Тема: Объем фигур
Цель: смогут находить объем фигур используя формулу.
Задачи: 1.определят объем фигур по указанным меркам, заполнят таблицу;
2. смогут составить формулу нахождения объема фигур;
3. найдут объемные предметы и определят их объем.
Побуждение
- Что делают дети на картине?
- С какими фигурами они играют?
- Что мы может сделать с объемными фигурами? (измерять, складывать в них что - то)
- Как вы думаете, для изучения какой темы нам они могут понадобиться? (объема и нахождения площади оснований)
Все вы любите играть в кубики или другой строительный материал в виде кубиков, брусочков. Сегодня мы рассмотрим эти предметы с точки зрения математики.
Работа в парах
Стратегия «Ромашка» (актуализация знаний)
Каждая пара выбирает себе вопрос и отвечает на него.
Что такое величина? (это то, что мы можем измерить и результат записать в виде числового значения)
Какие величины измерения вы знаете? (длина, масса, объем, площадь)
Назовите единицы измерения длины, массы, площади, объема.
Что вы умеете делать с величинами? (измерять, сравнивать, складывать, вычитать)
Как измерить величину? (нужно выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине)
Чем отличаются плоские и объемные фигуры? Например, прямоугольник и прямоугольный параллелепипед? (в объемные фигуры можно что-то спрятать, а в плоские нет. Объемные мы видим в любом положении, а плоские нет).
-Какую величину мы можем найти у плоских фигур? (Площадь)
-Какой меркой мы измеряем объем? (Стаканом, чашками, ведрами)
ФО: наблюдение за деятельностью учащихся, мои комментарии.
Работа в парах: (на столах для каждой пары из геометрического материала разложены разные фигуры)
Определить объем представленных предметов по заданным меркам. Заполнить таблицу.
- Что нам нужно для измерения объема? Мерка
Сравните объемы данных фигур.
- Можем ли мы сравнить эти фигуры по объему, используя разные мерки?
ФО: взаимооценивание в парах, комментарии учителя.
Реализация
1. Заполнение таблицы в группе (учащиеся не смогут заполнить две графы объема, потому что не знают еще чем измеряется, и какими единицами выражается)
Величина | Чем измеряется | Единица измерения |
Длина | отрезком | См, дм, м |
Площадь | квадратом | См2, дм2, м2 |
объем | кубом | См3, дм3, м3 |
-Почему у вас эта строка вызвала затруднения?
- Сформулируем цель урока. (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока) Примерно:Наша цель научиться измерять объем фигур разными способами
2. Знакомство с единицами объема
Практическая работа в группах (каждая группа изготавливает куб с заданными мерками. Они сами сделают вывод, какая получится фигура. Я предлагаю построить фигуру по заданной стороне и определить, что за фигура получится.)
- со стороной 1 см;
- со стороной 1 дм;
- со стороной 1 м;
В руках параллелепипед. Предлагаю выбрать подходящую мерку из сделанных учащимися для измерения объема данной фигуры. Совместное объяснение с выведением формулы.
длина 3дм, ширина 2 дм, высота 2дм;
Площадь основания дна коробки равна 3*2=6дм2
Значит, на основание можно поставить 6кубиков.
По высоте коробки можно выложить 2 таких слоя.
Объем равен (3*2)*2=12дм2
выводим формулу: V= (a*b)*c или a*b*c
формулируем правило: Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, можно площадь основания умножить на высоту. (Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, нужно длину умножить на ширину и высоту)
ФО: наблюдение за деятельностью учащихся, словесные комментирование.
3. Практическая работа в группах
1. каждая группа выкладывает кубики (работа по алгоритму)
Алгоритм выполнения работы.
Заполни основание (дно) коробки кубиками.
Узнай длину и ширину основания.
Длина ________ ширина _____
Найди площадь основания (дна) коробки.
Площадь основания (дна) коробки равна _____________
Значит на основание можно поставить ______кубиков.
По высоте коробки можно выложить _______ слоя.
Объем равен ( ) * _____ = ______ см3
2. Попробуйте определить объем данных фигур дополняя данными. (возвращаемся к таблице)
ФО: «Три хлопка», словесное комментирование, наблюдение за деятельностью учащихся.
Рефлексия:
- найти объемные фигуры в классе, заполнить таблицу, найти их объем используя формулу.
- презентация работ.
Вернуться к картинке и подвести итог
ФО: «3+1»
На след.урок обязательно взять
Для продолжения исследования:
-Можно измерить объем аквариума в литрах? (да)
-Каким еще способом можно найти объем этого аквариума? (кубиками)
У меня в руках куб с ребром 1 дм. Смотрите что я делаю. Из банки объемом 1 литр, переливаю воду в этот куб. Куб полностью заполнился водой. ВЫВОД: 1 литр = 1 дм3
- понаблюдать в школе, дома, у знакомых аквариум и узнать их объем измеряя в литрах и найти по формуле дм3
Приложение к уроку
1 группа: Найди объем фигуры по указанным меркам
V =
V =
V =
Результат: __________________
Комментарии: ___________________________________________________
2 группа: Найди объем фигуры по указанным меркам
V =
V =
V =
Результат: __________________
Комментарии: ___________________________________________________
3 группа: Найди объем фигуры по указанным меркам
V =
V =
V =
Результат: __________________
Комментарии: ___________________________________________________
Величина | Чем измеряется | Единица измерения |
Длина |
|
|
Площадь |
|
|
Объем |
|
|
Приложение 2
Приложение 3
Предмет исследования | Ед. изм | длина | ширина | высота | формула | решение | ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|