Подготовительная часть
Титульный лист (общая информация)
1.Автор. Елеков Сергей Борисович.
2. Школа. МБОУ «Барагашская СОШ»
3. Класс. 8 класс
4. Предмет. История
Тема: «Социально – экономическое развитие в 20 – 50-е годы 19 в.»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Формирование представления об экономическом и социальном развитии России в первой половине 19 века через групповую форму работы.
Задачи:
а) Личностные. Содействовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Родине через материал урока, Способствовать формированию готовности и способности к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.
б) Предметные – Показать новые черты в развитии промышленности и сельского хозяйства. Объяснить, дать определение основным историческим понятиям: промышленный переворот, фабрика, товарно – денежные отношения.
в) Метапредметные – Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом, умению договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Научить аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Ожидаемые результаты: После проведения урока учащиеся смогут.1.Формулировать тему урока 2.Давать определения основным понятиям: промышленный переворот, фабрика, товарно - денежные отношения. 3.Называть новые черты в развитии промышленности и сельского хозяйства. 4. Выделять главное из рассказа учителя и текста учебника. 5.Устанавливать коммуникацию. Вырабатывать правила дискуссии и соблюдать их. 6.Проявлять интерес к изучению истории Отечества 7.Признавать право на несогласие, толерантно относиться к мнению других
Основные понятия: промышленный переворот, фабрика, товарно - денежные отношения.
План занятия:
Организационный блок
Мотивационный блок
Информационный блок
Аналитический блок
Физкультминутка
Оценочный блок
Рефлексивный блок
Ресурсное обеспечение занятия: учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России 19 век. – М.,2011., раздаточный материал, презентация, компьютеры, мультимедийный проектор, экран. ЭОР http://fcior.edu.ru/card/2910/praktika-politicheskoe-ustroystvo-i-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-v-pervoy-polovine-xix-veka.html
Организуемое пространство: организация классной комнаты для групповой работы
Технологическая карта урока.
Этапы урока | время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия |
1.Организационный | 4 | 1. Приветствует учеников. Высказывает добрые пожелания детям 2. Проверяет готовность к уроку 3. Задает домашнее задание. «Прежде чем начать изучение нового материала, запишите домашнее задание: Прочитать параграф 11 стр.70 - 76 на основе текста учебника приготовиться к тестированию с готовыми вариантами ответов.- Обязательный уровень. Повышенный уровень приготовить - ответы на вопросы № 1,3,6 и вопросы к документам. | Приветствуют учителя Настраиваются на урок
записывают задание в дневник. | Л. формируют готовности и способности к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика
|
2.Мотивационный | 2 | Подводит учащихся к теме урока. Учитель показывает составленный кластер из следующих слов: пароход, буржуазия, ярмарка, барщина, промышленный переворот, Петербург, 20-50гг., крестьяне. | Определяют самостоятельно тему урока. «Социально-экономическое развитие в 20 -50 гг.19 в.» Записывают в тетрадь тему урока
| Р. Заинтересовать обучающихся самостоятельно формулировать тему урока |
| 5 | Подводит учащихся к определению цели и задач урока через прием «Верные или неверные суждения».
Выслушивает ответы (но не поправляет ошибки предлагая, вернутся к суждениям в конце урока.) Помогает ставить, формулировать задачи урока.
| Дают свои варианты ответа, по возможности аргументируя их. Ставят цель и задачи урока. | Р. Заинтересовать обучающихся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи по теме урока. |
3.Информационный блок
| 6 | Рассказывает и показывает схему. Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического. Сам факт развития капитализма в России свидетельствовал о кризисе феодально-крепостнической системы. Давайте рассмотрим основные черты кризиса феодально-крепостнической системы. Историки определяют 3 черты. Диктует
Даёт задание. Раздаёт карточки Сейчас мы будем работать в группах. (3 группы) Каждой группе предлагаются карточки:
Ставит проблему. Необходимо выбрать характеристики одной из предложенных черт. Оценивает работу групп. | Слушают и рассматривают схему записывают главное
Записывают
Получают карточки
Ищут пути решения проблемы Работают в группе. выбирают характеристики одной из предложенных черт. После выполнения задания в группах, представители каждой выполнят эту работу у доски.
Слушают записывают главное. | Пред-е. Рассматривают основные черты кризиса феодально-крепостнической системы.
Л. Формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками
К. Развивают умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. К. Развивают умение доносить свою позицию до других людей
|
| 10 | Рассказывает Успехи в промышленности были достигнуты за счет развития капиталистического уклада. Сельское же хозяйство заметно отставало от промышленности в силу господства крепостничества .капиталистического уклада российской экономики
Эти явления вовсе не означали упадка или развала экономики страны наоборот 30 -50 гг. были временем поступательного развития .Однако хозяйственные успехи были достигнуты за счет развития лишь Чтобы рассмотреть состояние промышленности и начало промышленного переворота. Я предлагаю продолжить групповую работу воспользовавшись методом Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» (у нас их 4) каждая группа получает свою шляпу. Даёт задание прочитать текст. выполняет задание в соответствии цвета шляпы. Использовать в выступлении понятия промышленный переворот…, …фабрика
Учитель контролирует и корректирует деятельность групп.
Учитель выступает под Синей шляпой делает краткое обобщение и выводы. Рассказывает Успехи в промышленности были достигнуты за счет развития капиталистического уклада. Сельское же хозяйство заметно отставало от промышленности в силу господства крепостничества. Ставит задачу Сейчас группы будут работать по вопросу о состоянии сельского хозяйства. Ваша задача изучив текст учебника установить причинно – следственные связи Задание для 1 группы установить причины следствий
Задание для 2 группы установить следствия следующих причин
Господство крепостного труда и отсталой техники. 3 группа получает аналогичное задание
| Слушают записывают главное. Читают текст «Начало промышленного переворота» каждая группа выполняет задание в соответствии цвета шляпы. 1группа - под Белой шляпой — факты 3группа под Черной шляпой — трудности, недостатки Выступление представителей групп Слушают
Слушают
Знакомятся с задачей
Работают в группах Работают по проекту устанавливая причинно – следственную связь (Фишбоун )
| П. Развивают навыки изучающего, усваивающего и поискового чтения Пр. знакомятся с новыми понятиями, узнать особенности промышленного переворота К. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
П. Учатся строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Пр. показывают неэффективность крепостнической экономики, рассмотреть новую черту в крестьянском хозяйстве.
|
Аналитический блок | 6 |
| Представление проекта | |
Физкультминутка | 2-3 |
|
| |
Оценочный блок | 7 | Даёт задание. А теперь вернёмся к началу урока к заданию. «Верные или неверные суждения». Ответим на них опираясь на знания полученные вами во время урока.
Работа с практическим модулем ЭОР «Политическое устройство и социально – экономическое развитие России в 20 – 30 гг. 19 века.» http://fcior.edu.ru/card/2910/praktika-politicheskoe-ustroystvo-i-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-v-pervoy-polovine-xix-veka.html Даёт оценку групповой и индивидуальной работы | Отвечают на вопросы
Работают с модулем выполняя задание № 5 | Р. Учатся оценивать свою работу Повышают ИКТ компетенции учащихся |
Рефлексия | 3 | Подумайте, каким учебным действиям вы научились, какие умения приобрели воспользуйтесь фразами: «Я приобрел …», «Я научился …», «Теперь я могу …», «На уроке … я буду использовать …». Для оценки собственного участия в работе на уроке, предлагаю отнести себя к одной из предложенных групп. «Сегодня на уроке я был, скорее всего, …» А) новобранец; Б) бывалый солдат; В) командир Чтобы наметить дальнейшие цели деятельности, предлагаю дать ответы на вопросы: 1. Чего мне не хватило, что бы стать бывалым солдатом/командиром? 2. Чему мне надо научиться |
| |
Приложение №1
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР. |
1 | «Политическое устройство и социально – экономическое развитие России в 20 – 30 гг. 19 века.» | ЭОР Модуль практический |
| http://fcior.edu.ru/card/2910/praktika-politicheskoe-ustroystvo-i-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-v-pervoy-polovine-xix-veka.html
|