Тавенко Надежда Кондратьевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Школа № 120 города Донецка», Донецкая Народная Республика.
Послушайте: Маяковский
/ Методическая разработка - творческий зачёт (итоговый урок) в 11 классе
по изучению творческого пути поэта /
Я уже привык видеть в нём
первого поэта поколенья. Время
показало, что я не ошибся
Б.Пастернак
Данная разработка входит в систему уроков литературы с интегрированным преподаванием предметов гуманитарного цикла (литература, история, мировая художественная культура).
Ключевые слова: экспромт, экспромтом, лубок, шарж, книжная графика,
коллаж, авангард, конструктивизм, структура
Цели урока: создать благоприятную атмосферу раскованности и доброжелательности на уроке для самовыражения, выработать осознанное отношение к искусству, расширить представление учащихся о творчестве поэта Серебряного века, способствовать обогащению литературной компетенции и словарного запаса слов учащихся, воспитывать внимание к художественному слову и интерес к чтению в целом, развитие творческих способностей учащихся.
Наглядность: книги В. Маяковского, фотоальбомы, иллюстрации художников, портреты литераторов, творческие работы учащихся.
Словарная работа /пояснение слов на доске/
Экспромт – речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения, исполнения, импровизация.
Экспромтом - сразу, без подготовки.
Лубок - старейший жанр графики, служивший на протяжении веков «книгой» для неграмотных людей.
Авторская монограмма - вязь из двух или более букв.
Шарж – шуточное или сатирическое изображение кого- либо с карикатурным подчёркиванием наиболее характерных внешних черт.
Книжная графика - искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок (иногда - с применением цветовых пятен).
Коллаж - в изобразительном искусстве: наклеивание на какую - н. основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким образом
Конструктивизм - направление в искусстве xx века, стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм.
Структура - строение, внутреннее свойство.
Авангардизм - общее название разных течений в искусстве XX века, отходящих от реализма и ищущих новые формы художественного выражения.
Ход урока
Беседа учителя с учащимися (приём «Микрофон»)
- С каким настроением вы готовились к уроку?
- Ваши первые впечатления при подготовке к творческому зачёту
Вступительное слово учителя, сообщение темы и эпиграфа урока.
Удалившись от «серебряного века» на семь с лишним десятилетий, мы различаем то общее, что позволяет объединить вчерашних противников, представителей различных литературных направлений: все они опираются на искусство. Каждое из искусств развивалось не изолированно, а в теснейшем взаимодействии с другими искусствами. Синтез искусств коснулся творчества и самого Маяковского.
Всякое свидетельство о великом поэте драгоценно для потомства. Казалось бы, всё уже известно о В.В.Маяковском, изданы «первый» и «второй» слои творческих и биографических материалов поэта, но вот мы вновь встречаемся с Маяковским. Новое о поэте – штрихи, детали, наблюдения, воспоминания, записи мемуарного характера не только интересны сами по себе - они необходимы для воссоздания полной и достоверной картины жизни и творчества Маяковского. Ваше участие в проведении творческого зачёта поможет сделать образ Маяковского живым и близким. Нам также сегодня предстоит ответить на главный вопрос: Что волнует в Маяковском и что оставляет равнодушным?
Презентация результатов творческой работы представителями групп «литературоведов», «искусствоведов», «художников», участников литературного кружка, «литературных критиков». При необходимости представители групп знакомят учащихся с новыми словами - терминами
Учитель. С первого появления на форуме русской поэзии Маяковский обратил на себя удивлённое внимание почтенной публики загадочными, ни на что известное не похожими стихами, вызывающими декларациями. Борис Ефимов, народный художник, вспоминал о Маяковском: «Маяковский просто великолепно читал свои произведения, и сравниться с ним в этом отношении не смог ни один мастер художественного слова, ни один самый знаменитый артист. И рокотание его самого красивого мощного голоса и чёткая выразительная дикция - всё это захватывало слушателей, делало доходчивыми и понятными самые «сложные» его стихи.
/Выразительное чтение наизусть стихотворений (отдельных фрагментов) Маяковского несколькими учащимися/
Учитель. Детский писатель Корней Чуковский сразу разглядел блестящую одарённость, талантливость Маяковского, его демократизм. К страницам минувшего, к дневнику Корнея Чуковского, в котором автор делится с читателями о своих впечатлениях после встреч с Маяковским, обратилась группа учащихся литературоведов. /Сообщение группы литературоведов (отдельные эпизоды из дневника Чуковского) /
Страницы минувшего. Из дневника.
Корней Чуковский много пишет о Маяковском, имя поэта встречается в его рецензиях, в статьях, в воспоминаниях, в переписке, в дневнике. Из дневника Чуковского. Писатель пишет о личных качествах поэта, встретив его в Питере в декабре 1920 года: «Бросается в глаза именно то, чего прежде никто не замечал: основательность, прочность, солидность всего, что он делает. Он верный и надёжный человек: все его связи со старыми друзьями…остались добрыми и задушевными». Чуковский пишет и о других качествах характера поэта: «Он спокоен и уверенно прост. Не позирует нисколько, рассказывает, что в Москве». Маяковского знали, ждали его выступлений: «…пёрла публика на его выступления». Писатель пишет в своём дневнике о том, как выступает Маяковский: «Я заметил, что всех радуют те места, где Маяковский пользуется интонациями разговорной речи нашей эпохи, 1920 г.: это кажется и ново, и свежо, и дерзко…Аплодисменты были сумасшедшие». Чуковский вспоминает дальше: «Многие говорили мне: «Теперь мы видим, как верна ваша статья о Маяковском!» Писатель не забывает ни одной малейшей детали о Маяковском: и, что « публика лучше откликается на его юмор, чем на его пафос», что «Хорошо читает, произнося по-хохлацки у вместо в и очень вытягивая звук о - «Маякоооуский». Чуковский восхищён Маяковским, его поэзией: «Я любил его стихи, чуя в них, в глубинах, за внешним, и глубины, и лирику, и вообще большую духовную жизнь». В своём дневнике автор пишет и о значении творчества Маяковского в литературе: «…он был из тех, которые говорят в литературе ОГРОМНОЕ Слово».
/Знакомство с «литературными визитками» о Владимире Маяковском, чтение фрагментов понравившихся произведений Маяковского учащимися группы «литературоведов»/
Комментарий учителя. Безусловно, Чуковский Корней Иванович всегда с теплотой отзывался о Владимире Маяковском. В своей переписке он всегда откликался на книги о Маяковском и переводы его стихов, на посвящённые ему выставки и журнальные публикации.
Напоминанием далёкого времени, которое живёт и в наши дни, являются экспромты Владимира Маяковского. /Сообщение представителей группы «литературных критиков»/
Экспромты В.Маяковского
Поэт создавал стихотворные экспромты с лёгкостью и охотой. Сыпал ими налево и направо. В любой обстановке и по любому поводу, начиная с детской импровизации:
Мама рада, папа рад,
Что купили аппарат
Один из современников поэта, Сергей Спасский, рассказывал: «Ценя неожиданно образующуюся рифму, Маяковский извлекал её со сверкающей лёгкостью. Разбрасывал рифму щедро, подчас как серпом подрезая противников.
Есть много вкусов и вкусиков.
Одному нравлюсь я, а другому - Кусиков
Были среди экспромтов обычные, нейтральные, задумчиво недоумённые, иронические и беспощадные, саркастические. Экспромт Маяковского мог быть маленькой одой, случайная рифма превращалась в целую картину:
Экспромты были разные: остроты, ироническая ода и эпос, объявление, призыв и лозунг, дарственная надпись, пародия, марш. Мы попытались написать свои экспромты.
/Презентация творческих работ (экспромты на темы школьной жизни) представителей группы «литературных критиков»./
Милые и
добрые
детишки
День за днём
вершат
дела:
Зрелищно и ярко
расписывают
книжки,
Оставляя
автографы
на века
Комментарий учителя. Конечно, нельзя утверждать, что все экспромты - великие поэтические произведения, но их написал Маяковский, и в этом их ценность. Изучение экспромтов Маяковского поможет расширить корпус сочинений поэта и понять «экспромтный» характер многих его произведений. Их достаточно в «Красноармейской азбуке», а тексты «Окон РОСТА»? А рекламные тексты?
Как поэт своего времени Маяковский осознавал, «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому и настают «дни и ночи РОСТА».
«Дни и ночи РОСТА»
/Сообщение группы художников и презентация творческих работ/
В первые годы после Октября Маяковский пишет мало стихов: занимается пропагандистской и организаторской работой. Он пишет плакаты и подписи к ним. Это были годы величайшего напряжения. Все работы были написаны «на злобу дня». Это была агитационная работа. Маяковский считал, что «Агитация должна быть конкретной». Маяковский сделал самый смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов. «Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей»,- пишет поэт.
Плакаты готовились вручную, вывешивались в людных местах.
/Защита творческих работ не темы сегодняшнего дня с использованием отдельных фраз Маяковского (демонстрация плакатов, выполненных коллективно)/
«Я смотрю,
и злость
меня берёт
На укрывшихся
за каменный фасад».
На тех, с сигаретой,
кто себя
не бережёт,
Решив
со здоровьем
идти в разлад
Учитель. Маяковский - один из самых талантливых сатириков XX века. Его драматургические произведения носят преимущественно сатирический характер. «Театр должен «врываться в жизнь»,- считал поэт. Маяковский развивает традиции народного театра, стремится приобщить народ к высокой художественной культуре.
/Выступление группы «театральных критиков» и «актёров», инсценировка эпизодов драматургических произведений поэта/
Театр должен «врываться в жизнь»
Талант Маяковского - сатирика раскрылся в последних драматургических произведениях. Драматургия поэта раскрывала мещанство и бюрократизм общества. В своём театре Маяковский требовал публичности и зрелищности. Это был публицистический театр, в котором Маяковский использовал преувеличение, гротеск, элементы фантастики. Особо выделяются его пьесы: «Клоп» и «Баня».
Маяковский понимает живучесть пережитков прошлого, которые не меняются, а только приспосабливаются к новым условиям.
/ Инсценировка эпизодов пьесы «Клоп». (Картина 1. «В универмаге»; картина 2. В « Молодняцком общежитии»). Коллективное обсуждение сценической игры актёров, беседа по содержанию пьесы./
Комментарий учителя. «Баня» - итог творческих исканий и открытий Маяковского - драматурга. Политическая идея пьесы - борьба с пережитками прошлого. Игорь Ильинский, чья игра восхищала Маяковского, в своих мемуарах писал: «После спектакля, который не очень тепло был принят публикой, он стоял в тамбуре вестибюля один и пропустил мимо себя всю публику, прямо смотря в глаза каждому выходящему из театра». Но время вернуло к жизни обе пьесы. Через три года пьеса увидела свет рампы. И «Клоп» и «Баня», прочитанные заново современными режиссёрами, теперь прочно вошли в репертуар многих театров.
/Сообщение участников литературного кружка, презентация творческой работы/ «Никогда не забуду»
Один из старых номеров журнала «Огонёк» привлёк наше внимание необычной статьёй народного художника России, Бориса Ефимова. Статья называлась: «Никогда не забуду». Художник вспоминает о выступлении поэта в 1930 году на открытии Московского клуба мастеров искусств, «…на этот вечер собралась вся Москва». Маяковский впервые прочитал вступление к новой поэме «Во весь голос». Поэт вынул из кармана маленькую записную книжку, раскрыл и, не заглядывая в неё, сказал:
- Уважаемые товарищи потомки!
И все почувствовали, что в лёгкую, весёлую атмосферу вечера вошло нечто значительное, вдохновенное, огромное
Мой стих трудом
Громаду лет прорвёт
И явится
Весомо,
Грубо,
Зримо
Все стоя долго хлопали поэту. После него никто больше не мог и не стал выступать
Мы подготовили своё обращение к Маяковскому:
/чтение творческой работы участника литературного кружка/
К тебе,
поэту
и агитатору,
обращаюсь
в мой,
в XXI век.
Поэтических
строк
новатору:
Маяковский, вы -
настоящий
Человек!
И в благодарность за то,
что «грозил,
просил,
агитировал»,
За то,
что «выпаривал
бюрократов рой»,
«прозаседавшимся»
не аплодировал.
Позволь мне
крепко
руку пожать
твою,
тому,
в ком
«сердце»
«гудит повсеместно».
Художнику,
экспериментатору
и борцу,
чьё имя
любому
известно
/Сообщение представителей группы « искусствоведов» о лубочном жанре искусства, чтение наизусть стихотворений Маяковского/
По страничкам народной «газеты»
Почему народная «газета»? Язык этой газеты был понятен всем. Он учил, воспитывал, высмеивал людские пороки и призывал к добру и красоте. С самого начала первой мировой войны в Москве, в Петрограде и многих других городах появляются издательства, выпускавшие лубки. В годы военных испытаний лубок рассказывал о подвигах русских солдат, о ходе военных событий, агитировал и призывал народ к борьбе.
В собрании Российского Государственного литературного музея хранится большая коллекция лубков военного времени - Сытина, Машистого, Кудинова, Коновалова и других. Среди лубков этого времени выделяются листы издательства «Сегодняшний лубок». Оно выпустило около 30 лубков и 32 открытки. Большая часть из них без авторов, некоторые имеют авторские монограммы. В московском издательстве не раз видели таких авторов лубочного искусства, как А.Лентулов, Д.Бурлюк, К.Малевич,
В.Маяковский.
Сам Маяковский вспоминал, как до войны вместе с Бурлюком и Каменским ездили по стране с футуристическими гастролями: Тифлис, Баку, Рязань, Калуга, Одесса. Войну он принял поначалу с «декоративной» стороны. Работа над лубками была первым шагом Маяковского в освоении сатирического жанра, конечно, он обратился к опыту русского лубка и русской сатирической графики. Его картинки по своей композиции очень просты, лаконичны по форме и по цвету. Это сцена с действующими лицами на первом плане, ровная линия горизонта отделяет небо от земли.
Немец рыжий и шершавый
Разлетался над Варшавой
Лубок Маяковского отвечал требованиям данного жанра искусства:
-простота композиции;
-изображение на листах одной или нескольких фигур, «хорового» начала;
-фигуры скомпонованы в группы;
-выразительные позы и активность мимики лиц;
-традиционная лубочная трёхцветка, не просто раскраска. Цвет делит композицию на планы. Ярко-синее небо и зелёная земля всегда служат ровным фоном для действия. Цвет подчинён форме, не нарушает её.
-персонажи Маяковского полны движения.
/Знакомство с иллюстрациями лубочного искусства В.Маяковского, презентация творческих работ этого же жанра представителями группы «художников»/
Учитель. Поэт писал о войне: «Вплотную встал военный ужас, война отвратительна,…» Появляются стихи, полные горького раздумья.
Одно из них - стихотворение «Война объявлена»:
«Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!»
И на площадь, мрачно очерченную чернью,
багровой крови пролилась струя!
Работа над лубками была первым шагом русской сатирической графики:
Лубки Малевича и Маяковского не только обогатили находками этот жанр, но и были своеобразной переходной ступенькой к жанру плаката, а для Владимира Маяковского - к «Окнам РОСТА».
Наш разговор о портретах
Портреты. Лица, давно отживших своё людей, через десятки и сотни лет продолжают повесть в веках о себе, о своей эпохе, о мире. Разговор о портретах продолжит группа искусствоведов, которая расскажет об одном из интереснейших жанров изобразительного искусства.
Сообщение представителей группы «искусствоведов»
«Шарж - искусство синтетическое…»
Это тот жанр, который сродни портрету, но требует от художника способности «вчувствования», умения физиологически ощущать и внутренне воспроизводить человека».
Лицо - это сам человек, его индивидуальность. Написать портрет - выявить его внутренний мир, характер. Шаржевые портреты привлекают к себе сразу:
-крупный план, нетвёрдый, «плывущий» контур,
-грубоватость линий - своеобразный шаржевый примитивизм, напоминающий
детский рисунок,
- ироническое простодушие,
-полная свобода выражения отношения автора к людям и лицам.
Особенно привлекают шаржи Марии Синяковой. В синяковской галерее портреты многих известных людей. Дом Синяковой (в Харькове, и в Красной поляне, и в Москве) привлекал своей открытостью, увлечением идеями литературного и художественного авангарда. Здесь бывали Хлебников, Бурлюк, Асеев, Крученых, Маяковский, Каменский. Мария Синякова - талантливая художница, участница выставок «Союза молодёжи», проявила себя в книжной графике, иллюстрировала работы Маяковского, детские книги. Среди её работ - портрет ораторствующего В.Маяковского, лиричного Есенина, грустного Пастернака и многих других.
Сам Маяковский тоже обращался к жанру шаржевых рисунков.
Демонстрация рисунков самого В.Маяковского (Е.И.Репина, В.В.Хлебникова, В.В.Каменского).
Комментарий учителя. Решение проблемного вопроса.
На сегодняшнем уроке многие из вас продемонстрировали глубокие знания не только в области теории литературы, но и искусства, а также исполнительское мастерство, искусно читая стихи. Вы показали умение творчески подходить к изучению материала, была создана обстановка, которая помогла нам лучше представить поэта, разглядеть в нём талантливую и одарённую личность, проявившую себя в разных областях искусства.
Решение проблемного вопроса (беседа с учащимися класса).
Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с мнением Бориса Пастернака, назвавшего Владимира Маяковского «первым поэтом поколенья»?
Что волнует в Маяковском и что оставляет равнодушным вас?
В результате беседы с учащимися появляется на доске следующая запись:
Волнует: Оставляет равнодушным:
-новаторство, талант - участие в декларации футуристов
-тонкий лиризм, ранимость - грубость и нигилизм
-душевная незащищённость - скандальность репутации поэта
-патриотизм, искренность - крикливость, вычурность своего я
-талант художника и поэта - перегибы в творчестве
-смелость, решительность
-актуальность тематики
-активная жизненная позиция
-убеждённость и гуманизм
-популярность
Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из тем:
«А без Маяковского трудно….»
« Я не жалею, что познакомился с Маяковским, потому что…»
«Маяковский осуждает…»
Подведение итогов урока и выставление отметок.
Использованная литература:
Литературная учёба. Сентябрь. Октябрь. 1990
Литературная учёба. Июль. Август. 1990
Литературная учёба. Март. Апрель. 1990
В.В.Маяковский. Сочинения в двух томах. М. «Правда». 1987
Литературная учёба. Май. Июнь. 1990
«Комсомольская правда». 1 мая 1989
Жизнь и творчество Владимира Маяковского. «Детская литература». 1987 (Материалы для выставки в школе. 1987)
Учитель русского языка и литературы Тавенко Надежда Кондратьевна