«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения в 4 классе. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок литературного чтения в 4 классе. К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»


Цели


Образовательные: Продолжение изучения творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся.

Воспитывать: нравственные качества, творческие способности учащихся, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры.

- Регулятивные УУД: Планировать деятельность. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении.

- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания.

- Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью определения идеи, с точки зрения соответствия пословицам.


Планируемый результат

Предметные:

Уметь: определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Личностные: Знать и придерживаться нравственно-этических ориентиров.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Идея, основная мысль

Межпредметные связи

литературное чтение, музыка, русский язык, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Литературное чтение», 4 класс, часть 2. Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградова, М.В.Бойкина

Учебная презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе












Ход урока

I.Организационный момент.


У нас сегодня открытый урок. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.


II. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке?

- Кто написал этот рассказ?

- Я просила ребят к сегодняшнему уроку подготовить небольшие сообщения о жизни и творчестве Константина Георгиевича Паустовского. Давайте дадим им слово и послушаем.

Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Он участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну, а также побывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу.
Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал о композиторах, художниках, писателях, о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных для детей. Среди них: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга» и многие другие.
Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве. На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. Константин Паустовский был награжден большим количеством медалей и премий. В 2010 году в Одессе был открыт первый памятник писателю, на котором он, по задумке скульптора, изображен в виде загадочного сфинкса. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.

- (Спасибо, ребята).

- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

(о композиторе Эдварде Григе)

Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.

Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

- А теперь обратимся к произведению и вспомним, о чем мы прочитали на прошлом уроке. В этом произведении 4 части, мы ознакомились только с двумя частями. Как можно озаглавить I часть.

(Встреча).




I часть рассказа.


1) С чего начинается рассказ? Прочитаем первое предложение.

2) Послушайте отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего горного леса. Подумайте, какими красками нарисован лес?

(зеленые пряди мха, золото и медь листьев)

3) Какие звуки наполняли его?

(раздаётся эхо, шелест листьев, шум прибоя)

4)А запахи?

(грибной воздух)

5) Какое настроение создает это описание?

(Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень - поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

6) Откройте учебники на стр. 49 и рассмотрите иллюстрацию к рассказу.

Какой эпизод она изображает?

(Встречу Грига и Дагни.)

Среди этой сказочной красоты и произошла встреча композитора и маленькой девочки Дагни. А как произошла эта встреча мы с вами сейчас прочитаем. Внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

7)Что в разговоре самое главное? (Чтение по ролям)

(Григ решил сделать подарок.)

8)Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

(Эта девочка живёт в лесу - она для Грига - воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки.

Девочка понравилась композитору своей добротой, вниманием.)

9) Что надеялась получить Дагни в подарок?

10)Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Зачитайте цитату из текста.

( Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.)

- Какие черты характера Грига раскрываются?

(Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки, ребенок не испугался – глаза у Грига смеялись… помог (предложил сам) донести корзину. Общительный, простой - находит общий язык с простой девочкой. Дагни - дочь лесника, Э.Григ -знаменитый композитор, не высокомерен, внимательный, щедрый).

- А теперь поработаем по второй части. Вы дома внимательно читали, как можно озаглавить II часть?

(В доме композитора. Рождение музыки).


II часть рассказа.

1)В каком городе Григ писал музыку для Дагни? (В Бергене.)

2) Перенесёмся в дом композитора. Прочитайте, как он выглядел?

3)О чём рассказывает описание дома композитора?

(Не окружал себя роскошью).

4)Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает?

( С голосом человека: «Рояль мог петь обо всем - о порыве человеческого духа к великому и о любви».)

5)Кого представлял Григ, когда писал музыку? Зачитайте.

6) Каких слушателей он ценил больше всего? Кто наблюдал за ним?

(Чтение по цепочке)

Физкультминутка.

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.


III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Познакомимся с III и IV частями рассказа. Посмотрите на доску и прочитайте запись: Волшебник и великий музыкант! Эти слова будут темой нашего сегодняшнего урока. К кому они относятся, вы ответите позже.

IV.Работа по теме урока.

III часть рассказа.

1)А сейчас я вам прочитаю III часть рассказа. Проведем сначала словарную работу. Объясню значение слов, которые встретятся в этом произведении:

Ботфорты - высокие сапоги.

Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей.

Шпоры - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

Шпага - колющее оружие с прямым длинным клинком.

Слушаем текст и думаем, как его можно озаглавить.

(Чтение учителем текста)

2)Как можно озаглавить III часть рассказа? (Дагни в гостях).

3)Вернемся же к нашей героине. Маленькая девочка выросла. Какой же она стала? Зачитайте ее описание.

4)Куда, после окончания школы отправилась Дагни?

IV часть рассказа.

1)А теперь познакомимся с последней частью рассказа. Проведем тоже словарную работу. В этой части вам повстречается словосочетание:

Симфоническая музыка – музыка, написанная для оркестра.

2) Вы прослушали IV часть рассказа под музыку пьесы Э. Грига «Утро».

Как можем озаглавить эту часть? (На концерте.)

3)Куда настояла пойти однажды тётушка Магда? (На концерт).

4)Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку).

5)Прозвучала музыка. Какая это музыка по характеру? ( Она то нежная, спокойная, то вдруг порывистая, взволнованная, музыка звучит то громко, то тихо).

6)А теперь прочитаем по цепочке о том, что услышала Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. ( Чтение учителем со слов « Сначала она ничего не слышала» до слов «Музыка стихла.»

7)Почему же Дагни плакала, слушая музыку Грига?

(Люди плачут не только от горя, но и от больших , хороших чувств . Это Были слёзы благодарности , Кроме того, Дагни было жаль, что Григ умер и она не скажет ему спасибо за подарок.)

8) Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте.

(За вашу щедрость, за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.)

9)Чем же должен жить человек?

(Человек должен видеть красоту окружающего мира, совершать благородные поступки ).

10)Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

11)У нас в учебнике рассказ напечатан не до конца. Я хочу зачитать вам его концовку.

Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.

12)Вот так заканчивается история Дагни Педерсен. Так чем же должен жить человек? Дагни это поняла, а вы?

Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили.

Я предлагаю вернуться к нашей теме урока «Волшебник и великий музыкант»

- О ком эти слова?

- Мы должны быть благодарны писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом композиторе Э.Григе - об этом добром волшебнике и музыканте. Оба они великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?

- Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.

- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?


V.Рефлексия.

В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: желтые, зеленые, красные.

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите красную шишку к елке (самую спелую).

Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.

Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, надо немного созреть.


VI.Итог урока.

Ребята, я хочу поблагодарить вас за хорошее чтение, за откровенность ваших ответов, за работу души. Знайте, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым был посвящен этот урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.

Оценки.

Домашнее задание.

Стр. 53 – 58 читать, нарисуйте рисунок к самому трогательному моменту произведения.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее