Тема: Маркетинг и его основные функции
Тема рассчитана на 1 академический час (45 минут)
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1. Создать условия для эффективного изучения нового материала, понятий и определений.
2. Организовать учащихся для самостоятельной работы при закреплении нового материала.
3. Способствовать развитию логического мышления, речи и памяти учащихся.
План новой темы:
1. Понятие и сущность маркетинга.
2. Концепции и цели маркетинга.
3. Функции маркетинга.
Оснащённость урока:
1. Стенд «Функциональные задачи маркетинга на предприятии»
2. Тесты «Основы маркетинга», дифференцированные по сложности.
3. Власова В.М. Маркетинг, учебное пособие М.: ФиС 1999.
4. Маркетинг под ред. проф. Уткина Э.А. М.: Тандем 1998.
5. Карточки с заданиями и терминами.
6. Казначевская Г.Б. Менеджмент, учебное пособие Р-на-Д Феникс 2000
Структура урока:
1. Организационный момент. (2 минуты)
2. Этап проверки домашнего задания. (12 минут)
3. Объяснение нового материала (28 минут)
4. Закрепление проводится на этапе каждого изучаемого вопроса.
5. Домашнее задание и инструктаж его выполнения. (2 минута)
6. Подведение итогов и выставление оценок.(1 минута)
Ход урока:
1) Организационный момент. ( 2 минуты)
2) Этап проверки домашнего задания. Опрос учащихся по прошедшей теме: «Управленческие решения». (12 минут)
А) Первый вид опроса заключается в том, что девяти учащимся выдаются карточки с незаполненной схемой « Процесс принятия решения» (Казначевская с. 194) . (приложение 1) Необходимо: записать в квадраты названия этапов процесса принятия решения, предложенные под схемой; раскрыть сущность трёх этапов, предложенных на карточке. Для визуального различия заданий можно взять разноцветные карточки.
Жёлтые карточки - 1, 3, 5 (номера этапов принятия решения)
Зелёные карточки – 2, 4, 6.
Голубые карточки – 1, 4, 7, и записать объяснения в карточку.
Б) Работа с терминами по карточкам. Участвует не менее трёх человек. Учащимся необходимо правильно подставить термин под его значение. (приложение 2)
В) Для остальных проводится устный опрос по вопросам:
- Насколько важен правильный подход в принятии управленческих решений?
- Какие можно назвать основные принципы принятия решения.
- (самостоятельная подготовка) «Какие существуют методы принятия решения в других странах?»
3) Объяснение нового материала
Вопрос №1 Понятие и сущность маркетинга. (8 минут)
Объяснение новых понятий и терминов: маркетинг, нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка.
Под запись даётся основной материал: маркетинг -…, цели маркетинга - …, главное в маркетинге - …, три системы маркетинга:…
Закрепление вопроса №1. Беседа по вопросам:
1. Вопрос: Чем отличается нужда от потребности?
Ответ: Нужда – это то, без чего человек не сможет обойтись в своей жизни, что для него первостепенно важно (еда, питьё, общение, сохранение тепла, жильё, естественные нужды …)
2. Вопрос: Как мы в жизни ощущаем работу маркетинговых служб различных фирм?
Ответ: Опрос, тестирование покупателей, появление новых товаров и новых способов продажи их, появление новых сервисных услуг, льгот и скидок цен. Появляется больше информации о товаре, его качестве и ассортименте.
3. Вопрос: Во всех ли отраслях производства и сферах жизни человека и общества возможно применение маркетинга?
Ответ: Сегодня уже во всех сферах деятельности человека возможно применение маркетинга: в производстве товаров, в оказании различных услуг и выполнении работ, в работе государственных органах с населением, в образовательном и медицинском секторах экономики.
Вопрос №2 Концепции маркетинга. (8 минут)
Изучение нового материала. Основные аспекты маркетинга и философия производителя. Основные концепции маркетинга: а) ориентированный на продукт; б) ориентированный на потребителя. Основные 5 этапов эволюции концепций маркетинга.
Комплекс маркетинга (цена, товар, стимулирование, методы распространения) целевой рынок.
Закрепление изученного вопроса:
А) работа нескольких учащихся с таблицей «Различия между концепциями» на основе приведённого примера. (приложение 3)
Б) остальные отвечают на вопросы:
1. Чем отличается концепция интенсификации коммерческих усилий от концепции социально – этичного маркетинга?
2. Каковы основные цели маркетинга?
3. Всегда ли маркетинга – это только реклама?
(приложение 3)
№ концеп - ции | Основной объект внимания | Средства достижения цели | Конечная цель |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 | Товары | Коммерческие усилия стимулирования | Получение прибыли за счёт роста объёма продаж |
4 | Нужды потребителей | Коммерческие усилия маркетинга | Получение прибыли за счёт удовлетворения потребностей |
5 |
|
|
|
Вопрос №3.Функции маркетинга. (12 минут)
Объяснение нового материала
1. Перечисляются основные функции маркетинга: планирование, организация, координация, учёт, контроль.
2. Даются под запись специфические функции маркетинга (с расшифровкой 9 пунктов).
3. Объясняется главный принцип маркетинга – ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей. На основе этого необходимо изучить и специфические принципы – самостоятельное изучение. (раздаётся печатный материал). Материал необходимо внимательно прочитать, переписать сами принципы и краткую их характеристику. (приложение 4)
Закрепление проводим в виде беседы, отвечая на вопрос:
Как можно объяснить девизы маркетинга «Любите клиента, а не товар», «Покупатель всегда прав», «Реклама - двигатель торговли», «Лучше произвести то, что будет продаваться, чем пытаться продать то, что уже произведено»?
Домашнее задание и инструктаж его выполнения: (2 минута)
А) Уметь правильно назвать и объяснить основные функции и принципы маркетинга.
Б) Выучить основные термины и их определения.
В) Выполнить задания карточки. (приложение 5)
Подведение итогов и выставление оценок.(1 минута)
Схема «Процесс принятия решения» (приложение 1)
1 |
Задание: 1) Необходимо правильно вписать предложенные этапы принятия решения в прямоугольники схемы.
2) раскрыть сущность и объяснить значения этапов принятия решения, записанных в прямоугольники: 1, 4, 7. и записать в карточку.
3)этапы принятия решений: «Окончательный выбор», «Оценка альтернатив», «Диагностика проблемы», «Контроль хода решения проблемы», «Формирование альтернатив решения», «Реализация принятого решения», «Формулирование ограничений и критериев для принятия решений»
Ответы: ( Фамилия учащегося _________________________________________________________)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка – подставь правильное значение термину. (приложение 2)
Термины:
1.Проблема; 2. Решение; 3. Ограничения; 4. Моделирование; 5. Модель; 6.Эксперимент; 7. Незапрограммированное решение.
Объяснения терминов:
А) Метод научного познания, предполагающий активное вмешательство в ситуацию, изменяя её факторы и отмечая изменения в изучаемом объекте.
Б) выбор, который делается в новой или неопределённой ситуации с неизвестными факторами воздействия.
В) это сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения.
Г) копия или аналог изучаемого явления, процесса, отражающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения исследования
Д) осмысление проблем и выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы.
Е) Исследование явлений, процессов путём построения и изучения их моделей; использование моделей для определения поведения и характеристик реальных событий.
Ж) условия, учитываемые при решении управленческой задачи. Они определяют область возможных решений, в которой находятся допустимые и оптимальные решения.
Ответы:
(приложение 4)
Принципы маркетинга
Принцип 1. УВАЖАЙ И БЕРЕГИ СВОЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯ. НЕ УСТАВАЙ ИСКАТЬ СВОЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯ.
1. Покупает человек. Направь весь маркетинг на человека и помоги ему принять решение.
2. Для вас нет продукта, пока нет потребителя. Для вас нет потребителя, пока у вас нет продукта.
3. Потребителя следует спрашивать не о том, какое изделие ему нужно, а о том, в чем его проблемы сегодня и какие задачи он собирается решать с помощью ваших товаров завтра.
4. Отыщите потребности и удовлетворите их. Идея проста: законом успеха предприятия является выявление нужд людей и максимальное их удовлетворение.
5. Потребитель - наш царь и бог. Не он зависит от нас, а, наоборот, мы от него. Потребитель - это тот, кто приносит нам свои желания, а наша работа заключается в том, чтобы исполнить их прибыльно и для нас, и для него.
Принцип 2. ТОВАР - ЭТО ПОСТОЯННЫЙ ПОВОД ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ: А ЧТО ЕЩЕ С НИМ МОЖНО СДЕЛАТЬ?
1. Надо успевать не только производить требующийся товар, но и успевать анализировать, почему он требуется.
2. Обгоняйте ваших конкурентов в старении собственных товаров, будьте на полшага впереди. Обновляйте товарный ассортимент.
3. Покупают товары, которые лучше, а отнюдь не самые дешевые. Поэтому стремитесь продавать за счет качества, а не цены.
4. Пусть за себя говорят товары, а не продавцы. Это означает, что не следует манипулировать покупателем, навязывать ему продукт. Это экономически невыгодно.
Принцип 3. ХОРОШО В ГОСТЯХ, НО ДОМА ЛУЧШЕ. ИЩИ СОБСТВЕННУЮ РЫНОЧНУЮ НИШУ - ДОМ ДЛЯ ТВОИХ ТОВАРОВ.
1. У любого рынка есть своя история, современное состояние и перспективы на будущее, надо только не лениться изучать рынок.
2. Изучите конкурентов раньше, чем они изучат вас.
Принцип 4. СБЫТ, РЕКЛАМА, СЕРВИС - ЭТО СИСТЕМА ДВИЖЕНИЯ ВАШЕГО ТОВАРА, СОДЕРЖИТЕ ЕЕ В ПОРЯДКЕ.
1. Во всех случаях продукт должен попасть туда, где потребитель его более всего ждет и, поэтому, скорее всего купит. Экономия на системе сбыта приводит к потерям в продажах товара.
2. Самые бесполезные затраты - это затраты на недостаточную рекламу.
3. Хороший сервис - залог долгосрочных отношений с потребителем. Он будет все время к вам возвращаться, как возвращаются отдыхать на хороший курорт.
Принцип 5. НЕ ЗАБЫВАЙ ПОЗНАВАТЬ СЕБЯ, СВОЙ МАРКЕТИНГ - ЭТО ЗЕРКАЛО ТВОЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
1. Изучайте результаты по сбору, обработке и анализу информации по всем подразделениям предприятия. Относитесь внимательно к предложениям и рекомендациям для всех сфер жизнедеятельности предприятия.
2. Управляйте маркетингом, развивая его систему, ищите собственные методы маркетинга, оглядываясь при этом на конкурентов.