МБОУ СОШ № 8
Урок: математика
Класс: 1-А
Тема: «Сложение и вычитание отрезков»
Форма: урок закрепления материала
Учитель: Чеботарёва Наталья Александровна
Технологическая карта урока
Цели для ученика: уяснить, что:– сложение отрезков связано с понятием части и целого;– отрезки, которые складываются, – это части;– отрезок, равный сумме отрезков (который получился в результате сложения отрезков), – это целое;– на отрезках можно моделировать операции сложения и вычитания; -закрепить умение строить сложение и вычитание отрезков. | Цели для учителя Образовательные: закрепить умение строить сложение и вычитание отрезков, учить правильно, писать цифры, соотносить цифру и число предметов; Развивающие: развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда; Воспитательные: воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать и работать в парах. |
Опорные понятия, термины “сумма”, “разность”, “отрезок”, “целое ”, “часть ” | |
Формы контроля: фронтальная проверка, обратная связь. |
Используемые учебники и учебные пособия: УМК «Гармония» учебник математики Н.Б.Истомина.
Используемое оборудование: для учителя: презентация к уроку, для учащихся: карточки с цифрами, тетради, циркуль, линейка, карандаш, отрезки в конвертах.
Используемые ЦОР: презентация
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Самоопределе-ние к деятельности (организацион-ный момент)
| Все ль на месте, все ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль вниматель-но глядят? Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету скажу вам: “Будет интересно!” Будем мы считать,писать, и решать задачи, чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача. Повторим материал, закре-пим умения, чтобы каждый мог ска-зать: “Это всё умею я”. | Проговаривание стихотворения: Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем. | Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; |
II. Актуализация опорных знаний. (повторение понятий: “сумма”, “разность”, “отрезок”, “целое ”, “часть ”). | Устный счёт «Повторенье – мать ученья» так называется первая часть урока. - Объясните смысл этой пословицы. 1. Задачи в стихах. Каким выражением можем записать решение? * * * Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел: два — под березой, один — у осины. Сколько их будет в плетеной корзине? * * * Принесла слону обезьяна 4 банана. Вот обрадовала подарком великана. Был один банан у него, посмотрите.Теперь сколько стало всего, подскажите! * * * Три ромашки-желтоглазки, два веселых василька подарили маме дети. Сколько же цветов в букете? * * * Три цыпленка стоят на скорлупки глядят. Два яичка в гнезде у наседки лежат. Сосчитай поверней, отвечай поскорей: сколько будет цыплят у наседки моей? 2. Найти значения выражений. 7-6= 3+3-6= 5-1= 2+4+0= 4+3= 3-2+1= -Назовите выражения, в которых записаны разности. Назвать числа, обозначающие целое, части. -Как найти целое, если известны части? Как найти часть, если известно целое и другая часть? 3. Перед вами геометрические фигуры. Назовите номер фигуры и её название. Итог по устному счёту: |
Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.
Показать ответы, записать выражения на доске
По одному у доски—обратная связь - ладошки
В первом столбике называют выражения, в которых записаны суммы, разности. Назвать числа, обозначающие целое, части. Какая фигура лишняя? Почему?
| - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
|
III. Работа в тетради | Переходим к следующей части нашего урока. Прочитайте её название. «Без ученья нет уменья».- Объясните смысл поговорки. Чистописание. - Сколько фигур в последнем задании? Какой цифрой обозначено их количество в тетради ? (образец показа). -Сколько отрезков было на слайде? 1 Какой цифрой обозначено их количество в тетради ? (образец показа). Напоминание о правильной посадке при письме, | Мы всегда должны чему-то учиться, чтобы что-то уметь.
Будем учиться писать красиво цифры. В каждой строке подчеркните лучшую цифру, неудачную отремонтируете на полях. |
|
IV. Постановка цели урока (закрепление понятий “сумма”, и “разность отрезков”). | В последнем задании устного счёта мы говорили об отрезке. Сформулируйте тему урока, вспомнив работу на прошлых уроках. | Формулируют тему | Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; |
V. Работа по выполнению действий с отрезками (алгоритм действий по вычитанию и сложению отрезков). | Переходим к следующей части урока. «Уменье – везде найдёт примененье».Слайд -Сколько отрезков на сладе? Какой отрезок самый длинный? Назвать следующие отрезки? Так сколько отрезков? Как получили отрезок АВ? Можем ли мы утверждать, что перед нами сложение отрезков? Слайд Какой отрезок можем назвать словом «целое»? А какие словом «часть»? Слайд - Какое действие с отрезками сейчас наблюдали? | Прочитайте её название. Объясните смысл пословицы.
Показывают каждый
Прочитайте и объясните записи. | Предметные: - Понимать смысл сложения и вычитания отрезков. - Уметь выполнять сложение и вычитание отрезков. - Уметь различать целое и части; составлять равенства, используя связь целого и частей.
|
IV. Закрепление полученного навыка (практическое применение алгоритма вычитания и сложения отрезков). | Работа с учебником. (на доске готовый отрезок) Стр. 36 77 . Что нужно выполнить сначала? Какой инструмент нужен? От какого числа начнём чертить? Какой следующий шаг ? Что нужно для этого сделать? Как узнать на сколько одно число меньше или больше, чем другое? Как записать это выражением? № 76 Сколько мерок содержит отрезок АМ, МК, АК? | Прочитать про себя. Прочитать вслух
Обозначить и подписать. Начертить луч и отложить отрезок больший, затем меньший. Показать отрезок разность. Запись в тетради и на доске. Составим равенства. (1 у доски) | Метапредметные: - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
|
V. Физминутка | А сейчас «Делу время, а потехе час» | Исполняют песню и выполняют движения. |
|
VI. Работа в парах | Ум хорошо, а два лучше того. Как понимаете пословицу? У вас на партах лежат отрезки. | Составляют из них фигуру на партах.
Проверка по готовому образцу. |
|
VII. Подведение итога урока | Посмотрите на чертёж. Какие отрезки нужно сложить, чтобы получить отрезок АК, ЕМ? Назвать отрезок, который равен разности отрезков АК и АО, ЕМ и ОМ? Чему же учились на уроке? | Называют отрезки по заданию учителя. | -уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
VIII. Рефлексия | Когда можно применить пословицу « Какие труды - такие и плоды» Наш урок тоже подходит к концу. Дерево творчества. Дерево состоит из листьев, цветов, плодов. Плоды – дело прошло полезно, плодотворно. Цветок – довольно неплохо. Нам сегодня помогали послови-цы и поговорки. Это не случайно. Скоро мы заканчи-ваем изучать Букварь и на одном из первых уроков по чтению мы будем гово-рить об устном народном творчестве. Я надеюсь, что некоторые пословицы вы запомнили и будете употреблять в речи, так как они делают речь яркой, красивой, точной. | Когда дело закончено
Прикрепляют к дереву выбранные картинки. |
|