«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок-квест «Венская классическая школа»

В современной арт-педагогике становится актуальной квест-технология. Если рассмотреть универсальные учебные действия, то мы здесь можем поработать и с информацией, и в команде, и найти способы решения довольно сложных ситуаций, и даже развивать исследовательскую деятельность.Разработанный урок по теме «Венская классическая школа» предназначен для учащихся 5-го (класса 10-13 лет) 7-летнего обучения реализуемый в соответствии с «Программой-Конспектом по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств», Минск, 2007, утвержденной Министерством культуры Республики Беларусь.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» Центр АРТ-образования, Международный конкурс методических разработок «Masterclass»


Название образовательного учреждения:


ГУО «Детская школа искусств г. Кричева»


Номинация:


«Урок (учебное занятие)» 


Название урока:


Урок-квест «Венская классическая школа»


Ф.И.О., должность автора работы:


Клименкова Ульяна Николаевна, учитель


Населенный пункт и регион:

Кричев, Могилевская обл., Республика Беларусь







Пояснительная записка

В современной арт-педагогике становится актуальнойквест-технология. Квест – это интеллектуальная игра, в которой для продвижения по сюжету участникам необходимо решать познавательные задачи.В её основе лежит игровая ситуация, в которой выполняются несколько заданий поискового характера, выстроенных в определенном порядке.

Если рассмотреть универсальные учебные действия, то мы здесь можем поработать и с информацией, и в команде, и найти способы решения довольно сложных ситуаций, и даже развивать исследовательскую деятельность. Помимо всего этого, детям это интересно.

Разработанный мной урок по теме «Венская классическая школа» предназначен для учащихся5-го (класса 10-13 лет) 7-летнего обучения реализуемый в соответствии с «Программой-Конспектом по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств», Минск, 2007, утвержденной Министерством культуры Республики Беларусь. 

Тема урока имеет обзорный характер и открывает цикл уроков, посвященный творчеству композиторов-классиков. Поэтому из разнообразия видов квестов мы выбрали квест-введение, направленный на погружение в тему.Он предполагает за короткий срок ознакомление учащихся с объемом информации, необходимой для дальнейшего обучения. Для прохождения квеста мы предлагаем ученикам карту «Острова сокровищ». Конечно, в условиях кабинета сложно воссоздать атмосферу таинственного леса или загадочного болота, поэтому мы предлагаем учащимся включить воображение и ориентироваться на условные знаки: лягушка, паутинка, волшебная палочка. Под каждым предметом учащихся ждет задание, по выполнению которого они получают 1 букву. На последнем этапе ребята из полученных букв собирают ключевое слово. В качестве поощрения в сундуке с сокровищами на апробированном мною уроке учащихся ожидали шоколадные монеты.

Обучающая цель урока:

предполагается,что в конце урока учащиеся будут

знать:отличительные особенности стиля «классицизм»,значимость и ценность музыки венских классиков;

уметь: ответить на проблемный вопрос урока: что нового внес классицизм в музыку?

Задачи личностного развития:

- способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять;

- средствами материала урока заинтересовать учащихся музыкой венских классиков;

- способствовать сближению и объединению детей.

Используемые технологические подходы и приемы обучения:словесный (беседа), практический (дидактическая игра), наглядный (демонстрация презентации по теме урока)

Оборудование: ноутбук, презентация, карта «Остров сокровищ», задания для игры-квеста, конспект для учащихся.



















Ход урока:

1этап. Организационный (1 минута)

Цель (планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.1Обеспечивает психологическую готовность к уроку, настраивает на сотрудничество через использование приёма «Ладошки».(Слайд 2)

-Доброедень! Начинаем урок. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.Давайте покажем друг другу открытые ладони в знак , того что вы готовы к работе

1.1. Включаются в работу, настраиваются на сотрудничество, выполняя приём«Ладошки».

П этап. Ориентировочно-мотивационный (до 7 минут)

Цель этапа (планируемый результат): познавательная готовность учащихся к получению новых знаний, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.

Педагогическая задача: актуализировать субъективный опыт, мотивировать на познавательную деятельность, создать условия для самоопределения учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

2.1.Прием «Яркое пятно». Мотивация учащихся на дальнейшую деятельность через использование слайда с изображением мозаики. (Слайд 3)

- Посмотрите на экран. (Слайд 4). Проведите параллель между мозаикой и эпохой барокко

«Мозаика - соединение разнородных элементов, пестрая смесь». (Толковый словарь)

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perolabarroca - дословно «жемчужина с пороком») – это стиль в искусстве вообще и архитектуре в частности. «Итак, судьба слова «барокко»отвечает заложенному в нём оттенку экстравагантности. Поначалу оно обозначало совсем не стиль эпохи, а было лишь оценочной категорией — отрицательной кличкой «непонятного» искусства» (Кудряшев, Теория музыкальных стилей)

2.2. Актуализация знаний.(Слайд 5)

-Выберите верные утверждения, вспомнив характерные черты стиля барокко.

1. Для барокко характерны динамизм, парадность, вычурность.

2. Для барокко характерны гармония и сдержанность

3. Среди композиторов эпохи Гайдн, Моцарт, Бетховен.

4. Среди композиторов эпохи Бах, Гендель.

2.3. Формулировка темы, цели и проблемы урока.

На смену пышности и высокопарности барокко пришёл классицизм. Сравните данные примеры слайды 6,7 и 8,9

Что нового внес классицизм в музыку? Какие композиторы творили в это время? На этот вопрос ответит сегодняшний урок. Предлагаю учащимся сформулировать личностные цели.

2.1.Учащиеся приходят к выводу, что стиль барокко похож на мозаику.















2.2.Отмечают высказывания № 1, 4 как верные.







2.3.Сравнивают слайды 6,7 и 8,9 . Делают выводы.

2.4.Принимают тему урока, определяют для себя цели урока.

Ш этап. Операционно-познавательный (до 15 минут)

Цель этапа (планируемый результат): изучение темы урока с опорой на музыкальные произведения эпохи, познавательную активность учащихся.

Педагогическая задача: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся, предложить ситуацию, развивающую воображение, креативный подход, создать ситуацию взаимодействия.



Деятельность учителя

Деятельность учеников

3.1.Работа исследовательского характера с теоретическим материалом (в группах).(Слайд 10)

«Классический» в переводе с латинского означает «образцовый», он основан на простоте и естественности. В основу искусства классицизма положен культ разума – рационализм, стройность и логичность. Идеальным образцом для художников этого направления являлась античная эстетика с её стройной логикой и гармонией. В классицизме разум преобладает над чувствами, индивидуализм не приветствуется, а в любом явлении первостепенную важность обретают общие, типологические черты. Каждое произведение искусства должно строиться по строгим канонам. Требованием эпохи классицизма становится уравновешенность пропорций, исключающая всё лишнее, второстепенное.

Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений. Столицей музыкального мира в те времена была Вена. (Слайд 10)

Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с австрийцами, у которых родной язык - немецкий, жили венгры и различные славянские народы, в том числе чехи, сербы, хорваты. Их песенные и танцевальные мелодии можно было слышать и в деревнях, и в городах. В Вене народно-бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах.

Вена - центр огромной страны - вбирала в себя эти неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд был очень музыкален. В домах и на улицах города, на многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими песнями раздавались звуки венгерского чардаша и полных глубокого чувства мелодий сердца Европы - западного славянства. Процветали австрийские танцы - лендлеры и вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в музыку венских композиторов совершенно естественно, часто неприметно для них самих, а заодно и для их аристократических слушателей.

Австрия стала крупнейшим музыкальным центром Европы. С этой страной связаны имена многих выдающихся композиторов, дирижёров, исполнителей.

Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество австрийских композиторов - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. (Слайд 11)

Жизнь и деятельность каждого из них подолгу протекала в столице Австрии - Вене. Поэтому Гайдна, Моцарта и Бетховена называют венскими классиками. Классиками – потому что созданные ими произведения получили всемирное признание, как выдающиеся, образцовые. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы. Композиторы писали не для церкви, а скорее для гостиных и балов, которые становятся популярными в это время.

С творчеством венских классиков связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет.

3.2. Краткое знакомство с творчеством венских классиков. Слушание музыки.(Слайд 12)

Вам уже знакомо слово соната. Сначала оно означало «произведение для музыкального инструмента», в отличие от вокального произведения, которое называлось кантата. Позже сонатой стали называть крупные музыкальные произведения, состоящие из нескольких завершённых частей (трёх или четырёх).

Каждая из частей имеет свой характер, круг настроений.

В первой части сталкиваются разные образы, контрастные мелодии - темы, которые, словно персонажи в сказках, мирно разговаривают или ссорятся, скрашивают друг друга о чём-то. Вторая часть медленная, часто задумчивая, печальная, сосредоточенная. Третья бывает шутливой, игривой, живой, блестящей.

Сегодня вы услышите фрагмент 1 части 7-й сонаты Йозефа Гайдна – старейшего венского классика.

Слушание: Й. Гайдн. Соната Ре мажор № 7, 1 часть (фрагмент)(Слайд 12)

Каков характер сонаты? Музыка жизнерадостна, добродушна, остроумна, в ней много света, юмора.

Также в эпоху классицизма сложидся жанр квартета. Классический (струнный) квартет включает четыре инструмента – две скрипки, альт, виолончель. При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную партию, его общее звучание отличается единством и стройностью.

Квартет. Слово «квартус» на латыни означает «четвёртый». От него и пошло название ансамбля четырёх исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Чаще всего в квартетах собираются родственные инструменты ­либо только струнные, либо только деревянные духовые, либо медные духовые. Квартетом ещё называют произведение, созданное для ансамбля из четырёх исполнителей, например: «Квартет» Бетховена, «Квартет» Бородина.(Слайд 13)

Квартеты Йозефа Гайдна – одна из вершин мировой камерной музыкальной классики. 
Квартет No. 5, «Жаворонок», показывающий Гайдна в блеске своего изобретательного и вдохновенного мастерства, стал одним из самых любимых музыкантами и слушателями произведений этого жанра. (Слайд 13)

 Слушание: Й. Гайдн. Квартет Ре мажор. No. 53 Op. 64 «Жаворонок» 1 часть (фрагмент)

Оперный жанр в творчестве венских классиков представлен преимущественно сочинениями В. А. Моцарта. Нам предстоит послушать арию царицы ночи из его оперы-сказки «Волшебная флейта».(Слайд 14)

Два мира враждуют в «Волшебной флейте»: царство грозной повелительницы ночи и солнечное царство мудреца Зарастро. В мире Зарастро разлит яркий солнечный свет, слышны торжественные звуки труб и тромбонов, царят мир и спокойствие.

Повелительница мрака и зла, коварная Царица одержима идеей власти над миром. Она стремится победить мудрого правителя Зарастро и захватить его талисман – священный солнечный диск. Свою ярость она выражает в яростно-виртуозной арии. «Ужасной мести жаждет моё сердце! Я беспощадна!» - восклицает Царица ночи. Она повелевает родной дочери погубить Зарастро.

Слушание: В. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта».(Слайд 14)

Симфонии принадлежит одно из самых почётных мест среди самых различных жанров. Всю историю своего существования она чутко отражала своё время: симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Прокофьева, Шостаковича - размышления об эпохе, человеке, истории мира и жизни на земле. Любая симфония - целый мир. Мир художника, мир его времени.(Слайд 15)

Симфония - один из самых сложных жанров музыки, не связанных с другими искусствами. Она требует от нас вдумчивости, обобщения. Германия той эпохи была центром философской мысли, отразившей социальные сдвиги в Европе. Кроме того, в Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появилась симфония. Она возникла в творчестве композиторов чехов и австрийцев и окончательно сложилась в творчестве Гайдна.

Классическая симфония сформировалась как цикл из четырёх частей, которые воплощали в себе разные стороны человеческой жизни.

Людвиг ван Бетховен в своей пятой симфонии очень ясно выразил свой девиз – «Через борьбу - к победе!». Она была посвящена известным меценатам - князю Лобковицу и графу Разумовскому, и впервые прозвучала в авторской академии в Вене 22 декабря 1808 года. Впоследствии Пятая стала самой популярной в его наследии. В ней проявились наиболее типичные черты бетховенского стиля, воплотилась основная идея его творчества. Короткие яркие темы сразу врезаются в память. Одна из них проходит через всю симфонию. Об этой теме, своего рода лейтмотиве (ведущий мотив) из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из современников, Бетховен говорил: «Так судьба стучится в дверь».

Первую часть симфонии (Allegro con brio) открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Певучая и нежная тема побочной партии контрастна ему. И завершается она звонкой кульминацией: весь оркестр грозно повторяет мотив судьбы. Перед нашими глазами зримо возникает картина упорной борьбы.

Слушание: Л. Бетховен. 5 симфония. 1 часть. Экспозиция.(Слайд 15)

3.1. Выделяют информацию, обсуждают, делают вывод, о характерных чертах стиля







































































3.2.Слушают музыку, определяют исполнительские средства, характер музыки.








I V этап.Обобщение и систематизация по теме урока(до 18минут)


Цель этапа (планируемый результат): закрепление изученной темы в форме игры-квеста «Остров сокровищ».

Педагогическая задача: создать ситуацию творческого поиска.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

4.1. Объясняет правила игры-квеста. Вы должны собрать слово, используя карту и выполняя ряд заданий.

«Загадочное болото»1 задание.

Распределите черты, характерные для барокко и классицизма (барокко: контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности; классицизм:гармония, простота, строгость, логическая ясность и монументальность)

«Таинственный лес»2 задание.

Соберите слова (подсказка - инструментальные жанры): симфония, соната, квартет.

«Паучья пещера» задание 3. Соотнесите портреты и имена композиторов(слайд 18-20)

«Волшебные предметы»4 задание. Музыкальная викторина.(слайд 21)

«Сокровища»5 задание. Собрать слово из полученных букв.(ГАЙДН)

4.2.Обращаю внимание ребят на проблемный вопрос урока. Делаем выводы.

4.1. Вникают в суть игры. Выполняют предложенные задания.



















4.2.Отвечают на проблемный вопрос урока.

V этап. Рефлексия (до 3 минут)

Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.

Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

5.1.Провожузнаниевую рефлексию, применяя метод смысловых ассоциаций»

Классицизм–это ...

5.2.Использую приём «Ладошки», чтобы закрепить положительное эмоциональное состояние учащихся. (слайд 22)


5.1.Дают определение исходному понятию. Оценивают себя.

5.2.Выполняют приём «Ладошки».



VI этап. Домашнее задание (до 1 минуты)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

6.1.Предлагаю несколько вариантов домашнего задания (составить кроссворд на тему «Венские классики», написать сочинение-миниатюру «Портрет композитора -классика»


6.1.Записывают задание в дневник.



















Список литературы

  1. Кудряшов, Андрей Юрьевич. Теория музыкального содержания [Электронный ресурс] : [Учеб.пособие] / Андрей Юрьевич ; А.Ю. Кудряшов. - Москва :Планета музыки, 2010. - 427, [1] с. : ил., портр., нот. ; 22 см. - (Учебники для вузов.Специальная литература). - Библиогр. : с. 422-426

  2. Музыкальная литература зарубежных стран: [учебник]: для 5-го класса детской музыкальной школы / И. Прохорова. - Москва : Музыка, 2007. - 187 с.

  3. Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ: второй год обучения / В. Н. Брянцева. - Москва : Музыка, печ. 2013 (макет 2014). - 206 с.

  4. Музыкальная литература: развитие западно-европейской музыки: 2-й год обучения / М.Шорникова. - Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 281 с.

  5. Ожегов, С. И.Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. - 27-е изд., исправленное. - Москва : АСТ, Мир и образование, печ. 2015 (макет 2016). - 1357, [2] с.

  6. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран [[Ноты]]: Для 5 кл. дет. муз. школ / Сост. [и авт. предисл.] И. Прохорова. - Изд. 3-е. - М. : Музыка, 1979. - [2], 144 с.

  7. Эльмуратова, Н. А.Квест как современная педагогическая технология [Электронный ресурс] / Н. А.Эльмуратова.– Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-kvest-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1541586.html. – Дата доступа: 25.10.2017.



5


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее