Урок математики во 2 классе. УМК «Начальная школа 21 века»
Учитель: Агаджанова С.Е.
Тема: Умножение и деление на 8.
Тип урока: Урок совершенствования ЗУН учащихся.
Цели урока: 1. Закреплять знания табличного умножения и деления на 8 в процессе выполнения всевозможных действий.
2.Развивать вычислительные навыки и умения решать задачи, речь, логическое мышление, навыки самоконтроля, внимание, познавательный интерес, память.
3.Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке, интерес к предмету, аккуратность при работе в тетрадях.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самоконтроля, репродуктивный.
Формы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.
Технологии: игровая, информационно- коммуникативная, дифференцированного (разноуровневого) обучения, активных (контекстных) форм обучения.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, тесты, сигнальные карточки, интерактивная доска, учебник «Математика» 2 класс (В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева), тетрадь.
Ход урока.
Ход урока.
Организационный момент. Слайд 1. (заставка)
Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Психологическая настройка
- Закрыли глазки. Проговариваем про себя: я готов к уроку, я спокоен, сосредоточен, буду внимателен, активен, буду хорошо работать.
Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в сказку.
А в какую сказку мы отправимся, вы узнаете, если назовёте её главного героя.
Он в школе не учился
И много не знал.
На шаре воздушном
С друзьями летал.
Имя быстро называй-ка,
Ведь зовут его …..(Незнайка).
Слайд 2
Незнайка – герой, какой сказки? («Приключения Незнайки и его друзей»)
- Кто написал эту сказку? (Николай Носов)
Слайд 3. Н.Носов написал очень много произведений для детей такие как «Заплатка», «Фантазёры», «Бобик в гостях у Барбоса», «Клякса» и много других. С ними мы познакомимся на уроках литературного чтения.
Итак, Незнайка приглашает нас в Цветочный город.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Будем в сказке задачи решать,
Складывать, делить, вычитать, умножать.
Разминка. А теперь настроимся на работу и определим тему урока.
М/д Определить тему урока мы сможем, выполнив задание и расшифровав слово.
(Слайд 4 – кубики /ответы на задания/)
- Дети посадили 16 дубков в 2 одинаковых ряда. Сколько дубков в каждом ряду?
- 6 ∙ 8 =
- В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 стручках?
- Сколько вершин у кубика?
- По 7 взять 4 раза
- 10 ∙ 8 =
- Чему равна треть числа 24?
- 5 ∙ 8, полученный результат увеличить на 8
- 32 : 4, полученный результат увеличить на 30
8, 48, 18, 8, 28, 80, 8, 48, 38
III. Постановка учебной задачи
- Что общего во всех этих числах? (есть число 8)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока
(Умножение и деление на число 8. Закрепление.) Слайд 5
Устный счет.
- Итак, мы в Цветочном городе.
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (домики)
- У каждого домика должен быть номер.
- Какие номера домов пропущены? (4, 5, 8, 9)
1 2
3 .
( Домики прикрепляются к доске)
1 ученик у доски
. 6
7 .
. 10
- Назовите номера домов на правой стороне улицы. (2, 4, 6, 8, 10)
- Какие это числа? (Чётные)
- Назовите номера домов на левой стороне улице. (1, 3, 5, 7, 9)
- Какие это числа? (Нечётные)
- Запишите в тетрадях в столбик четные числа.
- Увеличьте их в 8 раз.
- Во второй столбик запишите нечетные числа.
- Увеличьте их на 8.
(Самостоятельная работа в тетрадях с взаимопроверкой)
- Поменяйтесь тетрадями с соседями по парте. Проверяем. Слайд 6
- На полях поставьте оценки. «5» - если все примеры решены верно, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки, «2» - 5 и более ошибок.
- Поменяйтесь обратно тетрадями.
- Что повторили, выполняя это задание?
(четные и нечетные числа, увеличение числа в 8 раз и на 8)
-Молодцы!
Слайд 7 (Самостоятельная работа с самопроверкой)
- А теперь будьте внимательны. Перед вами примеры, которые решил Незнайка. Правильно ли решены примеры. Найдите примеры с неверными ответами, выпишите их и решите правильно.
56:8=8 24:3=8 40:8=4
35:7=5 48:8=9 18:2=9
- Положите ручки. Проверяем (слайд 6 – подчеркиваются неверные примеры и дается правильный ответ).
- Какие примеры решены неверно? Чему они равны?
- Что общего в примерах? (деление на 8)
- Вспомните, как называются числа при делении?
- Как называются числа при умножении?
- Ребята, прочитайте 1-ый пример. Как его можно прочитать по-другому?
- Очень хорошо! Незнайка говорит вам «Большое спасибо».
- Мы помогли Незнайке с примерами и отправляемся дальше в путешествие.
- Однажды Незнайка решил сочинять стихи. Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? (ПОЭТ)
- Но у Незнайки ничего не получалось и ему помог поэт Цветик. Слайд 8
Он приготовил для вас задачи в стихах. Слушайте внимательно, думайте, размышляйте и быстро отвечайте.
1. Восемь пар танцуют польку,
А всего танцоров сколько?
(2 х 8 = 16)
2. Пять пушистеньких котят
Подросли у кошки.
Сколько лапок так хотят
Поиграть с Антошкой?
(4 х 5 = 20)
3. Подарил утятам ёжик
Десять кожаных сапожек.
Сколько маленьких утят
Ёжика благодарят?
(10 : 2 =5)
- Молодцы!
- Ребята! Как вы думаете, что хотел у вас проверить поэт Цветик, когда вам давал это заание?
(Знание таблицы умножения и деления)
- Мы Цветику доказали, что мы умные ребята и нам пора немного отдохнуть.
IV.Физминутка
Все мы встали, потянулись,
Руки в боки и нагнулись.
Встали, сели, снова встали.
На носочки встать легонько
И за парту сел тихонько.
Решение задач
- Отправляемся дальше в путешествие.
- Мы в гостях у художника Тюбика. Слайд 9
- Ребята, как вы думаете, почему его так назвали? (Любил рисовать)
Он увлечён работой. Но для вас, ребята, Тюбик приготовил задания - задачи. Прочитайте задачи и запишите в тетрадях только решения.
- Мама купила в аптеке 3 упаковки таблеток по 8 штук в каждой упаковке. Сколько всего таблеток купила мама? (8*3=24)
- У Даши 32 рубля. Восьмую часть денег она израсходовала на покупку блокнота. Сколько стоил блокнот? (32:8=4)
Приготовили простые карандаши, проверяем.
- Поднимите руки, кто решил все задачи правильно. (Самопроверка)
- Как эти задачи связаны с темой нашего урока? (Умножение и деление на 8)
- Молодцы!
V.Повторение изученного.
Работа над геометрическим материалом.
- Итак, продолжаем наше путешествие и отправляемся в гости к друзьям Незнайки. Слайд 10
- Кто помнит как их зовут? (Винтик и Шпунтик)
- Почему им дали такие имена? (они постоянно что-то чинили и изобретали)
Механик Винтик и его помощник Шпунтик – хорошие мастера. Целыми днями у себя в мастерской они что-нибудь чинят. Однажды они изобрели машину.
Из каких геометрических фигур состоит машина?
Как называется фигура голубого цвета? ( квадрат)
Как найти периметр квадрата? (а х 4)
Слайд 11
- Как называется эта фигура? (Прямоугольник)
Как найти периметр прямоугольника? (а + в) х 2
- Чему равны стороны прямоугольника? (5 см и 3 см)
Найдите его периметр.
Р = (а + в) х 2
Р = (5 + 3) х 2 = 16 (см)
Задание на внимание (Работа в парах)
- С этим заданием вы справились.
- А справитесь ли вы с другим заданием Винтика и Шпунтика?! Слайд 12
- На партах у вас листочки с квадратом. Он разделен еще на несколько квадратов.
- Положили листочек перед собой.
- Посчитайте, сколько квадратов на рисунке? (14)
- Проверяем.
- Отложили листочки в сторону.
- Ребята! Что мы повторили, выполняя задания Винтика и Шпунтика?
(геометрические фигуры, нахождение периметра квадрата и прямоугольника)
- Как связано это задание с темой нашего урока? (умножение восьми)
- Молодцы!
VI.Закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (УСТНО)
Итак, мы в гостях у Знайки. А почему этого героя так назвали? (ОН всё знает)
-Он приготовил для вас тест. Выполним его устно. Слайд 13
1. Выбери правильный ответ.
72 : 8 =
А) 4
Б) 9
В) 6
2. Выбери правильное решение.
8 девочкам Таня раздала 16 яблок поровну. Сколько яблок получила каждая девочка?
А) 16 : 2 = 8 (яб.)
Б) 16 – 8 = 8 (яб.)
В) 16 : 8 = 2 (яб.)
3. Найди неверный ответ.
А) третья часть числа 15 – это 5
Б) восьмая часть числа 32 – это 3
В) шестая часть числа 42 – это 7
- Чему равна восьмая часть числа 32? (4)
- Ребята! Что вы заметили, при выполнении этих заданий?
(все примеры на деление на 8)
- Правильно. Молодцы!
Разноуровневые задания (задания на карточках по уровню знаний детей) Слайд 14
А теперь мы отправляемся в гости к астроному Стекляшкину. Он очень любит математику. Предлагает вам выполнить задание. На партах у вас карточки. Положите их перед собой.
- Сравните выражения. Что это значит? (поставить знак ,
(8 х 2) + 2 … 16 : 1
48 : (16 : 2) … 7
28 – (3х8) ... 32:8
(Кто выполнит первым – поставить оценки)
- У кого на парте лежат синие звёздочки, выполнить 2 задания.
- У кого на парте лежат жёлтые звёздочки, выполнить 3 задания.
- Решили. Сдаем звездочки.
- Проверяем. (На доске с обратной стороны
- Что повторили, выполняя это задание? (знаки,
- Закрыли глазки, открыли, глубоко вдохнули, выдыхнули.
Решение задачи. (2 человека с обратной стороны доски)
- В конце нашего путешествия заглянем в гости к доктору Пилюлькину. Слайд 15
В Цветочном городе он лечит больных. Для лечения он собирает лекарственные растения.
Какие лекарственные растения вы знаете? (ромашка, календула, подорожник, мать-и мачеха, одуванчик, валериана, пижма)
- Молодцы! Лекарственные растения вы знаете. А сможете решить задачу, которую приготовил для вас доктор Пилюлькин.
Доктор Пилюлькин собрал 5 цветов ромашки, а цветов одуванчика в 8 раз больше. Сколько всего цветов собрал доктор Пилюлькин?
- О чем говорится в задаче?
- Повторите условие задачи, вопрос.
- Что известно в задаче? (5 цветов ромашки)
- Что нужно найти? (Сколько всего цветов собрал доктор Пилюлькин?)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос, почему? (не знаем, сколько он собрал одуванчиков)
- Каким действием можно узнать? (умножением)
(1) 5 х 8 = 40 (цв.) – одуванчиков).
- Что теперь мы можем узнать? (сколько всего цветов собрал доктор Пилюлькин)
- Каким действием? (сложением)
(2) 5 + 40 = 45 (цв.)
- Чего не хватает нашей задаче? (ответа)
- Запишите решение задачи по плану. А 2 ученика у доски.
- Проверяем
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
13. Итог урока Слайд 16
Вот и закончилось наше путешествие по Цветочному городу. Герои сказки будут рады встретиться с вами, ребята, на страницах произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
- Что повторили на уроке?
- Помогла ли вам таблица умножения справиться с заданиями урока? Нужно ли знать таблицу?
Слайд 17 (Стих об умножении читаем вместе)
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней – умножить раз,
Чем слагать всё целый час.
Умножения Таблица
Всем нам в жизни пригодится.
И недаром названа
УМНОжением она!
-Как вы думаете, какие качества характера помогли вам справиться с заданиями?( Усидчивость, внимательность, настойчивость, упорство ,самостоятельность, активность, терпение.)
14.Рефлексия.
У вас на партах разноцветные звёздочки от астронома Стекляшкина. Те, кто считает, что работал на уроке отлично, покажите синюю звёздочку. Те, кто считает, что работали хорошо, но могли бы быть активнее и внимательнее – жёлтую звёздочку. А те, кто не доволен своей работой на уроке и постарается на следующих уроках работать лучше – красную звёздочку.
Дети показывают звёздочки.
15. Оценки учителя.
16.Домашнее задание с.23 р.т.
Спасибо за урок и всегда помните: «УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ».
Урок закончен.