«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок математики "Письменные и устные приемы вычисления"

Урок математики по теме "Письменные и устные приемы вычисления"

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство науки и образования Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



44.02.02 Преподавание в начальных классах



КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ

МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани

Класс: 3 Г, Тема: «Письменные и устные приемы вычисления. Закрепление»







Студент: Калашникова С.В.

Учитель: Бурова Е.Б.

Методист: Рябова Н. Ю.

Оценка за урок: ______________

Методист:

Рябова Н.Ю.

Астрахань, 2023

Тема: Вычитание трёхзначных чисел. Закрепление

Цель. Закрепить знания о вычитании трехзначных чисел, сформировать умение решать текстовые задачи на вычитание.

Задачи:

- Предметные-

• научаться выделять составные части задачи;

• выполнять краткую запись условия;

• выделять условие и вопрос задачи

• помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

- Личностные УУД:

• формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:

• учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

- Познавательные УУД:

• ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, извлечение необходимой информации из текстов; использовать приобретенные знания в практической деятельности

- Коммуниккативные УУД:

• формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Математика» 3класс В.Н. Рудницкая, Т.Н. Юдачева, линейка, компьютер, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Владимировна, и сегодня у вас урок математики проведу у вас я. Проверьте у всех ли есть ручка, тетрадь, учебник. Тихо сели


Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Слушают учителя, настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку

Личностные:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;

Регулятивные:

Организация рабочего места.

Познавательные:

Умение воспринимать речь учителя.

Коммуникативные: Формирование умения общаться с учителем;

Подведение к теме

- Ребята, давайте вспомним, с каким действием над трехзначными числами вы познакомились на прошлом уроке?

-Верно. Как мы записываем примеры на сложение или вычитание трехзначных чисел?

С какого разряда начинаем вычитать?


-Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

Как только напишите, покажите свою готовность

- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на слайд и прочитайте пословицу, как вы ее понимаете?

- С какими темами вы знакомились на прошлых уроках?

-Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок, что мы будем сегодня делать?


-Верно. Тема сегодняшнего урока:

-А теперь скажите, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

- А что мы для этого будем делать?



-Ребята у вас на партах лежат листочки. Это алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел. Восстановите его в парах

-Теперь давайте проверим правильно, ли выв его составили.

-Поднимите палец вверх если вы верно составили алгоритм. Опустите палец вниз, если ваш алгоритм составлен неверно.




- На прошлом уроке мы познакомились с вычитанием трехзначных чисел

-Пишем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

-С разряда единиц







Говорят свое мнение

- Мама главный человек для каждого, так же и повторение важно для учения, если мы не будем повторять, то не будет успехов в учении, знания не будут прочными.




Мы будем повторять ранее изученные темы


Повторение

Повторить сложение и вычитание трехзначных чисел

-Выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел.

-Решать задачи и примеры

-Ставят цель

-Будем решать примеры, задачи и т.д.



Алгоритм сложения и вычитания:

Познавательные:

Умение учащихся применять знания устного счета, делать вывод на основе анализа материала; умение воспринимать речь учителя.

Регулятивные: выполнение заданий; умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Устный счет

-Рассмотрите числа, найди среди них самое маленькое число?

Назовите его, найдите для него такое число, которое с ним в сумме будет давать круглое число.

Какое это число?

Чему будет равна сумма?

Найдите самое большое число?

Назовите его?

Найдите для него пару удобную для устного счета.

Назовите это число. Чему равна их сумма?

Найдите число, у которого соседом слева является число 215, назовите это число?

Назовите соседа справа для этого числа.

Что вы можете еще рассказать о числе 216, какое оно?

Сколько в нем единиц, десятков, сотен?

Назовите его разрядные слагаемые.

Какие цифры использовались для его записи?

Посмотрите, как правильно пишется число 216 (учитель демонстрирует на доске и на слайде)

Запишите число 216 от начала и до конца строки.

-Посмотрите на слайд. По вопросу составьте пример и решите его устно.

1) Увеличь 9 в 4 раза

2) Во сколько раз 72 больше 8?

3) Назови три примера на деление с ответом 7

4) Назови два примера на умножение с ответом 24.


- Верно, молодцы.

-Вычисли устно. Обратите внимание на карточку помощницу. Посмотрим на первый пример: из 300 нужно вычесть 26, как можно поступить в этом случае?

-Давайте вычислим устно













-11




-99

-110


-312

-305


-617

-216

-214

трехзначное


-4 единицы,10 десятков и 2 сотни

-200+10+4






1) 36

2) 9

3) 21:3,49:7,63:9 и т.д.

4)8*3,4*6












Сначала вычитаем десятки-20, а потом единицы.


-Из 600 сначала вычитаем десятки 10, будет 590. Из 590 вычитаем единицы 4, будет 486

Из 480 сначала вычитаем десятки 20, будет 460. Из 460 вычитаем единицы 3, будет 457

Из 800 сначала вычитаем десятки 50, будет 750. Из 750 вычитаем единицы 1, будет 749

Из 1000 сначала вычитаем десятки 10, будет 990. Из 990 вычитаем единицы 9, будет 981

Из 750 сначала вычитаем десятки 30, будет 720. Из 720 вычитаем единицы 3, будет 717

Из 200 сначала вычитаем десятки 20, будет 180. Из 180 вычитаем единицы 8, будет 172

Из 1000 сначала вычитаем десятки 20, будет 980. Из 980 вычитаем единицы 5, будет 975

Из 580 сначала вычитаем десятки 40, будет 540. Из 540 вычитаем единицы 2, будет 538

Из 200 сначала вычитаем десятки 10, будет 190. Из 190 вычитаем единицы 8, будет 182

Познавательные:

Умение учащихся применять знания устного счета, делать вывод на основе анализа материала; умение воспринимать речь учителя.

Работа по теме

-Давайте прочитаем задачу под номером 11 на стр. 72

-О ком идет речь в задаче?

-О чем идет речь в задаче?

-Сколько мастер должен сделать по плану игрушек?

-А сколько мастер сделал?

-Что нам нужно узнать в задаче?

-Ребята, а что значит, перевыполнил план?

-Верно, а теперь давайте попробуем в вопросе использовать слово больше. Какой вопрос мы получим?

-Как мы покажем в краткой записи, на сколько мастер сделал больше игрушек? С помощью чего?



-Да, правильно, давайте запишем условие. Какие слова возьмем для краткой записи?


-Как мы узнаем, на сколько мастер перевыполнил план?



-Верно, давайте запишем решение. Как запишем решение?


















-Давайте запишем ответ. С чего будет начинаться ответ задачи?




Давайте прочитаем задачу номер 16 стр. 73


-О чем идет речь в задаче?

-Что сказано о первых блюдах?

-Что сказано о вторых блюдах?


-Знаем ли мы, сколько всего приготовили вторых блюд?

-Как мы это покажем в задаче?



-Что нам нужно узнать в задаче?


-Как мы покажем в краткой записи, на сколько больше приготовили вторых блюд, чем первых


Запишем краткую запись




-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи?

-Что для этого сделаем?


-Как мы узнаем, на сколько больше приготовили вторых блюд, чем первых?



-Как мы сможем найти?


-Верно, теперь мы можем ответить на вопрос задачи?

-Давайте запишем решение. Как запишем решение?
































-Запишем ответ. Прочитайте вопрос задачи











-О мастере

-Об игрушках


-150 штук

-212 штук

-На сколько мастер перевыполнил план

-Это значит, что мастер сделал больше игрушек

-На сколько больше мастер больше сделал игрушек

-Покажем с помощью сравнительной стрелки.




По плану-150 игр. На ? иг. б.

Сделал- 212 игр.

-Мы вычтем из количества, сделанных игрушек мастером количество запланированных игрушек


-Запишем решение в столбик

- Из 212 вычитаем 150

1) Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

2) Вычитаю единицы: из 2 вычесть 0, будет 2. Пишу 2 под единицами

3) Вычитаю десятки: из 2 вычесть 5 нельзя, занимаем у сотен, 1 сотню, 1 сотня это 10 десятков, поэтому над десятками пишем 10. К 10 десяткам прибавляем 1 десяток, получается 11. Из 11 вычитаем 5, получается 6. Пишу 6 под десятками

4) Вычитаем сотни: было 2 сотни, осталась 1 сотня. Из 1 сотни вычитаю 1 сотню, будет 0 сотен. 0 впереди числа не пишем.

_212

150

62

Записывают 212-150= 62 (иг.)

- Ответ будет начинаться с предлога на.

Ответ: на 62 игрушки мастер перевыполнил план









-О первых и вторых блюдах

-Сказано, что приготовили 530 первых блюд

-Приготовили 287 вторых блюдах из мяса и 418 вторых блюд из овощей.

-Нет

-Фигурной скобкой




-На сколько больше приготовили вторых блюд, чем первых

-Покажем с помощью сравнительной стрелки


П

?

ервое-530 б.

?б. На б.


-Нет


-Нужно узнать, сколько всего приготовили вторых блюд

-Сложим кол-во блюд из мяса и кол-во блюд из овощей

-Чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

-Нужно из общего количества вторых блюд вычесть количество первых блюд

Да


-Запишем решение в столбик

1) к 287 прибавляем 418

- Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

1) Складываю единицы: к 7 прибавляю 8, будет 15. Пишу под единицами 5, а 1 десяток запоминаю и переношу в десятки

2) Складываю десятки: к 8 прибавляю 1, будет 9, прибавляю еще 1, получается 10. 0 пишу под десятками, а 1 сотню запоминаю

3) Складываю сотни к 2 прибавляю 4 будет 6, прибавляю еще 1. Пишу 7 под сотнями.

+287

418

705

287+418=705(б.)- вторых



2) Из 705 вычитаем 530

1) Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

2) Вычитаю единицы: из 5 вычесть 0, будет 5. Пишу 5 под единицами

3) Вычитаю десятки: из 0 десятков нельзя вычесть 3 десятка, занимаю в разряде сотен 1 сотню, это 10 десятков. Пишу 10 над десятками. Из 10 вычесть 3 будет 7 десятков. Пишу 7 под десятками.

4) Вычитаем сотни: было 7 сотни, осталась 6 сотен. Из 6 сотен вычитаю 5 сотню, будет 1 сотня. Пишу 1 под сотнями.

-705

530

175


705-530=175 (б.)

-Читают вопрос (На сколько больше приготовили вторых блюд, чем первых?)

Ответ: на 175 блюд больше приготовили вторых блюд, чем первых.


Личностные:

Проявление познавательного интереса к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные:

выполнение задания умение осознанно; строить речевые высказывания в устной и письменном виде

ФМ

- Ребята, я вижу, вы немного устали, давайте отдохнем.

-Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – в ладоши хлопаем.

На 4 – руки в боки,

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

-Слушают учителя, повторяют движения

Регулятивные

Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные

Умение слушать;

Самостоятельная работа

Ребята у вас на столах лежат карточки. Эту работу вы выполняете самостоятельно. Вам нужно примеры в столбик

1в.

188-65=

309+145=

694-209=

118+147=


2в.

789 – 186=

544+86=

671 - 237 =

777+49


-А теперь поменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями. И ваш сосед проверит работу. посмотрите на слайд там правильные ответы. Если у вашего соседа пример решён правильно рядом с примером ставим + карандашом, если пример решен неверно ставим знак ?

Снова поменяйтесь тетрадями

Кто не допустил ни одной ошибки поднимите руку

-Кто сделал 1-2 ошибки

-Кто 3 и более

ДОП. ЗАДАНИЕ

- Откройте страницу 74 и найдите номер 22. Прочитайте задание.

-Прежде чем ответить на вопрос задачи, что нам нужно выяснить?



- Давайте посмотрим на меню. Сколько стоит борщ? Поджарка? Сок? Кусочек хлеба?

- Ребята, давайте посчитаем устно, сколько мы должны заплатить за обед. Давайте сначала посчитаем, сколько мы заплатим за борщ и поджарку.

-Теперь прибавим к этой сумме сок

- Прибавим хлеб. Сколько раз прибавим хлеб, почему?

-Сколько стоил обед?

-Верно, молодцы




1в.

188-65=123

309+145=454

694-209=485

118+147=265


2в.

789 – 186=603

544+86=630

671 - 237 =434

777+49=826

























-Нам нужно выяснить, сколько стоит борщ, поджарка, сок и 1 кусочек хлеба



- Борщ 25 р., поджарка 60 р., сок 12 р., хлеб 1 р.


- Борщ -25 р., поджарка- 60 р. 25+60=85 (р.)


-85+12=97( р.)

-2 раза 2 кусочка хлеба взяли на обед, значит 97+2=99 р.

-99 р.


Личностные:

Проявление познавательного интереса к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные:

выполнение задания умение осознанно; строить речевые высказывания в устной и письменном виде

Итог. Рефлексия

- Ребята, какую цель мы поставили с вами в начале урока?


- Достигли мы ее?

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

-А какие числа мы складывали и вычитали?

-Что вам понравилось на уроке?

- Теперь оцените свою работу на уроке. Если вы поняли сегодняшнюю тему, узнали что-то новое и у вас не было затруднений, поднимите вверх яблоко. Если у вас остались какие-то вопросы и вы не со всем разобрались в материале, то поднимите лимон.

Если вы не поняли сегодняшнюю тему, не узнали ничего нового, и у вас было много затруднений, поднимите перец.

- Спасибо за урок, ребята, мне было приятно с вами работать!

- До свидания!



-Достигли


-Решали задачи, примеры.

-Трехзначные




Коммуникативные:

Умеет вступать в диалог.

Личностные: Аргументировано оценивают свои работы.

Регулятивные:

Оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее