«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок литературы

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Л.Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев. Гуманистический пафос рассказа.


Ход урока.


  1. Работа в группе по тексту «Милосердие»

Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий. Одного из таких чувств – чувства милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее и необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия.

…Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, оно слабеет и атрофируется…
…В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Гарина-Михайловского и Андреева, Чехова и Лескова.
Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным. Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. Я убеждён, что литература наша литература не может отказаться от пушкинского завета.
(Д. Гранин)

    • Какую проблему поднимает автор? Актуальна ли она? ? (Дети отвечают, что проблема милосердия, сострадания актуальна. О ней нужно говорить.)


    • Какие факты говорят об актуальности проблемы? (Проблема милосердия заглохла. Люди сегодня не хотят сопереживать чужую боль. Не умеют быть человечными, не всегда добры. Много бездомных животных. Даже у нас в районе открыт центр «Радуга», где живут дети, брошенные родителями. К нашим домам бездушные люди подкидывают котят, щенков).


    • Каково мнение других людей по этому вопросу? ( Пушкин призывал быть милосердными к «падшим», Тургенев защищал «сирых и убогих». Литература способна пробудить чёрствое сердце читателя).


    • Какие изменения могут произойти в ходе решения этой проблемы? (Если в человеке будет воспитано милосердие, сострадание, изменится общество. Люди будут добрее. Общество станет гуманнее).

2.Новый материал. Учитель: Леонид Андреев писал: « В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Леонид Андреев своими рассказами выступает в защиту слабых и обездоленных, несчастных. Это не только прямой призыв к милосердию, но это и обращение писателя к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным. «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви», - сказано в одной из проповедей.

Л.Андреев рассказал нам историю собаки, заставляя нашу душу работать и страдать, сопереживать прочитанному. Он побуждает нас быть милосердными.

  • Беседа.

- Назовите ваши ассоциации со словом «собака», «кусака». (Дети называют ассоциации со словом «собака» - друг человека, защитник, любовь, привязанность; со словом «кусака» - злобность, обида, укус).

- Почему такие ассоциации возникают у вас? (Мы увидели в рассказе, как изменилась собака под воздействием человека. Собака была разной. Долго жила одна. Её обижал всякий, кто мог. Она не хотела идти на сближение с человеком, но после некоторого времени поняла, что её не обидит, и её сердце оттаяло. Но она опять стала одинокой, когда Леля уехала. Ей тоскливо, обидно. Она воет от этого).

Слайд № 3. Какой вы увидели Кусаку? Почему именно такой вы её запомнили?

Слайд № 4. Какая из этих собак похожа на Кусаку? Почему? (Это были рисунки детей. Такой они увидели собаку. Она добрая, независимая. Она рядом с человеком. Ей хорошо, п.ч. у неё есть хозяин, которому она служит).

- Прочитайте план, который вы составили дома?

- Учитель читает начало 1-ой части рассказа под музыку Кавардосси «Тоска». (Я беру эту музыку, п.ч. она очень ярко отражает переживания, настроение рассказа. Музыка помогла детям почувствовать, когда собака искала уехавших хозяев дачи. Музыка очень ярко передаёт настроение и состояние души Кусаки, когда она опять одинока. Музыка помогает представить метания собаки, её бег к вокзалу и возвращение к себе на дачу).

- Перескажите дальнейшие события 1-ой части.

- Почувствовали ли вы авторское отношение? Какое оно? ( Автор жалеет собаку. Он с ней рядом. Он её чувствует).


- Как дальше развиваются события? (Приехали дачники. Они шумно заселяются на даче. Собака наблюдает).

- Как ведёт себя Леля? (с. 93)

- Почему собака так отреагировала на поведение девочки? (А ведь собаку всегда обижали. Она ждёт не очень ласковых действий от шумной девочки. Решает сама напасть).

- А как ведёт себя собака ночью? ( с. 93 )

- Как складываются отношения между дачниками и собакой? Найдите словосочетания, характеризующие душевное состояние собаки. ( с. 94 )

- Как вы поняли выражение «всею своей собачьей душою расцвела Кусака»?

  • У НЕЁ ПОЯВИЛОСЬ ИМЯ;

  • У НЕЁ ЕСТЬ ЕДА --- ПОХОРОШЕЛА;

  • ЛАСКА --- НЕОЖИДАННОСТЬ, ЧУДО --- ИСКАЛА, ПРОСИЛА.

  • ПОЯВИЛСЯ СМЫСЛ ЖИЗНИ – ОНА ЖИЛА ДЛЯ ДАЧНИКОВ, СВОИХ ХОЗЯЕВ.

- Но почему же тогда автор говорит, что когда она кувыркалась, прыгала и вертелась, «её тело становилось неповоротливым, смешным и жалким»?

- Какие слова Лели говорят о том, что она нескренна во время последнего общения с Кусакой? ( с. 98

- Как ведёт себя Кусака, когда люди уехали? Назовите глаголы, которыми описывает автор действия собаки. Какое состояние Кусаки передано? (отчаяние, страх, надежда) ( с. 98 )

3. Работа с презентацией.

Учитель: Есть в рассказе ещё одно действующее лицо. Это пейзаж. Какую функцию он выполняет? ( Он является фоном, где происходят действия; средством раскрытия характера; предвещает, как могут закончиться события).

  • Работа по слайдам.

  • Слайд № 4. Как описание природы перекликается с описанием Кусаки?

  • Слайд № 5. Что изменилось в жизни Кусаки с приходом весны? (Осень – пора грусти в природе. Тоскливо и одиноко собаке. Саша нарисовал собаку такой маленькой в окружающем её мире. Она с надеждой смотрит на крыльцо, на дверь и ждёт, что вдруг оттуда появится её прежняя весёлая хозяйка)


  • Слайд № 6. «Ночью собака подкралась к заснувшей даче и улеглась на своё место под террасой». Пахло людьми… она почувствовала запах душистого дёгтя, который « манил в светлеющую даль». Какое значение имеют эти слова для понимания состояния Кусаки?

  • Слайд № 7 – 8. Жёлтыми огнями загорелась осень… Частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их… Какое настроение вызывают эти строки?

4. Чтение главы 5.

  • Каким настроением проникнуто описание? Как это удаётся передать автору? (С помощью слов)

5. Слушание музыки «Кавардосси «Тоска».

  • Какую картину вы видите за звуками музыки? (Тёмную ночь. Дождь и сумрак. Никого нет кругом. Тревога. Одиночество. Краски неяркие).

  • Какие чувства собаки созвучны музыке? (Плач её собачьей души. Поиски людей, к которым собака привыкла. Тревога и безысходность).

  • С помощью каких средств это делает композитор? (с помощью звука)

  • Помогла ли вам музыка ту истину, которую искал Л.Андреев? (Да. Музыка подтверждает мысль Л.Андреева – нельзя быть жестоким. Ты отвечаешь за того, кого приручил).

- Примирилась ли Кусака со своим одиночеством? ( В основном дети сказали: нет. Невозможно забыть предательство, равнодушие).

6. А вот ещё одна история о собаке. Её написал Сергей Грубов. Называется она «Собачье сердце». (Читает ученик)

От самолёта трап отходит.

Взлохматив холку напослед,

От пса родного взгляд отводит

Его предавший человек.

А пёс ещё не понимает,

Он ждёт команды и молчит.

А самолёт уж в небе тает,

И белый след за ним кипит.

Собака села поудобней,

Где приказали ей сидеть.

Проходит время – пить охота-

Придётся потерпеть…

А к глотке подступали слёзы.

Он выполнял команду «ждать».

С такой отличной родословной

Нельзя при людях зарыдать.


И в голове его собачьей

Не умещается пока,

Что друг его сегодня бросил

И не окликнет никогда.

Уж пасть от жажды пересохла,

И мысли всё трудней собрать..

Искал в толпе лицо родное,

С надеждой продолжая ждать.

Смешались дни, смешались ночи…

И обходя его, толпа

Бросала хлебушка кусочки,

Которых ему есть нельзя.

Облезла шерсть, крошатся зубы…

Скиталец встал и напрямик –

Никто не скажет, что трёхлетка, -

На трассу выползал старик.


«Эх, люди, люди, мне вас жалко

И этот мир не для меня» -

Так думала три дня собака,

Хлебнувшая людского зла.

Собрав остаток сил и злости,

С обочины, что было сил,

Под грузовик – и к Богу в гости

Он без приказа сам решил.

7. Рефлексия.

- Совпали ли твои ожидания с тем, что было на уроке? Что ты хотел узнать?

- В начале урока мы говорили о том, что писатель утверждает, что всё живое «страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Прав ли был писатель?

- Помог ли рассказ осознать своё отношение к животным? Как?

- Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке?

- Кто сегодня оценил себя на «5»?

8. Слово учителя.

  • Что же такое милосердие? Что значит быть милосердным?

Это одно из самых красивых слов. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Бывает радостной. Бывает с заплаканным лицом. Такой бывает она при встрече с чужой бедой. Ты не можешь пройти равнодушно.

Быть милосердным или оставаться равнодушным – это твой выбор. Всё в твоих руках.

  • Послушайте притчу «Всё в твоих руках».

Жил в одном городе мудрец. Люди издалека приходили к нему за советом. Но в городе был один человек, завидующей его славе. Пришёл он на луг, Поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Пойду я к мудрецу и спрошу у него: «Какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если скажет «живая», сомкну ладони, и бабочка умрёт. Скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит. Вот тогда все и поймут, кто из нас умнее.

Так всё и случилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?»

Тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках».

Быть милосердным и сострадательным – это твой уровень развития души. Но помни, что когда-то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви».


9. Дома. Написать сочинение «Сон Кусаки».

Прочитать: Е.Носов. «Трудный хлеб», Э.Асадов «Стихи о рыжей дворняге».


Ключевые слова: милосердие, сострадание, внимание, неравнодушие, ответственность, боль души, актуальность, нравственная проблема.


Ход урока

Приложение 1 видеоролик  «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой.) Итак,  какие проблемы вы можете сформулировать?( проблема взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства)

- Вы абсолютно правы. Но самой главной, наверное, является проблема ответственности человека за судьбу братьев наших меньших

К проблеме « Человек и животные» обращались многие русские писатели. Вспомните произведения, которые повествуют о собаках.( А. П. Чехов « Каштанка»,  И. С. Тургенев « Муму», Г. Н. Троепольский  « Белый Бим Чёрное ухо» ).

–  Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами не только будем анализировать произведение Л.Андреева о верном друге человека –собаке, давать оценку поступкам персонажей, выявлять тематику и проблематику рассказа, но и попытаемся принять живое участие в этой непростой истории, попробуем повлиять на ход событий, изменить ситуацию, в которой оказалась героиня произведения – то есть, переработать рассказ.Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака»  писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

На уроке мы будем с вами употреблять слова: милосердие, сочувствие, сострадание, гуманность, ответственность. Что они означают?

  1. Словарная работа. (слайд)

Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.

Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.

  1. Проверка домашнего задания. Выборочно учащиеся зачитывают свои цитатные планы.

Примерный цитатный план:

  1. «Она никому не принадлежала».

  2. «У неё отняли ее непримиримую злобу».

  3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака»

  4. «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!»

  5. «Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».

  1. Анализ рассказа.

– Что мы узнаем о жизни собаки из первой главы рассказа?Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые?(Зачитываем из текста).

Собака была бездомной, одинокой: она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени. Жизнь ее была безрадостна: «от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, когда … она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». В одиночестве собака копила страх и злобу.

- Почему писатель не даёт ей никакой клички, а называет её она? (Автор подчёркивает безличие собаки, её ненужность.)

 – С каких пор собака перестала «доверять людям»?      Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком, который сначала хотел ее приласкать, но, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». «Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…»

 -Какое основное чувство владело собакой в этот период жизни? ( Злоба)

- Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны? ( На дачу, где жила Кусака, приехали дачники.)

- Как изменилась собака с приездом дачников? Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

Собака изменилась внешне: «длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Но не только. У нее появилось имя, она обрела смысл жизни: Кусака «принадлежала людям и могла им служить». Кусачка стала более открытой, сама «искала и просила ласки».

-Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? ( Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья).

– Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь? Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…»

– Как воспринимали дачники Кусаку? На даче Кусаку воспринимали как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумывались над истинными чувствами собаки. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях».

-Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой? ( Они тоже счастливы, Кусака доставляет им радость, веселье. « Не проходило и часа, чтобы кто-нибудь из детей не позвал Кусаку.)

-В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище  не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? ( Люди приручили Кусаку. Она стала ручной и домашней, но в то же время гордой и независимой).

- Найдите в тексте фрагмент, соответствующий тому, что вы видите на экране.

4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». Какой троп использовал автор и с какой целью? ( Это метафора и олицетворение. Они усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже будто сама природа грустит вместе с собакой).

Что произошло в 4 части рассказа?

– Почему дачники не взяли с собой в город собаку?( Зачитать диалог из рассказа)

Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остались безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки. «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя», – приводила свои аргументы мама Лели. Да и непрестижно держать дворовую собаку в городе: «…предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит».

– Почему Леля не простилась с собакой перед отъездом? Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.

 – Зачем Андреев вставляет в рассказ  эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

Работа над пятой частью рассказа.

- Как теперь выглядит собак? (Промокшая, грязная)

- Как она ведёт себя?

- Как природа усугубляет состояние собаки?

- Почему собака выла? Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась  и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.

-Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? ( « Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение  этого  глагола?

  ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль. «Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.

 – Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)

 – Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)

– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?Скорее всего, нет.

- Какую роль в передаче настроения собаки играет описание природы?

(Когда Кусака одинока – в природе всё мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима,то вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. Зачитать отрывки: «Наступила весна…гл. 2;«Поднялся часты дождь…» гл. 5)

– Какова тема произведения?Тема взаимоотношений человека и животного. Тема добра, милосердия и сострадания.

– Какую проблему поднимает автор рассказа?Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.

Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.

Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны.

  1. Творческая работа в группах. (Приложение 2)

– Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?

– Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка?

– Как же нам сделать, чтобы Кусака обрела настоящий дом, друзей, сохранила любовь и доверие к людям?

Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом.

Итак, начнем работу.

– Скажите, что хочется изменить в рассказе, прежде всего?Конечно, финал произведения.Чтобы изменить финал рассказа, нам нужно изменить самих людей, в данном случае – Лелю и ее маму.А может, включить в произведение новых персонажей, которые смогут повлиять на решение мамы?

Первая группа Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа и обыграйте его.

Вторая группа Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации. Обыграйте новый финал рассказа.

Третья группа Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.

  1. Работа с таблицей «Характеристика Кусаки, когда она одинока и когда она любит и любима». (Приложение 3)

  1. Заключительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы размышляли над проблемой взаимоотношения человека и животных. Мы определили главное:   нужно быть в ответе за тех, кого мы приручили. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология – сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. Мы должны быть добрыми и милосердными.

-И в заключение предлагаю вам прислушаться к стихам  Эдуарда Асадова и Бориса Владимировича Заходера (Приложение 4)

Глаза покинутой собаки  Мне снятся ночью... как тут быть? 
Ее обидеть может всякий  И даже попросту убить. 
Для комнатных нужна порода,  А для дворовых - злобный нрав 
Ее обидела природа  Достоинств этих ей не дав 
Хозяева прогнали прочь,  И я не в силах ей помочь! 

В моей квартире коммунальной  Она помехой будет всем. 
Но плач ее призывный, дальний  Мне душу вымотал совсем! 
И вот, настойчиво и глупо  Я всех прошу, забыв покой 
Плесните ей немного супу!  Погладьте ласковой рукой. 
Хоть на часок пустите в сени!  Пускай погреется она! 

Она поймет, она оценит,  До смерти будет вам верна! 
О, одиночество огромность  И невозможно потерять 
Собачью вечную готовность  Любить, служить и доверять 
Пусть человек добрее будет!  Не прихоть это, не пустяк 
Внимательно вглядитесь люди  В глаза покинутых собак! 
(Эдуард Асадов)

Вы смотрели бездомной собаке в глаза? Вы когда нибудь видели столько печали ?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза. Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили:"Мы в ответе за тех..." Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех, Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет, Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ! И на голову руку положит...
(Борис Владимирович Заходер)

  1. Прослушивание песни Ю. Шатунова «Бездомный пёс». (Приложение 5)

  1. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос «Над чем меня заставил задуматься рассказ Леонида Андреева?»

3


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее