30
БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии
Кафедра филологии
Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях реализации концепции ФГОС.
Выполнил слушатель курсов
повышения квалификации,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Среднетатмышская ОСШ »
Канашского района Чувашской Республики
Федотова Лидия Калистратовна
ЧЕБОКСАРЫ
2017 год
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ФГОС
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Теоретический анализ проблемы…………………………………………………….8
1.1 Национальный воспитательный идеал............................................................................... 8
1.2 Цель и задачи воспитания школьников..............................................................................10
1.3 Духовно-нравственное развитие гражданина России.......................................................11
1.4 Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего
образования.................................................................................................................................13
2. Воспитательные программы и подпрограммы целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы…………………………………………16
2.1 Урочная деятельность………………………………………………………………………16
2.2 Внеурочная деятельность…………………………………………………………………..21
2.3 Внешкольная деятельность………………………………………………………………...21
2.4 Семейное воспитание………………………………………………………………………22
2.5 Изучение культурологических основ традиционных российских религий……………23
3.ФГОС – основной инструмент управления процессами воспитания и социализации учащихся…………………………………………………………………..24
3.1 Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании………………..28
4.Заключение..........................................................................................................................29
5. Список использованной литературы........................................................................30
Введение
Сегодня мы часто слышим слова «духовность», «нравственность»… А что значат эти слова?
В словаре русского языка С.И. Ожегова «Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». «Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».
И.А. Ильин, рассматривал «духовность» как наличие духовного начала в человеке, которое является смыслом существования любой личности. Среди истоков духовности И.А. Ильин называет чувство стыда, чувство долга, порывы совести, любовь, потребность в красоте и сострадании. Но в качестве наиболее важных и вечных духовных основ человека он выделял веру и любовь. При это
В м ученый обращается к нравственному опыту человека, рассматривая его как необходимое условие и в то же время средство духовно-нравственного воспитания. Актуальность прблемы духовно-нравственного воспитания учащихся связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире школьник живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный),
способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:
1. Организация образовательного процесса.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнований, экскурсий, путешествий, спектаклей, коллективных работ…
3. Проблемные ситуации.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5. Чувство юмора.
6. Ситуация успеха.
Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.
Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений.
Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.
Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.
Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.
Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения. Системно-деятельный подход предполагает использование на уроках приема «шести ролей»: «автор», «читатель», «критик», «теоретик», «художник», «историк». Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)
Цель исследования: выявление путей и способов, реализующих Программу духовно-нравственное развития учащихся.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного развития школьников.
Предмет исследования: пути и способы реализации духовно-нравственного развития школьников.
Из выше сказанного вытекают задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы духовно-нравственного развития школьников;
2. Провести анализ документов - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, Основы религиозной культуры и светской этики.
3. Выявить пути реализации Программы духовно-нравственного развития, воспитания учающихся.
4. Описание способов организации духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе учебной деятельности.
Методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ Программы духовно-нравственного развития, воспитания учающихся общего образования (ФГОС ОО).
1. Теоретический анализ проблемы
1.1 Национальный воспитательный идеал
Проблема воспитания школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть «встроенным» в какую-либо систему. Но воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.
Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.
В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.
Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становится личностью только в обществе. Необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.
В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее не может сопровождаться разрывом с прошлым. Патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Россию, но по гражданскому долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед историей, современниками, потомками. Модернизация России не самоцель, а способ сделать жизнь в нашей стране нравственнее, гуманнее, человечнее, комфортнее. Чтобы придать модернизации гуманистическое и нравственное измерение, необходимо включить в систему воспитания также традиционные для России религиозные ценности.
Россия представляет собой единое государство, единый народ, скрепленный общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.
Преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества — важнейшая национальная задача.
В соответствии с ней определяется и современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый — Закон "Об образовании". [1] В котором, сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования:
- самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
- укрепление и совершенствование правового государства;
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование общества;
- формирование духовно-нравственной личности;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Второй источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной эпохи.
1.2 Цель и задачи воспитания школьников
Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражаетосновные направления развития личности.
Личностная культура:
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — »становиться лучше«;
сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;
развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.
Социальная культура
сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;
забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
Семейная культура
сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
бережное отношение к жизни человека, продолжение рода
1.3 Духовно-нравственное развитие гражданина России
Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны. Законопослушание, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений непосредственно зависят от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в жизни и общественной деятельности. Духовно-нравственное развитие гражданина есть развитие России, осуществление процесса модернизации страны в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.
Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.
1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.
2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.
Задача духовно-нравственного развития гражданина России может быть осуществлена посредством последовательной интеграции личности школьника в культуры составляющих российское общество социальных групп, в те этнические и религиозные традиции, которые существуют в нашей стране, а также в те, которые имеют общероссийское и мировое значение.
Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:
семейной жизни;
культурно-регионального сообщества;
культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
российской гражданской нации;
мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.
Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».
Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина — принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить. Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства российских народов, осознающий их значимость, особенности и единство в судьбе России.
Открытость миру, толерантность к другим культурам — важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России.
1.4 Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования
В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий». В качестве важнейших национальных приоритетов были названы ПАТРИОТИЗМ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ. Воспитание в российских школах должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне его. Эти категории необходимо поставить во главу угла современной гуманитарной, образовательной политики. Российский народ вправе гордиться своим именем, а государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе, средствами образования.
Первоочередная задача воспитания в общеобразовательной школе — развитие личности гражданина России — не локализована исключительно в учебно-воспитательном процессе. Для ее осуществления необходима гражданская позиция педагогического коллектива школы. Российская идентичность не будет сформирована у школьников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников. Необходимо последовательно и терпеливо взращивать национальную воспитательную культуру школы и ее социально-культурного окружения.
Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше:
1.ПАТРИОТИЗМ;
2.СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ;
3ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ;
4.ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ;
5.СЕМЬЯ;
6.ТРУД И ТВОРЧЕСТВО;
7.ПРИРОДА И ИСКУССТВО;
8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
Программы воспитания и социализации имеют комплексный характер. Каждая разделяется на ряд подпрограмм согласно соответствующей системе ценностей. Подпрограмма получает свое название от той базовой ценности, принятие которой школьником она должна обеспечить. Например, воспитательная программа «Гражданственность» включает в себя подпрограммы: «Правовое государство», «Долг», «Закон», «Правопорядок», «Гражданское общество», «Межнациональное согласие». Таким же образом структурируются и иные воспитательные программы.
Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. Что есть ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ДОЛГ, ЗАКОН, ПРАВОПОРЯДОК, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ? Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
общеобразовательных дисциплин;
произведений искусства и кино для детей и юношества;
периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
традиционных российских религий;
фольклора народов России;
истории своей семьи;
жизненного опыта своих родителей и прародителей;
общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
других источников информации и научного знания.
Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
2. Воспитательные программы и подпрограммы целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы
Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:
1.Урочная деятельность;
2.Внеурочная деятельность;
3.Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
4.Семейное воспитание;
5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.
2.1 Урочная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности.
Значительная роль в воспитании и обучении принадлежит учителям, преподающим предметы гуманитарного цикла, особенно литературу. Ведь преподавание литературы в школе играет важную роль в подготовке учащихся к жизни. Мы живём в такое время, когда наблюдается дефицит духовности, падение нравственности, утрата милосердия, жестокость и зло берут верх над добром и порядочностью. Поэтому я считаю, что для учителя литературы воспитание нравственности у учащихся становится одной из главных задач, как на уроке, так и вне урока, конечно, не злоупотребляя процессом обучения. На уроках литературы я стараюсь научить ребят идейно-художественному, лингвостилистическому анализу лирических произведений, эпических текстов и понимать теорию литературы, развивать монологическую речь, и всё же при всём этом обращаю внимание их на нравственные моменты художественного произведения.
А. Твардовский очень точно назвал уроки литературы «уроками нравственного прозрения». Общая задача нравственного воспитания - сформировать у ребенка убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др. Именно на уроках литературы ребенок учится отличать добро от зла, видеть положительные примеры героев книги и таким образом, воздействовать на свою душу, свое самосознание.
Избрание положительного героя – непреходящая ценность нашей литературы, одна из лучших ее традиций. Подростковый образ – время быстро меняющихся оценок, суждений, увлечений. В этот период ребята хотят как можно больше узнать об окружающей жизни, почувствовать значительными, авторитетными среди товарищей. Именно эти особенности и дают широкие возможности для воспитания на примере положительных героев. Школьники восхищаются былинными героями, героическими личностями, совершающими подвиги в труде, науке, бою.
Учитель литературы должен учить учащихся на уроках видеть в человеке не внешнюю красоту, а внутреннюю, жить и трудиться не только для себя, но и для других.
Огромное значение в духовно-нравственном воспитании имеют сказки.
Сказка “Бой на Калиновом мосту”, где главный герой Иван, крестьянский сын, настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости.
По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» очень близка к русским народным сказкам. Помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.
В работе над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» можно использовать слова антонимы, дающие характеристику героя:
Царица Царевна
Гордая смиренная
Работа со словарем В.И.Даля. Словарь Даля объясняет: смирение паче гордости. Гордым людям Бог противится, а смиренным дает благодать.
Своенравная сдержанная
( Делающая все по-своему, на свой лад, чтобы другие подчинялись этому порядку)
Гневная, милостивая, кроткая.
Где гнев, там и милость. Покорное слово гнев укрощает.
Ребята, ссылаясь на поступки героев, составляют короткий рассказ о царевне или царице с элементами характеристики, определяя положительные и отрицательные человеческие качества героинь.
Литературная сказка Х.К.Андерсена “Снежная королева” глубоко любима детьми. Ученики, узнав о писателе Андерсене, что он был некрасив и хорошо знал это …, рассуждают о красоте внешней и внутренней. Интересен для них поступок писателя, когда он, вынув алую розу, дарит ее самой некрасивой девочке судомойке, она была к тому же хромая, как утка…
Описывая облик Снежной Королевы и Герды, вместе с учениками отвечаем на вопросы:
Какие душевные качества отразились в облике Снежной Королевы и Герды? Можем ли мы сказать, что и Герда, и Снежная королева любили Кая? А Кай? Каков он? Кто победит в этой неравной борьбе? Разве мог добрый автор своих героев отдать злым силам?
Эта сказка учит детей добру и любви, добро торжествует над злыми силами. После изучения темы провожу творческую работу по написанию сказки собственного сочинения.
Изучая «Слово о полку Игореве», говоря о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, обращаю внимание девятиклассников на рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии. Разбираем это на примере князя Игоря. Именно эти названные качества героя привели к новым страданиям Руси.
И таких примеров в литературе много.
Анализируя рассказ «Попрыгунья» А. П. Чехова, отмечаем нравственную красоту и величие врача Дымова. Этот герой идёт на помощь людям, даже когда у него большое личное горе, и он сам имеет право на отдых и человеческое сочувствие.
Чехов не даёт прямых авторских оценок Дымова ни как врача, ни как человека, почти не говорят о нём и герои рассказа. Но на протяжении всего повествования разбросаны краткие авторские замечания, помогающие понять и величие героя, и силу любви его к людям.
На уроках литературы при изучении художественных произведений учитель должен убедить учащихся внимательнее относиться к другим, становиться требовательнее к себе.
Учебной программой предусмотрено немало произведений, где показаны взаимоотношения отцов и детей, то есть старшего и младшего поколения в семье. Это произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К. Бальмонта, А. Белого, И. Бунина, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, И. Бунина.
Можно остановиться на таких произведениях, как «Живи и помни» В. Распутина, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, которые несут большой нравственный заряд, не оставляют читателя равнодушным, заставляют сопереживать, учат преодолевать трудности, верить в победу Добра и Разума, а также жить по человеческим законам.
Тема Великой Отечественной войны стоит в особом ряду. Величие духа, самоотверженность, героизм видны в произведениях М. Шолохова «Судьба человека», В. Кондратьева «Сашка», Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Литература направлена, прежде всего, на духовно-нравственное воспитание учащихся. Основная цель учителя литературы – научить учающихся определению проблематики и идейного смысла изучаемого произведения, опираясь на субъективный опыт ребёнка, и на основе рефлексии формировать потребность в самодиагностике, самопознании, самосовершенствовании. Другими словами, познавая литературу, дети имеют возможность познать и оценить самого себя.
В работе можно применять несколько типов проектов: исследовательские, творческие, индивидуальные и групповые.
Формы проектов в урочной деятельности в 5 -11 классах:
«Поэты пушкинской поры» (9 «А»), защита на уроке (группа)
«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…».
Конкурс презентаций о жизни и творчестве А.С. Пушкина (10 класс).
Ребята выступают не только в роли авторов, но и дизайнеров работ.
Применение метода проектов на уроках литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует мотивации учащихся к учебной, творческой деятельности, повышает качество знаний, самооценку учащихся, развивает навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
Изучая в 5 классе сказку «Тёплый хлеб» К. Паустовского, стараюсь убедить учащихся, что положительные качества в человеке всегда одерживают превосходство. Так и Филька (главный герой) сумел разжечь в своём сердце искорку доброты, сострадания к солдатскому коню. А помогла ему в этом бабушка, которая рассказала ему поучительную сказку. После этой истории Филька кормит коня тёплым хлебом, и беды в деревне прекращаются.
Ставится вопрос детям:
- Каким добрым делам и поступкам учат ваши родители, дедушки и бабушки?
- Какие истории, рассказанные взрослыми, помогли выбрать вам правильное решение?
Обычно со всех сторон сыплются истории, примеры о том, как нужно относиться к людям, животным. И тут же ребята приходят к выводу, что родные их учат добру, любви, состраданию, ведь в жизни без этих качеств не прожить.
Обратимся к фрагменту урока литературы в седьмом классе. Изучая произведение А. С Пушкина «Станционный смотритель», ставится цель: выявить у ребят чувство ответственности за близких им людей. Достичь осмысления внутреннего мира героев, их поступков помогают вопросы по тексту:
Права ли Дуня, что уехала из дома?
Как отреагировал отец(С. Вырин) на отъезд Дуни?
Вспоминала ли Дуня об отце в Петербурге?
Как вела себя Дуня на кладбище?(Обращаю внимание на глаголы легла и лежала)
Конечно, ребятам этого возраста хочется видеть конец повести счастливым. Воспользовавшись этим, можно использовать элементы урока- гипотезы, то есть, начать вопросы со слов: «Что было бы если…
Вопросы:
- Что было бы, если станционный смотритель был принят в доме Минского, как гость?
- Что было бы, если Дуня уехала с согласия отца?
-Что было бы, если приехала навестить отца после появления его в Петербурге?
Такие вопросы выявят ответы, которые утвердят в сознании подростков понятия о милосердии к людям.
Выше было сказано о том, что жизненный опыт ученика нужно соединять с жизнью персонажей. Поэтому заводится разговор о том, как относятся ребята к родителям. Прошу их подумать минуту о том, всегда ли были справедливы ребята с ними. Как поступят они, когда родители будут преклонного возраста. Затем предлагаю всем ребятам помолчать, включая медленную музыку и предлагая мысленно попросить прощения у родителей за плохие свои поступки.
Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.
Филологи, как никто другой, понимают, что уроки литературы – это уроки добра, на которых кроме выявления в произведениях конкретно-исторического смысла и общечеловеческого содержания развивается эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение.
2.2 Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:
общешкольные или семейные праздники;
коллективные творческие дела;
«Христос рождается – славите», Пасхальный концерт «Воскресение Твое, Христе! Славим!»,интеллектуальные викторины;
конкурсы; «Живое слово о Творении Божьем», Всероссийский конкурс сочинений, конкурсы чтецов «Герой нашего времени», «Служу Отчизне», конкурсы стихов собственного сочинения «Мы дней тех не забудем никогда», «Волшебное русское слово», «Живая классика», Мироносицкие чтения
диспуты по прочитанным мной и/или детьми книгам, например, по книге А. Ткачева «Ступени к небу», Т.Шевкунова «Несвятые святые», В.Николаева «Безотцовщина».
2.3 Внешкольная деятельность.
Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения. Например, дети могут участвовать в реализации социальных проектов «Сохраним малые реки», «Чистота моих улиц» и т.д.
В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:
трудовые и экологические десанты по уборке территории, берегов рек и озер
экскурсии – в музей, в парк, в лес
благотворительные или гражданские акции - сбор макулатуры, акция для детей детских домов «Собери портфель в школу»
военно-патриотические мероприятия - смотр строя и песни, Вахта памяти, конкурсы сочинений на патриотическую тему, классные часы с приглашением ветеранов войны и труда.
Экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи и другие полезные дела организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание.
2.4 Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Например, в рамках подпрограммы «Бережливость» одно из заданий может быть названо «Мой семейный бюджет». Для его выполнения школьник с помощью родителей определяет статьи семейного бюджета, расходы по ним за месяц, составляет свой собственный бюджет (расходы на школу, одежду, развлечения и т.д.), оптимизирует свой личный бюджет в рамках бюджета семьи, определяет возможности экономии родительских средств, их рационального использования. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.
Формы работы с родителями:
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лекторий для родителей.
- Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
- Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
- Совместно организованные с родителями праздники.
2.5 Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы. На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания (учебный, внеучебный, внешкольный, семейный), согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, распространяются единые требования. Все компоненты воспитательного пространства общеобразовательной школы призваны обеспечивать достижение единой цели - духовно-нравственное развитие личности гражданина России.
3. ФГОС - основной инструмент управления процессами воспитания и социализации школьников
Основным инструментом государственно-общественного управления процессами воспитания и социализации школьников является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Одна из основных идей, на которых он выстраивается, — стандарт как общественный договор. Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что они в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедура принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании.
Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы. Необходимо активно включать в этот процесс семью, традиционные российские религиозные организации, общественные организации, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальной работы. Это требует учета их интересов, общественных позиций, согласия в целях, ценностях и подходах к воспитанию российских школьников, что возможно, в том числе, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Стандарт открывает перед социальными субъектами возможности участия в управлении процессами воспитания и социализации детей и молодежи и сам выступает эффективным и постоянно действующим механизмом консолидации российского общества.
Единство федерального образовательного пространства — приоритет государственной образовательной политики. Оно поддерживается Стандартом с помощью единых требований к образовательному процессу, а также базовую систему общенациональных духовных ценностей, которые могут быть определены в фундаментальном ядре содержания общего образования. Система общенациональных ценностей лежит в основе концепции единой российской нации и выражает готовность основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и смыслов в решении общенациональных задач, среди которых — воспитание детей и молодежи. Достижение согласия в вопросе о базовой системе национальных ценностей, фиксируемых Стандартом, позволит укрепить единство федерального образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Базовая система ценностей определяет процессы воспитания и социализации в рамках инвариантной части базисного учебного плана. Участники образовательного процесса в границах вариативной части учебного плана могут разрабатывать и осуществлять дополнительные программы воспитания и социализации школьников. Будучи компонентами целостного образовательного пространства России, они должны обеспечивать:
углубленное усвоение обучающимися базовых национальных ценностей на материале этнических и региональных культур;
дополнение базовой системы национальных ценностей через диалог и углубленное изучение культур народов России; удовлетворение социокультурных потребностей обучающихся и их родителей.
Концепция гражданской нации, включающая систему базовых общенациональных ценностей, не имеют ничего общего с её единообразием и ценностной, духовной, социальной унификацией. Единство нации достигается в диалоге различных социальных сил и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в том числе — воспитывать новые поколения россиян. Развитие культур народов нашей страны возможно лишь при условии существования и развития самой России, в противном случае это уже будут какие-то другие культуры и народы. Поэтому культурный, этнический, религиозный плюрализм реально достижим лишь при наличии общенациональной основы для политической, социальной, экономической жизни, диалога и расцвета культур всех народов нашей страны.
В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося лежит убеждение педагогов в том, что школа — это не только место, где можно получить новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом культуро-социо-педагогического пространства развития личности гражданина России. Она должна стать средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.
Воспитание в школе — это не особая педагогическая, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимся настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни. Соответственно и педагогическое управление воспитанием должно охватывать все компоненты и сферы школьного образования, а также семейное воспитание и внешкольную социокультурную деятельность.
Задача управления воспитанием в школе, в сопоставлении с последующими ступенями общего образования, решается органично в силу того, что классный руководитель является и основным организатором школьной жизни учеников. Последний аспект его деятельности следует значительно усилить. Это можно сделать, придав существенно большее педагогическое значение проводимому раз в неделю классному часу. Он становится классным воспитательным часом и уже не столько возможностью реагировать на спонтанно возникшие педагогические ситуации, сколько системой планомерной организации жизни детского коллектива. Классный руководитель обеспечивает:
-педагогическую поддержку решения школьниками межпредметных воспитательных задач;
-подготовку и проведение внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий;
-участие в добровольных детских разновозрастных организаций различной направленности;
-координацию программ семейного и школьного воспитания;
-содействие в решении индивидуальных проблем духовно-нравственного развития детей.
На ступени основного общего и полного общего образования управление воспитанием усложняется. Если в начальной школе воспитательное пространство в основном ограничено школой и семьей, то в средней и старшей школе существенно возрастает значение программ социализации школьников. В пространство духовно-нравственного развития ученика дополнительно включаются такие социальные субъекты, как традиционные российские религиозные организации, национально-культурные, ветеранские, военно-патриотические, экологические и иные общественные организации, учреждения культуры и спорта, детско-юношеские и молодежные организации. В присвоении школьниками базовых национальных ценностей большую роль начинают играть социальные и культурные практики, предусматривающие участие школьников в решении актуальных социальных, экологических, экономических, культурных и иных реальных проблем села, района, города, региона. Организация воспитательного процесса в системе «школа — семья — социум», очевидно, потребует возвращения в общеобразовательную школу профессиональных педагогов-воспитателей.
Важным условием педагогического управления является получение объективной информации о реализации программ воспитания и социализации школьников. Результаты освоения таких программ диагностируются в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований и в таком качестве являются основанием для принятия управленческих решений. Такие исследования позволяют получать информацию об уровне освоения самих программ и обобщенные данные о моральной атмосфере в школьных коллективах. Оценка личностных достижений школьников в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять с помощью портфолио.
Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио составляется по каждой воспитательной программе и разделяется по ступеням образования: начальная, средняя и старшая школа. В портфолио осуществляется последовательное накопление результатов выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы. Портфолио — нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении культурных и социальных практик. Оно представляет собой педагогически спроектированную и методически организованную индивидуальную подборку материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в освоении определенных духовных ценностей в рамках воспитательной программы. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития школьника открытым, объективным и корректируемым со стороны педагогов и родителей. В сочетании с личным «заявлением о ценностях» портфолио предоставляет учащимся широкие возможности для нравственной рефлексии.
Единство социального и педагогического управления воспитанием российских школьников может быть достигнуто посредством возрождения детско-юношеских и молодежных движений. Они, как и любое социальное движение, должны иметь исторически значимые цели и программы их достижения. Возможности для создания таких программа открывает система базовых национальных ценностей и приоритетов, составляющая смысловую основу, формирующейся в настоящее время государственной «идеологии, в центре которой — человек» (Д.А.Медведев).
3.1 Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании
Перед человечеством всегда вставали проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, предназначения человека. В определенный период своей жизни каждый из нас задумывается над вопросами: кто я? зачем я живу? что будет после меня? Поиск ответов на эти вечные вопросы и достижение определенного понимания основ человеческого бытия составляет суть духовно-нравственного развития человека. Самые полные ответы на эти важнейшие вопросы человечности во многих случаях давала религия.
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты: научный, художественный, религиозный и др., — а также виды образовательной деятельности: учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др. — согласованно обеспечивали воспитание человека, гражданина и патриота. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., — а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина.
Вопрос, следовательно, состоит не в том, может ли религиозная организация участвовать в воспитании и социализации школьников. Не только может, но и должна в силу того, что это часть ее миссии в мире. Религия способны обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали.
Необходимо педагогически интегрировать традиционные российские религиозные организации, конфессии в возрождаемую в настоящее время государственно-общественную систему воспитания и социализации детей и молодежи.
С начала 1990-х гг. в содержание образования на уровне как регионального (национально-регионального), так и школьного компонента Государственного образовательного стандарта общего образования стали вводиться отдельные модули, курсы по истории и культуре традиционных для России религий: «Основы православия» («Основы православной культуры»), «Основы ислама», «Основы буддизма», «История мировых религий» и др. переподготовке преподавателей.
Заключение
Воспитание свободоспособного человека — ответственной личности — предусматривает развитие у него с малых лет умения пользоваться своими силами: духовными, культурными, общественными, семейными, — а также создание такой социальной среды, в которой возможна полноценная реализация его жизненного потенциала. В воспитании свободоспособности в равной мере, но с разными возможностями участвуют школа, семья, государство, религиозные организации, СМИ и другие социальные институты.
Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Список использованной литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
2. Ломоносов М.В. Для пользы общества. М., 1990. С. 42
3. Ожегов С.И. ,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН.; Российский фонд школы;- 2-е изд., испр. и доп.- М.:АЗЪ,1994-928с.-ISBN
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.-31с.
5. "Приобщение к искусству слова". М, 1990 год.
6. "Литература и нравственное воспитание личности". М., 1980.
7. Титова Е.Г. Духовно – нравственное воспитание в условиях современного образования. – www/nsportal/ru.
8. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / «Воспитание школьников», №2 -2012.
9. Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах РФ.