записаны арабские и римские числа. Соединить их попарно и проверить по эталону.

25 DXX

200 LXX

520 XXV

70 CC

-Проверьте у себя. Поменяйтесь тетрадями проверьте.

Самопроверка и самооценка.

Поставьте себе отметку 5 - без ошибок выполнили задание, 4 – 1 ошибку допустили, 3- 2 ошибки допустили, 2- больше 3 ошибок допустили,



8. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Организовывает выявление границ применимости нового знания, где используется новый способ действия.

1) А теперь вернемся к началу урока и попробуем продолжить ряд чисел.

Сначала слайд без ответа, а потом с ответом.

XLV – 45

-Почему?

(Чтобы получить 4 десятка…)




2.Работа в группах.

-Нас ждёт увлекательная экскурсия по Древнему Риму

Ответы учащихся.

Ставят задачи урока.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)





























































Сравнивают арабскую и римскую нумерации.

Обучающиеся выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух в форме коммуникации (фронтально, в парах).



















































Обучающиеся выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух в форме коммуникации (в парах).


























Читают и записывают числа римскими цифрами, соотносить арабские и римские числа. Индивидуальная работа.























Применяют ранее полученные знания.


Читают и записывают правильные ответы на своих карточках.

Выполняют учебное задание в соответствии с целью, используя новое правило.

Анализ способа записи чисел в римской нумерации























Целеполагание.

Планирование, прогнозирова-ние, определение последователь-ности действий.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

познавательная инициатива.























































Волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

познавательная инициатива.

своих действий в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

В сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.
































Чыполнение учебного задания в соответствии с целью. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка процесса и результатов деятельности

Контроль, коррекция, оценка.

















Осознание качества и уровня усвоения

темы,

осуществление самоконтроля по эталону и самооценка, взаимооценка.




















Контроль,

Коррекция,

Оценка,

волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

прогнозирование. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка процесса и результатов деятельности

Контроль, коррекция, оценка.



Постановка вопросов.

Общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование поставленной цели; логические – формулирование проблемы.

























































Поиск и выделение необходимой информации из текстов,

выдвижение гипотез и их обоснование

использование знаково-символических средств;

установление причинно-следственных связей;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;

осознание и произвольное построение речевого высказывания

построение логической цепи рассуждений,

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

осознание ответственности за общее дело.





















Установление причинно-следственных связей;

выполнение действий по алгоритму;

построение логической цепи рассуждений





















Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.
























Выполнение учебного задания в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом;















Умение проводить анализ учебного материала;

проводить классификацию, указывая на основание классификации; умение прогнозировать.

Понимание содержания вопросов и воспроизведение вопросов.

Инициативное сотрудничество.





























































Формулировка высказываний.

Управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
























Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учет разных мнений, координирование разных позиций;

использование критериев для обоснования своего суждения;

достижение договоренностей и согласование общего решения;

управление поведением партнера.











Учет разных мнений, координирование разных позиций;

использование критериев для обоснования своего суждения;

достижение договоренностей и согласование общего решения;

управление поведением партнера.




















Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учет разных мнений, координирование разных позиций;

использование критериев для обоснования своего суждения;

достижение договоренностей и согласование общего решения, управление поведением партнера;










Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;






















Умение формулировать высказывание, вести диалог, сотрудничество в поиске и выборе информации (допускать существование различных точек зрения).


1.Упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр

-А теперь давайте отправимся на экскурсию по Древнему Риму и потренируемся в чтении и записи римских чисел.

-Слушайте внимательно! (слайд 14)


-Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)


-Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ.

-Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора.


-Колонна состоит из основания, столпа и статуи.

-Чтобы узнать её высоту, решим задачу №1 в ваших буклетах.

Задача №1

Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.

Узнай высоту всей колонны.

(Дети записывают: 5+30+3=38 (м)

Ответ: высота колонны 38 м.)

-Рядом запишите число 38 римскими цифрами. (XXXVIII)


-Продолжаем нашу экскурсию. Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей.

- Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.


-Прочитайте задачу №2.

Задача №2

Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?

(Дети записывают: 80-72=8 (л.)

Проверка – слайд 21

Ответ: Колизей строили 8 лет.)

-Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)

-Это самый большой из древнеримских амфитеатров.

-Читаем задание №3.


Задание №3

Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м. На сколько метров ширина Колизея короче его длины?


-Ребята, оцените свою работу в группах.

Приём «Рефлексивная мишень»

-Поставьте точку в том секторе, которому соответствует ваша работа в группе.

Вывешивают листочки на доске.


-Самый крупный и красивый фонтан Рима – фонтан Треви.

(слайд )

Считается, что если бросишь в этот фонтан монетку, то побываешь в Риме ещё раз.

-Давайте представим, что у нас в руке монетка. Мысленно бросим её в фонтан правой рукой через левое плечо, чтобы через какое-то время вновь вернуться в современный Рим и полюбоваться достопримечательностями этого удивительного города, многие из которых сохранились до наших дней. (слайд )



Выполняют учебное задание в соответствии с целью, используя новое правило


Проверяют по эталону.


Работают в группах.

Оценивают свою работу в группе.





Планирование прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)

Выполнение учебного задания в соответствии с целью.



Проведение сравнения (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставле-ние), формулирование выводов на основе сравнения.

Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений


Умение формулировать высказывание, вести диалог, сотрудничество в поиске и выборе информации (допускать существование различных точек зрения).


8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. Два варианта:

уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности, ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

Необходимый уровень – с.24, запомнить римские цифры

Повышенный уровень – с.24 № 4(второй столбик). Постарайся найти несколько способов

Максимальный уровень – сочини сказку про римские цифры и числа

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Время нашего путешествия истекло и мы возвращаемся в родную гавань.

-Какие закономерности записи римских чисел мы выявили во время путешествия в Рим?

- Вы знаете, где можно увидеть римские цифры? (Нумерация столетий, на циферблатах часов, нумерация книжных томов и глав, нумеруем варианты в контрольных работах, даты рождения часто записывают, используя римские цифры)

-Какое настроение у вас сейчас после путешествия? Поднимите зелёный, жёлтый, красный кружок.

Оценка работы на уроке. Оценивается уровень понимания темы.

-В память о нашем путешествии выберите якорь по цвету;

Зелёный – тема усвоена, жёлтый – есть вопросы, красный – не усвоил тему.




















Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Ответы обучающихся:

Некоторые римские числа можно записывать с помощью повторения цифр. Если цифры записаны справа от числа, то числа, которые они обозначают, прибавляются к первому записанному числу, а если цифры записаны слева от числа, то соответствующие им числа вычитаются.





















Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


























Умение формули-ровать высказы-вания рефлексия способов и условий действия ;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



Активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства.

Существование различных точек зрения.











Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

использование критериев для обоснования своего суждения,

планирование учебного сотрудничества.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее