ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» Центр АРТ-образования, Международный конкурс методических разработок «Masterclass»
Название образовательного учреждения:
ГУО «Детская школа искусств г. Кричева»
Номинация:
«Урок (учебное занятие)»
Название урока:
Урок-квест «Венская классическая школа»
Ф.И.О., должность автора работы:
Клименкова Ульяна Николаевна, учитель
Населенный пункт и регион:
Кричев, Могилевская обл., Республика Беларусь
Пояснительная записка
В современной арт-педагогике становится актуальнойквест-технология. Квест – это интеллектуальная игра, в которой для продвижения по сюжету участникам необходимо решать познавательные задачи.В её основе лежит игровая ситуация, в которой выполняются несколько заданий поискового характера, выстроенных в определенном порядке.
Если рассмотреть универсальные учебные действия, то мы здесь можем поработать и с информацией, и в команде, и найти способы решения довольно сложных ситуаций, и даже развивать исследовательскую деятельность. Помимо всего этого, детям это интересно.
Разработанный мной урок по теме «Венская классическая школа» предназначен для учащихся5-го (класса 10-13 лет) 7-летнего обучения реализуемый в соответствии с «Программой-Конспектом по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств», Минск, 2007, утвержденной Министерством культуры Республики Беларусь.
Тема урока имеет обзорный характер и открывает цикл уроков, посвященный творчеству композиторов-классиков. Поэтому из разнообразия видов квестов мы выбрали квест-введение, направленный на погружение в тему.Он предполагает за короткий срок ознакомление учащихся с объемом информации, необходимой для дальнейшего обучения. Для прохождения квеста мы предлагаем ученикам карту «Острова сокровищ». Конечно, в условиях кабинета сложно воссоздать атмосферу таинственного леса или загадочного болота, поэтому мы предлагаем учащимся включить воображение и ориентироваться на условные знаки: лягушка, паутинка, волшебная палочка. Под каждым предметом учащихся ждет задание, по выполнению которого они получают 1 букву. На последнем этапе ребята из полученных букв собирают ключевое слово. В качестве поощрения в сундуке с сокровищами на апробированном мною уроке учащихся ожидали шоколадные монеты.
Обучающая цель урока:
предполагается,что в конце урока учащиеся будут
знать:отличительные особенности стиля «классицизм»,значимость и ценность музыки венских классиков;
уметь: ответить на проблемный вопрос урока: что нового внес классицизм в музыку?
Задачи личностного развития:
- способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять;
- средствами материала урока заинтересовать учащихся музыкой венских классиков;
- способствовать сближению и объединению детей.
Используемые технологические подходы и приемы обучения:словесный (беседа), практический (дидактическая игра), наглядный (демонстрация презентации по теме урока)
Оборудование: ноутбук, презентация, карта «Остров сокровищ», задания для игры-квеста, конспект для учащихся.
Ход урока:
1этап. Организационный (1 минута)
Цель (планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.1Обеспечивает психологическую готовность к уроку, настраивает на сотрудничество через использование приёма «Ладошки».(Слайд 2) -Доброедень! Начинаем урок. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.Давайте покажем друг другу открытые ладони в знак , того что вы готовы к работе | 1.1. Включаются в работу, настраиваются на сотрудничество, выполняя приём«Ладошки». |
П этап. Ориентировочно-мотивационный (до 7 минут)
Цель этапа (планируемый результат): познавательная готовность учащихся к получению новых знаний, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.
Педагогическая задача: актуализировать субъективный опыт, мотивировать на познавательную деятельность, создать условия для самоопределения учащихся
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
2.1.Прием «Яркое пятно». Мотивация учащихся на дальнейшую деятельность через использование слайда с изображением мозаики. (Слайд 3) - Посмотрите на экран. (Слайд 4). Проведите параллель между мозаикой и эпохой барокко «Мозаика - соединение разнородных элементов, пестрая смесь». (Толковый словарь) Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perolabarroca - дословно «жемчужина с пороком») – это стиль в искусстве вообще и архитектуре в частности. «Итак, судьба слова «барокко»отвечает заложенному в нём оттенку экстравагантности. Поначалу оно обозначало совсем не стиль эпохи, а было лишь оценочной категорией — отрицательной кличкой «непонятного» искусства» (Кудряшев, Теория музыкальных стилей) 2.2. Актуализация знаний.(Слайд 5) -Выберите верные утверждения, вспомнив характерные черты стиля барокко. 1. Для барокко характерны динамизм, парадность, вычурность. 2. Для барокко характерны гармония и сдержанность 3. Среди композиторов эпохи Гайдн, Моцарт, Бетховен. 4. Среди композиторов эпохи Бах, Гендель. 2.3. Формулировка темы, цели и проблемы урока. На смену пышности и высокопарности барокко пришёл классицизм. Сравните данные примеры слайды 6,7 и 8,9 Что нового внес классицизм в музыку? Какие композиторы творили в это время? На этот вопрос ответит сегодняшний урок. Предлагаю учащимся сформулировать личностные цели. | 2.1.Учащиеся приходят к выводу, что стиль барокко похож на мозаику.
2.2.Отмечают высказывания № 1, 4 как верные.
2.3.Сравнивают слайды 6,7 и 8,9 . Делают выводы. 2.4.Принимают тему урока, определяют для себя цели урока. |
Ш этап. Операционно-познавательный (до 15 минут)
Цель этапа (планируемый результат): изучение темы урока с опорой на музыкальные произведения эпохи, познавательную активность учащихся.
Педагогическая задача: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся, предложить ситуацию, развивающую воображение, креативный подход, создать ситуацию взаимодействия.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
3.1.Работа исследовательского характера с теоретическим материалом (в группах).(Слайд 10) «Классический» в переводе с латинского означает «образцовый», он основан на простоте и естественности. В основу искусства классицизма положен культ разума – рационализм, стройность и логичность. Идеальным образцом для художников этого направления являлась античная эстетика с её стройной логикой и гармонией. В классицизме разум преобладает над чувствами, индивидуализм не приветствуется, а в любом явлении первостепенную важность обретают общие, типологические черты. Каждое произведение искусства должно строиться по строгим канонам. Требованием эпохи классицизма становится уравновешенность пропорций, исключающая всё лишнее, второстепенное. Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений. Столицей музыкального мира в те времена была Вена. (Слайд 10) Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с австрийцами, у которых родной язык - немецкий, жили венгры и различные славянские народы, в том числе чехи, сербы, хорваты. Их песенные и танцевальные мелодии можно было слышать и в деревнях, и в городах. В Вене народно-бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах. Вена - центр огромной страны - вбирала в себя эти неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд был очень музыкален. В домах и на улицах города, на многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими песнями раздавались звуки венгерского чардаша и полных глубокого чувства мелодий сердца Европы - западного славянства. Процветали австрийские танцы - лендлеры и вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в музыку венских композиторов совершенно естественно, часто неприметно для них самих, а заодно и для их аристократических слушателей. Австрия стала крупнейшим музыкальным центром Европы. С этой страной связаны имена многих выдающихся композиторов, дирижёров, исполнителей. Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество австрийских композиторов - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. (Слайд 11) Жизнь и деятельность каждого из них подолгу протекала в столице Австрии - Вене. Поэтому Гайдна, Моцарта и Бетховена называют венскими классиками. Классиками – потому что созданные ими произведения получили всемирное признание, как выдающиеся, образцовые. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом. Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы. Композиторы писали не для церкви, а скорее для гостиных и балов, которые становятся популярными в это время. С творчеством венских классиков связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет. 3.2. Краткое знакомство с творчеством венских классиков. Слушание музыки.(Слайд 12) Вам уже знакомо слово соната. Сначала оно означало «произведение для музыкального инструмента», в отличие от вокального произведения, которое называлось кантата. Позже сонатой стали называть крупные музыкальные произведения, состоящие из нескольких завершённых частей (трёх или четырёх). Каждая из частей имеет свой характер, круг настроений. В первой части сталкиваются разные образы, контрастные мелодии - темы, которые, словно персонажи в сказках, мирно разговаривают или ссорятся, скрашивают друг друга о чём-то. Вторая часть медленная, часто задумчивая, печальная, сосредоточенная. Третья бывает шутливой, игривой, живой, блестящей. Сегодня вы услышите фрагмент 1 части 7-й сонаты Йозефа Гайдна – старейшего венского классика. Слушание: Й. Гайдн. Соната Ре мажор № 7, 1 часть (фрагмент)(Слайд 12) Каков характер сонаты? Музыка жизнерадостна, добродушна, остроумна, в ней много света, юмора. Также в эпоху классицизма сложидся жанр квартета. Классический (струнный) квартет включает четыре инструмента – две скрипки, альт, виолончель. При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную партию, его общее звучание отличается единством и стройностью. Квартет. Слово «квартус» на латыни означает «четвёртый». От него и пошло название ансамбля четырёх исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Чаще всего в квартетах собираются родственные инструменты либо только струнные, либо только деревянные духовые, либо медные духовые. Квартетом ещё называют произведение, созданное для ансамбля из четырёх исполнителей, например: «Квартет» Бетховена, «Квартет» Бородина.(Слайд 13) Квартеты Йозефа Гайдна – одна из вершин мировой камерной музыкальной классики. Слушание: Й. Гайдн. Квартет Ре мажор. No. 53 Op. 64 «Жаворонок» 1 часть (фрагмент) Оперный жанр в творчестве венских классиков представлен преимущественно сочинениями В. А. Моцарта. Нам предстоит послушать арию царицы ночи из его оперы-сказки «Волшебная флейта».(Слайд 14) Два мира враждуют в «Волшебной флейте»: царство грозной повелительницы ночи и солнечное царство мудреца Зарастро. В мире Зарастро разлит яркий солнечный свет, слышны торжественные звуки труб и тромбонов, царят мир и спокойствие. Повелительница мрака и зла, коварная Царица одержима идеей власти над миром. Она стремится победить мудрого правителя Зарастро и захватить его талисман – священный солнечный диск. Свою ярость она выражает в яростно-виртуозной арии. «Ужасной мести жаждет моё сердце! Я беспощадна!» - восклицает Царица ночи. Она повелевает родной дочери погубить Зарастро. Слушание: В. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта».(Слайд 14) Симфонии принадлежит одно из самых почётных мест среди самых различных жанров. Всю историю своего существования она чутко отражала своё время: симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Прокофьева, Шостаковича - размышления об эпохе, человеке, истории мира и жизни на земле. Любая симфония - целый мир. Мир художника, мир его времени.(Слайд 15) Симфония - один из самых сложных жанров музыки, не связанных с другими искусствами. Она требует от нас вдумчивости, обобщения. Германия той эпохи была центром философской мысли, отразившей социальные сдвиги в Европе. Кроме того, в Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появилась симфония. Она возникла в творчестве композиторов чехов и австрийцев и окончательно сложилась в творчестве Гайдна. Классическая симфония сформировалась как цикл из четырёх частей, которые воплощали в себе разные стороны человеческой жизни. Людвиг ван Бетховен в своей пятой симфонии очень ясно выразил свой девиз – «Через борьбу - к победе!». Она была посвящена известным меценатам - князю Лобковицу и графу Разумовскому, и впервые прозвучала в авторской академии в Вене 22 декабря 1808 года. Впоследствии Пятая стала самой популярной в его наследии. В ней проявились наиболее типичные черты бетховенского стиля, воплотилась основная идея его творчества. Короткие яркие темы сразу врезаются в память. Одна из них проходит через всю симфонию. Об этой теме, своего рода лейтмотиве (ведущий мотив) из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из современников, Бетховен говорил: «Так судьба стучится в дверь». Первую часть симфонии (Allegro con brio) открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Певучая и нежная тема побочной партии контрастна ему. И завершается она звонкой кульминацией: весь оркестр грозно повторяет мотив судьбы. Перед нашими глазами зримо возникает картина упорной борьбы. Слушание: Л. Бетховен. 5 симфония. 1 часть. Экспозиция.(Слайд 15) | 3.1. Выделяют информацию, обсуждают, делают вывод, о характерных чертах стиля
3.2.Слушают музыку, определяют исполнительские средства, характер музыки.
|
I V этап.Обобщение и систематизация по теме урока(до 18минут)
Цель этапа (планируемый результат): закрепление изученной темы в форме игры-квеста «Остров сокровищ».
Педагогическая задача: создать ситуацию творческого поиска.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
4.1. Объясняет правила игры-квеста. Вы должны собрать слово, используя карту и выполняя ряд заданий. «Загадочное болото»1 задание. Распределите черты, характерные для барокко и классицизма (барокко: контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности; классицизм:гармония, простота, строгость, логическая ясность и монументальность) «Таинственный лес»2 задание. Соберите слова (подсказка - инструментальные жанры): симфония, соната, квартет. «Паучья пещера» задание 3. Соотнесите портреты и имена композиторов(слайд 18-20) «Волшебные предметы»4 задание. Музыкальная викторина.(слайд 21) «Сокровища»5 задание. Собрать слово из полученных букв.(ГАЙДН) 4.2.Обращаю внимание ребят на проблемный вопрос урока. Делаем выводы. | 4.1. Вникают в суть игры. Выполняют предложенные задания.
4.2.Отвечают на проблемный вопрос урока. |
V этап. Рефлексия (до 3 минут)
Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.
Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
5.1.Провожузнаниевую рефлексию, применяя метод смысловых ассоциаций» Классицизм–это ... 5.2.Использую приём «Ладошки», чтобы закрепить положительное эмоциональное состояние учащихся. (слайд 22)
| 5.1.Дают определение исходному понятию. Оценивают себя. 5.2.Выполняют приём «Ладошки».
|
VI этап. Домашнее задание (до 1 минуты)
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
6.1.Предлагаю несколько вариантов домашнего задания (составить кроссворд на тему «Венские классики», написать сочинение-миниатюру «Портрет композитора -классика»
| 6.1.Записывают задание в дневник. |
Список литературы
Кудряшов, Андрей Юрьевич. Теория музыкального содержания [Электронный ресурс] : [Учеб.пособие] / Андрей Юрьевич ; А.Ю. Кудряшов. - Москва :Планета музыки, 2010. - 427, [1] с. : ил., портр., нот. ; 22 см. - (Учебники для вузов.Специальная литература). - Библиогр. : с. 422-426
Музыкальная литература зарубежных стран: [учебник]: для 5-го класса детской музыкальной школы / И. Прохорова. - Москва : Музыка, 2007. - 187 с.
Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ: второй год обучения / В. Н. Брянцева. - Москва : Музыка, печ. 2013 (макет 2014). - 206 с.
Музыкальная литература: развитие западно-европейской музыки: 2-й год обучения / М.Шорникова. - Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 281 с.
Ожегов, С. И.Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. - 27-е изд., исправленное. - Москва : АСТ, Мир и образование, печ. 2015 (макет 2016). - 1357, [2] с.
Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран [[Ноты]]: Для 5 кл. дет. муз. школ / Сост. [и авт. предисл.] И. Прохорова. - Изд. 3-е. - М. : Музыка, 1979. - [2], 144 с.
Эльмуратова, Н. А.Квест как современная педагогическая технология [Электронный ресурс] / Н. А.Эльмуратова.– Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-kvest-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1541586.html. – Дата доступа: 25.10.2017.
5